Чем можно промыть систему охлаждения автомобиля. Чем промыть систему охлаждения автомобиля: эффективные бюджетные способы, зачем это нужно. Как сделать это самостоятельно. Образование накипи внутри

Новый автомобиль владельцу практически не доставляет никаких хлопот, необходимо лишь проводить техобслуживание, вовремя менять моторное масло в двигателе. Но со временем все узлы и агрегаты начинают изнашиваться и стареть, от грязи и дорожной пыли забиваются основной и печной радиаторы. Для освобождения от различного сора и шлака нужно промыть систему охлаждения двигателя, для этого используются разные составы, как промышленные, так и народные, существует множество всяких рецептов. Чистку системы профессионально производят специалисты на автомойках или в автосервисах, но ее также можно выполнить своими руками, не прибегая к услугам мастеров.

Любая система охлаждения двигателя (СОД) автомобиля состоит из водяных патрубков (шлангов), радиаторов (основного и отопительного), термостата, водяного насоса, который обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ). В результате постоянного взаимодействия с разогретым металлом, а также от старения, в жидкости (тосоле или антифризе) накапливаются различные отложения, и она начинает мутнеть. Также в тосол может попасть масло из двигателя, оно проникает в СОД вследствие негерметичности прокладки головки блока цилиндров.

Существуют разные методы промывки охлаждающих каналов и радиаторов, в целом они принципиально не отличаются между собой, разница заключается лишь в использовании составов и последовательности действий. Можно промыть систему охлаждения двигателя водой, не прибегая ни к какой химии, но это в том случае, когда она не слишком загрязнена, и в ней нет следов масла. Правильно промыть СОД – это значит, полностью избавиться от грязи или масла (эмульсии), при этом антифриз должен быть прозрачным, а двигатель иметь рабочую температуру (не перегреваться). И очень важно подобрать подходящий для промывания состав, который не навредил автомобилю, а пошел бы только на пользу!

Чем лучше промыть охлаждающую систему

Для промывки применяются промышленные и народные средства, эффективность которых устанавливается, исходя из опыта. Наиболее популярными «народными» составами для эффективной очистки каналов охлаждения считаются:

  • лимонная кислота;
  • состав для мытья посуды Fairy;
  • молочная сыворотка;
  • отбеливатель «Белизна»;
  • раствор уксуса;
  • солярка;
  • каустическая сода;
  • моющий препарат Cillit Bang.

Кто-то промывает СОД даже с помощью кока-колы, но не все составы безопасны, и нужно знать точную дозировку, порядок действий при прочистке. Из промышленных средств автовладельцы чаще всего советуют использовать специальную автохимию брендов:

  • Prestone;
  • Abro;
  • LAVR;
  • Hi Gear;
  • Liqui Moly;
  • Fenom;
  • WYNNS.

В некоторых ситуациях промывание СОД требуется после герметика (точнее, после его применения для устранения утечки антифриза), такая ситуация возникает, если дозировка не соблюдена, и в результате засорился печной радиатор. Здесь в ход идут уже и народные, и специальные промышленные препараты (целый комплекс), а если и они не помогают, тогда выход только один – снимать радиатор печки и прочищать.

Если в радиаторе охлаждения (РО) появляется эмульсия, это означает, что масло проникает в СОД из двигателя. Такой признак говорит о неисправности прокладки головки блока или самой ГБЦ, эксплуатировать машину с таким дефектом крайне не рекомендуется. Прежде чем промывать от эмульсии, необходимо устранить поломку, иначе ее образование будет продолжаться. Избавиться от масла в системе не так просто, в некоторых случаях приходится промывать несколько раз, использовать разные средства.

Лимонная кислота – высокоэффективный состав для вымывания грязи, в том числе и масляных остатков из РО, промывание производится несложно, но при сильной загрязненности внутренностей СОД такую операцию приходится повторять несколько раз. Рассмотрим на конкретном примере, как выполняется подобная процедура, необязательно все действия точно копировать, но сам принцип, надеемся, будет понятен:

  • берем пакетики с лимонной кислотой из расчета 100 г на 1,5-2 л тосола, заранее подготавливаем раствор, размешивая порошок с горячей водой в какой-нибудь таре, растворяем его;
  • если движок холодный, прогреваем его до рабочей температуры, затем глушим двигатель;
  • подставив внизу ведерко или пластиковую канистру, сливаем старую ОЖ из радиатора и блока цилиндров, открутив соответствующие пробки (открыв краники). Где находятся сливные отверстия, зависит от модели автомобиля;
  • не устанавливая пробок (не закрывая краников), в расширительный бачок заливаем чистую воду, проливаем систему до тех пор, пока из сливных отверстий не начнет выходить относительно чистая жидкость;

  • закрываем слив, сначала заполняем СОД обычной чистой водой, прогреваем мотор, глушим его, выливаем через краники воду;
  • затем уже наливаем в расширительный бачок раствор лимонной кислоты, подготовленный заранее, еще раз размешав его, после запускаем движок;
  • закрываем капот, садимся за руль, проезжаем на машине от 15 до 50 км, очень желательно, чтобы краник печки на автомобиле был открытым;
  • после поездки сливаем раствор, вероятнее всего, он будет мутного грязного цвета;
  • опять повторяем проливку водой, закрыв все пробки (краники), заправляем систему уже свежим тосолом.

Если работа производится летом, можно для достижения лучшего эффекта на какое-то время залить дистиллированную воду и проездить так несколько дней. В дальнейшем нужно будет обязательно заправить рекомендованную для данного типа автомобиля охлаждающую жидкость, главное, не забыть об этой смене. Еще при попадании эмульсии в охлаждающую жидкость можно промыть систему охлаждения двигателя соляркой, хотя дизельное топливо не очень эффективно удаляет шлак, зато хорошо борется с масляными отложениями.

Как промыть радиатор от ржавчины в домашних условиях

Ржавчина в охлаждающей системе чаще всего образуется в результате эксплуатации автомобиля на воде, которую заливают в СОД летом с целью экономии, но зимой переходить на тосол все равно необходимо. Прежде чем заправлять машину новой ОЖ, следует произвести промывку, а признаком наличия ржавчины являются рыжие пятна на расширительном бачке, темно-рыжий цвет жидкости внутри самой емкости.

Промывка в таких случаях совершается в стандартном режиме: также необходимо нагреть мотор до рабочей температуры, затем остановить движок, выключив зажигание, слить всю грязную жидкость. В домашних условиях нет возможности загнать машину на яму или подъемник, поэтому обычно подобная процедура выполняется на ровной площадке где-то на дворовой территории. Разумеется, сливать ржавую смесь рекомендуется в заранее приготовленную тару, лучше всего для этого подходит плоская канистра с вырезанной боковиной.

Промываем несколько раз систему проточной водой, затем используем раствор лимонной кислоты, также можно применить раствор уксуса. Перед заправкой свежим тосолом рекомендуется некоторое время поездить на дистиллированной воде, затем уже заправлять машину охлаждающей жидкостью. Нужно отметить, что от ржавчины избавиться достаточно трудно, в некоторых случаях приходится несколько раз сменить антифриз, прежде чем он станет чистым, без мутного осадка.

Стоит ли промывать систему охлаждения после применения герметика для радиаторов

При утечке охлаждающей жидкости через неплотные соединения в патрубках достаточно часто собственники авто используют специальный герметик, предотвращающий течь ОЖ, для этого в радиатор добавляется специальный состав. Во многих случаях средство действительно помогает избавиться от подтеков антифриза, но неправильная дозировка герметика нередко приводит к засорению печного радиатора. В результате перестает нормально греть печка, что является довольно серьезной проблемой. Возникает вопрос, как промыть с минимальными потерями времени и денег, чтобы восстановить работоспособность отопителя.

Наиболее частые советы по этой теме, которые можно услышать от автолюбителей:

  • произвести стандартную промывку с помощью лимонной кислоты;
  • использовать в качестве промывочного средства молочную сыворотку;
  • залить в охлаждающую систему для промывания фанту или кока-колу;
  • применить фирменную автохимию Хай-Гир.

Конечно, попытаться воспользоваться здесь можно любым из предложенных способов, но, к сожалению, в данной ситуации они не всегда работают, особенно, если герметика было добавлено много. Самый верный вариант – снимать оба радиатора (основной и печной), а затем прочищать и промывать детали, продувать их сжатым воздухом.

Очистка СОД с помощью «Белизны»

Охлаждающая система может засориться из-за смешения двух разных ОЖ, несовместимых по характеристикам, из-за этого происходит свертываемость жидкости, получается своего рода «каша». Вымыть из РО такую жижу легко не получится, очень редко помогает здесь и промышленная автохимия. Народные умельцы для промывки берут чистящее средство «Белизна», обладающее прекрасным очищающим эффектом. Как выглядит применение этого состава на практике:


Теперь расширительный бачок можно заправить свежим тосолом, а по ходу эксплуатации машины желательно следить за цветом ОЖ. По отзывам владельцев авто, «Белизна» эффективно удаляет грязь из радиаторов, но у нее есть свои недостатки – это сильный запах, еще средство разъедает алюминий. Поэтому при промывке после использования чистящего средства его остатки нужно тщательно вымывать во избежание коррозии металла.

Эффект от промывания охлаждающей системы кока-колой

Еще одно совсем необычное решение – промыть СОД кока-колой, только почему-то многим кажется странным, что напиток способен разъедать грязь. Но объяснение все же это химической реакции есть: в составе «газировки» содержится ортофосфорная кислота (регулятор кислотности). По утверждению некоторых водителей, Coca-Cola действительно способствует отмыванию внутренних стенок радиатора и является не самым плохим промывочным средством. Но перед использованием этого состава обязательно нужно открыть бутылки с жидкостью и дождаться, пока из них полностью не выйдет газ.

Для промывки напиток Coca-Cola не разбавляется водой, заливается целиком, значит, для заправки 10-литрового РО необходимо покупать пять больших бутылок лимонада. Но стоит ли экспериментировать со столь необычным для автомобиля средством, когда есть масса проверенных составов, а также сертифицированного товара, специально предназначенного для этих целей?

Плюсы и минусы промывки охлаждающей системы

Чистка СОД, безусловно, дает положительный эффект, у нее есть свои преимущества:

  • улучшается циркуляция охлаждающей жидкости;
  • уменьшается риск перегреть двигатель;
  • меньше корродирует металл радиаторов, соответственно, детали служат дольше.

Но у промывки все же есть и некоторые недостатки, особенно, если она выполняется неграмотно или с применением недопустимых средств. От неправильно подобранной концентрации или состава промывочного раствора могут разъедаться патрубки, течь сальник водяного насоса, возникнуть коррозия металла. В некоторых вариантах прочистка банально не дает никаких результатов, получается потеря времени и денежных затрат. Также и не хвалят отдельные образцы фабричной продукции, например, промывочное средство Felix. Согласно некоторым мнениям, препарат не приносит никакой пользы, вдобавок разъедает резину.

Обслуживание системы охлаждения

В процессе эксплуатации транспортного средства антифриз (тосол) постепенно теряет свои качества, от постоянной циркуляции, нагрева и взаимодействия с металлом начинает мутнеть. Периодичность замены ОЖ зависит от многих факторов, но в целом рекомендуется менять охлаждающую жидкость через каждые 40-50 тыс. км пройденного пути или с регулярностью один раз в 2 года (в некоторых вариантах – 5 лет). Также жидкость заменяется:

  • при ее помутнении (почернении);
  • при попадании в нее масла;
  • при появлении пены, хлопьев.

Если ОЖ приобрела рыжий цвет, причиной тому является образование ржавчины, здесь затягивать с заменой антифриза нельзя, и необходимо выяснить, что является причиной ржавления. Если вовремя производить замену жидкости (согласно регламенту), не допускать ее помутнения, скорее всего, глобальная промывка и не понадобится, достаточно при смене тосола промывать систему дистиллированной водой.

Видео: Как и чем промыть радиатор и систему охлаждения двигателя автомобиля

Система охлаждения -важнейший элемент двигателя, от ее состояния напрямую зависит общая эксплуатационная характеристика и долговечность ДВС. Почему же так важно промывать систему охлаждения? Потому что вне зависимости от того, залита в нее вода или тосол, внутри каналов рубашки охлаждения собирается ржавчина, накипь и другие отложения.

Они не перекрывают каналы и патрубки полностью, но с течением времени начинает ухудшаться теплоотдача, двигатель может перегреться. А это чревато весьма дорогостоящим капитальным ремонтом.

Перегрев губительно воздействует на все детали автомобильного двигателя, поэтому водителю необходимо делать все, чтобы не допускать его. Имея детальную информацию о том, как промыть систему охлаждения автомобиля, можно обеспечить надежное функционирование всех механизмов, омываемых антифризом.

Почему загрязняется система охлаждения мотора: причины

Если водителю приходится вместо антифриза и дистиллированной воды использовать обычную жидкость из водопровода, колодца или скважины со временем соли, растворенные в ней, образуют накипь.

Антифриз и тосол также могут вызывать проблемы, если их не менять вовремя. В процессе эксплуатации присадки, входящие в их состав и защищающие охладительную систему от коррозии, разлагаются и оседают на внутренних стенках. В критических случаях такие отложения, как и накипь от воды, могут практически полностью закупорить тонкие каналы.

Посторонние примеси. Если устранение течи радиатора производилось заливанием в него герметика, со временем он загрязнит СО, что будет видно невооруженным взглядом.

Смешивание антифризов несовместимых типов нередко приводит к выпадению в осадок многих компонентов этих жидкостей.

Для чего нужна промывка

Многие автомобилисты до определенного момента не задумываются о необходимости очистки охлаждающей системы мотора, а лишь при необходимости доливают антифриз до положенного уровня. Но со временем такой подход перестает действовать должным образом.

Жидкость в системе мутнеет, а на внутренних поверхностях расширительного бачка, радиатора и других элементов образуется накипь или осадок от разложившихся компонентов антифриза или тосола.

Отложения и выработанная жидкость мешают нормальному охлаждению силового агрегата. Хотя система требует очистки не только изнутри. Существуют разные типы загрязнений СО автомобиля:

Засорение радиатора песком, пылью, насекомыми, дорожной грязью, листьями и тополиным пухом. Проблема устраняется промывкой радиатора специальным аппаратом высокого давления. При этом вода под напором должна поступать таким образом, чтобы не погнуть соты и не ухудшить их теплоотдачу.

Внутреннее загрязнение ржавчиной, отложениями старого антифриза, моторным маслом, если перед этим случился перегрев. В последнем случае, когда в расширительном бачке или радиаторе наблюдается масляная эмульсия, обычно заменой охлаждающей жидкости не отделаться, а требуется найти причины проблемы и как минимум заменить прокладку ГБЦ, если она была повреждена.

При обслуживании СО автомобиля категорически не рекомендуется отвинчивать пробку радиатора, если мотор только что заглушили, и он еще не успел остыть.

Когда и как часто стоит промывать систему охлаждения двигателя

На новых автомобилях практически на каждую неисправность есть сигнализирующая лампочка на приборной панели, которая оповещает о текущих проблемах в автомобиле. Есть такая и для системы охлаждения.

Она загорается, когда уровень антифриза опускается ниже допустимого уровня, когда его пора менять или же при возникновении других неполадок. Кроме этого, есть и другие признаки, по которым можно определить, что система охлаждения нуждается в промывке:

  • частые перегревы двигателя;
  • проблемы в работе насоса охлаждающей жидкости;
  • неправильная работа термостата;
  • повышенная температура двигателя;
  • частые включения вентилятора дополнительного охлаждения.

Чаще всего проблемы с системой охлаждения водители замечают по перегреву двигателя. Другой очевидный признак - изменение цвета антифриза. При сильном загрязнении системы он становится темным, практически коричневым.

Можно ли сделать это своими руками?

При наличии финансовой возможности и отсутствии значительных очередей в профессиональном сервисном центре эту процедуру рекомендуется производить на СТО. Но не во всех случаях это решение считается наиболее оправданным.

При необходимости промыть систему охлаждения и заменить антифриз можно своими силами, экономя на оплате работы мастеров.

Чем промывать систему охлаждения

Все жидкости для промывки радиатора и системы охлаждения можно условно разделить на две группы: «народные» и специальные. Чаще всего люди используют именно народные средства, к ним относится:

  • лимонная кислота;
  • уксусная кислота;
  • сыворотка или молочная кислота.

Чаще всего именно из-за доступности используют лимонную или уксусную кислоту. С их помощью можно качественно промыть радиатор или сразу всю систему охлаждения автомобиля.

Особенно кислота будет эффективной, если ранее в двигатель заливалась вода, а не полноценный антифриз, поскольку кислота с легкость справится с отложениями накипи или ржавчины. Но со значительными загрязнениями она не сможет разобраться.

Чем промыть радиатор и всю систему охлаждения

Промывку можно выполнить обычной, дистиллированной или подкисленной водой, а также очищающими средствами.

Вода

Непосредственно для удаления накипи и отложений она является не самым лучшим средством. Но при отсутствии иных вариантов подойдет и такой. При этом старую жидкость сливают, заливают воду и дают двигателю поработать около 10-15 минут, пока он не прогреется и термостат не задействует большой круг охлаждения, включающий радиатор.

Затем, через несколько минут после остановки ДВС, содержимое сливают и процедуру повторяют еще раз или несколько, пока жидкость не станет чистой.

Для финальной промывки желательно использовать дистиллированную или кипяченную и отстоянную воду. Она не должна быть слишком холодной, особенно в случае с форсированными «горячими» моторами, имеющими ГБЦ и блок цилиндров из алюминия.

Недостатком такого метода считают низкую эффективность удаления загрязнений и вероятность образования накипи.

Подкисленная вода

Ее используют при обнаружении в слитой жидкости фрагментов накипи, которая мешает отводу тепла от горячих деталей. В этом случае обычная вода не поможет. Для избавления от накипи потребуется подготовить раствор с добавлением одного определенного вещества:

Уксусная кислота

Раствор создают смешиванием 0,5 л уксуса (9%) на 10 литров дистиллированной воды.

Обычная каустическая сода

Это одна из наиболее доступных щелочей. Ее можно использовать только для очистки чугунных блоков и ГБЦ и медных радиаторов.

Поверхность алюминиевых деталей такой раствор будет разъедать. Для приготовления раствора 50 г соды размешивают в 1 литре чистой дистиллированной воды.

Молочная или лимонная кислота

При этом 20 грамм лимонной кислоты разводят в 10-ти литрах воды. В случае с молочной кислотой 1 л концентрата (36%) разбавляют в 5 л воды. Должен получиться 6% раствор.

Если в системе много отложений, то можно добавить больше кислоты. Но оптимальным считается именно такое соотношение.

Кислоты не должно быть чрезмерное количество, чтобы она не повредила резиновые и пластиковые детали. Раствор нужно залить в систему и прогреть двигатель. Он должен оставаться в моторе 2-3 часа.

За это время потребуется прогреть его еще несколько раз. После этого процедуру нужно повторить, а в конце промыть СО дистиллированной водой.

Специальные жидкости для промывки

Есть и альтернативные способы эффективно справится с химическими отложениями внутри системы охлаждения. Производители автомобильной химии уже давно предлагают клиентам специализированные средства для промывки системы охлаждения мотора.

Такой подход считается наиболее оптимальным. Сегодня можно найти составы для устранения загрязнений разных типов. Накипь лучше удаляется кислотными растворами, отделяющими ее от стенок. Жир и органические фрагменты поможет вывести щелочь.

Но смешивать эти компоненты не стоит, поскольку они нейтрализуют действия друг друга.

Они имеют весьма бюджетную стоимость и доступны каждому автовладельцу. Все средства для очистки системы охлаждения двигателя разделяют на несколько групп:

  • Нейтральные. Они не содержат агрессивных веществ, поэтому справится с какими-то отложениями не смогут. Используются в профилактических целях.
  • Кислотные. Содержит химически активные вещества, способные расщеплять разнообразные неорганические отложения.
  • Щелочные. Изготавливаются на основе щелочей, эффективны против органических отложений в системе охлаждения.
  • Двухсоставные. Изготавливаются с применением двух предыдущих основ и являются универсальным чистящим средством, которое подойдет для очистки любой системы охлаждения, вне зависимости от того, использовалась там вода или антифриз.

Важно! Не стоит использовать сразу два различных очищающих средства, так как они могут вступить в реакцию друг с другом и либо нейтрализовать положительные свойства друг друга, либо начать негативно влиять на пластиковые и резиновые элементы системы охлаждения.

Щелочные и кислотные составы используются нечасто, а в чистом виде их найти нелегко. Дело в том, что они разъедают не только загрязнения, но и пластиковые и резиновые патрубки. После работы с ними владельцу потребуется осуществить нейтрализацию их негативного воздействия и многократную промывку.

Двухкомпонентные составы пользуются определенной популярностью среди владельцев автомобилей. Они поставляются комплектами с кислотным и дополнительно щелочным раствором. Они по очереди вливаются в радиатор. При этом важно соблюдать требования инструкции производителя.

Нейтральные средства не имеют в своем составе агрессивных компонентов. В зависимости от состава, их можно использовать как для профилактической чистки, так и для избавления от серьезных отложений.

В состав растворов комплексного действия зачастую включают:

  • Чистящее средство.
  • Ингибиторы коррозии.
  • Средства для обработки патрубков и трубок из пластика и резины.
  • Диспергенты, не дающие отлипшим частицам грязи повторно приклеиться к поверхности.
  • Компоненты для защиты системы от влияния кислоты и щелочи.

По возможности для того, чтобы промыть систему охлаждения двигателя автомобиля, стоит использовать специальные составы, но при их отсутствии водителю поможет обычная вода, желательно подкисленная и дистиллированная.

Как промыть систему охлаждения двигателя своими руками

В этом деле нет ничего сложного, главное – сразу определиться с жидкостью для промывки. Если будет использоваться специализированная химия – то достаточно следовать инструкции. С народными средствами все сложнее.

Но в первую очередь следует начать со слива старой охлаждающей жидкости. Для этого надо будет воспользоваться специальными сливными отверстиями. Обычно это кран на радиаторе и один или два сливных болта на блоке двигателя. Выкрутить их надо оба, чтобы слить всю жидкость из блока.

После этого нужно обратно закрыть все сливные отверстия и воспользоваться промывкой. Если вы решите воспользоваться лимонной кислотой, то ее нужно развести в воде и залить в систему, заполнив ее полностью.

Затем надо запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры. Это даст возможность кислоте вступить в реакцию с отложениями и «разъесть» их. Ее тоже следует слить и снова промыть систему дистиллированной водой. Это можно сделать проточным способом, не закрывая сливные отверстия - вода будет просто сливаться.

Также бывают случаи, когда нужно промыть отдельно радиатор. Подобное может потребоваться, когда его снимают во время ремонта, или когда система охлаждения так сильно загрязнена, что без этого не обойтись.

Самый простой способ промыть снятый радиатор – вставить шланг с водой в одно из отверстий и пропустить сквозь него воду под давлением. Можно влить в него специальную жидкость или ту же самую лимонную кислоту и закупорить. Через сутки он будет чист изнутри.

Если снимать радиатор с автомобиля не хочется, но промыть нужно, то есть выход и из этой ситуации. Нужно слить старую охлаждающую жидкость, а потом отсоединить от радиатора все патрубки, после чего закупорить все отверстия и залить промывочную жидкость.

На финише также следует не забыть промыть водой радиатор. А по завершению всех манипуляций нужно залить только новый антифриз, чтобы избежать скорого засорения системы засорения.

Многие современные водители довольно халатно относятся в этой незаменимой процедуре, а точнее, не оценивают ее важность в работе всего двигателя. Зачастую многие из них просто меняют тосол, а потом удивляются, почему же он быстро почернел?

Причина данного явления довольно простая – грязный радиатор.

Для чего необходимо промывать радиатор?

Устройство всей охлаждающей системы так сконструировано, что способно довольно быстро загрязняться не только снаружи (песок, насекомые, пыль), но и внутри.

При длительном не промывании радиатора в нем могут образоваться ржавчина, моторное масло, продукты уже разложенного антифриза, накипь и так далее.

В наше время данную деталь авто необходимо систематически промывать специальными средствами, которые можно приобрести в любом автомобильном магазине или сделать самостоятельно. Специалисты рекомендуют промывать охлаждающую систему в месяц 2-3 раза, иначе радиатор не сможет полноценно справляться со своими основными обязанностями – это приведет его к ремонту или полной замене.

Из этого видео, видно, что с помощью обычного моющего средства, можно удачно выполнить промывку системы охлаждения автомобиля.

Поэтому запомните, что промывка охлаждающей системы – это обязательный регулярный процесс. Важно отметить, что многие поломки двигателя также происходят из-за загрязненного радиатора, поэтому если ваш автомобиль не заводится, причиной тому может быть грязная охлаждающая система.

Специалисты утверждают, что промывка охлаждающей системы должна производиться в автосервисе. Этому способствует несколько факторов:

  • у вас может не найтись необходимого оборудования, которое может вам потребоваться во время проведения данной процедуры;
  • специалисты более качественно осуществят работу, ведь они знают все основные нюансы этой, на первый взгляд, легкой работы;
  • профессионалы намного лучше разбираются в средствах для очищения радиатора, а именно какие лучше использовать для этой работы, как их разводить, сколько держать внутри системы и так далее;
  • в результате совершения неправильных действий вы рискуете навредить многим деталям автомобиля, в то время как специалисты смогут быстро и надежно удалить создавшуюся проблему.

Как вы успели убедиться, салонная чистка охлаждающей системы – это более надежный вариант. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают виды очистки радиатора и чем они отличаются.

Виды промывок системы охлаждения

Промывка радиатора водой

Промывка с помощью водопроводной воды

Если специалисты убедились в том, что в радиаторе вашего автомобиля нет существенных загрязнений, то промывку охлаждающей системы можно произвести водой. Этот вид промывки довольно быстрый и недорогой — всего 500-700 рублей.

Определить степень загрязнения этой части машины можно при помощи слитого тосола: если он темный, значит, в деталях двигателя наверняка появилась накипь и ржавчина. Данную промывку специалисты проводят при помощи дистиллированной или кипяченой воды с минимальным содержанием соли.

Эта процедура осуществляется довольно просто: в охлаждающую систему заливается вода, после чего включают двигатель на холостые обороты и дают ему поработать не менее 20 минут. После этого, специалист сливает загрязненную воду и оценивает степень очистки.

Далее операция повторяется до тех пор, пока вода из охлаждающей системы не будет выливаться абсолютно чистой. В среднем это произойдет через 3-5 процедур по очистке радиатора. Этот способ избавления от загрязнений отличается от остальных своей простотой: он отлично подойдет водителям, которые постоянно спешат.

Промывка подкисленной водой

В этом видео, вам покажут, как можно промыть систему охлаждения двигателя, с помощью обычной воды с добавлением лимонной кислоты.

Явные признаки накипи и ржавчины в радиаторе – это тревожный сигнал для любого владельца автомобиля. Это означает, что двигатель в любой момент может «встать» из-за разрушения отдельных деталей двигателя, появления осадка в трубках радиатора и засорения стыков охлаждающей системы. Эти признаки означают то, что промыв двигателя дистиллированной водой в данном случае не подойдет, так как он просто напросто не сможет удалить весь осадок с основания деталей радиатора.

Для такой промывки профессионалы готовят специальный слабокислый раствор, в который входит каустическая сода, уксусная эссенция или молочная кислота. По сравнению с предыдущим случаем, этот вид очистки намного превышает по времени и денежным затратам – средняя цена в Москве и Московской области составляет 800 рублей.

Промывка системы кислотой осуществляется за 3-8 часов – именно за это время раствор сможет вывести из радиатора вся ржавчину и накипь. Процедура промывки практически ничем не отличается от предыдущей: специалист также заливает раствор в специальное отверстие, ждет 2-3 часа, за которые несколько раз запускает двигатель.

После чего сливает отработанную жидкость и снова заливает раствор. После полной очистки он тщательно промывает систему дистиллированной водой, чтобы полностью избавиться от подкисленного средства. Стоит отметить, что этот способ является более действенным, поэтому многие современные водители пользуются именно им.

Промывка средствами для очищения

Средства очистки для промывки радиатора

В наше время выпущено огромное количество очищающих средств, способных за короткий срок очистить систему радиатора. Они позволяют качественно, бережно и эффективно очистить даже серьезные загрязнения, которые образовались в радиаторе. Кроме того, средство с легкостью может растворить и вывести из системы отложения накипи, ржавчины и вредных частиц, которые скопились на деталях двигателя.

Этот способ промывки является самым знаменитым среди опытных автомобилистов – его цена в столице составляет 1200 рублей. Основное отличие данного вида промывки от предыдущих – более качественная очистка деталей радиатора, которая так необходима всем автомобилям.

Промывка радиатора сывороткой

Можно ли промывать систему охлаждения авто, сывороткой?

Большинство специалистов утверждают, что промыв автомобиля сывороткой – это самый действенный способ. И это не удивительно, ведь молочные продукты прекрасно борются с накипью и отработанными элементами. Но, стоит отметить, что этот способ больше используется в домашних условиях, так как специалисты скептически относятся к этому виду промывания. Данный вид очистки поверхностей охлаждающей системы не особо затратный – в салоне вы заплатите 1000, а при домашнем очищении гораздо меньше.

Чтобы быстро очистить радиатор, необходимо взять 2 литра сыворотки и разбавить его 2 литрами воды (желательно кипяченой). Залить в радиатор автомобиля и продержать раствор не менее 3 часов. За это время сыворотка очистит детали от накипи и тщательно промоет стенки охлаждающей системы.

Важно отметить, что промывание водой в данном случае обязательно. Основное отличие этого вида промывки – это отсутствие накипи при постоянном очищении двигателя данным способом.

Если после промывки системы появилась течь, то возможно средство очистило накипь в микротрещинах трубок или пластиковых деталях. Лучше всего производить промывку охлаждающей системы при плюсовой температуре.

Внешнюю очистку радиатора необходимо также своевременно делать. Раствора всегда разводите побольше, чтобы его точно хватило для полной промывки всей системы.

После сливания средства производить ополаскивание системы рекомендуется теплой водой.

Рано или поздно, но все автовладельцы сталкиваются с проблемой ухудшения качества работы системы охлаждения и необходимости ее чистки.
Признаками этого могут служить:

  • повышение температуры на датчике;
  • вентилятор, работающий без перерывов;
  • проблемы в работе помпы;
  • частая «завоздушенность» системы;
  • плохая работа «печки».

Частой причиной возникновения этих проблем может быть засорение самой системы охлаждения (СО). Даже если всегда применялись тосол или антифриз, то со временем в СО скапливаются продукты разложения этих жидкостей, которые могут закупорить соты радиатора и откладываться на шлангах и патрубках системы.

В результате ухудшается движение охлаждающей жидкости по системе, что дополнительно нагружает вентилятор и помпу. Во избежание этих проблем необходимо минимум раз в 2 года производить полную чистку СО.

Чистка СО осуществляется как внешняя, так и внутренняя.

Внешняя чистка СО подразумевает промывку или продувку ребер радиатора от скопления пуха, грязи, остатков насекомых. Промывка проводится под небольшим давлением во избежание механического повреждения сот радиатора. Кроме того производится продувка и протирание влажной тряпкой лопастей и корпуса вентилятора.

Целью внутренней очистки СО является устранение накипи, ржавчины и продуктов разложения антифриза из системы. Внутреннюю чистку СО лучше доверить профессионалам на специальных стендах. Но часто не хватает времени или финансов на посещение СТО.

Для самостоятельной чистки СО производителями автохимии разработаны специальные промывочные средства. Их можно разделить на четыре категории:

  • кислотные;
  • щелочные;
  • двухкомпонентные;
  • нейтральные.

Накипь и ржавчина убираются кислотными промывками. Продукты разложения охлаждающих жидкостей смываются щелочами. Двухкомпонентные промывки используются для глубокой очистки СО и воздействуют на все виды загрязнения. Кислотная и щелочная жидкости заливаются поочередно.

В нейтральных промывках используются катализаторы, растворяющие все загрязнения до коллоидного состояния, исключающего засорения сот радиатора продуктами распада. Удобство применения нейтральных промывок в том, что они просто добавляются в антифриз и не останавливают эксплуатацию автомобиля.
Используя промышленные промывки СО, обязательно следует проводить все этапы работ согласно инструкции. Несоблюдение инструкции может привести к плачевным результатам.

Народные методы промывки системы охлаждения

Существуют народные методы чистки СО. Так как они менее затратны, то пользуются особой популярностью. Однако не стоит забывать, что при использовании таких средств необходимо соблюдать крайнюю осторожность и технику безопасности, так как в чистящие составы входят кислоты и щелочи.

Промывка СО с помощью лимонной кислоты

Раствор лимонной кислоты позволяет очистить патрубки и соты радиатора от незначительной ржавчины. Раствор лимонной кислоты изготавливается в расчете 20-40 гр кислоты на 1 литр дистиллированной воды. При больших скоплениях ржавчины концентрация раствора увеличивается до 80-100 гр на 1 литр воды.

Порядок действий при чистке лимонной кислотой

  1. Слить антифриз с охлажденного двигателя и радиатора.
  2. Залить подготовленный раствор до нижней отметки в расширительном бачке.
  3. Завести двигатель, довести до рабочей температуры, не глушить 10-15 мин., оставить на 6-8 часов (желательно на ночь).
  4. Полностью слить раствор.
  5. Промыть СО дистиллированной водой. Если слитая вода грязная, промывку повторить.
  6. Залить свежий антифриз.

Промывка СО с помощью уксусной кислоты

Раствор уксусной кислоты изготавливается из расчета 50 гр на 1 литр воды. Порядок промывки тот же, что и при использовании лимонной кислоты. Запущенный двигатель лучше подержать 30-40 мин.

Промывка СО сывороткой

  1. Подготовить 10 литров сыворотки (лучше домашней).
  2. Процедить сыворотку через несколько слоев марли, чтобы удалить крупные частицы.
  3. Полностью слить охлаждающую жидкость.
  4. Залить в расширительный бачок процеженную сыворотку.
  5. Завести двигатель и проехать не менее 50 км.
  6. Сливать сыворотку только горячей, во избежание прилипания грязи к стенкам патрубков.
  7. Остудить двигатель.
  8. Тщательно промыть СО дистиллированной водой до полной чистоты сливаемой жидкости.
  9. Залить новый антифриз.

Чистка радиатора каустической содой

Важно! Использование каустической соды возможно только для промывки медных радиаторов. Алюминиевые радиаторы промывать содой запрещено.

Для удаления грязи из радиатора используется 10% раствор каустической соды.

  1. Снять с автомобиля радиатор.
  2. Нагреть один литр подготовленного раствора до 90 градусов.
  3. Залить в радиатор горячий раствор и держать там 30 мин.
  4. Слить раствор.
  5. Поочередно промывать радиатор горячей водой и продувать воздухом при небольшом давлении в направлении, противоположном движению антифриза. Промывку проводить до появления чистой воды.
  6. Установить радиатор на автомобиль, и подсоединить патрубки.
  7. Залить свежий антифриз.

При отсутствии дистиллированной воды можно пользоваться просто кипяченной водой.

Для исправной эксплуатации силового агрегата необходимо обеспечить нормальный тепловой режим работы. Для этого предусмотрено водяное охлаждение мотора. При ее нормальной работе он не перегревается и не переохлаждается, а при ее засорении необходима промывка системы охлаждения двигателя.
В качестве охлаждающей жидкости для циркуляции в автомобиле используется вода или охлаждающий тосол.

Если вы используете обычную воду, то в процессе эксплуатации на стенках радиатора или на картере может образовываться накипь или отложения солей.

Грязевые отложения в системе охлаждения ДВС

При использовании антифриза отложения солей не наблюдается, но при длительном использовании он может разлагаться и образовывать различные отложения в магистралях.
Очистку следует производить, если наблюдаются перебои в соблюдении температурного режима автомобиля или периодически, для профилактики. (хотя бы раз в два – три года)

Способы очистки

Существует несколько способов прочистки:

Специальные химические средства

Для очищения существует также очень много разных специальных средств. Все они по химическому составу подразделяются на несколько типов:

Проверка системы

После промывки системы охлаждения двигателя любым из способов следует обкатать двигатель и определить, как работает машина – лучше, чем до промывки ил также само. Если вас не устроил результат то процедуру можно повторить, возможно, другим способом. Также необходимо провести диагностику охлаждения на предмет возможных протечек. Еще следует учесть, что причиной неправильной работы может быть также образовавшаяся воздушная пробка, так что при заливке охлаждающей жидкости нужно следить за отсутствием воздуха в системе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!