Загорелась лампа заряда аккумулятора. Горит лампочка аккумулятора на панели приборов: причины, диагностика, решение проблемы. Небольшой технический ликбез: почему возникает неполадка

На приборной панели машины любой марки присутствует красная пиктограмма с изображением батареи - это и есть лампочка зарядки аккумулятора. Если автомобиль исправен, индикатор должен гореть при включении зажигания. Когда мотор заводится, пиктограмма гаснет. Почему же так происходит?

Когда водитель вставляет и поворачивает ключ в замке зажигания, автомобиль самостоятельно осуществляет диагностику всех систем. Если по результатам проверки проблем нет, пиктограммы перестают гореть.

В числе анализируемых элементов находится и АКБ. Если батарея неисправна, пиктограмма на приборной панели продолжит светиться, когда авто уже заведено, либо вовсе не загорится. Каковы причины того, что лампа не тухнет своевременно?

Почему не гаснет лампа зарядки аккумулятора

Горящая лампа заряда АКБ может свидетельствовать о ряде неисправностей

Если после запуска мотора автомобиля лампа заряда АКБ продолжает светиться либо горит вполнакала, это говорит о том, что все электрические системы питаются непосредственно от аккумулятора. Значит, продолжать движение машина будет до тех пор, пока батарея полностью не «сядет» (около 2,5–3 часов, если ехать с отключёнными фарами, кондиционером, дворниками, аудиосистемой).

Лампочка заряда АКБ горит после запуска мотора: почему это происходит?

Причинами, по которым пиктограмма не перестаёт светиться своевременно, могут быть:

  • проблемы реле-регулятора либо диодного моста;
  • низкое натяжение генераторного ремня либо его износ;
  • перегоревший предохранитель;
  • плохие контакты клемм АКБ;
  • обрыв генераторной цепи, частичная или полная неисправность щёток генератора либо щёткодержателей;
  • выход из строя выключателя зажигания (могут гореть не одна, а сразу несколько пиктограмм, в том числе лампы заряда АКБ и перегрева катализатора, а также чек).

Почему лампа не тухнет, когда двигатель машины заводится: видео

Лампа работает при включённом двигателе: как выявить причину

Проверьте, насколько интенсивно горит пиктограмма и когда это происходит. Исходя из этого, вы поймёте, где кроется неполадка.

Постоянный свет

Вероятнее всего, проблема в том, что АКБ нужен больший заряд в процессе движения. Причинами этой неполадки могут быть также:

  • ослабление;
  • полный или частичный износ ремня генератора;
  • перегорание реле регулятора;
  • поломка генераторных щёток.

В любом из случаев необходимо заменить вышедший из строя элемент.

На поворотах

Неполадка кроется в диодном мосте либо в другой системе. Для максимально точной диагностики рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.

На высоких оборотах

Износились токосъёмные кольца. Также причиной проблемы может быть плохо натянутый ремень генератора, неисправности подшипников либо генераторных щёток.

На холостом ходу

В поиске дефекта нужно исследовать ремень генератора, регулятор и диодный мост. Если индикатор горит вполнакала, начните проверку с моста, если ярко - с реле.

Моргает, загорается периодически, тускнет

Мигающая (тусклая) пиктограмма свидетельствует о стирании медных колец якоря либо генераторных щёток. Нужно перестать использовать изношенные детали и купить новые.


Если лампа заряда едва горит, нужно проверить генераторные щётки

При включении фар и поворотников

Необходимо проверить контакты диодного моста, состояние щёток генератора либо коллектора.

Горит еле заметно

Горящая вполнакала лампа говорит о неисправности моста диодов или изоляции. Для решения проблемы рекомендуется заменить мост. Также плохая работа индикатора может означать, что ключ зажигания повернут не до упора - в этом случае стоит просто налить немного WD-40 в скважину замка зажигания.


Для более качественной работы индикатора заряда аккумулятора следует капнуть WD-40 в скважину замка зажигания

При выключенном зажигании

Неисправность кроется в генераторе. Автовладельцу, увы, не обойтись без его замены, а это чревато существенными финансовыми тратами.

Во время зарядки

Если зарядка осуществляется, но лампочка продолжает гореть, то необходимо очистить окислившиеся контакты. Иногда может понадобиться переброс массы от батареи к стартеру.

Инструменты для самостоятельной диагностики неисправностей

Чтобы осуществить диагностику и выявить причину проблемы, автовладельцу пригодятся:

  • крестообразная и прямошлицевая отвёртки;
  • контрольная лампа (12 вольт);
  • мультиметр либо вольтметр;
  • плоскогубцы и наждачная бумага (необходима для очистки окисленных контактов).

Инструменты для выявления неисправности: галерея

Наждачная бумага нужна, чтобы зачистить клеммы С помощью вольтметра нужно определить, есть ли заряд Плоскогубцы необходимы в процедуре зачистки клемм Нужна лампа на 12 Вольт Крестообразная отвёртка необходима для диагностики авто Прямошлицевая отвёртка - незаменимый помощник автомобилиста

Как устранить неполадку, из-за которой загорелась лампа заряда АКБ

Если вольтметр на панели приборов и лампа АКБ свидетельствуют о постепенном увеличении заряда, а сама батарея «пуста», но показывает напряжение в 12–14V (которое при включении фар, поворотников и прочих приборов «падает» влево), то причинами неисправности могут быть понижение натяжки либо износ генераторного ремня.


В случае износа щёток генератора их нужно заменить

Подобные симптомы говорят и об износе генераторных щёток. Длина этого элемента в исправном состоянии не должна быть меньше 5 мм. Для устранения проблемы «пустой» батареи рекомендуется заменить ремень и щётки генератора.

Если показания вольтметра свидетельствуют о наличии заряда, напряжение на клеммах аккумулятора составляет 12 V, но при этом сама АКБ разряжена, необходимо осуществить зачистку клемм . Сделать это можно при помощи ножа, щётки, наждачной бумаги.


Если вольтметр говорит о наличии заряда, но батарея разряжена, нужно чистить клеммы

О том, что предохранитель перегорел, говорит такое поведение авто: после поворота зажигания пиктограмма АКБ не загорается и подача тока на батарею отсутствует. В этой ситуации приходится идти на замену элемента.

Если зарядка отсутствует, все приборы работают исправно, но лампочка АКБ не горит, необходимо снять клемму 61 и подключить к кузову автомобиля.


Расположение клеммы 61

Если пиктограмма продолжает светиться, причиной неисправности является обмотка активации генератора. Также проблема может крыться в неисправных контактах - придётся их зачистить.

Возможна и такая ситуация: лампочка АКБ светится и не гаснет после старта работы двигателя, а зарядка либо вообще не идёт, либо периодически прекращается. Подобное поведение машины свидетельствует о некачественном контакте провода с разъёмом, расположенным на приборной панели.

Как сбросить ошибку «низкая зарядка АКБ»

Для сброса рекомендуется обратиться к услугам СТО. Если хочется избавиться от ошибки в максимально короткие сроки и с малыми тратами, можно просто убрать минусовую клемму с АКБ на несколько минут, после чего вновь вернуть её на место.

Активация пиктограммы лампы заряда батареи, как правило, свидетельствует о небольших неисправностях, однако игнорировать этот сигнал не стоит, иначе можно столкнуться с серьёзными повреждениями.

Некоторые аккумуляторы (обычно выше среднего уровня по качеству) имеют сверху (на лицевой панели), справа или слева зеленый индикатор (некоторые называют лампочкой). Этот «глазок» дает вам представление о заряде или разряде вашей батареи. Всего у него три основных положения, и не всегда оно светится зеленым светом. Сегодня я подробно расскажу, что это такое, и для чего вообще создано. А также разберем, почему может не гореть вообще …


Если честно, то этот индикатор создан лишь для того чтобы сигнализировать вам о вашей батарее, ведь как правило конструкция у них не разборная, а поэтому вы не можете залезть внутрь и посмотреть что у них с электролитом – элементарно посмотреть его уровень или замерить его плотность. Поэтому такая «лампочка» дает вам полное представление, по которому вы можете принять то или иное решение. Однако индикатор, не всегда может гореть зеленым цветом, как правило, здесь применяется три режима.

Режимы индикатора

Очень часто распространено такое сочетание: — зеленый, белый, черный. Однако некоторые производители, применяют сочетание: — зеленый, белый, красный. Но по сути это одно и тоже. Давайте пробежимся по этим показаниям.

Зеленый режим – полностью заряженная батарея, можно использовать в обычном штатном режиме. То есть зарядка не нужна.

Белый индикатор – он нам говорит о низком уровне электролита. В необслуживаемых такое тоже бывает, скорее всего, АКБ часто перезаряжали, и произошел выброс газообразного электролита через специальный клапан. Нужно разбирать и добавлять дистиллированной воды.

Черный или красный индикатор – это говорит нам о разряде нашего АКБ, причем показатель критичный, требуется обязательная подзарядка! Это важно! Если оставить батарею долго не подзаряженной она может выйти из строя.

Как видите эти цвета, дают определенные сигналы владельцу, заглядывайте изредка и тогда ваша батарея прослужит долго. Также хочу отметить — что этот индикатор, вообще не имеет никаких лампочек в своем строении, следующий пункт перевернет ваше представление …

Про лампочку – не лампочку

Хотел написать эту информацию сверху, однако так получается больше интриги. В строении этого датчика, не применяется вообще никаких лампочек — ни обычных накаливания (слаботочных) – как многие думают, ни светодиодных, ни еще каких-либо.

Здесь строение другое . По сути это обычный ареометр, только встроенный в корпус аккумулятора. Он автоматически измеряет плотность электролита, и при различных значениях всплывает – тот или иной шарик, который через увеличительную стеклянную трубку и лупу проецируется в специальное окошко. Нужно отметить, что шарики всплывают как бы по специальным канавкам, которые сделаны в форме пирамидки – это важно! ЗАПОМНИТЕ!

Если батарея заряжена, то всплывает зеленый шарик, и вы его видите в окошке. Если разряжена, то вплывает либо красный, либо вообще – никакой, поэтому вы видите черноту. А вот если нет электролита, то конец пирамидки как бы оголяется – вы видите ее конец в окошке, многие путают с белым цветом.

Применение бы, электрики в аккумуляторе, было бы не оправдано – даже если лампочка была бы низковольтной, она все равно бы высасывала часть энергии из батареи (а зимой это ой, как не нужно). ДА и если она перегорит, то владелец начнет нервничать.

Сейчас подробное видео, может кто-то не понял про пирамидку …

Почему не горит, даже после полной зарядки?

Очень частый вопрос, многие все же думают — что это лампочка и после зарядки она должна загораться! Как мы уже с вами разобрали, что это совсем не так. И вполне возможно, что при полном заряде зеленый индикатор не выйдет! ПОЧЕМУ?

ДА все просто:

  • Зеленый шарик может просто «заедать» на этих «маленьких полозьях». Стоит батарею потрясти, и он займет свое место. Очень часто так бывает.
  • Попала грязь от пластин, со временем пластины начинают осыпаться, электролит становится мутным, он имеет частички свинца, поэтому он препятствует индикатору нормально передавать информацию.
  • Батарея действительно вышла из строя, такое тоже исключать нельзя, даже при длительных зарядках она не берет плотность.

Можно ли снять этот индикатор?

На большинстве батарей да, это окошко выкручивается схоже пробке – но его придется с силой крутить, даже можно сломать, мои знакомые выкручивали при помощи плоскогубцев с тонкими концами, причем в окошечке были сделаны маленькие «лунки» для зацепления. В общем – «колхоз», но теоритически снять можно! Также стоит помнить, что если вы его выкрутили — то безвоздушное пространство внутри, было нарушено, вполне возможно — что выйдет газообразный состав – «гремучий газ» или «HHO». Затем нужно будет добавлять дистиллированной воды. Так что всегда думайте, а нужно вам разбирать АКБ!

Всем известно, что при включении зажигания на автомобилях ВАЗ загораются две контрольных лампы: давления масла в системе смазки, а так же, заряда аккумуляторной батареи. Каждая из них после запуска силового агрегата должна потухнуть. Случается такое, что одна из них остается гореть. Беда, если это контрольная лампа давления масле в системе, это чревато ремонтом двигателя, но с другой все не так страшно. Есть только две причины, по которым горит контрольная лампа заряда аккумулятора.

Устройство

Первое, что нужно сделать – это разобраться в том, как же все это действует. Генератор ВАЗ, как известно, имеет смешанное возбуждение. Это значит, что его ротор намагничен, но, в то же время, для возбуждения необходим ток на статоре. После возбуждения генератора, после достижения рабочих оборотов, на обмотке ротора возникает индукционный ток, который снимается угольными щетками через контактные кольца, они выполняют роль коллектора на электродвигателях.
После того, как ток выходит на щетки, он поступает в диодный мост. Дело в том, что аккумулятор должен заряжаться прямым током, именно для выпрямления служит диодный мост.
Из моста электричество разветвляется на клемму аккумулятора и на реле. Оно имеет точное название, так сказать, «научное», РС-702, реле контрольной лампы аккумуляторной батареи. Принцип реле известен всем: напряжение подается на катушку, внутри которой установлен стальной сердечник. Он притягивает к себе пластинку, чем размыкает контакты уже другой цепи.
В ней-то и находится сама контрольная лампа. Пока они замкнуты, горит, потом тухнет.

Причины

Перейдем непосредственно к причинам, так сказать, к постановке диагноза. Прежде всего, надо определить, контрольная лампа горит постоянно или же просто мигает. Так же есть дедовский метод, который категорически запрещен на инжекторных двигателях. Во время работы двигателя необходимо отсоединить минусовую клемму аккумулятора, после чего двигатель должен работать и дальше. Если он глохнет, то дело наверняка в генераторе. Прежде всего, надо разобрать его, проверить щеточный узел, затем диодный мост. Последний, как правило, выходит из строя чаще всего. Он не ремонтируется, только замена. Но перед заменой необходимо найти причину прогорания или замыкания.
Кроме всего прочего, необходимо поверить обмотки статора и ротора на обрыв или замыкание. Если это так, то поврежденные детали необходимо заменить.

Если же двигатель продолжает работать при снятии клеммы, то причина кроется совсем не в генераторе, а лампа горит из-за того, что цепь не размыкается, а значит, реле неисправно, либо на него не поступает нужное напряжение. Если причина первая, то замена все решит. Если же вторая, то, скорее всего, проблема кроется в окислении контакта, выходящего из генератора, его достаточно просто зачистить.
Но, если двигатель инжекторный, то необходимо отсоединить плюсовой провод на клемме, идущий от генератора, после чего подсоединить к нему вольтметр. Генератор должен выдавать около 14, 2 вольта. Если напряжение есть, но оно меньше, то нужно снять генератор, разобрать его и почистить все соединения наждачной бумагой.
Кроме всего прочего, помимо реле контрольной лампы аккумуляторной батареи, может быть неисправным реле-регулятор. В принципе, это первая причина, которую стоит проверить. Реле-регулятор так же никак не ремонтируется, он подлежит только замене.

Заключение

Надо сказать, ремонт генератора, зачастую, входит немалыми затратами, потому что его узлы довольно дороги. Перед тем, как что-то разбирать, необходимо посидеть и подумать, что предшествовало данной неисправности, потому что она, как правило, не возникает сама по себе. Возможно, автомобиль въехал в лужу на большой скорости, после чего в генератор попала вода, его попросту замкнуло, в таком случае автомобиль снова заведется, но будет работать только на аккумуляторе.

Кроме того, если лампа не горит, а только мигает, либо загорается на малых оборотах, то просто надо натянуть ремень привода, поскольку минимальные обороты, при которых начинает вырабатываться электрический ток, находятся около 1500, а передаточное число со шкива коленвала на ремень генератора равно 1:2.

Что может быть причиной горения лампочки, сигнализирующей об уровне зарядки аккумулятора, даже при нормально заряженной батарее? Эта лампочка является одной из многих, загорающихся в момент запуска двигателя автомобиля. Она должна загораться в момент запуска двигателя и по прошествии какого-то времени погаснуть. Такая последовательность действий свидетельствует о полной исправности генератора со всеми его электрическими цепями и о поступлении на клеммы аккумуляторной батареи напряжения, величина которого может колебаться от 13,7 В до 14,3 В, что позволяет осуществляться зарядке аккумулятора.

Однако иногда владельцы автомобилей сталкиваются с такими ситуациями, когда лампочка либо не гаснет совсем, либо продолжает гореть в половину накала, либо совсем не загорается. Чтобы разобраться в причинах этого, совершим небольшой экскурс в описание устройства и принципа работы автомобильного генератора.

Выработка в нём электричества происходит за счёт вращательного движения вала. По мере возрастания количества оборотов происходит рост уровня напряжения, им вырабатываемого. Однако показатели не должны выходить за определённые пределы, так как в аккумуляторной батарее начнётся процесс перезарядки, что может повлечь за собой закипание электролита и, как следствие, сульфитацию пластин. Для того, чтобы этого не допустить, в цепи возбуждения ротора генератора устанавливается реле-регулятор, которым обеспечивается наличие на аккумуляторе стабильного напряжения.

Питание на контрольную лампочку поступает через предохранитель, расположенный в самом генераторе. Лампочка должна загораться и гореть до того момента, пока не запустится генератор и начнётся подача напряжения на клеммы АКБ. В цепочке прохождения зарядного тока с генератора до аккумулятора находятся следующие элементы:

  • диод;
  • регулятор;
  • щётки генератора;
  • контактные кольца;
  • обмотка;
  • проводка.

Некорректная работа любой из перечисленных деталей может повлечь за собой наличие неправильной информации, доводимой до водителя посредством контрольной лампочки, не зависимо от того, происходит или же нет.

Какими ещё причинами могут спровоцировать эту неисправность

Помимо вышеперечисленных, имеется ещё несколько причин неправильной работы контрольной лампочки зарядки аккумулятора:

  1. Так, если она продолжает гореть в пол накала после запуска двигателя, то следует проверить степень натяжения ремня генератора, так как именно его растяжение может повлечь за собой такую реакцию. Кстати, о неправильном растяжении ремня также сигнализируют исходящие из-под капота характерные для данной неисправности звуки. В этом случае следует произвести натяжку ремня до соответствующего уровня, или, если сделать этого не удаётся, заменить его.
  2. Ещё одной часто встречающейся причиной является отсутствие хорошего контакта между клеммами аккумулятора и проводами питания. Вызвано это может быть наличием окисления на свинцовых клеммах или неисправностью элементов крепления проводов к аккумулятору. Соответственно, необходимо произвести зачистку клемм или заменить вышедшие из строя элементы.
  3. В механической части генератора может произойти разрушение подшипников, что неминуем приведёт к выходу из строя втулок. Для устранения этой неисправности генератор придётся снимать полностью и устанавливать на него ремонтный комплект втулок.
  4. Выход из строя диодного моста может прервать цепь, по которой поступает питание на аккумулятор. Ремонтировать диодные мосты смысла нет – их нужно просто заменить.
  5. Неисправность в реле-регуляторе. Разобраться с этой неисправностью под силу только специалистам.
  6. Стёртость графитовых щёток приводит к тому, что на обмотку не происходит передача полноценного заряда, что провоцирует тусклое свечение лампочки. Это свидетельствует о том, что процесс зарядки всё-таки происходит, но очень слабо. В этом случае следует ориентироваться по показателям вольтметра. И следует сразу же произвести замену выработавших свой ресурс щёток, чтобы избежать постоянного недозаряда аккумулятора, что может привести к постепенному осыпанию пластин.

Пути обнаружения возникшей неисправности

В первую очередь следует произвести замер напряжения на клеммах АКБ. Если результаты будут ниже рекомендованных, то необходимо пошагово провести проверку всей цепи:

  • произвести проверку степени натяжения ремня;
  • выполнить замеры напряжения на каждом из выводов на генераторе (его показатели должны быть в два раза ниже, чем полученные при замерах на клеммах аккумулятора);
  • проверить сохранность предохранителя;
  • убедиться в исправности диодного мостика;
  • провести ревизию состояния реле;
  • посредством специальных приборов произвести замеры сопротивления цепи питания;
  • проинспектировать качество соединение всех проводов в местах их пайки;
  • убедиться с помощью тестера в отсутствии обрыва в цепи питания.

Конечно, от возникновения неисправностей не застрахован никто, однако имеется несколько простых рекомендаций, соблюдение которых позволяет продлить срок безаварийной работы всей цепи с и генератора в частности. Выглядят они так:

  • регулярно проводить проверку качества крепления генератора, так как наличие постоянных вибраций может привести к возникновению механических повреждений;
  • поверхность генератора следует время от времени очищать от грязи;
  • за натяжением ремня необходимо следить постоянно и при необходимости его подтягивать;
  • периодически следует проверять качество подшипников ротора, для чего снимается ремень и в процессе проворачивания ротора вручную не должно возникать люфтов и посторонних шумов, а вращаться он должен ровно и плавно;
  • проводить регулярную проверку качества соединения проводов по всей цепи питания аккумулятора.

В заключение можно сказать, что наличие нештатно горящей лампочки зарядки аккумулятора – достаточно серьёзная причина для того, чтобы обратиться к специалистам для проведения диагностики всех элементов, имеющихся в цепи питания. При этом не следует забывать, что гореть лампочка зарядки аккумулятора может и по причине установки слишком большого дополнительного оборудования. Имеются в виду различные подсветки, дополнительные фонари, и пр.



Недавно возникла такая ситуация: при движении вдруг загорелась контрольная лампа аккумулятора и тут же погасла, стрелка вольтметра перестала показывать зарядку. П орывшись в интернете, решил самостоятельно найти причину поломки.

Для начала, немного теории: при работе двигателя подсевший аккумулятор заряжается постоянным напряжением в 13,6-14,2 В от бортовой сети автомобиля через генератор. Из-за разной частоты оборотов коленчатого вала двигателя для поддержания указанного напряжения в цепь возбуждения генератора включен регулятор напряжения (РР, "таблетка", "шоколадка"), которое при повышении напряжения в сети выше номинального уменьшает ток, идущий на обмотку возбуждения генератора. Намагничивание полюсов ротора уменьшается, что приводит к понижению его выходного напряжения. Поэтому причины того, что генератор не дает зарядку на аккумулятор, связаны с элементами "цепи возбуждения" или же цепи выходного напряжения "генератор-аккумуляторная батарея", включая и сам генератор.
Когда включается зажигание, замок (14) включает и реле зажигания (13). При этом +12В от аккумуляторной батареи (1) проходят через контакты реле и предохранитель №10 монтажного блока, затем подаются в бортовую сеть и на вывод контрольной лампы заряда (11) аккумулятора и датчика зарядки в панели приборов (12). После этого они идут через диод (на схеме не обозначен), монтажный блок (10) (штекеры Ш5-Ш10), подаются на штекер «61» генератора и попадают на клемму встроенного РР (7) и через щетку и контактное кольцо на обмотку возбуждения (8) — производится стартовое возбуждение генератора (4). При увеличении частоты оборотов двигателя, а с ним и ротора генератора, фазовое напряжение возрастает, и оно через блок дополнительных диодов (3) повышает напряжение на обмотке возбуждения и на выходном диоде контрольной лампочки зарядки аккумулятора. При достижении выходного фазового напряжения до +12В на обеих выводах лампы АКБ напряжение выравнивается, и из-за отсутствия разности напряжений она гаснет (как при заводке автомобиля). При этом генератор вырабатывает напряжение больше 12В, которое заряжает АКБ через выход «30».

Так как причиной отсутствия заряда является потухшая контрольная лампа, то первым делом решил проверить работоспособность "цепи возбуждения" генератора.

В любом случае, вначале осматриваем клеммы аккумулятора и целостность проводов идущих от него на генератор, к монтажному блоку и на «массу» . Но, так как вольтметр у нас работает (Схема 1) и показывает уровень заряда батареи, то делаем вывод что цепь от аккумулятора к замку зажигания через реле зажигания, предохранитель и выход на штекере Ш4 к вольтметру является рабочим.

1. Теперь, чтобы определить работоспособность контрольной лампы и контактов в панели приборов, нам надо определить проходит ли ток через панель на генератор . Для этого: включаем зажигание и берем отвертку-индикатор на 12В (контрольную лампу) или небольшой длины провод, подключив один конец к снятой фишке со входа «61» генератора, а другой конец замкнув на «массу» или отрицательную «-» клемму аккумулятора.

При замыкании обычным проводом на «массу» должна загореться лампа в приборной панели, а при проверке отверткой-индикатором - или лампа в отвертке или лампа в панели, в зависимости у какой их них ниже сопротивление. В любом случае, мы видим что цепь не нарушена и ток возбуждения приходит на клемму «61» генератора.

Таким образом, мы делаем вывод, что лампочка и вся "цепь возбуждения" генератора работоспособна, и проблема находится в цепи "генератор-аккумулятор".

2. Не снимая генератор, мы сможем выяснить подает ли регулятор напряжения ток на щеточный узел . Для этого берем индикаторную отвертку или мультиметр в "режиме прозвонки" и положительный «+» щуп цепляем к клемме «61» генератора, а отрицательный «-» к «массе» .

Если лампа не загорается, то внутри щеточного узла с регулятором или обмотке ротора имеется обрыв, ток не приходит на роторную обмотку - "возбуждение" генератора не происходит.

Наша лампочка не загорелась, поэтому для полной диагностики снимем генератор с автомобиля, хотя, в некоторых случаях это и не обязательно - главное иметь доступ к задней крышке генератора.
Ключом на 10 откручиваем саморезы с правой стороны брызговика двигателя и отгибаем его в сторону.

Затем берем ключ на 13 и откручиваем нижний болт крепления генератора, а также снимаем клеммы с выхода «30» . Сверху откручиваем болт регулировки натяжения ремня, и снимаем ремень с шкива генератора. Вынимаем генератор с посадочного места через проем снизу.


Заносим генератор в теплое место, вооружаемся мультиметром или индикаторной отверткой (лампой) с аккумулятором, и снимаем заднюю крышку генератора (Схема 3).

3. Еще раз убеждаемся в неисправности регулятора напряжения (схема 3), приложив «+» щуп мультиметра ко входу «61» , а отрицательный на "массу" генератора в "режиме прозвона".

Как и следовало ожидать, цепь не прозванивается.

Не снимая регулятор мы также можем проверить диодный мост и обмотку статора.

Сначала проверим диодный мост, для этого нам понадобится мультиметр или индикаторная отвертка (лампочка) с источником тока (АКБ).

Немного теории:
На диодном мосту установлено три положительных диода на верхней пластине, три отрицательных на нижней пластине и три дополнительных, через которые питается обмотка возбуждения после пуска двигателя (Схема 4).
Исправный диод проводит ток только в одном направлении и никак в другом. Если он пропускает ток в обеих направлениях, налицо неисправность — короткое замыкание (диод «пробит»). Если он вообще не пропускает ток ни в каком направлении, налицо другая неисправность — «обрыв». От этого и будем отталкиваться при проведении проверки.
Три положительных диода (с красной меткой) создают на корпусе "плюс" выпрямленного напряжения. Они запрессованы в верхнюю пластину диодного моста, соединенную с выходом «30» генератора.
Другие три отрицательных диода (с черной или желтой меткой) создают на корпусе "минус" выпрямленного напряжения. Они запрессованы в нижнюю пластину выпрямительного блока, соединенную с «массой». ( Схема 3)

4. Сначала проверяем весь диодный мост на наличие короткого замыкания на "массу" .
Прижимаем положительный «+» вывод мультиметра к выводу «30» генератора, а отрицательный вывод к его корпусу. В исправном состоянии диодный мост не прозванивается, звуковой сигнал отсутствует, а лампочка не загорается.

При замыкании - наоборот. Следует отметить, что аналогичные симптомы бывают и при замыкании обмотки статора на «массу». .



5. Затем проверяем положительные диоды на «пробой».


Положительный «+» щуп мультиметра прижимаем к выводу «30» генератора, отрицательный «-» к выводам обмотки и диодов (генераторы типа 9412.3701, где болты изолированы от выводов паронитовыми шайбами и замыкают на «массу» ), или одному из болтов крепления моста (генераторы типа 37.3701, где болты соединены с выводами, но изолированны от «массы» - Рис.5).


Если все диоды исправны, то сопротивление стремится к бесконечности, а лампочка не загорается. Если хоть один замыкает, то лампочка загорается, идет звуковой сигнал мультиметра. При смене полярности диоды должны пропускать ток.
6. Проверяем отрицательные диоды на «пробой».

Для этого прижимаем положительный «+» щуп мультиметра к выводам обмотки и диодов 37.3701 - Рис.5). Отрицательный «-» прижимаем к корпусу генератора. Сопротивление стремится к бесконечности – диодный мост исправен.

Лампочка загорелась – отрицательные диоды неисправны. При смене полярности они должны пропускать ток.

7. Проверяем дополнительные диоды на «пробой».

Прижимаем положительный «+» щуп мультиметра к входу «61» генератора. Отрицательный «-» щуп к выводам обмотки и диодов (генераторы типа 9412.3701), или к болтам крепления моста (генераторы типа 37.3701 - Рис.5). Если сопротивление стремится к бесконечности и отсутствует звуковой сигнал, лампа не горит – дополнительные диоды исправны. При смене полярности они должны пропускать ток.


Для определения обрыва в диоде придется .
Если диодный мост исправен, то переходим к проверке обмотки статора.
8. Проверяем обмотку статора на обрыв.

Попеременно соединяем щупы мультиметра между всеми тремя выводами обмотки статора.

Как мы видим по показаниям мультиметра, а также по его звуковому сигналу - обмотка статора не нарушена. Лампа должна гореть.

9. Дополнительно проверяем замыкание обмотки статора на «массу» .

Соединяем один щуп с любым выводом обмотки, а другой с корпусом генератора.

Как мы видим, обмотка статора находится в рабочем состоянии.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!