Гомологичные органы: примеры и доказательства эволюции. Аналогичные и гомологичные органы Аналогичные конечности

Рудименты - органы, которые были хорошо развиты у древних эволюционных предков, а сейчас они недоразвиты, но полностью еще не исчезли, потому что эволюция идет очень медленно. Например, у кита - кости таза. У человека:

  • волосы на теле,
  • третье веко,
  • копчик,
  • мышца, двигающая ушную раковину,
  • аппендикс и слепая кишка,
  • зубы мудрости.

Атавизмы - органы, которые должны находиться в рудиментарном состоянии, но из-за нарушения развития достигли крупного размера. У человека - волосатое лицо, мягкий хвост, способность двигать ушной раковиной, многососковость. Отличия атавизмов от рудиментов: атавизмы - это уродства, а рудименты есть у всех.


Гомологичные органы - внешне отличаются, потому что приспособлены к разным условиям, но имеют сходное внутреннее строение, поскольку возникли из одного исходного органа в процессе дивергенции . (Дивергенция - процесс расхождения признаков.) Пример: крылья летучей мыши, рука человека, ласта кита.


Аналогичные органы - внешне похожи, потому что приспособлены к одним и тем же условиям, но имеют разное строение, потому что возникли из разных органов в процессе конвергенции . Пример: глаз человека и осьминога, крыло бабочки и птицы.


Конвергенция - процесс схождения признаков у организмов, попавших в одинаковые условия. Примеры:

  • водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) имеют сходную форму тела;
  • быстро бегающие позвоночные имеют мало пальцев (лошадь, страус).

1. Установите соответствие между примером эволюционного процесса и способами, которыми он достигается: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) передние конечности кошки и верхние конечности шимпанзе
Б) крыло птицы и ласты тюленя
В) щупальце осьминога и рука человека
Г) крыло пингвина и плавники акулы
Д) разные типы ротовых аппаратов у насекомых
Е) крыло бабочки и крыло летучей мыши

Ответ


2. Установите соответствие между примером и процессом макроэволюции, которую он иллюстрирует: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие крыльев у птиц и бабочек
Б) окраска шерсти у серой и черной крыс
В) жаберное дыхание у рыб и раков
Г) разная форма клювов у большой и хохлатой синиц
Д) наличие роющих конечностей у крота и медведки
Е) обтекаемая форма тела у рыб и дельфинов

Ответ


3. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) дивергенция, 2) конвергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности пчелы и кузнечика
Б) ласты дельфина и крылья-ласты пингвина
В) крылья птицы и бабочки
Г) передние конечности крота и насекомого медведки
Д) конечности зайца и кошки
Е) глаза кальмара и собаки

Ответ


4. Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: 1) конвергенция, 2) дивергенция. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) конечности крота и зайца
Б) крылья бабочки и птицы
В) крылья орла и пингвина
Г) ногти человека и когти тигра
Д) жабры краба и рыбы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие небольшого числа пальцев в конечности лошади и страуса служит примером
1) конвергенции
2) морфофизиологического прогресса
3) географической изоляции
4) экологической изоляции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример рудиментарного органа у человека –
1) слепая кишка
2) многососковость
3) жаберные щели у эмбриона
4) волосяной покров головы

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К рудиментам относят
1) ушные мышцы человека
2) пояс задних конечностей кита
3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека
4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных
5) многососковость у человека
6) удлиненные клыки у хищников

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого эволюционного процесса водные животные разных классов (акулы, ихтиозавры, дельфины) приобрели сходную форму тела
1) дивергенции
2) конвергенции
3) ароморфоза
4) дегенерации

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?
1) синий кит и кашалот
2) голубая акула и дельфин афалина
3) морской котик и морской лев
4) европейский осетр и белуга

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Развитие различных по строению конечностей у млекопитающих, принадлежащих к разным отрядам, – это пример
1) ароморфоза
2) идиоадаптации
3) регенерации
4) конвергенции

Ответ


Рассмотрите рисунок с изображением крыльев у разных животных и определите: (А) как эволюционисты называют эти органы, (Б) к какой группе эволюционных доказательств относят эти органы и (В) в результате какого механизма эволюции они образовались.
1) гомологичные
2) эмбриологические
3) конвергенция
4) дивергенция
5) сравнительно-анатомические
6) аналогичные
7) движущая
8) палеонтологические

Ответ


Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: 1) палеонтологический, 2) сравнительно-анатомический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) колючки кактуса и колючки барбариса
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) многососковость у человека
Д) аппендикс у человека

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой признак у человека считают атавизмом?
1) хватательный рефлекс
2) наличие аппендикса в кишечнике
3) обильный волосяной покров
4) шестипалая конечность

Ответ


1. Установите соответствие между примером и типом органов: 1) Гомологичные органы 2) Аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Предплечье лягушки и курицы
Б) Ноги мыши и крылья летучей мыши
В) Крылья воробья и крылья саранчи
Г) Плавники кита и плавники рака
Д) Роющие конечности крота и медведки
Е) Волосы человека и шерсть собаки

Ответ


2. Установите соответствие между формами приспособленности организмов к среде обитания и органами, которые у них сформировались: 1) гомологичные, 2) аналогичные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обтекаемая форма головы акулы и дельфина
Б) крыло совы и крыло летучей мыши
В) конечность лошади и конечность крота
Г) глаз человека и глаз осьминога
Д) плавники карпа и ласты морского котика

Ответ


Установите соответствие между характеристиками органов и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: 1) гомологичные органы, 2) аналогичные органы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие генетического родства
Б) выполнение различных функций
В) единый план строения пятипалых конечностей
Г) развитие из одинаковых эмбриональных зачатков
Д) формирование в сходных условиях

Ответ


1. Установите соответствие между примером и признаком: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) зубы мудрости
Б) многососковость
В) мышцы, двигающие ушную раковину
Г) хвост
Д) сильно развитые клыки

Ответ


2. Установите соответствие между эволюционными признаками человека и их примерами: 1) рудимент, 2) атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) мышцы ушной раковины
Б) хвостовые позвонки
В) волосяной покров на лице
Г) наружный хвост
Д) червеобразный отросток слепой кишки

Ответ


3. Установите соответствие между особенностями строения организма человека и сравнительно-анатомическими доказательствами его эволюции: 1) атавизмы, 2) рудименты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) складки мигательной перепонки
Б) добавочные пары молочных желёз
В) сплошной волосяной покров на теле
Г) недоразвитые ушные мышцы
Д) аппендикс
Е) хвостовидный придаток

Ответ


4. Установите соответствие между структурами организма человека и свидетельствами эволюции: 1) рудимент, 2 атавизм. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) ушные мышцы
Б) аппендикс
В) копчиковые позвонки
Г) густой волосяной покров на всем теле
Д) многососковость
Е) остаток третьего века

Ответ



Рассмотрите рисунок с изображением обитателей вод разных классов позвоночных и определите, (А) какой способ эволюционного процесса иллюстрирует рисунок, (Б) в каких условиях протекает этот процесс и (В) к каким результатам приводит. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) гомологичные органы
2) конвергенция
3) происходит у родственных групп организмов, которые живут и развиваются в разнородных условиях среды
4) рудиментарные органы
5) происходит в одинаковых условиях существования животных, относящимся к разным систематическим группам, которые приобретают сходные черты строения
6) аналогичные органы
7) дивергенция

Ответ


Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К терминам эволюционного учения относят
1) дивергенция
2) мониторинг
3) естественный отбор
4) плазмида
5) панспермия

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны сравнительно-анатомические методы изучения эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Аналогичные органы свидетельствуют о сходстве приспособлений к одинаковым условиям среды у разных организмов, возникающих в ходе эволюции. (2) Примером гомологичных органов являются передние конечности кита, крота, лошади. (3) Рудименты закладываются в эмбриогенезе, но полностью не развиваются. (4) Эмбрионы разных позвоночных в пределах типа имеют сходное строение. (5) В настоящее время составлены филогенетические ряды для слонов, носорогов.

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще .

Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?

Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.

Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как различные , так и сходные ).

Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.

Почему приходится заострять на этом ваше внимание

Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.

Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.

Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.

А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные .

Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная .

Какой вывод следует сделать

Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.

Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.

Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.

Примеры заданий на гомологичные органы

  1. Крылья совы и крылья летучей мыши
  2. Ласты дельфина и ласты-крылья пингвина
  3. Конечности крота и конечности лошади
  4. Ласты китообразных и ластоногих
  5. Когти барсука и ногти обезьяны
  6. Киль летучей мыши и киль птицы
  7. Задние конечности кенгуру и задние конечности тушканчика
  8. Окраска крыльев бабочки павлиний глаз и бабочки крапивницы
  9. Ласты ихтиозавра и рука человека
  10. Плакоидная чешуя акулы и зубы ящерицы
  11. Лепестки розы и листья капусты
  12. Листья паслена и усы гороха
  13. Видоизмененные листья: лепестки розы, усы гороха, иголки кактуса.
  14. Шишки ели и стробила хвоща
  15. Перистосложный лист гороха и прилистники-кувшинчики непентес
  16. Стеблевые чешуи хвоща и колючки барбариса
  17. Тычинки цветка мака и почечные чешуи
  18. Бутон цветка и почка
  19. Конечности позвоночных
  20. Гомологи передней конечности шимпанзе: 1) рука человека 2) крыло птицы 3) ласт кита
  21. Колючки кактуса и усики гороха
  22. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука
  23. Корневище ландыша клубни картофеля
  24. Китовый ус и усы сома
  25. Чешуя змеи и перо птицы
  26. Ноги бабочки и ноги жука
  27. Когти кошки и ногти обезьяны
  28. Нос обезьяны и хобот слона
  29. Предплечье лягушки и курицы
  30. Волосы человека и шерсть собаки

Примеры заданий на аналогичные органы

  1. Конечности позвоночных животных и насекомых
  2. Крылья птиц и насекомых
  3. Глаза головоногих моллюсков и глаза позвоночных животных
  4. Роговые чешуи ящерицы и панцирь черепахи – аналоги
  5. Форма тела акулы и дельфина
  6. Передние конечности насекомого медведки и крота
  7. )Шипы розы и иголки кактуса
  8. Зубы кошки и зубы акулы
  9. Листья и шипы
  10. Семена растений и споры мхов
  11. Усики клубники и воздушные корни
  12. Жабры рака и рыбы
  13. Роющие конечности крота и медведки
  14. Аналогами передней конечности шимпанзе являются: 1) хобот слона, 2) клешня рака, 3) щупальца осьминога, 4) ногощупальца скорпиона
  15. Колючки барбариса и колючки боярышника
  16. Хорда ланцетника и позвоночник человека
  17. Панцирь черепахи и раковина улитки
  18. Легкие амфибии и легкие пауков
  19. Усы рака и усы сома
  20. Глаза осьминога и собаки
  21. Крылья летучей мыши и стрекозы
  22. Плавник кита и хвостовой плавник рака

Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках

«Основы охраны природы» - Разрывы ареалов деревьев разных видов. Оценка потенций и позиций экосистем. Способы решения задач охраны природы. Обзор состояния дел в области охраны природы. Благоприятные последствия заповедного режима. Стратегия. Потенции и позиции экосистем. Последствия средопреобразующих воздействий человека на лесной пояс.

«Охрана окружающей среды от загрязнений» - Химия и охрана окружающей среды. Охрана земельных ресурсов. Однако химическое загрязнение чревато и косвенными эффектами. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Атмосфера служит экраном, защищающим жизнь на Земле от губительных воздействий из космоса. Химическое загрязнение окружающей среды обусловлено следующими факторами:

«Охрана природы» - Природа нуждается в охране. Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы. Охрана окружающей среды требует объединения усилий всех стран. Закон на страже природы. Государство устанавливает четкие правила, выполнение которых защищает природу. Что может сделать гражданин для защиты природы.

«Экология природы» - Основной вопрос: Зачем нужно защищать природу? Этапы: Дидактические цели: Методические цели: Учебные предметы: немецкий язык, экология, регионоведение. Вопрос учебной темы: В каком состоянии наша природа? Темы самостоятельных исследований. Участники: 11 класс школы № 45. Тема учебного проекта: Защита или загрязнение окружающей среды.

«Охрана окружающей среды» - Развитие монологической речи. Загрязнение окружающей среды. Цель. Развивающая задача. Обучающая задача. Воспитание любви к природе. Задачи. Воспитательная задача. Парниковый эффект. Защита окружающей среды. Исчезающие животные. Изучение проблемы защиты окружающей среды. Закрепление PAST PERFECT TENSE.

«Охрана леса» - Человек немыслим вне природы. Биологические методы борьбы с вредителями дешевы, безвредны и наиболее эффективны. Лесовозобновление. Массовые вспышки численности вредителей охватывают обширные территории. Значения лесов. Часть древесины теряется при лесоповале. Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с пожарами.

Всего в теме 15 презентаций

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Сходство в строении органов разных систематических групп организмов позволяет учёным установить их родство. (2) В процессе эволюции у организмов сформировались гомологичные и аналогичные органы. (3) Гомологичные органы развиваются из разных зародышевых листков эмбриона. (4) Аналогичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков. (5) Примерами гомологичных органов могут служить крылья птиц и лапы собак, косточки среднего уха различных млекопитающих, тычинки и листья цветковых растений. (6) Примерами аналогичных органов могут служить плавники рыбы и дельфина, конечности мыши и конечности жука, усики винограда и усики гороха. (7) Важными доказательствами эволюции являются также рудименты и атавизмы.

Пояснение.

Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6.

1) (3) Гомологичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков.

2) (4) Аналогичные органы выполняют одинаковые функции.

3) (6) Плавники рыбы и дельфина – это гомологичные органы

Примечание .

Гомологичные органы - органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их - результат дивергенции.

Аналогичные органы - органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

А признак «функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции, но и общие.

Например, передние плавники акулы (Класс Хордовые Рыбы тип Хордовые) и передние конечности дельфина (класс Млекопитающее тип Хордовые) - гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция у них тоже сходная.

Наталья Евгеньевна Баштанник

Передние плавники Рыбы (тип Хордовые) и передние конечности дельфина (тип Хордовые) - гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция у них тоже сходная.

Аминат Мурадова 11.11.2017 19:01

Скажите, а почему в 5 нет ошибки? Ведь у птицы и собаки не одно происхождение

Наталья Евгеньевна Баштанник

Одно происхождение скелет передней конечности (кости) - мезодермальное происхождение (а затем происходит у птиц редукция некоторых костей)

Алёна Вербина 21.03.2019 11:58

Добрый день! А почему конечности рыб, состоящие из костных лучей, гомологичны конечностям дельфина, которые состоят из плеча, предплечья и кисти? В сборнике Рохлова "плавники крапа и ласты морского котика" - это аналогичные органы.

Наталья Евгеньевна Баштанник

В тексте описана акула - хрящевая рыба

Установите соответствие между примерами гомологичных и аналогичных органов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д Е

Пояснение.

Гомологичные органы: плодолистики и прицветники; ласт кита и крыло птицы; листья и тычинки цветка. Аналогичные органы: колючки барбариса и выросты стебля у ежевики; глаз зайца и глаз пчелы; крыло летучей мыши и крыло бабочки.

Ответ: 112122.

Примечание.

Гомологичные органы - органы, имеющие принципиально общее строение независимо от сходства выполняемых ими функций. Сходство в строении, или гомология, возможно только при наличии более или менее отдалённого общего предка:

Плодолистики и прицветники; а также листья и тычинки цветка - производные листа, но функции разные; ласт кита и крыло птицы - передняя конечность;

Аналогичные органы - сходны у организмов разных систематических групп по выполняемой функции, но имеют различное происхождение и неодинаковое внутреннее строение:

колючки барбариса (лист) и выросты стебля (кора) у ежевики;

глаз зайца и глаз (фасеточный) пчелы;

крыло летучей мыши - мезодермальное происхождение и крыло бабочки - эктодермальное происхождение.

Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и названиями органов, которые у них сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Пояснение.

1) гомологичные органы:А) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека; Б) листья и прицветники бугенвиллии;Е) плодолистик и мегаспорофилл растения

2) аналогичные органы: В) колючки барбариса (лист) и колючки ежевики (выросты коры); Г) строение глаза человека и глаза осьминога; Д) усики гороха (лист) и усики винограда (побег)

Ответ: 112221.

Алексей Гореев 04.12.2017 13:05

Почему же слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека гомологичные то? Происхождение то разное а функция одна, значит, аналогичные органы

Наталья Евгеньевна Баштанник

Эволюционное развитие слуховых косточек млекопитающих является одним из наиболее детально описанных и важных доказательств биологической эволюции. Оно демонстрирует наличие переходных форм и является хорошим примером использования уже имеющихся структур в целях, отличных от первоначальных.

У современных рептилий барабанная перепонка соединяется со внутренним ухом посредством единственной кости, тогда как и верхняя, и нижняя челюсти образуются посредством отдельных костей, которых нет у млекопитающих. В процессе эволюции млекопитающих отдельные челюстные кости рептилий (сочленовная и квадратная) изменили свою форму и функцию и «переместились» в полость среднего уха, сформировав цепь слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремя), которые передают колебания барабанной перепонки на эндолимфу внутреннего уха более эффективно, тем самым повышая качество работы слухового анализатора.

Доказательства того, что молоточек и наковальня млекопитающих гомологичны сочленовной и квадратной костям рептилий, были изначально эмбриологическими, однако впоследствии получили и детальные палеонтологические подтверждения. В самое последнее время появились и доказательства, основанные на генетических исследованиях.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Пояснение.

1) аналогичные органы: А) крылья птиц и крылья стрекоз; Б) шипы розы (это выросты коры) и иголки кактуса (видоизмененные листья); В) щупальца осьминога и гидры

2) гомологичные органы: Г) ласты кита и ноги лошади; Д) усик гороха и лист ромашки

Ответ: 11122

Примечание.

Гомологичные органы - органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их - результат дивергенции.

Например, крылья бабочки и крылья птицы. Внешне схожи, и функция у них одна - приспособление к полету, но и строение, и происхождение различаются очень существенно. Соответственно, если у неродственных организмов есть аналогичные органы, то это называется конвергенцией.

Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е

Пояснение.

1) аналогичные органы: А) луковица тюльпана и корнеплод свёклы; Д) крылья бабочки и летучей мыши

2) гомологичные органы: Б) чешуя ящерицы и перья голубя; В) клубень картофеля и корневище папоротника; Г) антенны рака и хелицеры паука

Ответ: 12221

Примечание.

Гомологичные органы - органы, сходные между собой по происхождению, строению, но выполняющие разные функции. Появление их - результат дивергенции.

Аналогичные органы - органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению. Например, крылья бабочки и крылья птицы. Внешне схожи, и функция у них одна - приспособление к полету, но и строение, и происхождение различаются очень существенно. Соответственно, если у неродственных организмов есть аналогичные органы, то это называется конвергенцией.

Ответ: 12221

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны: пред­пле­чье ля­гуш­ки и ку­ри­цы; ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши; во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть со­ба­ки. Ана­ло­гич­ные ор­га­ны: кры­лья во­ро­бья и кры­лья са­ран­чи; плав­ник кита и плав­ник рака; ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и мед­вед­ки.

Ответ: 112221.

Примечание.

Гомологичные органы - органы, имеющие принципиально общее строение независимо от сходства выполняемых ими функций. Сходство в строении, или гомология, возможно только при наличии более или менее отдалённого общего предка.

Аналогичные органы - сходны у организмов разных систематических групп по выполняемой функции, но имеют различное происхождение и неодинаковое внутреннее строение.

Ответ: 112221

1) рудимента

2) ана­ло­гич­но­го органа

3) атавизма

4) го­мо­ло­гич­но­го органа

Пояснение.

Третье веко - это рудимент. Рудимент - это орган, основное значение которого было утрачено в процессе эволюционного развития организма. Под данное понятие попадают также структуры, редуцированные и отличающиеся меньшими возможностями по сравнению с соответствующими структурами у иных организмов.

Атавизм представляет собой факт появления у конкретного вида организмов тех или иных признаков, которые были свойственны их предкам, но утрачены в процессе эволюции. Их появление связано с тем, что ДНК не теряет со временем те гены, которые ответственны за данные признаки, хотя в большинстве случаев их проявления блокируются генами–репрессорами. Таким образом, если вдруг действие репрессора исчезает или уменьшается, атавизмы у человека и любого другого существа возникают вновь.

Аналогичные органы - органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

Гомологичные органы - органы, сходные по происхождению, строению, расположению в организме. Конечности всех наземных позвоночных гомологичны, потому что они отвечают критериям гомологичности: имеют общий план строения, занимают сходное положение среди других органов, развиваются в онтогенезе из сходных эмбриональных зачатков. Гомологичны ногти, когти, копыта.

Helga Traum 29.11.2014 20:53

Оста­ток тре­тье­го века в углу глаза че­ло­ве­ка - это при­мер атавизма(у позвоночных животных оно есть)

Наталья Евгеньевна Баштанник

Вы ошибаетесь

Органы, которые выполняли определённую функцию у предков, но недоразвиваются у потомков, называют

1) атавизмами

2) рудиментами

3) гомологичными

4) аналогичными

Пояснение.

Ответ: 2

1) атавизмами

2) рудиментами

3) гомологичными

4) аналогичными

Пояснение.

Атавизм – появление органа животного у человека. Гомологичные органы сходны по происхождению, но разные по функциям. Аналогичные органы имеют разное происхождение,но выполняют одинаковую функцию.

Ответ: 2

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

Сходство в плане строения гомологичных органов есть следствие общности происхождения. Существование гомологичных структур есть следствие существования гомологичных генов. Различия возникают вследствие изменения функционирования этих генов под действием эволюционных факторов.

Гомологичные органы имеют общее происхождение, но выполняют разные функции: Б) чешуя ящерицы и перо птицы; Г) зубы акулы и кошки; Д) нос обезьяны и хобот слона (хобот представляет собой сросшиеся и вытянутые нос и верхнюю губу); Е) когти кошки и ногти обезьяны

Аналогичные органы - имеют разное происхождение, но одну функцию: А) усы таракана и рыбы сома; В) глаза осьминога и собаки;

Ответ: 212111.

Примечание .

Вариант «Г) зубы акулы и кошки» являются гомологичными органами, т.к.

Клеточные ткани будущих зубов берут начало из эмбрионального слоя, эктодермы; зубы не являются костным образованием, однако представляют собой соединение тканей различной плотности и твердости: эмали, дентина и цемента. В процессе эволюции, впервые, зубы появились у акул. Гены, регулирующие развитие зубов у млекопитающих, гомологичны тем, которые задействованы в развитии рыбьей чешуи. Изучение зубной пластины древней вымершей рыбы вида Romundina stellina показало, что зубы и чешуя состояли из той же ткани, которая была обнаружена в строении зубов млекопитающих. Это открытие стало опорой теории о том, что в ходе эволюции зубы получили свое развитие из чешуи.

Ответ: 212111

Раздел: Основы эволюционного учения

Женя Женя 28.04.2014 18:59

чешуя яще­ри­цы и перо птицы - это аналог! Функ­ция одна - защита! Как это у них происхождение(строение) может быть одинаковым?!

Наталья Евгеньевна Баштанник

Производные эпителия Хордовых.

Павел Иванов 10.04.2018 19:19

Можно делать задания для школьников? и тогда не придется скидывать огромные тексты.

Клеточные ткани будущих зубов берут начало из эмбрионального слоя...(Серьезно?)

Наталья Евгеньевна Баштанник

Да, серьёзно

К биогеографическим доказательствам эволюции относится

1) распространение сумчатых преимущественно в Австралии

2) сходство устройства геномов разных групп животных

3) прохождение эмбрионом человека стадии ланцетника

4) наличие аналогичных органов у разных групп животных

Пояснение.

Распространение сумчатых преимущественно в Австралии - биогеографические доказательства;

Сходство устройства геномов разных групп животных - генетические доказательства;

Прохождение эмбрионом человека стадии ланцетника - эмбриологические доказательства;

Наличие аналогичных органов - доказательства сравнительной анатомии.

Ответ: 1

1) крыло летучей мыши и крыло бабочки

2) рука человека и нога лошади

3) роговая чешуя ящерицы и панцирь черепахи

4) нижняя челюсть человека и собаки

Пояснение.

Аналогичные органы - органы и части животных или растений, сходные в известной мере по внешнему виду и выполняющие одинаковую функцию, но различные по строению и происхождению.

1. крыло летучей мыши и крыло бабочки (крылья птиц - видоизменённые передние конечности, крылья насекомых - складки хитинового покрова)

Ответ: 1

1) лепестки розы и ли­стья капусты

2) листья пас­ле­на и усы гороха

3) шипы розы и кактуса

4) шишку ели и стро­бил хвоща

Пояснение.

Аналогичные ор­га­ны имеют раз­ное происхождение и оди­на­ко­вые функции, из этих пар под­хо­дят шипы розы (вы­ро­сты кожицы) и как­ту­са (видоизменения листьев), но функ­ция одна - спа­се­ние от травоядности, конечно, это одна из функций.

4) шишка и стро­бил - это одно и то же (функ­ция оди­на­ко­вая - раз­мно­же­ние).

1) ле­пест­ки розы и ли­стья ка­пу­сты - гомологичные органы (одинаковое происхождение - лист).

2) ли­стья пас­ле­на и усы го­ро­ха - гомологичные органы (одинаковое происхождение - лист).

При­ме­ча­ние.

Стро­бил - орган раз­мно­же­ния не­ко­то­рых выс­ших рас­те­ний: пла­у­но­вид­ных, хво­ще­вид­ных, го­ло­се­мен­ных.

Стро­бил - ви­до­из­менённый уко­ро­чен­ный побег, не­су­щий спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ли­стья - спо­ро­фил­лы, на ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся спо­ро­об­ра­зу­ю­щие ор­га­ны.

Ответ: 3

Наталья Евгеньевна Баштанник

Да, в пояснении указана - одна из функций.

1 и 2 пары - это гомологи; 4 пара - шишка и стро­бил - это одно и то же (функ­ция оди­на­ко­вая - раз­мно­же­ние)

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения?

А. Го­мо­ло­гич­ны­ми ор­га­на­ми яв­ля­ют­ся органы, име­ю­щие общее про­ис­хож­де­ние и вы­пол­ня­ю­щие оди­на­ко­вые функции.

Б. Ана­ло­гич­ны­ми ор­га­на­ми яв­ля­ют­ся органы, име­ю­щие раз­ное про­ис­хож­де­ние и вы­пол­ня­ю­щие сход­ные функции.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) оба суж­де­ния верны

Гипотеза становится теорией, когда есть доказательства. И у эволюционной теории таких доказательств много.

Интерпретация этих фактов - совсем другое дело, здесь ученым предстоит еще очень много поработать….

Самые первые доказательства, с которыми столкнулись ученые - палеонтологические.

Палеонтология занимается останками - костями, отпечатками и т.д.

Откуда мы знаем, что раньше млекопитающих не было и миллионы лет назад по планете бродили динозавры? По найденным костям, реже - по целым скелетам.

А как человечество узнало о древних беспозвоночных или о растениях того периода? По отпечаткам, фрагментам тканей, окаменелостям и т.д.

Морфологические доказательства эволюции

Во-первых, это гомологичные и аналогичные органы.

Гомологичные органы - имеют общее происхождение.
Аналогичные - различное, но внешне похожи.

Прежде, чем мы разберем критерии этих органов и примеры, давайте рассмотрим два пути, по которым шла эволюция.

Путь №1 - дивергенция
.

В переводе это слово означает “расхождение”, “отклонение”.

Представим, что когда-то существовал один вид какого-то животного. Затем какая-то группа особей этого вида решила освоить новую территорию. На этой территории были новые условия и под их воздействием вид менялся, эволюционировал, приобретал новые признаки. В результате, его органы немного видоизменились.

Так появились гомологичные органы.

Путь №2 - конвергенция

В переводе - “сближение”,” объединение”.

Представим, что существуют два разных типа животных. Но условия обитания у них одинаковые (например, водная или воздушная среда). Соответственно, они развиваются, эволюционируют, вырабатывают
приспособления к данной среде обитания. Эти приспособления (органы) будут очень схожи, но происхождение у них все же будет разное.

Мы получаем аналогичные органы.

Признак Гомологи Аналоги
Происхождение Общее Различное
Функции Могут быть различными Общие
Эволюционный путь Дивергенция Конвергенция
Примеры: Конечности оленя, кита, летучей мыши

Видоизменения листьев у растений

крылья птиц и крылья членистоногих,

у растений - колючки на стебле и колючки - листья

Во-вторых, это атавизмы и рудименты.

Информации об этом есть очень много, здесь мы разберем суть их отличий:

Характеристики

Атавизмы

Рудименты

Функции нет, являются лишними, не считаются нормой для большинства ныне живущих некоторые могут выполнять какие-то функции, другие не используются, есть у всех представителей вида.
Эволюционно были развиты и функционировали у очень дальних предков, сохранились в ДНК и изредка проявляются в настоящее время были развиты и функционировали как у предков, так и у ближайших сородичей
Примеры у человека: хвост,

у животных: дополнительные пальцы на ноге лошади

у человека: ушные мышцы, зубы мудрости

у животных: тазовые кости кита

Эмбриологические доказательства

Если посмотреть на развитие зародышей некоторых млекопитающих, то на ранних стадиях видны сходства, которые просто удивляют. Изучение этих сходств позволило ученым сделать определенные выводы.

Одним из таких ученых был немецкий ученый Карл Бэр.

Ирония ситуации в том, что сам ученый отвергал теорию Дарвина, однако теперь его труды используются для доказательства эволюционной теории:)

“ на ранних этапах развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам (при этом эмбрион высшей формы похож не на взрослую животную форму, а на её эмбрион...” К.Бэр

Позже этот вывод был переформулирован Эрнстом Геккелем:

Онтогенез (индивидуальное развитие) живого организма повторяет его филогенетическое (историческое) развитие.

Биогеографические доказательства

Географическое распространение животных и растений соответствует их эволюционной истории.

Например, видовой состав многих островов определялся географической изоляцией.
В Австралии, например, можно встретить животных, которых нет на континенте - эндемики.
Есть даже палеоэндемики - “живые ископаемые” - в других местах они вымерли, но изолированных местах остались.

Биохимические доказательства эволюции

Молекула ДНК хранит в себе информацию о филогенезе организма; в ней зафиксирована как наследственность, так и изменчивость.
общий химический (органический и неорганический) состав,
генетический код является общим для всего живого: и для прокариотов - бактерий, и для эукариотических организмов.
процесс гликолиза - одинаковый для всех эукариотических систем и молекула АТФ - общий “поставщик энергии” для всего живого

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!