Изготовление стапеля для кузовного ремонта своими руками. Как сделать стапель для кузовных работ своими руками Самодельный стапель для кузовного ремонта в гараже

Стапель - это специальное устройство (платформа), которое предназначено для кузовного ремонта и восстановления изначальной геометрии кузова с помощью приложения разнонаправленных усилий. Качественный стапель заводского изготовления стоит достаточно дорого и для выполнения немасштабных и редких кузовных работ его приобретение не целесообразно. Сделать его можно и своими руками, причем цена за самодельный стапель будет не такой уж и высокой.

Расчет необходимых материалов

Перед началом работ по изготовлению стапеля необходимо выполнить его чертеж и рассчитать количество требуемых материалов. Платформа должна выглядеть в виде прямоугольника (а лучше нескольких) из металлопрофиля сечением 50×50 или 70×40 (чем толще - тем лучше). Оптимальная длина - 2000 мм, ширина равна ширине колесной базы автомобиля.

Почему выбрана именно такая ширина? Вообще возможно изготовление стапеля шириной, равной ширине колесной базы автомобиля. Или же меньшей, чем она, но с выполнением «отростков» от рамы, на которых и будут крепиться зажимы. Первый способ предпочтительней из-за места расположения зажимов.

Посередине платформы необходимо будет вварить ребро жесткости из аналогичного металлопрофиля. В процессе работы потребуется дополнительный металл, подсчитать количество которого на начальном этапе работы затруднительно.

После того, как расчет необходимого количества металлопрофиля будет выполнен, его можно заказать на специальной базе или воспользоваться уже имеющимся.

Для обеспечения функциональности стапеля его нужно будет оснастить хорошей гидравликой - подойдет комплект тоннажностью до 10 тонн.

Также нужно помнить, что стапель бывает двух видов: стационарный (то есть установленный в конкретном месте без возможности перемещения) и передвижной (оснащенный колесиками и приспособленный для хранения и в вертикальном положении). Если выбран второй вариант, то нужно приобрести еще и комплект колесиков: 4 или более - для рамы, 2 - для силовой стойки.

Изготовление стапеля

Сборка рамы выполняется сваркой. То есть навыки работы со сварочным аппаратом необходимы.

Стадии выполнения работ:

  • В первую очередь собирается прямоугольник из металлопрофиля расчетной длины и ширины, ровно посередине его нужно укрепить дополнительным профилем. Сборка рамы выполняется так, как посчитает нужным будущий хозяин стапеля. Возможно, он захочет дополнительно укрепить продольные стороны рамы, возможно - поперечные. Какой-то определенной принципиальной позиции по этому вопросу нет.
  • Для повышения устойчивости автомобиля на стапеле, в его углах нужно наварить высоты, которые будут препятствовать возможному съезду машины.
  • Следующий этап - установка крепежей на продольных сторонах рамы. Крепежи - это зажимы с губками, которые потребуются для надежной фиксации остова автомобиля при воздействии на него нагрузок. Строгого места фиксации крепежей быть не может, они должны иметь возможность передвижения по всей длине рамы. Изготовление зажимов своими руками также возможно, но если они есть в свободной продаже, то особого смысла в этом нет, так как самодельный зажим будет стоить примерно столько же, сколько и заводской.


  • Далее следуют работы по установке силовой стойки. Силовая стойка - это приспособление в форме перевернутой буквы «Г», которая также должна перемещаться по всей раме и надежно фиксироваться в любом месте. Можно сделать не одну, а две силовые стойки.
  • Придание стапелю эстетичного вида. Этот этап заключается в обыкновенной покраске стапеля.
  • Ну и в завершении работы самодельный стапель оснащается теми приспособлениями для ремонта, ради использования которых он и создавался: крюками, цепями, гидравликой.

Самодельный стапель готов, его использование поможет выполнять те виды кузовного ремонта, которые ранее были возможны только автомастерских, а способы его практического применения можно увидеть на различных видео.

Современный стапель для кузовного ремонта автомобилей – это самое эффективное оборудование для коррекции остова, получившего в ходе аварии и других столкновений механические повреждения. В последнее время дорожно-транспортные происшествия происходят все чаще и чаще. В итоге все машины, включая даже те, которые побывали в незначительной аварии, нуждаются в восстановлении кузова. Узнаем, в чем особенности и преимущества стапельного оборудования, а также, как его изготовить своими руками.

Разновидности стапелей

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Приспособление для ремонта кузова бывает 4-х основных видов. Различают, как правило, следующие разновидности данного станка.

  1. Оборудование под названием «рамный стенд».
  2. Напольная разновидность стапельного оборудования.
  3. Подкатной вид стапеля.
  4. Платформенная разновидность стапеля.

Рамный стенд является чуть ли не самым популярным и распространенным видом оборудования, когда речь идет о выполнении отделочных манипуляций по кузову. Без данного стенда не обходится ни один вид восстановительных работ в профессиональной мастерской.

Среди отличительных особенностей рамного стенда можно выделить компактность, ведь он занимает по сравнению с аналогами не так уж много места. Также именно эта разновидность стапельного оборудования считается очень комфортной в работе и дающей многогранные возможности.

Что такое рамный стенд? Это особая установка, которая успешно возвращает форму кузовных элементов к их изначальной структуре. Без этого станка практически нет возможности представить работы по кузовному ремонту.

Напольная разновидность стапельного оборудования представляет собой надежное и качественное оборудование. Применение его оправдано ввиду оперативности и простоты монтажных работ.

Данный вид стапельного оборудования устанавливается на ровную площадку, а затем фиксируется особыми анкерными болтовыми крепежами. Никаких добавочных работ по инсталляции проводить не надо.

Подкатной станок нужен для проведения кузовных работ легкого типа. В данном случае усилие, которое оказывает оборудование, не превосходит 5 тонн.

Подкатная разновидность стапельного оборудования не фиксируется к полу, его можно легко и быстро использовать, подняв на станок автомобиль. Все это может сделать один человек. Идеальный станок для выравнивания лонжеронов, дверных стоек и других элементов кузова.

Что касается комплектации, то с подкатным стапелем должен идти крюк с 2-я крепежными точками, зажимы 5 и 6 тонн, пневмогидронасос с педалью, подставками и т. д.

Размеры обычного подкатного стапеля составляют 350 см в длину, 220 см в ширину, 20 см – в высоту. Масса станка составляет около 400 кг.

Платформенный стапель имеет надежную систему фиксации. Благодаря этому удается вытягивать кузов в разных направлениях, прикладывая одновременно разные по величине усилия.

Изготовление своими руками

Понимая, что стапель эффективно заменяет физическую силу в растягивании, российские любители кузовного ремонта придумали его самодельный вариант.

Принцип работы стандартного стапельного оборудования ясен: на раму крепится автомашина. Главное – это надежная фиксация, ведь именно от нее зависит положительный результат дела.

Качественное стапельное оборудование стоит недешево. Часто по этой причине многие любители решают изготовить данный станок своими руками.

В первую очередь изготовление стапеля в домашних условиях подразумевает расчет необходимых составляющих. Делается чертеж, рассчитывается нужный запас материалов. Основа стапеля – это четырехгранник из железного профиля сечением 50х50 или 70х40. Что касается длины, то оптимальной считается 200 см, а ширина должна быть равной колесной базе авто.

Ребро жесткости из аналогичного материала – металлического профиля, вваривается посередине платформы. Затем проводится, как и говорилось выше, расчет, и количество нужного металла заказывается на спецбазе или находится другим способом.

Стапель оснащается также хорошей гидравликой. В данном случае подойдет комплект, выдерживающий груз до 10 т.

В зависимости от того, какой будет стапель (передвижной или стационарный), его оснащают соответственно. Стационарный стапель не должен двигаться, поэтому и не оснащается колесиками. Передвижной стапель, напротив, кроме колесиков, еще должен оснащаться приспособлением для хранения станка и в вертикальном положении.

Сборочный процесс осуществляется с помощью сварки. Это означает, что навыки работ со сваркой обязательны.

Вот, что нужно сделать:

  • Собрать прямоугольник из профиля, а затем укрепить посередине добавочным материалом.

Примечание. Самодельный стапель может быть собран по желанию будущего владельца. Вероятно, что он захочет усилить станок продольно или поперечно. Поэтому определенно дать совет по данному поводу не представляется возможным.

  • По углам станка навариваются высоты, препятствующие возможному съезду автомобиля со стапеля;
  • Устанавливаются фиксаторы на продольных боковинах рамы;
  • Устанавливается силовая стойка в виде буквы «Г», способная легко передвигаться и закрепляться в любом месте рамы.

Остается только покрасить самодельный станок, оснастить его комплектующими для ремонта и начать эксплуатировать.

На видео самодельная установка по кузовному ремонту

Узнать больше о работе кузовного стапеля и его возможностях можно из видео и фото – материалов, а также из других публикаций нашего сайта.

Во сколько обойдётся покупка стапеля или рихтовочного стенда? Как минимум в 50 тыр. При этом данный стапель будет пригоден лишь для работы с лёгкими повреждениями. Для серьёзных и сложных работ понадобится стенд или стапель с гораздо большей ценой, причём она может быть в 10 а то и в 20 раз выше той цены, что указана выше. Предлагаю Вашему вниманию небольшой обзор изготовления очень мощного стапеля с бюджетом, который Вы сами можете определить. Всё зависит от цены металла, который можно приобрести как на метало-базах, так и на приёмках чер.металла. Основа 16-й швеллер. Почему 16-й? Ну как минимум потому что ширина 2-х сваренных швеллеров позволяет свободно заезжать на него практически любому автомобилю, а это немаловажно, ну а по прочности данный стапель даст фору любому заводскому.

Идея создания стапеля взята из интернета, в частности у Виталия Каховки. Размеры 4.5 на 1.85. Почему такой? Потому что это нормальный размер. И точка.Один из огромнейших плюсов данного стапеля это то, что его можно поставить в стандартный гараж, или любое другое помещение, в которое он вместится. В отличие от подобных стапелей рамной конструкции, этот стапель не имеет так называемых “гусей”,(как на фото), которые увеличивают рабочую зону как спереди, так и сбоку на достаточно большое расстояние, что не позволяет использовать такой стапель в обычном гараже.

Для изготовления стапеля было приобретено 46 метров 16-го швеллера. Причём половину удалось найти на приёмках, что удешевило его на несколько тыр. 20 метров было приобретено по 25 рублей за кг. на приёмке чер.мета, а остальное куплено на метало-базе по цене 570 рублей за метр.

Швеллер был сразу размечен и порезан по размерам.

Длина крайних – 4.5 м. Длина средних – 3.76 и длина перемычек 1.5 м. Затем швеллер был собран в короба и стянут струбцинами. Прихвачен по стыкам в нескольких точках. После сварки 2-х коробов по 4.5 метра для устранения прогиба на коробах, они снова были стянуты струбцинами и к ним пришлось приварить куски 12-го швеллера с отверстиями и короба стянуты болтами. После этого короба были приварены прихватками между собой, для того, чтобы их не деформировало при сварке. В дальнейшем они будут разрезаны. После этого короба были обварены более основательно. Без особых разметок, на глаз, прихватками по 4-6 см через 10-20 см.

После сварки всех швеллеров в заготовки, в виде коробов, половина из заготовок отложена в сторону. Выкладываем на полу внешний контур стапеля из коробов длинной 4.5 метра (а именно такой длины будет стапель) и внутренних, точнее перпендикулярных коробов длинной в 1.5 метра. Горизонтальность я выставлял с помощью нивелира, подкладывая под короба ту толщину из деревянных щепок или металлических обрезков, которая требовалась. Так же, перед сваркой первого внешнего контура стапеля, промерялись рулеткой несколько раз диагонали. После этого короба были сварены (прихватками по углам и центру, а так же по внутренним углам и центрам) между собой в прямоугольник. Затем эта конструкция была перевёрнута на 180* и прихвачена с обратной стороны по всем углам. Затем все стыки были обварены основательно. После этого первый контур рамки был снова перевёрнут на 180* и обварен. После этого приступаем к сборке внутренней части стапеля. Для этого у нас имеются 2 короба по 1.5 м. , такие же как внешние короба. Прихватываем их к длинному коробу, отступив от внешнего короба 6 см.

Так же поступаем и с другой стороной.

Почему 6 а не 4 или 8? Не знаю. Я решил что меньше и больше делать не стоит. Да и продольные заготовки – короба были уже отмеряны и отрезаны именно под этот зазор, как было задумано. Затем снова повторяем процедуру переворачивания будущего стапеля на 180* и обвариваем нижнюю часть. Потом снова переворачиваем и завариваем верхнюю часть.

После этого вставляем внутренние продольные короба и так же отступив по 6 см от внешних коробов прихватываем их в только что приваренным поперечным коробам.

Процесс повторяется ещё раз. Стапель переворачиваем на 180* и обваривается. Затем снова переворачиваем на лицевую сторону и обвариваем полностью. (Вертикальные стенки так же обваривались в горизонтальном положении, т.к вертикальные швы качественно проварить я не могу). К чему я это? К тому что стапель за пару дней много раз поднимался лебёдкой вверх и опускался вниз. Хотя наверное стоило перед этим изготовить что-то вроде вращающейся площадки на 2х основаниях. Облегчило бы. Ну да ладно. Стапель сварен. Какой стапель без ног? Не-е-е, это безногий конь какой-то, да и закрепить на нём что-либо не получится. Для ножек я решил применить гайки, самые большие которые нашёл в магазине. Не помню, наверное 24. Ну и с ними болты, длинной 15 см, для будущей регулировки стапеля по отношению горизонта. Гайки были приварены по углам стапеля.

Начинаем изготовление приспособлений для крепления авто к стапелю, а так же для вытяжки и толкания.

Зажимные губки я изготовил ещё до начала сварки стапеля. Не могу советовать Вам изготовление именно таких, т.к ещё пока не тянул ни одного пациента на своём “операционном столе”. Надеюсь они меня не подведут. Изготовил я их из 2х ж.д площадок для крепления рельсов к шпалам. Разрезав пополам, на каждую приварил половину от старого советского напильника. На внутреннюю наварил кемпингом точки, которые потом с помощью болгарки превратил в ромбы. На внешнюю часть решил не наваривать ничего, чтобы пороги у авто с внешней стороны оставались неповреждёнными. На внутреннее ребро площадки приварил пластину, приблизительно по толщине зажимной губки, для того, чтобы при стягивании губок верхняя, зажимная часть, не перекашивалась, а равномерно зажимала отбортовку порога.

Для изготовления стоек с зажимами, на которые будут приварены зажимные губки и на которые будет устанавливаться автомобиль, а так же приспособлений для вытяжки, зажимов и зацепов приобретён металл на метало.приёмке толщиной от 10 до 20 мм. На изготовление стоек (назовём их лапами) применил сантиметровый металл, вырезав из приобретённого площадки шириной около 20 см и длиной по ширине 2-х швеллеров и зазора. т.е 36-38 см., а так же вертикальные стоечки, высотой в 30 см.

Поперечные усилители-укосины были вырезаны из того же металла.

После приваривания 2-й вертикальной стоечки к площадке понял что так варить не стоит, т.к саму площадку сгибает от сварки. Потом пришлось кувалдой разгибать площадку, подложив под края деревянные бруски, а вертикальную стоечку опустить между коробами стапеля (правда при этом стапель пришлось приподнять и поставить на деревянные чурбаки, чтобы стоечка не доставала до пола). Но честно говоря это помогло не очень. Пришлось сварить прихватками их нижние площадки между собой, зажав струбцинами и лишь после этого приваривать поперечные косынки. Остальные 2 лапы варил уже сразу сварив их прихватками между собой.

Затем из купленных отдельно камазовских, (толщина 15 мм.) обломков и обрезков рессор были вырезаны верхние прижимы, длиной 20-25 см, с небольшим смещением от центра в них были прожжены отверстия под камазовские болты крепления головки к блоку цилиндров (16мм), т.е то что смог быстро найти, прочное и не подверженное деформации и срыву резьбы. По краям приварены куски 12й арматуры, для тех же целей, как и на зажимных губках, чтобы не было перекоса при зажимании. В качестве закладных (нижние упоры, в которые вставляются болты) применил 20 мм. металлическую полосу с изначально существующими в ней отверстиями. Пришлось лишь порезать их на куски. 8 для лап и ещё несколько штук для усилителей.(Позже поймёте).

Следующим этапом было приваривание кузовных зажимов к стойкам. Фото нет, но попытаюсь объяснить.

Сначала уже готовые стойки были прикручены к стапелю, который был предварительно выставлен по нивелиру. Прикручивал я их приблизительно на те места на стапеле, на которых они и будут в последующем стоять. Зажав все 4 лапы, нивелиром отмерял одну высоту, на которую и были приварены зажимные губки, которые сначала были стянуты струбцинами, прихвачены сваркой, а затем, после снятия лап со стапеля и укладки их в горизонтальное положение, обварены к лапам со всех сторон.

Размеры моих лап выше указаны, ширина губок бралась произвольно, т.е исходя из наличия материала, а как я уже писал, зажимы были изготовлены из ж.д площадок и приваренных половинок напильников. Болты для зажимов на 16. Отверстия в губках, предварительно, временно прихваченных сваркой по торцам между собой для соблюдения соосности, сверлились на сверлильном станке. Но ещё раз хочу акцентировать ваше внимание на том, что все размеры произвольны и брались из расчета того, чтобы оставалось как можно меньше обрезков от имеющегося в наличии металла. Считаю что губки можно и нужно изготавливать шириной не меньше моей, а лучше большей. Болтов а соответственно отверстий для стягивания губок возможно нужно иметь больше и диаметр их тоже должен быть больше. А возможно применение заводских зажимов (которые есть в продаже) ещё лучше, но это снова расходы.

Готовый стапель перед Вами.
Ну а на сегодня всё. В следующий раз я расскажу как изготовить разные приспособы и девайсы для стапеля .

Нравится

Ещё статьи на тему:

Стапель является одним из основных приспособлений для сложного ремонта кузова авто. Он используется для восстановления его геометрии после ДТП и прочих повреждений. Сделать простой стапель для кузовного ремонта своими руками не так уж сложно.

Сложность починки кузова зависит от тяжести полученных авто «травм». Чтобы она была качественной, нужно применять наиболее подходящий для конкретной ситуации тип стапеля. В целом, существуют три основных вида данных приспособлений:

  • рамный;
  • напольный;
  • платформенный.

Рамные устройства

Эта разновидность приспособления представляет собой металлическую раму. На ней при помощи специальных зажимов и фиксируется авто. К деформированному месту кузова крепится цепь, которая связывается с силовым элементом.

На конструкцию осуществляет давление особое гидравлическое устройство. С его помощью поврежденный участок машины вытягивают и придают ему первоначальную форму. Для рамного стапеля необходим подъемник, обычно ножничный, чтобы выставить авто на нужную высоту. С помощью рамного устройства можно проводить много видов кузовного ремонта. Но он не годится для сложных работ, потому что не обладает достаточно надежной системой креплений.

Платформенные устройства

Подобные приспособления, как правило, используются для сложного ремонта. Это металлическая платформа с расположенной на ней надежной системой зажимов и креплений. Такие стапели могут иметь несколько силовых башен. Зачастую к ним прикрепляется ножничный подъемник.

Платформенные устройства более универсальны, чем рамные аналоги. Но по принципу действия они похожи: основной их частью является гидравлическое устройство. Такие стапели подходят для разных типов кузовного ремонта

Особенно ценно, что деформированный фрагмент на них можно вытягивать во всех направлениях. Кроме того, надежная система креплений расширяет спектр ремонтных работ. Минусом подобных устройств является их большой размер.

Напольный тип стапелей

Стапель напольный для кузовного ремонта используется профессионалами. Он перемещается по проложенным в полу рельсам. В комплектацию устройства входят стальные стойки, пневматический выпрямитель, система зажимов и т. д. Подобные стапели подходят для ремонта кузовов как легковых, так и грузовых автомобилей, имеющих любую степень деформации. Такую универсальность можно объяснить их надежной конструкцией, а также большим числом комплектующих.

Еще одно достоинство платформенного устройства – он не занимает много места. С помощью пневматического выпрямителя, действующего во всех направлениях, деформации кузова сглаживаются. Такой принцип работы оборудования обеспечивает наилучший результат.

Все типы стапелей могут развивать тяговое усилие от 1.5 до 10 тонн. Благодаря этому устройства можно использовать для ремонта кузовов всех типов и моделей легковых автомашин.

Самостоятельное изготовление стапеля

Если нет возможности купить стапель, можно изготовить его аналог своими руками. Для этого вам не понадобится много денег и времени. Следуйте инструкции по изготовлению рамы устройства, которая отвечает за фиксацию автомашины.

      1. Первым делом начертите либо скачайте в Интернете чертежи устройства.
      2. Для поперечной балки возьмите металлический профиль. На нем будет фиксироваться стойка с захватами для порогов авто. Для их создания к поперечной балке нужно будет приварить уголки с просверленными под болты отверстиями.
      3. Отверстия делайте, учитывая конкретную модель автомашины. Чтобы изменить размеры под другое авто, нужно просто просверлить в балке новые отверстия.
      4. Профиль должен иметь сечение 40×80 мм и длину 150 см. Таких размеров вполне достаточно почти для всех видов кузовов легковых автомашин.
      5. Для стоек возьмите стальной продольный профиль с сечением 20×40 мм. Усильте их косынками из того же профиля. Высота стоек должна равняться 25 cм.
      6. Вверху стоек приварите уголки – для захвата автомобильных порогов. Для лучшей сцепки предварительно наварите гайки либо нанесите насечки. В качестве креплений используйте имеющие мелкую резьбу болты и гайки.
      1. Теперь нужно создать защитное покрытие устройства. Очистите предварительно все его элементы. Затем покройте их поверхность антикоррозийной грунтовкой, лучше всего – эпоксидной. Она обеспечит надежную защиту от ржавчины, ведь стапель будет расположен в месте, имеющем повышенную влажность.
      2. Поверх грунтовки нанесите пульверизатором краску способом «мокрое по мокрому».
      3. На балке стойки фиксируйте болтами, имеющими длину 10 см (М10). Они вполне подойдут для работ с гидравлическими устройствами, развивающими тяговое усилие до 4 тонн.
      4. Установите сделанный стапель на его рабочее место.
      5. Теперь вам осталось смонтировать цепи и захваты для фиксации автомашины, стяжку либо таль, создающие усилие около 1,5-2 тонн.

Вы можете сделать еще одно точно такое же устройство и скрепить обе конструкции балками. Так вы получите подкатной вариант конструкции. Ему не нужно жесткое крепление к полу, но придется установить его на поворотную колонну.

Мастера кузовного ремонта в один голос скажут, стапель это первое необходимое оборудование в каждой кузовной мастерской. В нашей мастерской даже целых два стапеля, потому как работают два жестянщика. Хочу рассказать сегодня, как мне удалось изготовить самодельный стапель, точнее вытяжной механизм для стапеля.

По воли случая мне достался стапель с очень не удобной башней на трёх опорах. Так как в нашей мастерской полы не ровные башня стапеля переваливалась из стороны в сторону того и гляди упадет на машину или того хуже на человека. Сказано, сделано, сначала разобрал башню стапеля и достал оттуда гидроцилиндр, пришлось сливать гидравлическое масло. Самым сложным, оказалось, достать гидроцилиндр из башни стапеля, пришлось переворачивать башню с ног на голову и вытаскивать цилиндр сверху.

Информация:

Кузовной стапель – это приспособления для устранения больших, средних, мелких перекосов и восстановления геометрических параметров кузова. В последнее время высочайшую популярность получили стапеля роботы манипуляторы с лазерным сканированиям кузова. Отличительной особенностью таких стапелей является полное и точное восстановления геометрии кузова.

Изготовление вытяжного механизма стапеля

Перечень работ:
1.Изготовление приспособления для крепления цепи
2.Изготовления съемной анкерной опоры вытяжного механизма стапеля
3.Изготовления наконечника под опору
4.Изготовления наконечника под цепь
5. Сборка вытяжного механизма

Для изготовления крепления цепи к стапелю был использован лист железа толщиной 20 мм и размером 100 на 100 мм. Так же было принято решения усилить крепёж цепи двумя прутками из инструментальной стали, которые были приварены с обеих сторон сваркой в среде углекислых газов в центре листа отверстия на 20 мм с пропилом с одной стороны для крепления цепи.

Опора гидроцилиндра так же была изготовлена из листа железа 100 на100 мм с отверстиям по середине для крепления анкерного болта. Наконечники цилиндра изготовлены из подручных материалов, осталось отшлифовать болгаркой и покрасить.
Чего удалось добиться, легкость и скорость установки гидроцилиндра стапеля, согласитесь возиться с башней большая проблема.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!