Диагностирование электрооборудования. Задачи диагностических работ при эксплуатации электрооборудования Средства технического диагностирования электрооборудования

ВЫПОЛНИЛ: МЕЦЛЕР АНДРЕЙ

Наряду с традиционными методами контроля, за последнее десятилетие, нашли применение современные высокоэффективные способы диагностики, обеспечивающие выявление дефектов электрооборудования на ранней стадии их развития и позволяющие контролировать достаточно широкий перечень параметров.

Наиболее привлекательные из них для электротехнических комплексов являются: инфракрасная диагностика, ультразвуковая дефектоскопия; диагностика методами частичных разрядов. Они позволяют успешно определять места имеющихся дефектов с высокой степенью достоверности на действующем электрооборудовании.

При проведении инфракрасной диагностики получают термограмму.

Термограмма представляет собой специальное изображение, полученное с помощью инфракрасных лучей. В диагностических работах применение термограмм является одним из наиболее эффективных и безопасных способов получения объективной информации относительно наличия дефектов на определенных участках конструкции.

Получают термограмму при помощи специального прибора - тепловизора. Как это происходит? Тепловизор оснащен фотоприемником, выборочно чувствительным к длине инфракрасных волн. При попадании на этот фотоприемник ИК-излучения от отдельных точек исследуемого объекта, сконцентрированного системой специальных линз, оно преобразуется в соответствующий электрический сигнал. Этот сигнал проходит цифровую обработку и поступает на блок отображения информации. Каждому значению сигнала присваивается тот или иной цвет, что дает возможность получить на экране монитора цветную термограмму, по которой можно легко проанализировать состояние исследуемого объекта. Различные цвета и их интенсивность на термограмме означают определённую температуру на анализируемом участке. С помощью термограммы можно выявить места теплопотерь, невидимые невооруженным глазом, а также воздушные пробки и очаги накопления влаги.

НЕДОСТАТКИ

тепловизионная диагностика электрооборудования сопряжена с рядом ограничений, накладываемых погодными условиями:

    Солнечная радиация способна нагревать контролируемый объект и давать ложные аномалии на объектах с высокой отражательной способностью. Оптимальное время для проведения диагностики – ночь или пасмурный день.

    Ветер. Диагностика на открытом воздухе сопряжена с влиянием на тепловые поля динамики воздушных масс. Причем, охлаждающее влияние может быть настолько интенсивным, что данные диагностики могут иметь не релевантный характер. Не рекомендуется проводить обследования при скорости ветра, превышающем 8 м/с.

    Дождь, туман, мокрый снег. Диагностику можно проводить только при слабых сухих осадках (снег) или слабом моросящем дожде.

Ультрозвуковая диагностика

Акустический метод основан на регистрации звуковых импульсов, возникающих при электрических разрядах, с помощью датчиков, устанавливаемых на стенку бака. Современные ультразвуковые датчики позволяют регистрировать разрядные процессы с энергией до 10 - 7 Дж. Этот метод отличается оперативностью и позволяет локализовать место дефекта, сопровождающегося разрядами.

В электрооборудовании могут быть простые и сложные условия распространения ультразвука. В высоковольтных вводах, измерительных трансформаторах обычно имеются простые условия распространения ультразвука, при которых звук от разряда распространяется в почти однородной среде на расстояния порядка сотни длин волн и, поэтому, затухает незначительно. В силовых трансформаторах источник электрического разряда может находиться в глубине оборудования. В этом случае ультразвук проходит ряд преград и значительно затухает. Если у небольших маслонаполненных объектов величина акустического сигнала практически одинакова в любой точке поверхности, то при обследовании силового трансформатора это отличие более значительно, и необходимо перемещая датчик искать область поверхности с максимальным сигналом.

Частичный разряд – это электрический разряд, длительность которого составляет единицы-десятки наносекунд. Частичный разряд частично шунтирует изоляцию кабельной линии. Частичные разряды появляются в слабом месте кабельной линии под воздействием переменного напряжения и приводят к постепенному развитию дефекта и разрушению изоляции.

Сущность метода измерения частичных разрядов заключается в следующем. В момент появления частичного разряда в кабельной линии возникает два коротких импульсных сигнала, длительности которых десятки-сотни наносекунд. Эти импульсы распространяются к разным концам кабельной линии. Измеряя импульсы, достигшие начала кабеля, можно определить расстояние до места их возникновения и уровень.

Структурная схема измерений частичных разрядов в кабельных линиях показана на рисунке. Основными узлами измерительной схемы являются: компьютерный анализатор дефектов и частичных разрядов в кабельных линиях и высоковольтный адаптер. Компьютерный анализатор дефектов и частичных разрядов в кабельных линиях может быть выполнен в виде совокупности измерительного блока и портативного компьютера (как показано на рисунке) или в виде специализированного измерительного прибора. Высоковольтный адаптер служит для развязки компьютерного анализатора и источника воздействующего напряжения.

Последовательность анализа дефектов кабельной линии с частичными разрядами и представление результатов измерений, на примере прибора ИДК, показана на рисунке ниже.

Сначала кабельная линия отключается от источника воздействующего напряжения, вызывающего появление частичных разрядов. При помощи кнопки Кн на высоковольтном адаптере (или специального устройства) проверяют разряженность кабельной линии. Компьютерный анализатор включают в режим импульсного рефлектометра и снимают рефлектограмму кабельной линии. По рефлектограмме определяют длину кабельной линии и коэффициент затухания импульсов в линии.

Затем переключают компьютерный анализатор в режим измерения частичных разрядов. Далее снимают гистограмму - распределение частоты следования n импульсов частичных разрядов от амплитуд импульсов от частичных разрядов Uчр, пришедших к началу кабельной линии. По гистограмме n=f(Uчр) можно сделать вывод о наличии и количестве слабых мест (потенциальных дефектов) в кабельной линии. Так, на рисунке показана гистограмма кабельной линии с тремя потенциальными дефектами. Дефект №1 имеет самую высокую частоту следования n1 и самую маленькую амплитуду импульсов U1. Соответствующие параметры имеют дефект №2 и дефект №3.

По амплитуде импульсов частичных разрядов, представленных на гистограмме, еще нельзя делать вывод о мощности частичного разряда в месте дефекта, так как пока неизвестно расстояние до него. В тоже время известно, что импульсы частичных разрядов, имея малые длительности, сильно затухают при распространении по кабельной линии. Поэтому следующим шагом является измерение расстояния до каждого из дефектов.

Компьютерный анализатор дефектов позволяет измерить расстояние до каждого из дефектов: L1, L2 и L3 и сохранить их в памяти.

Далее, на основе гистограммы и данных о расстоянии до каждого из дефектов, компьютерный анализатор вычисляет мощность частичных разрядов в каждом из дефектов и строит сводную таблицу дефектов. Указанная таблица может быть вызвана на экран компьютерного анализатора.

ВЫПОЛНИЛА: УЛЫБИНА СВЕТЛАНА

Диагностика электротехнического оборудования

Электродвигатели в процессе эксплуатации подвержены непрерывным качественным изменениям. Основные параметры показателей надежности электродвигателей индентифицируются через диагностические параметры, используемые в электротехническом оборудовании, т.е. электрические параметры отклонений тока и напряжения, изменения составляющих этих величин по амплитуде, фазе, частоте и др. Следовательно, эти параметры в совокупности с параметрами косвенной информации о состоянии электродвигателя, параметрами тепловых процессов в статорной и роторной обмотках, а также в железе статора, вибрационными и другими, могут использоваться для получения диагностических признаков.

Для реализации методов диагностирования рекомендуется два метода использования диагностической информации: метод сопоставления фактической реализации сигнала с его эталонными значениями и метод выделения из контролируемого сигнала совокупности диагностических признаков. Однако необходимо отметить, что анализ существующих в настоящее время на НПС средств контроля режимных параметров электродвигателей насосов МН (давление масла в подшипниках; температура масла, подшипников, обмоток и железа статора; ток двух фаз; активная мощность) не позволяет выявить диагностические признаки, способные однозначно определить приоритетность анализируемых методов диагностики электродвигателей.

Диагностические признаки работоспособности электродвигателей насосов магистральных нефтепроводов целесообразно разделить на три группы:

    по элементам конструкции электрических машин (изоляция, обмотки, магнитопроводы статора и ротора, вал и подшипники, воздушный зазор и эксцентриситет, щетки и узел возбуждения);

    по косвенным признакам (тепловое состояние, вибрация, шум);

по прямым признакам (ток, момент на валу, скольжение, КПД, угол нагрузки).

физико-химический (лабораторный);

хроматографический;

инфракрасной термографии;

вибродиагностика;

Физико-химические методы . Энергетическое воздействие на изоляцию электрических устройств приводит к ее изменениям на молекулярном уровне. Это происходит вне зависимости от типа изоляции и завершается химическими реакциями с образованием новых химических соединений, причем под действием электромагнитного поля, температуры, вибрации одновременно идут процессы разложения и синтеза. Анализируя количество и состав появляющихся новых химических соединений можно делать выводы о состоянии всех элементов изоляции. Наиболее просто это сделать с жидкой углеводородной изоляцией, каковой являются минеральные масла, так как все или почти все образовавшиеся новые химические соединения остаются в замкнутом объеме.

Метод хроматографического контроля маслонаполненного оборудования. Этот метод основан на хроматографическом анализе различных газов, выделяющихся из масла и изоляции при дефектах внутри маслонаполненного электрооборудования. Алгоритмы определения дефектов, на ранней стадии их возникновения, основанные на анализе состава и концентрации газов, являются распространенными, хорошо проработанными для диагностики маслонаполненного электрооборудования и описаны в . С помощью хроматографического анализа растворенных газов (ХАРГ) можно обнаружить две группы

дефектов: 1) перегревы токоведущих соединений и элементов конструкции

остова, 2) электрические разряды в масле.

Оценка состояния маслонаполненного оборудования осуществляется на базе контроля:

Предельных концентраций газов;

Скорости нарастания концентраций газов;

Отношений концентраций газов.

Суть методики критериев заключается в том, что выход значений параметров за установленные границы следует рассматривать как признак наличия дефектов, которые могут привести к отказу оборудования. Особенность метода хроматографического анализа газов заключается в том, что нормативно устанавливаются только граничные концентрации газов, достижение которых свидетельствует лишь о возможности развития дефектов в трансформаторе. Работа таких трансформаторов нуждается в особом контроле. Степень опасности развития дефекта определяется по относительной скорости нарастания концентрации газов. Если относительная скорость нарастания концентрации газов превышает 10 % в месяц, то дефект считается быстроразвивающимся.

Образование газообразных продуктов разложения изоляционных мате

риалов под действием электрического поля, разрядов, кавитации тепла – не

отъемлемое явление работающего электротехнического оборудования.

В отечественной и зарубежной практике широко используется метод диаг-

ностики состояния оборудования по составу и концентрации растворенных в

масле газов: H2, СО, СО2, СН4, С2Н6, С2Н4, С2Н2.

Испытательные работы по восстановлению ресурса трансформаторного масла проводились непосредственно на действующих электроустановках ПС 110/35-10 кВ «Озерки». По результатам исследований разработана типовая программа по вводу антиокислительной присадки «Ионол» в масло трансформаторов класса напряжения 35-110 киловольт, что позволит увеличить его остаточный ресурс. Трансформаторное масло используется в силовом электрооборудовании в качестве электроизолирующей и теплоотводящей среды. По мнению специалистов, это тот материал, при воздействии на который можно добиться повышения надежности эксплуатации маслонаполненного электрооборудования.

. Метод основан на измерении диэлектрических характеристик, к которым относятся токи утечки, величины емкости, тангенс угла диэлектрических потерь (tg δ ) и др. Абсолютные значения tgd, измеренные при напряжениях, близких к рабочему, а также его приращения при изменении испытательного напряжения, частоты и температуры, характеризуют качество и степень старения изоляции.

Для измерения tgd и емкости изоляции используются мосты переменного тока (мосты Шеринга). Метод используется для контроля высоковольтных измерительных трансформаторов и конденсаторов связи.

. Потери электрической энергии на нагрев элементов и узлов электрооборудования в процессе эксплуатации зависят от их технического состояния. Измеряя инфракрасное излучение, обусловленное нагревом, можно делать выводы о техническом состоянии электрооборудования. Невидимое инфракрасное излучение с помощью тепловизоров преобразуется в видимый человеком сигнал. Данный метод дистанционный, чувствительный, позволяющий регистрировать изменения температуры в доли градуса. Поэтому его показания сильно подвержены влияющим факторам, например, отражающей способности объекта измерения, температуре и состоянию окружающей среды, так как запыленность и влажность поглощают инфракрасное излучение, и др.

Данные инфракрасной термографии помогают сделать наиболее точные выводы о состоянии объекта и своевременно принять меры для устранения дефектов и неисправностей Для тепловизионного контроля электрооборудования и линий электропередачи, находящихся под рабочим напряжением, специалисты «Челябэнерго» используют два вида контрольных приборов: инфракрасный и ультрафиолетовый. На вооружении у энергетиков – тепловизор FLIR i5, это устройство с высокой точностью измеряет и показывает температуру узлов и соединений. Применение современных методов диагностирования электрооборудования способствует значительному снижению затрат на капитальный ремонт линий и подстанций, повышению надежности и качества электроснабжения потребителей. До конца года плановая диагностика будет проведена во всех районах электрических сетей производственного объединения «Златоустовские электросети».

Метод вибродиагностики . Для контроля над техническим состоянием механических узлов электрооборудования используют связь параметров объекта (его массы и жесткости конструкции) со спектром частот собственной и вынужденной вибрации. Всякое изменение параметров объекта в процессе эксплуатации, в частности жесткости конструкции вследствие ее усталости и старения, вызывает изменение спектра. Чувствительность метода увеличивается с ростом информативных частот. Оценка состояния по смещению низкочастотных составляющих спектра менее эффективна.

Вибрация электродвигателей – сложный негармонический процесс. Основные причины вибраций в электродвигателях:

1 механический небаланс ротора, обусловленный эксцентриситетом центра тяжести вращающейся массы;

2 магнитный небаланс ротора, обусловленный электромагнитным взаимодействием между статором и ротором;

3 резонанс, вызванный совпадением критической скорости вала с частотой вращения;

4 дефекты и чрезмерная игра подшипников;

5 искривление вала;

6 выдавливание масла из подшипников при длительном простое электродвигателя;

7 дефекты муфты, соединяющей насос с электродвигателем;

8 расцентровка.

Методы контроля частичных разрядов в изоляции . Процессы возникновения и развития дефектов изоляторов ВЛ, независимо от их материала, сопровождаются появлением электрических или частичных разрядов, которые, в свою очередь, порождают электромагнитные (в радио и оптическом диапазонах) и звуковые волны. Интенсивность проявления разрядов зависит от температуры и влажности атмосферного воздуха и связана с наличием атмосферных осадков. Такая зависимость получаемой диагностической информации от атмосферных условий требует совмещать процедуру диагностирования интенсивности разрядов в подвесной изоляции ЛЭП с необходимостью обязательного контроля температуры и влажности окружающей среды.

Для контроля широко применяются все виды и диапазоны излучения. Метод акустической эмиссии работает в звуковом диапазоне. Известен метод контроля оптического излучения ПР с помощью электронно-оптического дефектоскопа. Он основан на регистрации пространственно временного распределения яркости свечения и определении по ее характеру дефектных изоляторов. Для этих же целей с разной эффективностью применяют радиотехнический и ультразвуковой методы, а также метод контроля ультрафиолетового излучения с помощью электронно-оптического дефектоскопа «Филин».

Метод ультразвукового зондирования. Скорость распространения ультразвука в облучаемом объекте зависит от его состояния (наличия дефектов, трещин, коррозии). Это свойство используется для диагностики состояния бетона, древесины и металла, которые широко применяются в энергохозяйстве, например, в качестве материала опор.

Приоритетность диагностического контроля элементов двигателя может изменяться по мере наработки. Так, с ростом времени эксплуатации двигателей имеет место некоторое увеличение их отказов, связанных с техническим состоянием изоляции.

Отказы изоляции распределяются следующим образом:

повреждение корпусной изоляции, 45 – 55 %

дефекты в соединениях обмоток, 15 – 20 %

отказы из-за увлажнения корпусной изоляции, 10 – 12 %

повреждение винтовой изоляции, 4 – 6 %

дефекты в коробке выводов, 2 – 3 %

дефекты выводов обмоток, 1,5 – 2,5 %

перенапряжения при замыканиях, 2 – 3 %

прочие дефекты, 5 – 7 %.

Методы и средства диагностирования состояния изоляции электрооборудования в настоящее время разработаны достаточно полно. Разработанные критерии позволяют выявить отказы изоляции на стадии зарождающихся дефектов и определить неисправности при профилактических ремонтах электродвигателей.

ВЫПОЛНИЛИ:ВАСИЛЬЕВ ДАНИИЛ

И МАСТЕРСКИХ ВИОЛЕТТА

Диагностика электрооборудования это комплекс средств и методов призванных определить техническое состояние и найти неисправности. После устранения неисправностей проводится контрольные испытания в электротехнической лаборатории. Диагностика электрооборудования позволяет, используя современные приборы определять состояние оборудования, не прибегая к его глубокой разборке. Благодаря своевременному диагностированию можно контролировать степень надежности электрооборудования.

Физико-химические методы . Энергетическое воздействие на изоляцию электрических устройств приводит к ее изменениям на молекулярном уровне. Это происходит вне зависимости от типа изоляции и завершается химическими реакциями с образованием новых химических соединений, причем под действием электромагнитного поля, температуры, вибрации одновременно идут процессы разложения и синтеза. Анализируя количество и состав появляющихся новых химических соединений можно делать выводы о состоянии всех элементов изоляции. Наиболее просто это сделать с жидкой углеводородной изоляцией, каковой являются минеральные масла, так как все или почти все образовавшиеся новые химические соединения остаются в замкнутом объеме.

Преимуществом физико-химических методов диагностического контроля является их высокая точность и независимость от электрических, магнитных и электромагнитных полей и от других энергетических воздействий, так как все исследования проводятся в физико-химических лабораториях. Недостатками этих методов является относительная дороговизна, и запаздывание от текущего времени, то есть неоперативный контроль.

Метод хроматографического контроля маслонаполненного оборудования. Этот метод основан на хроматографическом анализе различных газов, выделяющихся из масла и изоляции при дефектах внутри маслонаполненного электрооборудования. Алгоритмы определения дефектов, на ранней стадии их возникновения, основанные на анализе состава и концентрации газов, являются распространенными, хорошо проработанными для диагностики маслонаполненного электрооборудования и описаны в .

Оценка состояния маслонаполненного оборудования осуществляется на базе контроля:

Предельных концентраций газов;

Скорости нарастания концентраций газов;

Отношений концентраций газов.

Метод контроля диэлектрических характеристик изоляции . Метод основан на измерении диэлектрических характеристик, к которым относятся токи утечки, величины емкости, тангенс угла диэлектрических потерь (tg δ) и др. Абсолютные значения tgd, измеренные при напряжениях, близких к рабочему, а также его приращения при изменении испытательного напряжения, частоты и температуры, характеризуют качество и степень старения изоляции.

Для измерения tgd и емкости изоляции используются мосты переменного тока (мосты Шеринга). Метод используется для контроля высоковольтных измерительных трансформаторов и конденсаторов связи.

Метод инфракрасной термографии . Потери электрической энергии на нагрев элементов и узлов электрооборудования в процессе эксплуатации зависят от их технического состояния. Измеряя инфракрасное излучение, обусловленное нагревом, можно делать выводы о техническом состоянии электрооборудования. Невидимое инфракрасное излучение с помощью тепловизоров преобразуется в видимый человеком сигнал. Данный метод дистанционный, чувствительный, позволяющий регистрировать изменения температуры в доли градуса. Поэтому его показания сильно подвержены влияющим факторам, например, отражающей способности объекта измерения, температуре и состоянию окружающей среды, так как запыленность и влажность поглощают инфракрасное излучение, и др.

Оценка технического состояния элементов и узлов электрооборудования под нагрузкой производится либо сопоставлением температуры однотипных элементов и узлов (их излучение должно быть примерно одинаковым), либо по превышению допустимой температуры для данного элемента или узла. В последнем случае тепловизоры должны иметь встроенное оборудование для коррекции влияния температуры и параметров окружающей среды на результат измерения.

Метод вибродиагностики . Для контроля над техническим состоянием механических узлов электрооборудования используют связь параметров объекта (его массы и жесткости конструкции) со спектром частот собственной и вынужденной вибрации. Всякое изменение параметров объекта в процессе эксплуатации, в частности жесткости конструкции вследствие ее усталости и старения, вызывает изменение спектра. Чувствительность метода увеличивается с ростом информативных частот. Оценка состояния по смещению низкочастотных составляющих спектра менее эффективна.

Методы контроля частичных разрядов в изоляции . Процессы возникновения и развития дефектов изоляторов ВЛ, независимо от их материала, сопровождаются появлением электрических или частичных разрядов, которые, в свою очередь, порождают электромагнитные (в радио и оптическом диапазонах) и звуковые волны. Интенсивность проявления разрядов зависит от температуры и влажности атмосферного воздуха и связана с наличием атмосферных осадков. Такая зависимость получаемой диагностической информации от атмосферных условий требует совмещать процедуру диагностирования интенсивности разрядов в подвесной изоляции ЛЭП с необходимостью обязательного контроля температуры и влажности окружающей среды.

Для контроля широко применяются все виды и диапазоны излучения. Метод акустической эмиссии работает в звуковом диапазоне. Известен метод контроля оптического излучения ПР с помощью электронно-оптического дефектоскопа. Он основан на регистрации пространственно временного распределения яркости свечения и определении по ее характеру дефектных изоляторов. Для этих же целей с разной эффективностью применяют радиотехнический и ультразвуковой методы, а также метод контроля ультрафиолетового излучения с помощью электронно-оптического дефектоскопа «Филин».

Метод ультразвукового зондирования . Скорость распространения ультразвука в облучаемом объекте зависит от его состояния (наличия дефектов, трещин, коррозии). Это свойство используется для диагностики состояния бетона, древесины и металла, которые широко применяются в энергохозяйстве, например, в качестве материала опор.

Диагноз в переводе с греческого означает «распознавание», «определение». - это теория, методы и средства, с помощью которых делается заключение о техническом состоянии объекта.

Чтобы определить техническое состояние электрооборудования, необходимо, с одной стороны, установить, что и каким способом следует контролировать, а с другой стороны - решить, какие средства для этого потребуются.

В данной проблеме просматривается две группы вопросов:

    анализ диагностируемого оборудования и выбор методов контроля для установления его действительного технического состояния,

    построение технических средств для контроля состояния оборудования и условий эксплуатации.

Итак, для проведения диагноза нужно иметь объект и средства диагноза .

Объектом диагноза может быть любое устройство, если оно по крайней мере может находиться в двух взаимно исключаемых состояниях- работоспособном и неработоспособном, и в нем можно выделить элементы, каждый из которых также характеризуется различными состояниями. На практике реальный объект при исследованиях заменяют диагностической моделью.

Воздействия, специально создаваемые для целей диагноза технического состояния и подаваемые на объект диагноза от средств диагноза, называются тестовыми воздействиями. Различают контролирующие и диагностирующие тесты. Контролирующим тестом называется совокупность наборов входных воздействий, позволяющих провести проверку работоспособности объекта. Диагностическим тестом называется совокупность наборов входных воздействий, позволяющих осуществить поиск неисправности, т. е. определить отказ элемента или неисправный узел.


Центральной задачей диагностики является поиск неисправных элементов, т. е. определение места, а возможно, и причины появления отказа. Для электрооборудования такая задача возникает на различных этапах эксплуатации. В силу этого, диагностика является эффективным средством повышения надежности электрооборудования в процессе его эксплуатации.

Процесс поиска неисправностей в установке обычно включает в себя следующие этапы:

    логический анализ имеющихся внешних признаков, составление перечня неисправностей, которые способны привести к отказу,

    выбор оптимального варианта проверок,

    переход к осуществлению поиска неисправного узла.

Рассмотрим простейший пример. Электродвигатель вместе с исполнительным механизмом не вращается при подаче на него напряжения. Возможные причины - сгорела обмотка, двигатель заклинило. Следовательно, нужно проверять обмотку статора и подшипники.

С чего начать диагностирование? Проще с обмотки статора. С нее и начинаются проверки. Затем уже, в случае необходимости, осуществляется разборка двигателя и оценка технического состояния подшипников.

Каждый конкретный поиск носит характер логического исследования, для которого необходимы знания, опыт, интуиция обслуживающего электрооборудование персонала. При этом помимо знания устройства оборудования, признаков нормального функционирования, возможных причин выхода из строя необходимо владеть методами поиска неисправностей и уметь правильно выбрать требуемый из них.

Различают два основных вида поиска отказавших элементов - последовательный и комбинационный.

При использовании первого метода проверки в аппаратуре выполняются в некотором порядке. Результат каждой проверки сразу же анализируется, и если отказавший элемент не определен, то поиск продолжается. Порядок выполнения операций диагноза может быть строго фиксированным или зависеть от результатов предыдущих опытов. Поэтому программы, реализующие этот метод, можно подразделить на условные, в которых каждая последующая проверка начинается в зависимости от исхода предыдущей, и безусловные, в которых проверки выполняются в некотором заранее фиксированном порядке. При участии человека всегда используются гибкие алгоритмы, чтобы избежать лишних проверок.

При использовании комбинационного метода состояние объекта определяется путем выполнения заданного числа проверок, порядок выполнения которых безразличен. Отказавшие элементы выявляются после проведения всех испытаний путем анализа полученных результатов. Для этого метода характерны такие ситуации, когда не все полученные результаты необходимы для определения состояния объекта.

В качестве критерия для сравнения различных систем поиска неисправностей обычно используется среднее время обнаружения отказа. Могут быть применены и другие показатели - количество проверок, средняя скорость получения информации и пр.

На практике помимо рассматриваемых нередко используется эвристический метод диагноза . Строгие алгоритмы здесь не применяются. Выдвигается определенная гипотеза о предполагаемом месте отказа. Осуществляется поиск. По результатам его гипотеза уточняется. Поиск продолжается до определения неисправного узла. Зачастую такой подход использует радиомастер при ремонте радиоаппаратуры.

Помимо поиска отказавших элементов понятие технической диагностики охватывает также процессы контроля технического состояния электрооборудования в условиях применения его по назначению. При этом лицо, осуществляющее эксплуатацию электрооборудования, определяет соответствие выходных параметров агрегатов паспортным данным или ТУ, выявляет степень износа, необходимость регулировок, потребность в замене отдельных элементов, уточняет сроки проведения профилактических мероприятий и ремонтов.

Применение диагностирования позволяет предупредить отказы электрооборудования, определить его пригодность для дальнейшей эксплуатации, обоснованно установить сроки и объемы ремонтных работ. Диагностирование целесообразно проводить как при применении существующей системы планово-предупредительных ремонтов и технических обслуживании электрооборудования (система ППР), так и в случае перехода к новой, более совершенной форме эксплуатации, когда ремонтные работы выполняются не через определенные заранее установленные сроки, а по результатам диагноза, если сделано заключение о том, что дальнейшая эксплуатация может привести к отказам или становится экономически нецелесообразной.

При применении новой формы обслуживания электрооборудования в сельском хозяйстве следует проводить:

    техническое обслуживание согласно графикам,

    плановое диагностирование через определенные периоды или наработки,

    текущий или капитальный ремонты по данным оценки технического состояния.

При техническом обслуживании диагностирование служит для определения работоспособности оборудования, проверки стабильности регулировок, выявления необходимости ремонта или замены отдельных узлов и деталей. При этом диагностируются так называемые обобщенные параметры, которые несут максимум информации о состоянии электрооборудования - сопротивление изоляции, температура отдельных узлов и др.

При плановых проверках контролируются параметры, характеризующие техническое состояние агрегата и позволяющие определить остаточный ресурс узлов и деталей, ограничивающих возможность дальнейшей эксплуатации оборудования.

Диагностирование, проводимое при текущем ремонте на пунктах технического обслуживания и текущего ремонта или на месте установки электрооборудования, позволяет в первую очередь оценить состояние обмоток. Остаточный ресурс обмоток должен быть больше периода между текущими ремонтами, иначе оборудование подлежит капитальному ремонту. Помимо обмоток выполняется оценка состояния подшипников, контактов и других узлов.

В случае проведения технического обслуживания и планового диагностирования электрооборудование не разбирают. При необходимости снимают защитные сетки вентиляционных окон, крышки выводов и другие быстросъемные детали, обеспечивающие доступ к узлам. Особую роль в данной ситуации играет внешний осмотр, позволяющий определить повреждения выводов, корпуса, установить наличие перегрева обмоток по потемнению изоляции, проверить состояние контактов.

Основные параметры диагностирования

В качестве диагностических параметров следует выбирать характеристики электрооборудования, критичные к ресурсу работы отдельных узлов и элементов. Процесс износа электрооборудования зависит от условий эксплуатации. Решающее значение принадлежит режимам работы и условиям окружающей среды.

Основными параметрами, проверяемыми при оценке технического состояния электрооборудования, являются:

    для электродвигателей - температура обмотки (определяет срок службы), амплитудно-фазовая характеристика обмотки (позволяет оценить состояние витковой изоляции), температура подшипникового узла и зазор в подшипниках (указывают на работоспособность подшипников). Кроме этого для электродвигателей, эксплуатируемых в сырых и особо сырых помещениях, дополнительно следует замерять сопротивление изоляции (позволяет прогнозировать срок службы электродвигателя),

    для пускорегулирующей и защитной аппаратуры - сопротивление петли «фаза-нуль» (контроль соответствия условиям защиты), защитные характеристики тепловых реле, сопротивление контактных переходов,

    для осветительных установок - температура, относительная влажность, напряжение, частота включения.

Помимо основных может быть оценен и ряд вспомогательных параметров, дающих более полное представление о состоянии диагностируемого объекта.

В качестве инструментов определения неисправностей изделий, узлов, деталей или сопряжений используется специальное диагностическое оборудование или простые приспособления в виде контрольной лампы, дополнительного зуммера, вольтметра, амперметра, омметра или мультиметра. Поэтому очень важно знать типовые алгоритмы технологии поиска обрывов, коротких замыканий и других неисправностей в процессе транспортных работ или вдали от сервисной станции. Рассмотрим эти процедуры по системам электрооборудования.

Система электроснабжения. Если электрическая схема генераторной установки соответствует схеме изображенной на рис. 9.2, а , когда один конец обмотки возбуждения соединен с корпусом генератора, то алгоритм поиска неисправностей состоит в следующем.

Цепь зарядки АКБ проверяют путем подключения одного вывода контрольной лампы к выводу «+» генератора, а другого - к «массе». Под контрольной лампой понимают самостоятельно изготовленное устройство - патрон с лам

Рис. 9.2.

1 - генератор; 2 - обмотка возбуждения; 3 - обмотка статора; 4 - выпрямитель; 5 - выключатель зажигания; 6 - реле контрольной лампы; 7 - регулятор напряжения; 8- контрольная лампа; 9 - трансформаторно-выпрямительный блок; 10- помехоподавительный конденсатор; 11 - аккумуляторная батарея

пой, в котором «минусовой» вывод выполнен в виде зажима типа «крокодил», а другой, «плюсовой», - в виде щупа. Лампу мощностью 15...25 Вт можно менять в зависимости от напряжения бортовой сети. Если контрольная лампа загорается, то можно констатировать, что цепь зарядки АКБ исправна.

Цепь возбуждения проверяют, подключив «плюсовой» вывод контрольной лампы к выводу «+» или В регулятора напряжения, а затем к выводу Ш генератора. «Минусовой» вывод контрольной лампы присоединяют к «массе». Выключатель зажигания включен. Контрольная лампа должна гореть. Если исправность цепи возбуждения таким образом не подтверждается, то при работающем на средних частотах вращения коленчатого вала двигателе соединяют дополнительным проводником выводы «+» или В регулятора с выводом Ш генератора. При появлении зарядного тока неисправен регулятор напряжения, в противном случае - генератор.

Если электрическая схема генераторной установки соответствует схеме рис. 9.2, в или 9.2, д, когда обмотка возбуждения подсоединена к «массе» через регулятор напряжения, то исправность цепи возбуждения проверяют последовательным подключением «плюсового» вывода контрольной лампы к выводу «+», а затем к выводу Ш регулятора напряжения. Другой конец контрольной лампы подсоединяется к «массе». Если контрольная лампа не горит только во время подключения к выводу Ш регулятора, то в цепи возбуждения имеется обрыв.

При отсутствии обрыва в цепи возбуждения проверяют исправность генератора на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Для этого дополнительным проводником соединяют вывод Ш регулятора напряжения с «массой». Если зарядный ток появляется, значит, неисправен регулятор, а если отсутствует, неисправен генератор.

Если при полностью заряженной АКБ амперметр А (см. рис. 9.2, а) показывает зарядный ток 8... 10 А в течение длительного времени, а вольтметр - повышенное напряжение, то это свидетельствует о неисправности в цепи от вывода «+» генератора до вывода «+» или В регулятора напряжения. Причина этого - большие переходные сопротивления на контактах в этой цепи, когда используется регулятор напряжения выносной конструкции.

При колебаниях стрелки амперметра или вольтметра необходимо проверить надежность крепления проводов в местах подсоединения в схеме электроснабжения или усилия прижима щеток к контактным кольцам. Колебаться стрелки приборов могут и в случае многократного срабатывания термобиметаллических предохранителей вследствие коротких замыканий в цепях. У амперметра колебания стрелки выходят за пределы шкалы прибора.

Система пуска. Поиск неисправностей в электропусковой системе осуществляют поэтапно, разделив систему на отдельные элементы: аккумуляторная батарея; силовая цепь, включающая соединительные провода от «+» АКБ до «+» стартера и от «-» АКБ до корпуса автомобиля; стартер, цепи управления и коммутирующие изделия - реле блокировки стартера, дополнительное реле, выключатель зажигания, выключатель «массы» (рис. 9.3) .

Если при попытке запуска двигателя внутреннего сгорания нет характерного щелчка, сопровождающего включение тягового реле стартера, то поиск неисправности проводят по следующему алгоритму.

Соединяют дополнительным проводником выводы Б и С дополнительного реле. Если стартер включился, то с вывода С конец дополнительного провода переносят на вывод К. Если стартер не включился, то неисправно дополнительное реле.

Если при соединении выводов Б и С стартер не включился, то измеряют вольтметром напряжение на выводе Б. Если это напряжение больше напряже-

Рис. 9.3.

1 - электростартер; 2 - выключатель зажигания; 3 - дополнительное реле;

К1 - контакты тягового реле стартера; М - якорь стартера; Б, С, К, 50 - клеммы стартера

и реле; 68 - аккумуляторная батарея

ния включения реле стартера, то соединяют выводы Б и 50. Включение стартера означает наличие обрыва между выводами С и 50. В противном случае неисправен стартер. Если на выводе Б напряжение меньше напряжения включения реле стартера, то последовательно проверяют напряжение на всех участках цепи от вывода Б до «+» АКБ. При отсутствии напряжения на выводе Б ищут обрыв цепи между выводом Б и «+» АКБ. Эту процедуру начинают с контроля АКБ, и если она исправна, то измеряют падение напряжения на стартере. Если падение напряжения более 3 В для 12-вольтового исполнения и более 6 В для 24-вольтово- го, значит, стартер неисправен.

Если при включении стартера тяговое реле циклически включается и выключается, то это происходит из-за сильной разряженности АКБ, разрегулирования дополнительного реле или обрыва удерживающей обмотки реле стартера.

Если при включении стартера слышен металлический скрежет или коленчатый вал не вращается, то неисправна муфта свободного хода (см. табл. 9.5) }

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!