Что нужно для самодельного квадроцикла. Самодельные квадроциклы руками народных умельцев. Подготовка к работе, инструменты и оборудование

На сегодняшний день четырехколесные агрегаты все больше набирают популярность. Вот только купить такой аппарат не каждому по карману. Тогда-то и возникает вопрос о том, как сделать квадроцикл своими руками. Сам процесс создания очень увлекателен, да и найти комплектующие совсем не сложно. Поэтому, если у вас возникло желание, смело беритесь за работу.

Перед началом работы необходимо отчетливое визуальное представление будущей конструкции. Чертежи самодельных квадроциклов варьируются в соответствии с задачами владельца и особенностями дальнейшего использования (перевозка грузов, прохождение пересеченной местности и пр.). После изучения основных схем и строений, начертите свой собственный проект по созданию четырехколесного байка. Наглядный пример послужит основой работы и поможет объяснить специалистам, что от них требуется.

Конечно, самодельная работа проигрывает зарекомендовавшим себя маркам. Однако, если подобрать правильные материалы и собрать совместимые детали, тогда получится вполне мощный агрегат, способный потягаться с конкурентами. Более того, вы сильно сэкономите.

Процесс работы

Первым делом необходимо сделать чертежи квадроцикла своими руками. Приложите максимальное количество усилий в создании набросков. Они понадобятся для определения необходимых запчастей и подсчета затрат.

После создания рисунка, займитесь покупкой комплектующих. Обычно в их основной состав входят:

  • каркас – основная конструкция, на которой будет держаться весь агрегат;
  • трубы различной длины и диаметра, для обеспечения работы системы;
  • металлопрокат, для установки щитков, защиты и прочего;
  • амортизаторы;
  • двигатель и его составляющие.

Квадроцикл проще всего сделать, имея специальное оборудование. Если такового не имеется, лучшим вариантом будет обратиться к специалистам с готовыми чертежами. Они не только качественно проделают работу, но и смогут подогнать нестыковки деталей и механизмов.

Каркас стоит выполнить индивидуальный, под габариты задуманного аппарата. Однако при желании можно взять и простую раму от мотоцикла или автомобиля российского производства. Проще всего своими руками сделать квадроцикл из Оки. Так как у Оки колесная база не велика , это позволяет упросить работу по подгонке размеров.

Подвеска и амортизаторы от машин и байков также отлично подойдут для будущей поделки. Учитывая, что квадроциклы предназначены для передвижения по сложному рельефу, амортизаторы от мопеда Минск или Днепр станут отличным вариантом.

Тормоза – очень важная часть конструкции. На них не стоит экономить. Создать квадроцикл своими руками, 4х4 привода, лучше с системой тормозов от ВАЗ. Их прочность рассчитана на автомобили, поэтому легкий четырехколесный байк будет отлично откликаться на такую систему.

Руль можно взять с любого мотоцикла. Желательно, чтобы на нем были установлены грузики для уменьшения вибрации от работы мотора и движения по каменистой местности. Это позволит уменьшить сдавливание и усталость руки при поездке.

В зависимости от того, какой способ эксплуатации вы выберете, необходимо подобрать колеса с расчетом износа. Для поездок по обычным дорогам подойдут простые колеса от Оки. Однако, если вы желаете добиться хорошей проходимости по бездорожью, стоит потратиться на специализированные колеса и покрышки от фирм производителей.

И самое важное – двигатель. Наилучшим вариантом на роль мотора, станут движки от мотоциклов ИЖ Юпитер или Планета. Вполне сойдет не новый мотор. Их простое устройство поможет с легкостью заменять износившие и поломавшиеся запчасти. В то же время не стоит забывать об охлаждении. Необходимо подобрать идеальный вариант для разных климатических условий. Отлично подойдет активное охлаждение, которое, к сожалению, не использовалось на мотоциклах.

Самодельный квадроцикл из Оки, чертежи которого, в зависимости от условий эксплуатации, должны содержать дополнительное оборудование, может быть оснащен противотуманными фарами, ящиком для инструментов (очень пригодится, в случае поломки) или лебедкой.

Сборка конструкции

После создания чертежей и подбора материала можно приступать к созданию агрегата. В первую очередь создается каркас, на который в последующем будут установлены все детали. Желательно использовать при работе наиболее крепкие и устойчивые к коррозии материалы. При езде по бездорожью прочная конструкция не раз спасет ваш двигатель от поломки.
Далее идет установка ходовой части. Здесь необходимо проявить точность сборки, поскольку скоординированная работа всех колес и амортизаторов обеспечит хорошую динамику и устойчивость аппарата.

Затем переходите к установке двигателя и его комплектующих. При нестыковке механизмов ни в коем случае не применяйте грубую силу. Это приведет к последующим проблемам в работе. Соединив двигатель с коробкой, подсоедините топливную систему. Бак для горючего можно сделать с запасом, что обеспечит возможность длительных поездок.

Теперь необходимо установить электрооборудование. На этом этапе прокладываются провода, устанавливаются фары, сигнальные огни и прочие элементы-потребители.

После завершения основных работ можно перейти к облицовке и обвесу. Металлические или пластмассовые листы использовать при установке обвеса решать вам, но рекомендуется выбирать с учетом весовой нагрузки на двигатель . При достаточной мощности пара килограмм не будет заметна. Сидения лучше устанавливать с гидравлической подушкой, однако за это придется доплатить, ведь при долгом движении по плохой дороге, смягчение вибраций обеспечит дополнительный комфорт.

Это самый простой способ сделать самодельный квадроцикл из Оки 4х4. Главное в работе правильное соотношение финансов и возможностей. Ведь при желании создать равноправный четырехколесный байк, не рассчитав затраты, вы рискуете оставить свои труды недоделанными.

Квадроциклы обладают массой преимуществ по сравнение с автомобилем или мотоциклом, поэтому они так популярны сегодня. Приобрести квадроцикл сегодня не трудно, но это довольно не дешевая покупка, поэтому многим остается только мечтать о таком приобретении или сделать квадроцикл своими руками.

Если до этого времени у вас не было необходимого навыка, то придется вам запастись терпением, так как сделать квадроцикл своими руками не очень просто. Но зато, если вы все-таки добьетесь своего и сконструируете квадроцикл своими руками, видео, где вы разъезжаете на своем агрегате может стать украшением Интернета.

Процесс, который вам придется пройти, чтобы собрать квадроцикл довольно трудоемкий, но если вы приложите усилия, все ваши старания вознаградятся сторицей.

Первое, что нужно учитывать при конструировании квадроцикла, то что на выходе, это должен быть легкий, маневренный и мобильный агрегат не очень громоздкий, но в то же время выносливый. Стоит помнить, что главное качество хорошего квадроцикла – это его проходимость, что и нужно учитывать при его сборке.

Самодельные квадроциклы своими руками

Если решили – чертежи становятся отправной точкой начала работ. В Интернете можно найти разнообразные чертежи квадроциклов, на базе разной техники. Здесь же можно посмотреть фото квадроцикдов, которые своими руками сделали наши умельцы.

Умельцы делают , «ИЖа», «Урала» или другой техники. Например, если задумали сделать своими руками квадроцикл из «Оки» можно взять мотор – он неплохо справится с легким квадроциклом. Коробка передач также может быть позаймсвована из «Оки». Если вам удастся развернуть двигатель вдоль рамы и направить входные валы из напрямик из коробки передач на мосты можно получить сделанный своими руками квадроцикл 4х4, но без раздаточной коробки.

Основные этапы работы над квадроциклом

Неплохой агрегат можно получить на базе мотоциклов советского выпуска. Например, если вы задумали создать квадроцикл из «Урала» своими руками можно условно разделить всю работу на четыре этапа:

  • Модернизация рамы;
  • Установка двигателя и трансмиссии;
  • Оборудование подвески;
  • Оснащение и установка приборной доски.

Кстати необходимо сразу же определиться с типом управления – будет он рулевым или мотоциклетным. В случае с выбором мотоциклетного управления, у вас уже есть необходимые запчасти от «Урала», а вот если вы задумали рулевое управление для своего коня, позаботьтесь о необходимых деталях заранее.

На первом этапе перработки «Урала» в квадроцикл вам придется поиграться с рамой. Хотя именно уральская рама наиболее подходящая для квадроциклов, она практически всегда остается без изменений, хотя это уже зависит от вашего чертежа. Чаще ее только обваривают системой для монтажа подвески.

Далее нужно подумать о задней подвеске и заднем мосте. Существует два решение этой проблемы. Первый – создание конструкции на базе родного кардана и редуктора. На выходе получится легкая конструкция без дифференциала. А второй варрант – конструкция на базе автомобильного моста. Но если вы не хотите иметь квадроцикл, шириной с автомобиль его придется укорачивать. Естественно, процесс не из легких, но вы получите дифференциал, которые не помешает на дорогах.

Но все же наиболее трудоемким процессом является создание передней подвески. Хотя сделать ее можно из чего угодно, ведь квадроцикл не имеет большого веса и поэтому надежные рычаги можно создать любого размера.

Дополнительное оборудование

Квадроциклы используют не только для прогулочных поездок, но и как надежного, выносливого помощника в подсобном хозяйстве. Их используют для перевозки грузов, урожая или используют вместо небольшого трактора на огороде. И для этих нужд необходимо как-то разместить на квадроцикле много вещей. Если вам квадроцикл, нужен в основном для личных нужд или поездок на пикник можно сделать своими руками кофр для квадроцикла, в котором можно разместить необходимые вещи. Но для подсобного хозяйства лучше сделать своими руками прицеп для квадроцикла. Если уж вы осилили сборку квадроцикл, то на небольшой прицеп у вас уйдет совсем немного времени, а вот пользы он принесет очень много.

Представляем квадроцикл нашего постоянного автора С. Плетнёва из города Очёр Пермского края. Очередная построенная им машина свидетельствует о возросших конструкторском уровне и профессиональных навыках её создателя. Впрочем, судите сами…

Минул год с той поры, когда выехав из гаража, опробовал свой первый квадроцикл с задними ведущими колёсами (). И вот пришла мысль: а не сделать ли теперь полноприводной АТV (от англ. All Terrain Vehicle - вездеход; такое международное обозначение получили подобные машины).

К счастью, в это время подвернулся покупатель на багги (), и вырученные деньги пошли на реализацию нового проекта.

Год труда по 3 - 4 часа после работы и в выходные - и новая машина была готова к испытаниям, остались лишь небольшие (и я бы сказал приятные) доработки: подключение светового оборудования, установка замка зажигания, зеркал заднего вида и прочие мелочи.

Силовым агрегатом для моего квадроцикла стал мотор от автомобиля «Ока» - 32-сильный, двухцилиндровый, четырёхтактный, жидкостного охлаждения. И если для автомобиля его мощности часто оказывалось маловато, то для квадроцикпа должно было хватить с лихвой.

Рама машины - пространственная, сварная. Основные её элементы (две пары лонжеронов: верхняя и нижняя) выполнены из круглых труб типа ВГП-25 (водогазопроводных диаметром 25 мм с толщиной стенки 3,2 мм), вспомогательные (подкосы, поперечины и пр.) - из ВГТ-20. Лонжероны - гнутые: нижние в горизонтальной плоскости, верхние - в вертикальной. Изгибал трубы на трубогибе, «на холодную». Проушины (пары ушек) для крепления рычагов и амортизаторов подвески приваривал к раме сразу, а различные кронштейны - по мере монтажа узлов и агрегатов (по «месту»).

1 - переднее колесо (от автомобиля «Шевроле-Нива», 2 шт.);

2 -- двигатель (от автомобиля «Ока»);

3 - трансмиссия привода передних колёс;

4 - коробка перемены передач (от автомобиля «Ока»);

5 - трансмиссия привода задних колёс;

7 - заднее колесо (от автомобиля «Шевроле-Нива»,2 шт.);

8 - топливный бак (20-литровая канистра);

9 - задний багажник;

10 -глушитель;

11 -спинной упор пассажира (подголовник от автомобиля «Ока»);

12 - седло;

13 - корзина сцепления (от автомобиля «Ока»);

14 - рычаг фиксации передач;

15 - обвес (стеклопластик);

16 - руль (от мотоцикла «Урал»);

17 - щиток приборов (от автомобиля «Ока»);

18 - передний багажник

Трансмиссия вездехода - своеобразная. Хотя машина полноприводная, но раздаточной коробки в ней нет. Как известно, в «Оке» двигатель расположен поперёк, а на квадроцикле он установлен вдоль. Это позволило направить выходные валы из коробки перемены передач (КПП) не на правое и левое колесо (как в автомобиле), а на передний и задний мосты. Вот только сам силовой агрегат, сблокированный с «корзиной» сцепления и КПП, пришлось сдвинуть относительно продольной плоскости симметрии немного влево, чтобы уменьшить горизонтальный угол продольных шарнирных валов трансмиссии. Ну а их вертикальные углы оказались при этом незначительными.

Скомпонована трансмиссия из агрегатов различных отечественных автомобилей, в основном «вазовских» моделей. Но и готовые промышленные агрегаты тоже пришлось дорабатывать. Например, из КПП (от «Оки») для обеспечения оптимальной (уменьшенной) скорости и повышения крутящего момента удалил главную зубчатую пару и заменил её на цепную передачу. Шток переключения передач тоже сделал другой - удлинённый, с выпусками на обе стороны КПП. Шток может фиксироваться в трёх положениях: для включения 1-й и 2-й передач, 3-й и 4-й и задней. Рычаг выбора этих положений находится с правой стороны, а рычаг переключения скоростей - с левой.

Межколёсные редукторы - от задних мостов вазовской «классики», только их полуоси вместе с «чулками» удалены и заменены на валы со ШРУСами от переднеприводных моделей. ШРУСы в качестве шарниров использованы и в остальных промежуточных валах трасмиссии.

1 - мотор (от автомобиля «Ока»);

2 - сцепление (от автомобиля «Ока»);

3 - коробка перемены передач;

4 - ШРУС (от автомобиля ВАЗ-2108, 12 шт);

5 - редуктор главной передачи с дифференциалом (от ВАЗ-2105, 2 шт.);

6 - вал (от автомобиля ВАЗ-2108, 6 шт.);

7 - колесо (от автомобиля «Шевроле-Нива»)

Пониженных передач и блокировки дифференциалов нет.

Рулевое управление - мотоциклетного типа (рычаг и вал) вверху и автомобильного типа (с рулевыми тягами) - внизу, только упрощённое, без рулевого механизма, с одной сошкой. Руль сначала использовал от мотоцикла «Минск», с диаметром трубы 22 мм, но он оказался немного тонковат. Позднее нашёл и поставил от мотоцикла «Урал». Рулевой вал - из трубы диаметром 20 мм и толщиной стенки 2,8 мм. На нижнем конце он имеет ограничитель хода. Внизу вал опирается на упорный подшипник, а в срединной части поворачивается в разъёмном капроновом кронштейне-втулке.

Сошка изготовлена из стального листа толщиной 8 мм по форме, напоминающей букву «Т». У края «стойки» выполнено отверстие диаметром 20 мм - в него вставлен и приварен рулевой вал, а в ушках - конические отверстия под шаровые наконечники рулевых тяг. Эти отверстия усилены подходящими приваренными шайбами. Ушки сошки немного загнуты вниз, чтобы они были почти параллельны тягам.

Колёса - 15-дюймовые, от автомобиля «Шевроле-Нива». Шины с соответствующим посадочным диаметром размерами 205/70 (ширина/ высота в процентах от ширины) с внедорожным рисунком протектора. Диаметр обкатки колеса - около 660 мм.

1 - нижний лонжерон (труба d25x3,2,2 шт.);

2 - верхний лонжерон (труба d25x3,2,2 шт.);

3 - стойка (труба d25x3,2, 2 шт.);

4 - опора заднего верхнего рычага подвески (труба d25x3,2,2 шт.);

5 - задний подкос (труба d20x2,8, 2 шт.);

6 - опора переднего верхнего рычага подвески (труба d25x3,2, 2 шт.);

7 - передний подкос (труба d20x2,8, 2 шт.);

8 - верхняя опора переднего амортизатора (уголок 35×35);

9 - стойка верхней опоры переднего амортизатора (лист s5, 2 шт.);

10 - передняя опорная стойка крепления двигателя (лист s3, 2 шт.);

11 - задняя опорная стойка крепления двигателя (лист s3,2 шт.);

12 - проушины крепления рычагов и амортизаторов подвесок (лист s5, 18 пар);

13 - кронштейн крепления седла (лист s3, 2 шт.);

14 - верхняя поперечная связь (труба d20x2,8);

15 - нижняя поперечная связь (труба d20x2,8,2 шт.);

16 - опора радиатора (труба d25x3,2 разрезанная вдоль пополам, 2 шт.);

17 - передняя консоль подножек (труба d20x2);

18 - задняя консоль подножек (труба d20x2);

19 - связь передней и задней консолей подножек (труба d20x2);

20 - поперечина подножки (лист s5, 4 шт.);

21 - ушко крепления стеклопластикового обвеса (лист s5, комплект)

Подвески колёс - независимые, на двух треугольных поперечных рычагах каждое (верхнем и нижнем) с амортизаторами от автомобиля «Ока» (передними). Рычаги сварены из круглых труб типа ВГП-20. Упругие элементы (пружины) и амортизаторы - от автомобиля «Ока» (задние). В колёсные концы передних рычагов вварены ступицы колёс и поворотные кулаки - от автомобиля ВАЗ-2109. И те и другие пришлось доработать. В ступицах установил шпильки под колёса от «Нивы», а в передних кулаках - самодельные поворотные рычаги.

Глушитель - самодельный, двухсекционный. Для защиты от температурного коробления обвеса прикрыл его дистанционной крышкой, а входной патрубок изолировал асбестом.

Обвес квадроцикла - стеклопластиковый. Выклеивал его впервые, а потому сначала изучил рекомендации по выполнению соответствующих работ. Но как оказалось - процесс этот кропотливый, хотя результат того стоит.

(а - верхний рычаг передней подвески; б - нижний рычаг передней подвески; в - нижний рычаг задней подвески; г - верхний рычаг задней подвески; все детали, кроме отмеченных особо, выполнены из трубы ВГТ-20):

1 - луч (2 шт.);

2 - поперечина;

3 - втулка (труба d37x32, 2 шт.);

4 - проушина крепления амортизатора (сталь, лист s3);

5 - шаровой шарнир (от рулевой тяги автомобиля «Жигули»)

Сначала изготовил из стальной квадратной трубы сечением 10x10x1 мм требуемые контуры обвеса. Благо эта труба легко гнётся даже руками через колено. Контур приварил к раме с помощью перемычек из этой же трубы, в местах, где потом (после выклейки обвеса), можно было бы без труда «прихватки» спилить. Затем изогнул из оргалита (древесно-волокнистой плиты) «крылья» и зафиксировал их саморезами к контуру и перемычкам. Там, где изгиб получался крутой, крепил отдельные полоски из того же оргалита. Передок выводил пе-нополистиролом, приобретённым в хозяйственном магазине. Можно было использовать пенопласт или ту же монтажную пену, но пенополистирол оказался более подходящим материалом - хорошо режется острым тонким ножом. Отдельные элементы из него клеил в общую конструкцию на монтажной пене.

1 - рулевой вал (труба d20x2,8);

2 - пластина подсоединения руля (сталь, лист s6);

3 - подкос пластины (сталь, лист s6, 2 шт.);

4 - разъёмный кронштейн-втулка рулевого вала (капрон, лист s18);

5 - опорная шайба (сталь, лист s6, 2 шт.);

6 - сошка (сталь, листа 18);

7 - ограничитель хода руля (сталь, лист s6);

8 - корпус подшипника;

9 - упорный наконечник (сталь, круг 15);

10 - упорный подшипник

Фальшбак - сложной формы. Выгнуть его из оргалита не представлялось возможным. Поэтому, замотав двигатель полиэтиленовой пленкой, стал заполнять слоями монтажной пены предназначенное для него место. После каждого слоя - обязательная сушка, иначе толстый объём пены может не просохнуть внутри. Заполнял до тех пор, пока слои не вышли за пределы контура. Наконец после полного высыхания пены стал ножом выводить нужную форму. Грани заглаживал крупнозернистой наждачной бумагой.

Под приборный щиток пошла в ход часть приборной панели «Оки». Закреплял её на болванке тоже с помощью монтажной пены. Поскольку пена крупнопористая, поры заполнял гипсом и затем обрабатывал. Когда форма болванки начала отвечать задуманному дизайну и её поверхность стала более-менее гладкой, покрыл заготовку краской ПФ-115. Поскольку я не собирался изготавливать по болвану матрицу для выклейки обвеса, а сразу выклеивал по нему обвес с последующей доводкой поверхности до идеального состояния, то шпаклевание гипсом и покраской болвана можно было бы пренебречь.

Итак, болван готов и чтобы выклеить качественное изделие, потребовалось: 10 кг эпоксидной смолы, 1 кг пластификатора к ней и 1 кг отверди-теля, 15 погонных метров нетолстой стеклоткани, 5 м стекломата, кисти, перчатки. Очень желательно работать в средствах, защищающих дыхание. И чем они дороже, тем надёжнее. А вот опыт, как известо, не купишь, поэтому набирался его в процессе работы.

В качестве разделительного слоя между болваном и изделием использовал прозрачный скотч. Тщательно, без пропусков, обклеил его полосами весь болван. Ушло всего 1,5 рулона широкого скотча.

Разводил смолу по 200 - 300 граммов с отвердителем и пластификатором. Применял мерные стаканчики и шприцы, что не очень-то удобно. Перед этим нарезал полоски стеклоткани такими размерами, чтобы на ровных поверхностях ложились большие полотна, а на неровностях отрезки ткани смогли их повторить, не сделав складок. К слову, стеклоткань в меру тянется по диагонали переплетений, «обтекая» нужную форму.

Сначала намазывал густо эпоксидной смолой один участок болвана, накладывал на него стеклоткань и сверху пропитывал снова смолой. Соседний кусок ткани клеил по той же технологии с перехлёстом 3 - 5 см. Работать пришлось споро - смола схватывается довольно быстро, и чем выше её температура, тем быстрее. Да, ещё смолу чуть-чуть подогревал возле мощной лампы освещения для лучшей текучести.

После обкпейки болвана стеклотканью в один слой, начал обклеивать его стекломатом. Стекломат достался мне достаточно толстый, и им оказалось хорошо набирать толщину изделия. Но он не облегает неровности, поэтому использовал его только на ровных (или с некрутым прогибом) поверхностях и без перехлёста. Пропитка смолой осуществлялась так же, как и при работе со стеклотканью. Только следует учесть, что смолы для пропитки стекпомата уходит очень много, поэтому разводить её нужно побольше. Неровные поверхности после наклейки стекпомата проклеивал в несколько слоёв тканью. Каждый последующий слой накладывал после того, как немного схватится предыдущий, чтобы не утекала смола. А поскольку процесс выклейки обвеса занял не один день, приходилось после суток перерыва «шершавить» поверхность крупной наждачной бумагой и обезжиривать - ведь смола за это время отверждается полностью. Заключительные слои поверх мата опять покрывал стеклотканью, и даже не одним слоем.

Багажники:

а - передний; б – задний

Так как поверхность мне нужна была, как говорится, чем ровнее, тем лучше, а опыта было маловато, то провалы и ямки всё же оставались - заливал их где одной смолой, а где и с наложением кусочков стеклоткани. Смолы немного не хватило. Докупал уже в хозмаге, в коробочках. Работать с ней понравилось мне больше, поскольку уже расфасована, и оставалось лишь смешать компоненты. И сохла она побыстрее, чем приобретённая на фирме.

После полного высыхания выклеенного обвеса сделал в нём пропилы, разделив изделие на три части: задние крылья и задок, фальшбак с подсиденьем, передние крылья и передок. Осторожно, слегка поддев и оттягивая руками с подковыриванием, отделил изделие по частям без особых усилий от болвана.

Теперь, сняв части, начал обрабатывать их по отдельности, доводя до нужного результата. В общем, обыкновенные подготовительные и покрасочные работы по «всей» технологии: сначала грубая шлифовка со снятием больших выпуклостей смолы и стеклоткани; затем кропотливое заделывание шпаклевкой со стекловолокном углублений; далее шлифовка наружной поверхности и грунтовка с пластификатором. В заключении - покраска «металликом» и покрытие лаком с пластификатором.

Болван тоже аккуратно срезал и положил в дальний угол - на всякий случай. Обвес прикрепил к специально сделанным и приваренным «по месту» креплениям на раме.

В завершение сварил из тонкостенных стальных труб наружным диаметром 20 мм передний и задний багажники, а в дополнение к ним - и «кенгурятники», заменяющие бамперы.

Основные данные квадроцикла:

Масса, кг…………………………………………430

Длина, мм………………………………………2300

Ширина, мм

(по наружным боковинам шин)………1250

Высота, мм:

по рулю……………………………………….1250

по седлу………………………………………..900

Дорожный просвет, мм…………………….300

База, мм…………………………………………1430

Колея, мм………………………………………1045

Максимальная скорость, км/ч…………….65

С. ПЛЕТНЁВ, г. Очёр, Пермский край

Работу над своим проектом я начал примерно год назад. Свой самодельный квадроцикл я собирал, в основном, после работы и на выходных по 2-3 часа, не больше.

И вот, спустя 11 месяцев вся большая работа была закончена (остались небольшие доработки в виде электрики, замка зажигания и прочие мелочи) и я решил, что прототип уже готов к испытаниям и первой фотосессии.

Двигателем для моего детища послужил б/у мотор от Оки. Двухцилиндровый, тридцати двух сильный агрегат, по моим расчет, должен был отлично справиться с легким квадриком.

Основой квадроцикла послужила старая Ока

Рама пространственная, сварена из стальных водопроводных труб. Верхние и нижние пары лонжеронов изготовлены из трубы ВГП-25(25х3,2 мм) для вспомогательных элементов(поперечины, подкосы, и тд.) я решил обойтись трубами ВГТ-20.

Все лонжероны гнуты на трубогибочном аппарате. Нижние лонжероны я изогнул в горизонтальной плоскости, верхние в вертикальной. Крепления для рычагов и амортизаторов приварил сразу после изготовки рамы, все остальное приваривал и подгонял по мере сборки.

Чертеж квадроцикла

Машина выполнена по полноприводной схеме, но без раздаточной коробки. Так получилось благодаря тому, что двигатель «Оки» удалось развернуть вдоль рамы и направить выходные валы из КПП прямо на мосты, передний и задний. Для уменьшения горизонтальных углов продольных шарниров силовую установку с сцеплением и коробкой, пришлось сместить влево (относительно продольной оси симметрии).

Трансмиссия самоделки собрана из заводских агрегатов от отечественной «классики» с некоторыми доработками. Например, для повышения крутящего момента из КПП от «Оки» была удалена главная зубчатая пара и заменена на цепную передачу. Блокировки дифференциалов и пониженной нет.

Кинематическая схема трансмиссии

Изготовлен удлинённый шток переключения передач, с выпусками на обе стороны КПП. У него два фиксированных положения – одно для переключения 1-2 передачи, второе 3-4 и заднего хода.

Из задних мостов ВАЗ были изготовлены межколесные редукторы. Исходные мосты были переделаны: удалены полуоси и заменены валами со шрусами, которые я позаимствовал с переднеприводной модели «классики». Кстати, эти же ШРУСы я использовал в трансмиссии в качестве промежуточных валов.

Управление реализовано следующим образом. Верхняя часть — рычаг и вал, нижняя – с рулевыми тягами, как в автомобиле, но с одной сошкой. Изначально руль использовался от мотоцикла Минск, но позднее заменен на Уралский, в силу большой прочности. Рулевой вал верхней части изготовлен из трубы 20х3мм с ограничителем хода внизу.
Нижней частью вал вставлен в опорный подшипник, средняя часть закреплена в кронштейне-втулке. Из стального листа 8мм изготовил сошку Т-образной формы. Ушки сошки загнуты вниз так, чтобы они были почти параллельны тягам.

Рулевой вал вставлен и приварен в отверстие 20мм у края стойки, а под наконечники рулевых тяг в ушках высверлены конические отверстия и усилены приваренными шайбами.

Любой квадроцикл испытывает сильную нагрузку при движении, и поэтому чтобы обеспечить надлежащие условия для передвижения производители стараются создавать максимально прочную раму. Именно рама должна выдержать не только вес квадроцикла и водителя, но и резкие падения и маневры. Рама создается по особому чертежу, у известных японских и китайских компаний рама получается надежной и имеет отличную функциональную конструкцию. Но если нет возможности купить фирменную модель, а желание покататься по бездорожью большое, предлагаем сделать квадроцикл самому, при этом некоторые конструктивные детали будут не хуже зарубежных аналогов.

Размеры рамы квадроцикла обычно отличаются в зависимости от технических свойств модели. Если у техники простой двигатель и он должен выдерживать нагрузку 1 человека, оптимальным будет небольшая прочная рама. Например, рама квадроцикла Стелс 800 обладает длиной в 2 088 мм и шириной в 1 213 мм, что уже отличный показатель. Но другой представитель Irbis 200U получил длину в 1 760 мм и ширину 1 060 мм. То есть разница значительная.

Помимо данных требований рама должна быть сварной и создаваться из прочных материалов. Обычно используют круглые стальные трубы и металлический профиль, они лучше всего выдерживают сильную нагрузку. Если вы купили технику определенного бренда, то вне зависимости от технических характеристик рама должна иметь обязательные конструктивные особенности. Также многим интересно, где на квадроцикле номер рамы? Он должен быть обязательно, поэтому стандартного местонахождения нет. Обычно старайтесь искать номер рамы под сиденьем, у многих он нанесен на передней части внизу. А другие советуют посмотреть номер рамы с правой стороны под передним рычагом. Найти номер рамы придется обязательно, без этих данных вы не сможете зарегистрировать свой квадроцикл.

Рама квадроцикла своими руками

Если вы решились создать четырехколесный вездеход своими руками, первым делом позаботьтесь о создании рамы. Специалисты советуют использовать рамы от Урала и автомобиля Ока, они лучше поддаются изменениям. Если вы нет указанной техники, используйте стандартные схемы и создавайте раму квадроцикла из стальных труб и металлического профиля. Иногда при наличии мотоцикла Урал вокруг его рамы дополнительно придется установить самодельную раму. Это большой плюс при создании квадроцикла, ведь на мотоциклетную раму возможно установить родной ураловский двигатель, а дополнительная рама создаст конструкцию настоящего квадроцикла. Если вы не знаете, как сварить раму для квадроцикла, предварительно изучите схему, указанную ниже. После можно посоветоваться со сварщиком или механиком, который сможет быстро сварить вам все детали.

Как видим, указанная ниже схема рамы квадроцикла вполне стандартная и имеет простую конструкцию, главное все процессы выполнить правильно. В случае с использованием рамы от Урала с дополнительным каркасом из труб, такая конструкция будет выполнена намного проще. Дело в том, что рама мотоцикла будет уже с готовой коробкой, двигателем и прочими элементами без дополнительной сварки, а установленный каркас будет держать непосредственно колеса и водителя.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!