Зис 5 автомобиль чертежи. Четыре поколения грузовиков. Сила в насосе и поршне

От героев былых времен,
Не осталось, порой, имен.
Те, кто приняли смерный бой,
Стали просто землей и травой......

По уже сложившейся традиции к Дню Победы готовили новые проекты. В прошлые годы это были три Су-37 для группового пилотажа.
В этом году к Дню Победы был запущен новый проект ЗИС. С полетами еще не все было ясно, разрешено или нет.
Итак, автомобиль - ветеран ЗиС 5В. Дед нашего главного конструктора этого проекта во время ВОВ именно на таком автомобиле шел к Победе. Это память о нем и о других ветеранах ВОВ.
В плане мероприятий, было что эта модель будет принимать участие в параде Победы 9 мая в колонне Колледжа где мы сейчас базируемся. Успели все подготовить менее чем за сутки до мероприятий. Уже менее чем за сутки было решено изготовить каркас и тент в кузов.

Решено для масштабности проекта использовать готовое шасси на базе Baja в масштабе 1:5.
Авто новое, только обкатанное. Выбиралась именно заднеприводный вариант, для его "растягивания" под будущий проект.





От рамы отсоединена передняя часть с электроникой. Рама увеличена по длине на 50 см. Колеса в диаметре 25 см.
Основная проблема была в сборе рамы и изготовлении самих колес или использования уже готовых.








Зимой рассматривались разные варианты, но они представляли некоторую сложность, хотя по замыслу более копийно должны били смотреться. Но от этого отказались в пользу готовых изделий. Выход был найден в использовании с доработкой готовых колес от тележек. Так, приготовлены 7 колес. в т.ч. одно запасное. На наждаке по боковым сторонам шин снят рисунок. Ступицы демонтированы и на их месте изготовлены деревянные под стоковые хексы для более удобного монтажа. Задние колеса сдвоенные, между собой соединены винтами. Колеса камерные, все это оставлено как есть.
Рама снизу усилена алюминиевыми уголками. Вверху алюминиевым рельсом. К нему будет крепится кузов и кабина.
Из электроники, радиобокс с сервой рулевого управления перенесены вперед так как и были размещены с стоковом варианте. Серва привода торможения оставлена в стоковом месте на новом креплении по причине того чтобы не менять настройки для демонтажных работ и сбора стокового варианта Baja.

Изготовлены чертежи в масштабе 1:1. По ним и идет сборка авто.








Рассматривались варианты изготовления кузова, кабины из фанеры, но в силу более точного соответствия решено изготовить из из реек, все как в оригинале.



Для соблюдения пропорций собрана модель ЗИС 5В в масштабе 1:35.


Именно по ней просчитывались количество досок (реек) в каждом узле. Так, кузов и кабина содержат такое же количество реек и досок как в этой масштабной модели. Размеры так же соблюдены.

Доски кузова, кабины склеены между собой. Стянуты в щит струбцинами и клиньями. Кузов отделывается мелкими копийными деталями - петлями, навесами.
Кабина.
Как и в оригинале, изготавливается из досок (реек). Капот и крыша будут из жести. На боковинах капота изготовлены вентиляционные ребра.
























































Изготовлены рулевое колесо, сидение по образцу как в масштабной модели.


Двери так же набраны из реек. Двери открывающиеся.


Местная школа искусств, (дети кружка художественной лепки), занимались изготовлением водителя и пасажира. Водителя лепили по фото деда Главного конструктора этого проекта.












Для снижения громкости выхлопа и собран глушитель из гофры и сгонов водопроводных труб. В бочке поместили сетку металлическую.


Модель получилась достаточно тяжелая. Двигатель 26сс стоковый слабоват для нее. В общем, задача была проехать по ровной прямой, по асфальту. Что и было выполнено. Звук, дым все было как и задумывалось.
Максимальной детализации и сходства с прототипом задача неставилась, но старались чтобы было похоже.
Возможно, позже переделаем в электро версию. Стоковый двигатель 26сс слабоват для нее.

Изготовление модели.

Обкатка рамы

Участие в параде. В общем, все получилось как и было задумано.

В завершении парада модель выставлена для фотосессии всем желающим, которых было предостаточно, даже в очередь становились.









Приятно было послушать стариков, рассказавших, что на таких грузовиках довелось поездить после войны, а так же тех, чьи отцы, деды уходили на фронт и вернулись на таких машинах.



Несколько ранее мы говорили об , была приведена краткая историческая справка и представлены детальные фотографии этого грузовика. Сегодня хочу рассказать Вам о постройке его модели в масштабе 1:72 от фирмы «Эльф».

Обзор модели ЗиС-5

Если сначала рассмотреть сам набор, то с уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день, при ряде недостатков, это лучшая модель грузовика ЗиС-5 в масштабе 1:72. Правда, приобрести сейчас ее очень трудно. Сначала краткий обзор исходного материала. Модель представляет автомобиль ЗиС-5В, она состоит из семи небольших литников, детали платформы кузова, двух частей рамы, детали крыльев и подножек кабины, остекления, резиновых шин для колес, инструкции. Декали в наборе нет.


Отлито все очень качественно, правда, есть две небольшие утяжины на платформе кузова. Очень качественно выполнены колеса, надеюсь, кто знает продукцию фирмы «Эльф», поймет, о чем идет речь, фары состоят из нескольких частей, включая в отражатели.

Сборка модели ЗиС-5

Перейдем собственно к сборке. При первом осмотре, сразу становится понятен минимальный фронт работ. Сразу на что обратил внимание — это решетка радиатора. В наборе она выполнена очень слабо, ее необходимо менять. На фото, приведенных выше, это хорошо видно. Очень не понравились крылья, но боюсь, это издержки технологии. Хотя, в масштабе 1:72 я видел более тонкие и ажурные элементы, выполненные гораздо аккуратнее. Ну что же, начальный объем работ определен, остальное станет ясным по ходу. Начнем с радиатора. От пластиковой детали я оставил только окантовку, остальное вырезал и с внутренней стороны выбрал гравером, для установки металлической сетки. С обратной стороны сделал вставку из листового полистирола и проложил двухкомпонентной шпаклевкой для моделей Tamiya. Получилась вот такая деталь.


После собрал капот двигателя. Так как нижняя часть решетки радиатора меньше, чем должна быть, пришлось ее нарастить, согласно чертежу и фото.


При подготовке к работе, я прочитал обзоры коллег и описания постройки моделей. Там отмечалось, что задняя стенка кабины имеет меньшую, чем нужно ширину. При сверке с чертежом и пересчете размеров в масштаб 1:72, стало ясно, что это действительно так, следовательно, деталь нужно делать заново. Ее я изготовил из листового пластика. Из-за изменения ширины задней стенки пришлось заново сделать крышу, тоже из куска полистирола. При сборке рамы, выяснилось, что она несколько коротковата, соответственно оси колес не совпадают ни с чертежом, ни с габаритными размерами. Пришлось наращивать раму, на фото видны белые вставки. Еще понадобилось зашпаклевать утяжины с боков.

Во время сухой сборки мостов, обнаружилось, что рама не параллельна земле. Пришлось на передние рессоры делать подложки. На фото они видны из белого пластика.





Следующий этап, как и предполагалось, оказался довольно сложным — это изготовление крыльев. При просмотре фотографий, выяснилось, что есть несколько вариантов исполнения этого узла. Пришлось остановиться на одном из них и думать, как его воплотить в металле. Сначала от детали днища кабины я отрезал пластиковые крылья.

Затем из бумаги сделал шаблоны крыльев, а после, из медной фольги, изготовил пластины нужной формы, и изогнул их нужным образом. Затем по такому же принципу сделал боковые, внутренние части крыльев.


Получилось не с первой попытки, но в конечном итоге, имеем вот такой результат.



Пока все узлы разобраны, изготовил из фольги и медной проволоки кронштейны фар.

Таким же образом сделал и ручки дверей.

Из медной фольги, изготовил кронштейны подножек



Теперь, после окончательной сборки кабины, кузова и ряда подгонок, вот такая промежуточная сборка всей модели.








После, изготовил ручки открывания бортов кузова и собрал кронштейны фар. Затем, опять промежуточная сборка с примеркой.




Далее сделал и окрасил начинку кабины: руль, рычаг переключения скоростей, педали, добавил еще кое-какие мелочи. Теперь можно приступать к покрасочным работам. Все стекла ограничил, по контуру, тонкими полосками скотча Tamiya и закрыл стоп-колором Mr.Masking Sol от Ганза.

Для покраски использована краска АКАН, цвет 4БО. Этот ЗиС-5В делался к выставке на 9 Мая, окраска производилась ночью, перед крайним сроком. В связи с отсутствием времени, речи о тонировке и смывках уже не шло. С утра были установлены почти все оставшиеся элементы: фары, глушитель с выхлопной трубой, колеса и приклеены все узлы. В таком виде модель была выставлена на конкурс, где заняла первое место, поделив его с коллегой по номинации. По легенде, машина только что сошла с конвейера. Далее, естественно, будут нанесены и тонировка, и смывки, будут подчищены стекла, там есть ряд недочетов. Пока модель лежит, ни как не могу найти гос. номер на задний борт и двери кабины. Ну а пока небольшое видео и галерея из фото только что окрашенной работы.

Видео и галерея модели ЗиС-5

Архив располагает полным комплектом чертежей на бортовой автомобиль ЗИС-5 образца 1939-1941 г., на автомобили ЗИС-5В обр. 1942 и 1943 гг., а также дополнения на более поздние конструктивные изменения, включая модель ЗИС-50. Есть чертежи военных исполнений ЗИС-5 с универсальными кузовами (ЗИС-5А). Также присутствуют чертежи на газобалонную модификацию ЗИС-5, а также на газогенераторные варианты ЗИС-21, ЗИС-41, армейские вездеходы ЗИС-22 и ЗИС-42, полноприводный автомобиль ЗИС-32. На седельный тягач имеются только чертежи полуприцепа ПП-6. Чертежей на длинобазные варианты (ЗИС-11, ЗИС-12, ЗИС-14) в архиве нет. На автомобиль ЗИС-6 имеется 50% чертежей.

Каталог чертежей кузова ЗИС-5



Стандартные исполнения (база 3810 мм)

  • ‒ базовый 3-х тонный грузовой автомобиль с универсальным кузовом (1933-1941 гг.)
  • ‒ экспортный вариант с дополнительным бензобаком и передним бампером (1933-1941 гг.)
  • ‒упрощенная модель, замена ЗИС-5 (1942-1948 гг.)
  • ‒ поздняя модификация с силовым агрегатом ЗИС-120, 11204 шт. (1947-1948 г.)

Нестандартные исполнения (база 4420 мм)

  • ЗИС-11 ‒ шасси с кабиной с увеличенным радиатором и пониженным картером заднего моста под пожарный автомобиль ПМЗ-1, 852 шт. (1939-1941 гг.)
  • ЗИС-12 ‒ удлиненное шасси на продажу другим заводам для установки различных кузовов и надстроек, 4576 шт. (1934-1941 гг.)
  • ЗИС-14 ‒ экспортное шасси с кабиной и без, с никелированной облицовкой радиатора, длиннобазный аналог ЗИС-5Э, 823 шт. (1936-1940 гг.)

Трехосные модификации

  • ЗИС-6 ‒ стандартный 6x4 автомобиль (1933-1942 гг.)
  • ЗИС-6Э ‒ экспортный вариант с хромированной облицовкой радиатора и передним бампером
  • ЗИС-6А ‒ вариант с увеличенными бортами для перевозки личного состава (1939-1941 гг.)
  • ЗИС-34 ‒ трехосное укороченное шасси без кабины для бронеавтомобиля БА-11, 16 шт. (1939-1940 гг.)
  • ЗИС-36 ‒ опытный автомобиль с колесной формулой 6x6 (1940 г.)

Седельные тягачи

  • ЗИС-10 ‒ короткобазный седельный тягач под 6-тонный полуприцеп ПП-6, 760 шт. (1938-1941 гг.)

Газовые модификации

  • ЗИС-Декаленков ‒ первый серийный советский газогенераторный автомобиль, собирался на ЗИСе, 125 шт. (1935-1936 г.)
  • ЗИС-13 ‒ автомобиль с древесноугольной газогенераторной установкой, 1730 шт. (1936-1938 гг.)
  • ЗИС-18 ‒ опытный газогенераторный автомобиль с установкой ЗИС-13 на шасси ЗИС-5 (1937 г.)
  • ЗИС-21/21А/21Э ‒ автомобиль ЗИС-5 с древесноугольной установкой, 19345 шт. (1938-1941 гг.)
  • ЗИС-31 ‒ автомобиль с древесноугольной газогенераторной установкой, 32 шт. (1939 г.)
  • ЗИС-41 ‒ автомобиль ЗИС-5 с газогенераторной установкой, замена ЗИС-21, 10 шт. (1941-1943 г.)
  • ЗИС-62 ‒ опытный газогенераторный автомобиль с упрощенной газогенераторной установкой (1942 г.)
  • ЗИС-30 ‒ автомобиль, работающий на сжатом газе, имел четыре баллона, 15 шт. (1938-1939 гг.)
  • ЗИС-40 ‒ опытный образец автомобиля, работающего на сжиженом газе с двумя газовыми баллонами (1941 г.)

Военные исполнения

  • военная модификация с двумя бензобаками и повышенными бортами кузова для перевозки личного состава, массовый выпуск (1939-1941 гг.)
  • ‒ аналог ЗИС-5А с универсальным кузовом (1939-1941 гг.)
  • ЗИС-32 ‒ полноприводный автомобиль, 197 шт. (1941 г.)

Самосвалы

  • ЗИС-19 ‒ опытный самосвал с односторонней разгрузкой (1934-1935 гг.)
  • ЗИС-20 ‒ опытный самосвал с трехсторонней разгрузкой (1934-1935 гг.)
  • ‒ самосвал с односторонней разгрузкой с кузовом ЗИС-19 (1946 г.)

Вездеходы для армии

  • ЗИС-33 ‒ армейская трехтонка со съемным гусеничным приспособлением, 4539 шт. (1940-1941 г.)
  • ЗИС-35 ‒ опытный автомобиль на гусеничном ходу (1939 гг.)
  • ЗИС-22 - полугусеничный автомобиль, 564 шт. (1939-1940 гг.)
  • ЗИС-42/42М - полугусеничный автомобиль, 6321 шт. (1942-1946 гг.)

Трехтонный автомобиль, модернизация автомобилей АМО-2 и АМО-3, которые в свою очередь представляли собой адаптированную модель американского грузовика Autocar SA. Автомобиль выпускался на ЗИСе в 1933-1941 гг., а также на УльЗИСе и на УралЗИСе, где с 1950 года он трансформируется в уральские варианты ЗИСа (ЗИС-5М, УльЗИС-355), и продержится в производстве до начала 60-х годов. Во время войны машина изготовлялась в упрощенном варианте, после войны на ЗИСе оставили деревянную кабину и гнутые крылья.

Автомобиль ЗИС-5 известен еще и тем, что на его базе строилось рекордное количество модификаций в истории мировой автопромышленности: вездеходы, автобусы, самосвалы, фургоны, строительные и дорожные машины. Варианты автомобилей на шасси ЗИС-5 по некоторым оценкам достигает тысячи штук.

Легенда советского автопрома, грузовой автомобиль ЗИС-5 берёт своё начало в далёком 1933 году, когда был модернизирован его предшественник АМО-3. Тогда обновили силовую установку, увеличив мощность двигателя и, как следствие, грузоподъёмность машины.

ЗИС-5 обладал очень выносливым двигателем. Другая, весьма ценная особенность «трёхтонки» заключалась в том, что почти все её детали имели такие пропорции и размеры, что их нельзя было повредить или сломать даже при самом грубом и неумелом обращении. Много значила для удобства обслуживания и ремонта простота автомобиля. Он состоял лишь из четырёх с половиной тысяч деталей, и его узлы можно было разбирать и ремонтировать с минимальным использованием специального оборудования и инструмента. «Трёхтонка» оказалась незаменимой машиной для работы в тогдашних условиях. Двигатель легко заводился в холодную погоду, работал на любом сорте бензина. Автомобиль выделялся хорошей проходимостью и завоевал симпатию водителей. Он с честью выдержал испытания войны, не раз модернизировался и был снят с производства (его последний вариант «Урал-355М») лишь в 1963 году. Таким образом, если вести счёт от АМО-2, то этот, ставший почти легендарным грузовик находился в производстве 33 года.

С автомобилем ЗИС-5 связано немало интересных страниц биографии советского автостроения. Он был первым отечественным автомобилем, который уже в 1936 году начали покупать за границей. Когда в 1941 году фашисты подступили к столице, московский завод пришлось эвакуировать в несколько городов, и упрощённый вариант «трёхтонки» (ЗИС-5В, то есть военного времени) выпускался на уральском автозаводе. Но и московский завод уже в 1942 году возобновил производство тех же грузовиков. В годы войны ЗИС-5 безропотно возил пушки и раненых, боеприпасы и продовольствие. Он нёс нелегкую службу на «Дороге жизни», что пролегала из осаждённого фашистами Ленинграда по льду Ладожского озера, прошёл сквозь морозы и огонь Сталинграда, участвовал в освобождении от фашистского ига европейских стран.

XI размер характеризует наклон рамы относительно земли на участке между осями с нагрузкой около 50 мм, без нагрузки около 140 мм. На чертеже рама показана горизонтальной, а земля – наклонной, для удобства снятия размеров кузова, линии которого параллельны раме или расположены к ней под прямым углом

На базе «трёхтонки» выпускались многочисленные модели и их модификации. Среди них надо выделить машины повышенной проходимости – трёхосные, – полугусеничные и с приводом не только на задние, но и на передние колёса. Первые «катюши» были смонтированы на трёхосном шасси ЗИС-6.

Параллельно с военной ветвью развивалась и ветвь гражданская. Так, в 1933 году появилось удлинённое шасси ЗИС-11 (оно использовалось для пожарных автомобилей), а через три года началось производство газогенераторных машин. Топливом для них служил газ, получавшийся из древесных чурок в газогенераторах. На основе опыта, полученного с этими моделями, удалось создать и грузовик ЗИС-30, топливом для которого служил сжиженный метан или светильный газ. Теплотворная способность этого топлива значительно выше, чем у генераторного газа.

Со временем двигатель «трёхтонки» становился всё мощнее (до 85 л.с.), появился гидравлический привод тормозов, в 1956 году машина обрела округлённый рулевой механизм. Наконец, с 1958 по 1963 год выпускался «Урал-355М». Он отличался цельнометаллической кабиной типа ГАЗ-51, новыми крыльями, облицовкой радиатора и капотом.

На московском заводе ЗИС-5В продержался до 1946 года. На смену ему пришёл другой грузовик – ЗИС-150. Он стал значительным шагом вперёд. У него была пятиступенчатая коробка передач, пневматические тормоза и много других конструктивных отличий. На базе его агрегатов выпускались ЗИС-151 с тремя ведущими осями, седельный тягач, самосвал, а также автомобили, работавшие на сжиженном и сжатом газе.

ЗИС-150 – преемник ЗИС-5 на пьедестале в подмосковной Ивантеевке

Большая семья грузовиков ЗИС дала начало ещё двум родственным линиям. В 1951 году в Кутаиси началось производство «зисовских» седельных тягачей и самосвалов. Почти одновременно Мытищинский машиностроительный завод стал строить на базе шасси, получаемых с ЗИСа, самосвалы и автопоезда с седельными тягачами. В середине пятидесятых годов у ЗИС-150 появились новые «родственники»: по его образцу строились грузовики в Китае и Румынии.

В 1957 году ЗИС-150 подвергся коренной модернизации, после чего машина получила индекс 164, а в дальнейшем – 164А и 164АР. Внешне эти автомобили незначительно отличались от ЗИС-150, но обладали двигателями большей мощности и усовершенствованными агрегатами. Поскольку в 1956 году заводу было присвоено имя И.А. Лихачёва, долгое время являвшегося его директором, то все модели получили обозначение «ЗИЛ». На смену ЗИС-151 пришёл ЗИЛ-157, оснащённый односкатными колёсами и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.

К 1965 году автозавод имени Лихачёва создал совершенно новую базовую модель грузового автомобиля. Она дала начало четвёртому поколению грузовиков этого предприятия. Первое, родоначальником которого был АМО-Ф15, просуществовало семь лет. Второе, начавшееся с АМО-2 и получившее развитие в ЗИС-5, как мы уже знаем, охватывало три десятилетия. Послевоенное поколение ЗИС-150, третье по счёту, насчитывало почти двадцать лет. Оно сохранило по важнейшему агрегату-двигателю – преемственность от ЗИС-5 и даже от «Автокара»; сохранились дюймовые измерения многих деталей, например, начиная с АМО-2 и вплоть до ЗИЛ-164А, но менялся размер хода поршня – 114,3 мм, то есть ровно 41/2 дюйма. Несмотря на многочисленные усовершенствования, этот двигатель к 1965 году устарел. Переход на новый неизбежно требовал реконструкции других узлов, всего автомобиля. И в 1965 году на конвейер встал ЗИЛ-130 с верхнеклапанным восьмицилиндровым двигателем. Наряду с этой моделью выпускались её модификации – 130Г с удлинённой базой, седельный тягач 130В1, самосвал ММЗ-555Г, автомобиль ЗИЛ-131 стремя ведущими осями.

Уральский автозавод подготовил в начале 1960-х годов на смену «трёхтонке» трёхосную модель повышенной проходимости – «Урал-375». На её базе выпускаются также седельный тягач и грузовик дорожного типа. Установленные на них двигатели изготовляются на ЗИЛе и однотипные с двигателями моделей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

ЗИС-6 отличается наличием третьей оси и несколько увеличенным радиатором. У полугусеничных ЗИС-22, ЗИС-42 вместо задних колёс – гусеницы, у тягача ЗИС-10 вместо платформы – опорносцепное устройство. На машинах предвоенного выпуска (до эвакуации завода в Ульяновск и на Урал) отсутствовали козырёк кабины, буфер и передние тормоза, брызговик подножки был укорочен.

Кабина ЗИС-5В (и всех его модификаций военного и послевоенного времени) обшита деревянными рейками, так называемой «вагонкой»; штампованные крылья заменены угловатыми сварными, а стальные петли платформы -деревянными стойками; значительная часть машин выпускалась с одной (левой) фарой, которая была снабжена светомаскировочным диском.

Внешние детали основной модели ЗИС-5 не требуют особых пояснений -они видны на чертеже. Следует лишь обратить внимание моделиста на новую обшивку крыши (отличавшуюся по цвету и фактуре от окраски всей кабины), отсутствие горизонтальной выштамповки на участке между капотом и дверью, рифление подножки, выступающую вверх ступицу рулевого колеса с двумя манетками на ней. Характерный рисунок протектора шин с выступами, переходящими на боковины. Простые формы двигателя и других механизмов (это для тех моделистов, кто захочет выполнить капот открывающимся, а также показать снизу детали шасси) схематически на чертеже. Внутри кабины не забудьте деревянные подоконники дверей и рейки на потолке. Задний фонарь одинарный, находится слева.

Автомобили ЗИС-5 окрашивали чаще всего в светлый защитно-зелёный цвет, включая облицовку радиатора и крылья. Колёса, рама и все механизмы шасси, а также фары (кроме хромированных ободков) были чёрными. Машины, предназначавшиеся на экспорт, окрашивали в бежевый цвет, причём облицовку радиатора, корпуса фар, буфер и колёсные гайки хромировали.

Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ кандидат технических наук, Л. ШУГУРОВ, журналист

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!