Технология работы грузовой станции с местными вагонами. Общие сведения о железнодорожных станциях Структура управления грузовой станцией

Структура управления грузовой станцией

Грузовая станция является линейным предприятием железных дорог по организации перевозок грузов и непосредственно подчиняется отделению дороги.

Руководит всей деятельностью станции начальник станции (ДС). Грузовой и коммерческой работой руководит заместитель ДС по ГКР (ДСЗМ). Непосредственно грузовыми операциями на местах общего пользования руководит заведующий грузовым районом.

На складах, грузосортировочных платформах и других местах выполнением операций руководят заведующие соответствующими подразделениями или старшие приемосдатчики.

Главный инженер станции осуществляет разработку и внедрение технологического процесса работы станции, руководит проведением мероприятий по рациональному использованию технических средств, обеспечивает безопасность движения поездов.

Оперативное руководство работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организация грузовой и коммерческой работы возложены на заместителей ДС и сменных руководителей, маневровых диспетчеров или дежурных по станции.

Технологический процесс работы грузовой станции определяет рациональную систему организации и работы, основанную на внедрении передовых методов, предусматривает наиболее эффективное использование технических средств, своевременную обработку грузов и документов, ускорение оборотов вагонов, сохранность груза и высокую культуру, обслуживание предприятий, организаций и физических лиц.

Типовой технологический процесс работы грузовой станции состоит из четырех частей:

1 – оперативное планирование и планирование работы станции;

2 – организация грузовой и коммерческой работы станции, которая включает:

· специализацию и техническое оснащение объектов станции;

· организацию переработки повагонных, мелких и контейнерных отправок;

· организацию работы контейнерного пункта;

· организацию работы АФТО, пунктов коммерческого и технического осмотра вагонов, контейнеров;

· перевозку скоропортящихся грузов;

· подготовку вагонов к перевозке;

· организацию ПРР на местах общего пользования;

· взаимодействие грузовой и сортировочной станций в условиях АСУ;

· организацию работы станции и обслуживаемых ею подъездных путей;

· централизованный завоз и вывоз груза автотранспортом;

· взаимодействие грузовой станции с морскими и речными портами;

3 – технология работы станции:

· с поездами и вагонами, поступающими в переработку;

· работа в зимних условиях;

4 – контроль и анализ работы станции.

Грузовой и коммерческой работой по станции руководит заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе. Ему подчиняются:


§ заведующие грузовыми районами, складами, грузосортировочными платформами;

§ начальник ПКО;

§ старшие приемосдатчики.

В основу технологии работы грузовой станции положено диспетчерское руководство грузовой, коммерческой и маневровой работой станции. Маневровый диспетчер обеспечивает:

§ составление плана работы станции на смену по приему и отправлению поездов и грузовой работе, согласовывает его с дежурным по отделению дороги;

§ своевременную подачу, расстановку и уборку вагонов на грузовых фронтах (маневровая работа);

§ операции по формированию–расформированию поездов;

§ согласованную работу станции с другими службами подъездных путей и пунктами перевалки;

§ контроль за эффективным использованием технических средств станции, путевого развития, маневровых локомотивов, средств связи СЦБ, ПРР;

§ соблюдение правил безопасности движения и техники безопасности;

§ подведение итогов работы за смену;

§ непрерывный номерной учет наличия и расстановки вагонов.

Для реализации этого принципа управления на грузовых станциях сформированы единые комплексные смены, в состав которых входят работники, обеспечивающие эксплуатационную, грузовую, коммерческую, информационную и т. д. работы.

Распоряжения маневрового диспетчера являются обязательными для всех подразделений станции.

Рабочее место маневрового диспетчера автоматизировано; в него входят:

§ компьютер (вся информация о проделанной работе);

§ устройство промышленного телевидения (обзор полный);

§ информационная связь (телефон, радиосвязь, АРМ).

Оперативное планирование работы станции включает в себя разработку суточного и сменного планов работы станции.

Суточный план работы станции передается из НОДа за 3 часа до планируемых суток и содержит данные о количестве вагонов с местными грузами, прибывающих с сортировочной станции, о размерах погрузки, выгрузки, об отправлении порожних вагонов в регулировку.

начальник станции (ДС) или его заместитель на основании суточного плана задания НОДа составляет суточный план работы станции по роду груза, по каждому грузоотправителю.

В суточный план работы станции включаются следующие исходные данные:

§ план и специальные задания отделения дороги;

§ заявки грузоотправителей на погрузку, в том числе на маршруты;

§ сведения о прибытии вагонов на станцию под выгрузку и погрузку (сортировку);

§ технологические нормы времени на выполнение технологических операций (погрузка, выгрузка, маневровая работа, оформление документов);

§ сведения о наличии вагонов на станции;

§ предварительная информация о прибытии вагонов на станцию (за 12 часов) и точная информация (за 4–6 часов).

Структура управления Грузовой станцией.

Грузовая станция является линейным предприятием железных дорог по организации перевозок грузов и непосредственно подчиняется отделению дороги.

Руководит всей деятельностью станции начальник станции (ДС). Грузовой и коммерческой работой руководит заместитель ДС по ГКР (ДСЗМ). Непосредственно грузовыми операциями на местах общего пользования руководит зав. грузовым районом.

На складах, грузосортировочных платформах и других местах – выполнением операций руководят заведующие соответствующими подразделениями или старшие приемосдатчики.

Главный инженер станции осуществляет разработку и внедрение технологического процесса работы станции, проведение мероприятий по рациональному использованию технических средств, обеспечение безопасности движения поездов.

Оперативное руководство работой станции, контроль за выполнением суточных и сменных планов, организация Грузовой и Коммерческой работы возложено на заместителей ДС и сменных руководителей, маневровых диспетчеров или дежурных по станции.

Технологический процесс работы грузовой станции определяет рациональную систему организации и работы, основанную на внедрении передовых методов, предусматривает наиболее эффективное использование технических средств, своевременную обработку грузов и документов, ускорение оборотов вагонов, сохранность груза и высокую культуру, обслуживание предприятий, организаций и физических лиц.

Типовой технологический процесс работы грузовой станции.

Состоит из четырех частей.

1 часть – оперативное планирование и планирование работы станции

2 часть – организация грузовой и коммерческой работы станции

· специализация и техническое оснащение объектов станции

· организация переработки повагонных, мелких и контейнерных отправок

· организация работы контейнерного пункта

· организация работы АФТО, пунктов коммерческого и технического осмотра вагонов, контейнеров

· перевозка скоропортящихся грузов

· подготовка вагонов к перевозке

· организация ПРР на местах общего пользования

· взаимодействие грузовой и сортировочной станции в условиях АСУ

· организация работы станции и обслуживаемых ею подъездных путей

· централизованный завоз и вывоз груза автотранспортом

· взаимодействие грузовой станции с морскими и речными портами

3 часть – Технология работы станции

· с поездами и вагонами, поступающими в переработку

· работа в зимних условиях

4 часть – контроль и анализ работы станции

Грузовой и коммерческой работой по станции руководит заместитель начальника станции по грузовой и коммерческой работе. Ему подчиняются:


· заведующие грузовыми районами, складами, грузосортировочными платформами

· начальник ПКО, ПРР (МЧ)

· старшие приемосдатчики

В основу технологии работы грузовой станции положено диспетчерское руководство грузовой, коммерческой и маневровой работы станции. Принцип диспетчерского руководства означает, что маневровый диспетчер обеспечивает:

· составление плана работы станции на смену по приему и отправлению поездов и грузовой работе, согласовывает его с дежурным по отделению дороги;

· своевременную подачу, расстановку и уборку вагонов на грузовых фронтах (маневровая работа);

· операции по формированию-расформированию поездов;

· согласованную работу станции с другими службами подъездных путей и пунктами перевалки;

· контроль за эффективным использованием технических средств станции, путевого развития, маневровых локомотивов, средств связи СЦБ, ПРР;

· соблюдение правил безопасности движения и техники безопасности;

· подведение итогов работы за смену;

· непрерывный номерной учет наличия и расстановки вагонов.

Для реализации этого принципа управления на грузовых станциях сформированы единые комплексные смены, в состав которых входят работники, обеспечивающие эксплутационную, грузовую, коммерческую, информационную и т.д. работы.

Распоряжения маневрового диспетчера являются обязательными для всех подразделений станции.

Рабочее место маневрового диспетчера автоматизировано и состоит из следующих элементов:

· компьютер (вся информация о проделанной работе)

· устройство промышленного телевидения (обзор полный)

· информационная связь (телефон, радиосвязь, АРМ)

Оперативное планирование работы станции включает в себя разработку суточного и сменного планов работы станции.

Суточный план работы станции передается из НОДа за 3 часа до планируемых суток и содержит данные о количестве вагонов с местными грузами, прибывающими с сортировочной станции, размеры погрузки, выгрузки, отправления порожних вагонов в регулировку.

(ДС) начальник станции или его заместитель на основании суточного плана задания НОДа составляет суточный план работы станции по роду груза, по каждому грузоотправителю.

В основу суточного плана работы станции принимаются следующие исходные данные:

· план и специальные задания отделения дороги;

· заявки грузоотправителей на погрузку в т.ч. на маршруты;

· данные о прибытии вагонов на станцию под выгрузку и погрузку (сортировку);

· технологические нормы времени на выполнение технологических операций (погрузка, выгрузка, маневровая работа, оформление документов);

· данные о наличие вагонов на станции;

· данные предварительной информации о прибытии вагонов на станцию, за 12 часов, и точной информации, за 4-6 часов.

Основные исходные данные для разработки дипломного проекта:

1. Схема расположения грузовой станции в узле или на железнодорожном направлении.

2. Схема грузовой станции и краткая характеристика устройств на грузовых пунктах.

3. Годовой грузооборот станции по грузовым пунктам с указанием наименований грузов.

4. Техническая характеристика железнодорожных участков, примыкающих к станции (число главных путей, средства связи по движению поездов, руководящий уклон, серии поездных локомотивов, полезная длина приемо-отправочных путей).

5. План формирования поездов для станции.

6. Тип маневровых локомотивов, работающих на станции и на подъездных путях.

7. Расписание прибытия и отправления грузовых поездов. Время хода поездов по прилегающим к станции перегонам.

8. Состав передаточных, сборных или вывозных поездов.

Дипломные проекты по данной теме могут быть с разной деталью: взаимодействие железнодорожного с другими видами транспорта; единая технология работы станции во взаимодействии с подъездными путями; работа станции с большим объемом переработки некоторых грузов; работа станции с организацией фирменного транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей; мероприятия по обеспечению сохранности перевозки грузов. В этих случаях руководителем даются дополнительные исходные данные.

При выполнении дипломного проекта на основе реальных данных студент берет их на станции в процессе преддипломной практики.

Примерное содержание дипломного проекта.

Введение. Отражаются вопросы дальнейшего совершенствования работы железнодорожного транспорта. Показывается значение грузовых станций в перевозочном процессе, и намечаются меры по совершенствованию их работы с учетом повышения доходности.

Ставится цель дипломного проекта, и намечаются пути ее достижения.

1. Технико-эксплуатационная характеристика станции . В этом разделе рассматривается схема станции, специализация парков и путей сортировочные устройства, примыкание подъездных путей (в соответствии с ТРА), показываются виды выполняемых работ. Освещаются вопросы механизации и автоматизации станционных процессов: расформирования, формирования, сортировки грузов, оформления перевозочных документов в автоматизированной системе «ЭТРАН» и их передачи, получения и передачи информации, маршрутизации перевозок, переработки различных видов грузов и др. Отражаются направления совершенствования технического оснащения и технологии работы станции. Приводятся данные по грузообороту и намечаются основные задачи по его освоению.

2. Расчет потребности вагонного парка . Производятся расчеты по переводу годового грузооборота в суточный с учетом коэффициента неравномерности перевозок (значения коэффициентов неравномерности рекомендуется согласовать с руководителем). Осуществляется выбор подвижного состава, определяются технические нормы загрузки вагонов с учетом максимального охвата их пакетными перевозками. Определяется потребное число вагонов. Устанавливается порядок обеспечения пунктов погрузки порожними вагонами, разрабатывается балансовая таблица, рассчитываются средняя статическая нагрузка вагонов, коэффициент сдвоенных грузовых операций, процент охвата отправляемых грузов маршрутами, транспортными пакетами, контейнерами.

3. Организация вагонопотоков на станции . В этом разделе рассчитывается масса составов по железнодорожным участкам, количество вагонов в составах маршрутных поездов, вид и число маршрутов. Разрабатывается календарный план погрузки маршрутов на месяц. Определяется количество передаточных поездов и среднее число вагонов в них. Разрабатывается календарный план приема грузов к перевозке мелкими отправками, контейнерами.

4. Разработка основных нормативов для технологического процесса работы станции . Устанавливаются следующие нормативы времени: на подборку, подачу, расстановку, уборку вагонов по грузовым пунктам, перестановку групп вагонов, на расформирование и формирование составов; обработку составов всех категорий на путях прибытия и отправления поездов с составлением графиков технологического процесса. Устанавливается потребность и специализация путей в основных станционных парках. Рассчитывается потребность в маневровых локомотивах, и устанавливаются районы маневровой работы на станции. Выполняются расчеты по установлению норм времени простоя под грузовыми операциями групп вагонов, составов.

5. Проверочный расчет технической оснащенности грузовых пунктов . Рассматривается потребность в технических средствах для переработки заданного грузооборота: рассчитываются площади складских помещений, число погрузочно-разгрузочных машин, автомобилей (автопоездов). При расчетах рекомендуется использовать отчетные данные за длительный период наблюдений (100-120 суток). Расчеты по обработке данных методами математической статистики рекомендуется выполнять на ПЭВМ с использованием имеющихся на кафедре программ.

Потребная техническая оснащенность грузовых пунктов сопоставляется с фактической, и в необходимых случаях разрабатываются организационно-технические мероприятия по усилению грузовых пунктов.

6. Анализ работы станции . Определяются основные показатели работы станции при существующей технологии; изучаются корреспонденции зарождающихся грузопотоков.

При анализе выявляются «узкие места», недостатки, резервы для улучшения работы станции и сокращения эксплуатационных расходов.

7. Разработка технологического процесса грузовой и коммерческой работы на местах общего пользования . Разрабатывается порядок выполнения технологических операций с составлением графиков: по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов в грузовом районе; по оформлению перевозочных документов в товарной конторе станции по прибытии и по отправлении грузов в системе «ЭТРАН». Разрабатываются вопросы организации единых смен и комплексных бригад, выполнения работ по бригадному подряду, организации централизованного завоза и вывоза грузов, фирменного обслуживания, развития автоматизированных рабочих мест по основным профессиям.

8. Разработка единого технологического процесса работы станции (ЕТП) и подъездных путей . Рассматриваются вопросы технологии работы станции и примыкающих к ней подъездных путей в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, использованием передового опыта предприятий - ветвевладельцев. Дается описание ЕТП, порядка приема с подъездных путей и сдачи вагонов на подъездные пути. Разрабатываются графики ЕТП по выгрузке, погрузке грузов, выполнению сдвоенных грузовых операций.

9. Оперативное планирование и руководство работой станции . Рассматриваются вопросы: организации комплексной информации о подходе поездов и грузов, передачи информации в информационный центр, планирования работы на 3-4 часа и смену.

10. Составление суточного плана-графика работы станции и подъездных путей . В этом разделе графически показывается технология работы станции во взаимодействии с примыкающими подъездными путями, станционных парков, вытяжных путей, грузового района, складов клиентов, а также работа маневровых локомотивов. Рассчитывается норма простоя на станции местных вагонов с расчленением по элементам. Устанавливается простой вагонов под одной грузовой операцией. Определяются нормы простоя вагонов на подъездных путях. Рассчитывается рабочий парк вагонов. Устанавливается плата за пользование вагонами Федерального железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» с учетом предложений по рациональной технологии работы станции.

11. Технико-экономическая оценка предлагаемой технологии, технической оснащенности станции предусматривает определение экономического эффекта от организации контейнерной и пакетной перевозок грузов, маршрутизации перевозок, использования эффективных средств комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, организации выполнения ряда операций параллельно основным, использования передовых методов труда, мероприятий по сокращению эксплуатационных расходов и др.

Заключение. Дается оценка работы станции, а также резюмируются основные предложения, разработанные в дипломном проекте.

Перечень основных чертежей:

1. Масштабный план станции (1 лист).

2. Суточные планы-графики работы станции и примыкающих подъездных путей в условиях существующей технологии и с учетом разработанных предложений (2 листа).

3. Основные показатели работы станции (1 лист).

4. Схемы складов, сравниваемых схем механизации переработки грузов (2 листа).

5. Предложения по совершенствованию технологии работы на станции с отражением эффективных методов (1-2 листа).

6. Плакат по охране труда (1 лист).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. - М.: КнигаСервис, 2003. – 96 с.

2. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом. - М.: «ЮрТранс», 2003. – 712 с.

3. Типовой технологический процесс работы грузовой станции в условиях функционирования автоматизированной системы управления. – М.: ИПЦ «Глобус», 1998. – 144 с.

4. Типовой технологический процесс работы грузовой станции. - М.: Транспорт, 1991. - 216 с.

5. Технические условия погрузки, размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах. - М.: «ЮрТранс», 2003. – 544 с.

6. Гриневич Г.П. Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1981.

7. Давыденко В.Г., Олейник О.А. Справочная книга начальника станции. - М.: Транспорт, 1992. – 191 с.

8. Методические указания по расчету норм времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожном транспорте. - М.: Транспорт, 1998. – 84 с.

9. Грузовые станции общего пользования / под ред. В.И.Апатцева: Уч.пос. – М.: РГОТУПС, 2003. – 162 с.

10. Голубкин Б.П. Управление грузовой и коммерческой работой, грузоведение.: Уч.пос. – М.:РГОТУПС, 2007. – 215 с

11. Голубкин Б.П. Грузоведение, сохранность и крепление грузов: Курс лекций. – М.:РГОТУПС, 2007. – 141 с.

12. Системы автоматизации и информационные технологии управления перевозками на железных дорогах: Учебник для вузов ж.-д. транспорта/ В.А.Гапанович, А.А.Грачев и др.; Под ред.В.И.Ковалева, А.Т.Осьминина, Г.М.Грошева. – М.: Маршрут, 2006. – 544 с.

13. Биленко Г.М., Бородин А.Ф., Епрынцева Н.А., Хомов А.В. Информационные технологии на транспорте: Уч.пос./ Под ред. Г.М.Биленко. – М.:РГОТУПС, 2006. – 220 с.

Правильная организация работы грузовой станции имеет большое значение для ускорения оборота вагонов и обеспечния выполнения плана выполнения перевозок.

Технология работы станции по отправлению поездов.

Обработка состава по отправлению включает следующие операции: технический и коммерческий осмотры, прицепка поездного локомотива, осмотр и опробывание автотормозов, вручение перевозочных документов локомотивной бригаде на сборные поезда.

ДСП предъявляет состав к техническому и коммерческому осмотрам, указывая руководителям пунктов осмотра номер пути, число вагонов в поезде, номера головного и хвостового вагонов и время отправления. Работники ПТО ограждают состав и приступают к его осмотру и ремонту. Закончив осмотры, работники, участвующие в осмотре, стирают все меловые надписи. Старший осмотрщик вагонов, убедившись в окончании технического обслуживания уведомляет ДСП о технической готовности состава к отправлению. При прицепке поездного локомотива осмотрщики- автоматчики совместно слокомотивной бригадой опробывают автотормоза. Перевозочные документы на отправление поезда вручают по расписку машинисту поездного локомотива. ДСП после отправления поезда передает в отделение лороги номер и индекс поезда, номер локомотива и время отправления, назначение поезда, массу и число вагонов и другие данные, характеризующие состав поезда.

Операции по отправлению.

Получив сообщение с соседней станции об отправлении поезда, ДСП информирует работников СТЦ, ПТК и ПКО о номере, пути и времени его прибытия.

Обработка состава по прибытии включает: контрольную проверку состава, прием перевозочных документов от локомотивной бригады и сверку их с натурным листом, технический и коммерческий осмотры.

После остановки поезда и отцепки поездного локомотива состав ограждеют. При осмотре выявляют вагоны с техническими неисправностями и определяют их пригодность для сдвоенных операций.

Технология работы станции по подаче и уборке вагонов с грузовых фронтов



Вагоны под выгрузку прибывают в составе передаточных и вывозных поездов. Перевозочные документы поступают в СТЦ, где их штемпелюют и пересылают в товарную контору (накладные и дорожные ведомости) и на грузовой район (вагонные листы). Операторы СТЦ принимают перевозочные документы на погруженные вагоны из товарной конторы, сообщают ДСЦ о прибывших на станцию поездах и грузах.

После расформирования местные вагоны подают на грузовые фронты. перед подачей на грузовой фронт или подъездной путь их подбирают составители в определенной последовательности в зависимости от расположения грузовых фронтов. Подача и уборка вагонов осуществляется по внутристанционному графику, а подача и уборка с подъездных путей – в соответствии с договором на эксплуатацию подъездного пути или подачу и уборку вагонов.

Информация о готовности вагонов к уборке (номер и род вагона, род груза и станция назначения) сообщается приемосдатчиком станции ДСЦ. Он дает указание составителю вывезти вагоны с грузовых фронтов для включения их в формируемые составы на путях сортировочного парка. При этом ДСЦ руководствуется планом отправления передаточных поездов.

Технология работы по накоплению составов.

На вагоны, накапливающиеся на путях сортировочного парка, в СТЦ подбирают перевозочные документы, составляют натурный лист. Для сокращения простоя составов под обработкой по отправлению на путях накопления можно проводить технический осмотр и ремонт вагонов. По окончании накопления выполняются операции по окончанию формирования и состав переставляют на пути отправления. В процессе перестановки осуществляется списывание вагонов.

На путях отправления выполняют технический и коммерческий осмотры вагонов, устранение обнаруженных неисправностей и др.

Наименование операции время Исполнитель
До прибыт После прибытия 5 10 15
Получение и разметка ТГНЛ Оператор СТЦ
ДСП
ДСП
Работники ПТО, ПКО
Оператор СТЦ
2
Сверка документов прибывшего поезда и проверка состава Операторы СТЦ
Коммерческий осмотр состава и выполнение приемо-сдаточных операций Работники ПКО, представители подъездного пути
Общая продолжительность

Рис 3.1 – График обработки передаточного поезда, поступившего в расформирование

Наименование операции время Исполнитель
До прибыт После прибытия 5 10 15 20
Получение и разметка ТГНЛ и передача маневровому диспетчеру Оператор СТЦ
Получение от соседней станции сообщения об отправлении поезда ДСП
Информирование СТЦ, ПТО, ПКО о номере поезда, пути приема ДСП
Выход на путь приема работников, участвующих в обработке поезда Работники ПТО, ПКО
Списывание состава во входной горловине станции Оператор СТЦ
Отпуск автотормозов и отцепка локомотива 2 Локом. бригада и работники ПТО
Передача документов на прибывающий поезд в СТЦ 2 Локом. бригада, оператор СТЦ
Сверка документов прибывшего поезда Операторы СТЦ
Технический осмотр состава, разъединение и подвешивание рукавов Работники ПТО
Коммерческий осмотр состава Работники ПКО
Общая продолжительность

Рис 3.2 – График обработки маршрута, прибывшего для подачи на подъездной путь

Схему грузовой станции выбирают с учетом объема выполняемой

работы, места расположения в системе узла, рода перерабатываемого груза, типа грузового района, наличия примыкающих к ней железнодорожных подъездных путей и т. д.

На грузовой станции выполняются следующие операции:

технические – прием и пропуск поездов по графику движения, расформирование и формирование поездов, коммерческий осмотр, техническое обслуживание и отправление грузовых поездов, подача и уборка вагонов с грузовых фронтов, обслуживание железнодорожных подъездных путей, обработка составов по прибытию и отправлению и др.;

коммерческие – прием, выдача и взвешивание грузов, оформление перевозочных документов, информация грузополучателей и грузоотправителей о подходе, прибытии и подаче вагонов на места погрузки и выгрузки, исчисление провозных плат и расчеты с отправителями и получателями, розыск грузов, финансовая и кассовая отчетность;

грузовые – погрузка, выгрузка, перегрузка и сортировка грузов, переработка контейнеров.

При выполнении грузовых, коммерческих и технических операций должна обеспечиваться безопасность движения поездов и маневров и сохранность принятых грузов и контейнеров.

Для выполнения этих операций грузовая станция должна иметь:

− приемо-отправочные и сортировочные пути;

− сортировочные устройства (сортировочная горка, полугорка или вытяжные пути);

− транспортно-складской комплекс (грузовой район) с соответствующим путевым развитием, складским хозяйством, комплексом служебно-бытовых помещений;

− дополнительные устройства (для экипировки локомотивов, ремонта вагонов и др.);

− станционный технологический центр (СТЦ) – оформление и обработка поездных документов, сбор комплексной информации о подходе поездов, вагонов и грузов, подготовка данных для оперативного планирования работы грузовой станции;

− устройства СЦБ и связи, освещения и водоснабжения.

Путевое развитие и размещение грузовых устройств грузовой станции должно обеспечивать:

− поточность передвижения вагонов и локомотивов по станции;

− сосредоточение маневровой работы, связанной с расформированием передач и подборкой по грузовым пунктам по возможности на одном сортировочном устройстве;

− минимальные пробеги автотранспорта;

− безопасность поездного и маневрового движения и т. д.

При небольших объемах местной работы (до 100 – 150 вагонов в сутки) новые, а также реконструируемые станции допускается проектировать сквозными или тупиковыми, с объединенными парками отправления (ПО) и сортировочного парка (С), с параллельным или последовательным расположением ПО и С и параллельным расположением грузового района

При среднесуточной переработке свыше 150 вагонов рекомендуется сооружать грузовую станцию по схеме, приведенной на рис. 8.1 .

Новые грузовые станции в крупнейших узлах и городах следует предусматривать, как правило, сквозными, с последовательны расположением парков и с параллельным или последовательным расположением грузового района. В отдельных обоснованных случаях допускается предусматривать грузовые станции с параллельным расположением парков и грузового района (рис. 7.4 ).

Транспортно-складской комплекс (грузовой район) был запроектирован в соответствии с заданием на курсовой проект в пункте 5.6 части I .

Путевое развитие грузовой станции включает приемо-отправочные, сортировочные, ходовые и вытяжные пути.

Приемо-отправочные пути или парки предназначены для приема и отправления поездов с местными вагонами, а при необходимости – для приема и отправления транзитных поездов, маршрутов в адрес подъездных путей.

Сортировочные пути или парки предназначены для накопления после сортировки вагонов по направлениям и подборки вагонов по местам и участкам погрузки, выгрузки и подъездным путям, а в необходимых случаях предусматриваются сортировочно-отправочные пути или парки формирования и отправления поездов.

Сортировочные устройства зависят от объема перерабатываемых вагонов по направлениям (если объем переработки до 100 вагонов в сутки и число грузовых пунктов до четырех, то проектируются вытяжные пути со стрелочной горловиной на уклоне; если более 100 вагонов в сутки и более четырех грузовых пунктов, то проектируется горка малой мощности). Длина вытяжного пути должна быть достаточной для размещения на нем не менее половины длины состава.

Выставочные пути предназначены для отстоя вагонов, ожидающих выполнения с ними каких-либо операций для сокращения маневровой работы. Для вагонов назначением на места общего пользования эти пути следует располагать в грузовом районе при удаленном расположении от путей станции. Если время на подачу (уборку) вагонов в грузовой район (кроме ценных грузов) не превышает 0,5 часа, то выставочный парк можно располагать на грузовой станции в непосредственной близости к сортировочному парку. Для вагонов назначением на места необщего пользования выставочные пути могут располагаться как на местах общего пользования, так и на местах необщего пользования. На местах необщего пользования выставочные пути, как правило, располагаются при условии, если собственный локомотив (локомотив грузоотправителя либо грузополучателя) не имеет права выхода на железнодорожные пути общего пользования, в противном случае – выставочные пути размещают на путях станции (местах общего пользования). На местах общего пользования выставочные пути могут располагаться в приемо-отправочном или сортировочном парках, либо специально выделенный путь, имеющий специализацию, как выставочный. Выставочные пути используются для проведения приемо-сдаточных операций при передаче вагонов на железнодорожные пути необщего пользования при обслуживании этих путей собственным локомотивом и возврате этих вагонов с путей необщего пользования. Наименьшее число выставочных путей должно быть равно числу маневровых районов (железнодорожных путей необщего пользования) или маневровых локомотивов, а наибольшее – не должно превышать число назначений подач (уборок).

Примыкание подъездных путей промышленных предприятий к общей сети железных дорог РФ следует проектировать согласно Федерального закона и требованиям строительно-техническим нормам и осуществляется с учетом основных требований к этому. Примыкание подъездных путей к станциям общей сети железных дорог не должно приводить к снижению пропускной и перерабатывающей способности станций и должно исключать возможность задержек поездов на подходах к ним.

Схема примыкания подъездного пути должна обеспечивать возможность, как правило, прямого следования маршрутных поездов без изменения направления движения; направление примыкания должно совпадать, как правило, с основным направлением вагонопотоков.

Схема примыкания подъездного пути должна обеспечивать подачу и уборку вагонов без угловых заездов и обгонов локомотивов и без занятия главных путей.

Не должно быть примыканий подъездных путей со стороны пассажирского здания и пассажирских устройств.

В местах примыкания подъездных путей к приемо-отправочным, передаточным и другим станционным путям, с которых возможен самопроизвольный уход подвижного состава на подъездной путь или на которые возможен приход ушедших с подъездного пути вагонов, следует предусматривать предохранительные устройства : предохранительные тупики со специальной конструкцией пути; сбрасывающие башмаки или стрелки.

В комплексном курсовом проекте на основе объемов работы станции, схемы железнодорожного узла, выбранного в пункте 1.1 части I , требований приведенных выше следует выбрать схему станции, используя типовые, приведенные на рис. 7.1−7.4 и привести ее в курсовом проекте.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!