Выбор электродвигателя для редуктора. Выбор мотор-редуктора. Как рассчитать передаточное число

В данной статье содержится подробная информация о выборе и расчете мотор-редуктора. Надеемся, предлагаемые сведения будут вам полезны.

При выборе конкретной модели мотор-редуктора учитываются следующие технические характеристики:

  • тип редуктора;
  • мощность;
  • обороты на выходе;
  • передаточное число редуктора;
  • конструкция входного и выходного валов;
  • тип монтажа;
  • дополнительные функции.

Тип редуктора

Наличие кинематической схемы привода упростит выбор типа редуктора. Конструктивно редукторы подразделяются на следующие виды:

  • Червячный одноступенчатый со скрещенным расположением входного/выходного вала (угол 90 градусов).
  • Червячный двухступенчатый с перпендикулярным или параллельным расположением осей входного/выходного вала. Соответственно, оси могут располагаться в разных горизонтальных и вертикальных плоскостях.
  • Цилиндрический горизонтальный с параллельным расположением входного/выходного валов. Оси находятся в одной горизонтальной плоскости.
  • Цилиндрический соосный под любым углом . Оси валов располагаются в одной плоскости.
  • В коническо-цилиндрическом редукторе оси входного/выходного валов пересекаются под углом 90 градусов.

Важно! Расположение выходного вала в пространстве имеет определяющее значение для ряда промышленных применений.

  • Конструкция червячных редукторов позволяет использовать их при любом положении выходного вала.
  • Применение цилиндрических и конических моделей чаще возможно в горизонтальной плоскости. При одинаковых с червячными редукторами массо-габаритных характеристиках эксплуатация цилиндрических агрегатов экономически целесообразней за счет увеличения передаваемой нагрузки в 1,5-2 раза и высокого КПД.

Таблица 1. Классификация редукторов по числу ступеней и типу передачи

Тип редуктора

Число ступеней

Тип передачи

Расположение осей

Цилиндрический

Одна или несколько цилиндрических

Параллельное

Параллельное/соосное

Параллельное

Конический

Коническая

Пересекающееся

Коническо-цилиндрический

Коническая

Пересекающееся/скрещивающееся

Червячный

Червячная (одна или две)

Скрещивающееся

Параллельное

Цилиндрическо-червячный или червячно-цилиндрический

Цилиндрическая (одна или две)
Червячная (одна)

Скрещивающееся

Планетарный

Два центральных зубчатых колеса и сателлиты (для каждой ступени)

Цилиндрическо-планетарный

Цилиндрическая (одна или несколько)

Параллельное/соосное

Коническо-планетарный

Коническая (одна) Планетарная (одна или несколько)

Пересекающееся

Червячно-планетарный

Червячная (одна)
Планетарная (одна или несколько)

Скрещивающееся

Волновой

Волновая (одна)

Передаточное число [I]

Передаточное число редуктора рассчитывается по формуле:

I = N1/N2

где
N1 - скорость вращения вала (количество об/мин) на входе;
N2 - скорость вращения вала (количество об/мин) на выходе.

Полученное при расчетах значение округляется до значения, указанного в технических характеристиках конкретного типа редукторов.

Таблица 2. Диапазон передаточных чисел для разных типов редукторов

Важно! Скорость вращения вала электродвигателя и, соответственно, входного вала редуктора не может превышать 1500 об/мин. Правило действует для любых типов редукторов, кроме цилиндрических соосных со скоростью вращения до 3000 об/мин. Этот технический параметр производители указывают в сводных характеристиках электрических двигателей.

Крутящий момент редуктора

Крутящий момент на выходном валу - вращающий момент на выходном валу. Учитывается номинальная мощность , коэффициент безопасности [S], расчетная продолжительность эксплуатации (10 тысяч часов), КПД редуктора.

Номинальный крутящий момент - максимальный крутящий момент, обеспечивающий безопасную передачу. Его значение рассчитывается с учетом коэффициента безопасности - 1 и продолжительность эксплуатации - 10 тысяч часов.

Максимальный вращающий момент - предельный крутящий момент, выдерживаемый редуктором при постоянной или изменяющейся нагрузках, эксплуатации с частыми пусками/остановками. Данное значение можно трактовать как моментальную пиковую нагрузку в режиме работы оборудования.

Необходимый крутящий момент - крутящий момент, удовлетворяющим критериям заказчика. Его значение меньшее или равное номинальному крутящему моменту.

Расчетный крутящий момент - значение, необходимое для выбора редуктора. Расчетное значение вычисляется по следующей формуле:

Mc2 = Mr2 x Sf <= Mn2

где
Mr2 - необходимый крутящий момент;
Sf - сервис-фактор (эксплуатационный коэффициент);
Mn2 - номинальный крутящий момент.

Эксплуатационный коэффициент (сервис-фактор)

Сервис-фактор (Sf) рассчитывается экспериментальным методом. В расчет принимаются тип нагрузки, суточная продолжительность работы, количество пусков/остановок за час эксплуатации мотор-редуктора. Определить эксплуатационный коэффициент можно, используя данные таблицы 3.

Таблица 3. Параметры для расчета эксплуатационного коэффициента

Тип нагрузки

К-во пусков/остановок, час

Средняя продолжительность эксплуатации, сутки

Плавный запуск, статичный режим эксплуатации, ускорение массы средней величины

Умеренная нагрузка при запуске, переменный режим, ускорение массы средней величины

Эксплуатация при тяжелых нагрузках, переменный режим, ускорение массы большой величины

Мощность привода

Правильно рассчитанная мощность привода помогает преодолевать механическое сопротивление трения, возникающее при прямолинейных и вращательных движениях.

Элементарная формула расчета мощности [Р] - вычисление соотношения силы к скорости.

При вращательных движениях мощность вычисляется как соотношение крутящего момента к числу оборотов в минуту:

P = (MxN)/9550

где
M - крутящий момент;
N - количество оборотов/мин.

Выходная мощность вычисляется по формуле:

P2 = P x Sf

где
P - мощность;
Sf - сервис-фактор (эксплуатационный коэффициент).

Важно! Значение входной мощности всегда должно быть выше значения выходной мощности, что оправдано потерями при зацеплении: P1 > P2

Нельзя делать расчеты, используя приблизительное значение входной мощности, так как КПД могут существенно отличаться.

Коэффициент полезного действия (КПД)

Расчет КПД рассмотрим на примере червячного редуктора. Он будет равен отношению механической выходной мощности и входной мощности:

η [%] = (P2/P1) x 100

где
P2 - выходная мощность;
P1 - входная мощность.

Важно! В червячных редукторах P2 < P1 всегда, так как в результате трения между червячным колесом и червяком, в уплотнениях и подшипниках часть передаваемой мощности расходуется.

Чем выше передаточное отношение, тем ниже КПД.

На КПД влияет продолжительность эксплуатации и качество смазочных материалов, используемых для профилактического обслуживания мотор-редуктора.

Таблица 4. КПД червячного одноступенчатого редуктора

Передаточное число КПД при a w , мм
40 50 63 80 100 125 160 200 250
8,0 0,88 0,89 0,90 0,91 0,92 0,93 0,94 0,95 0,96
10,0 0,87 0,88 0,89 0,90 0,91 0,92 0,93 0,94 0,95
12,5 0,86 0,87 0,88 0,89 0,90 0,91 0,92 0,93 0,94
16,0 0,82 0,84 0,86 0,88 0,89 0,90 0,91 0,92 0,93
20,0 0,78 0,81 0,84 0,86 0,87 0,88 0,89 0,90 0,91
25,0 0,74 0,77 0,80 0,83 0,84 0,85 0,86 0,87 0,89
31,5 0,70 0,73 0,76 0,78 0,81 0,82 0,83 0,84 0,86
40,0 0,65 0,69 0,73 0,75 0,77 0,78 0,80 0,81 0,83
50,0 0,60 0,65 0,69 0,72 0,74 0,75 0,76 0,78 0,80

Таблица 5. КПД волнового редуктора

Таблица 6. КПД зубчатых редукторов

По вопросам расчета и приобретения мотор редукторов различных типов обращайтесь к нашим специалистам. C каталогом червячных, цилиндрических, планетарных и волновых мотор-редукторов , предлагаемых компанией Техпривод можно ознакомиться на сайте.

Романов Сергей Анатольевич,
руководитель отдела механики
компании Техпривод


Задание на проектирование 3

1. Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода 4

2. Расчет зубчатых колес редуктора 6

3. Предварительный расчет валов редуктора 10

4. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА 13

4.1. Конструктивные размеры шестерни и колес 13

4.2. Конструктивные размеры корпуса редуктора 13

4.3.Компановка редуктора 14

5.ПОДБОР И ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА, ОПОРНЫЕ РЕАКЦИИ 16

5.1. Ведущий вал 16

5.2.Ведомый вал 18

6.ЗАПАС УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ. Уточненный расчет валов 22

6.1.Ведущий вал 22

6.2.Ведомый вал: 24

7. Расчет шпонок 28

8.ВЫБОР СМАЗКИ 28

9.СБОРКА РЕДУКТОРА 29

ЛИТЕРАТУРА 30

Задание на проектирование

Спроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор для привода к ленточному конвейеру.

Кинематическая схема:

1. Электродвигатель.

2. Муфта электродвигателя.

3. Шестерня.

4. Колесо.

5. Муфта барабана.

6. Барабан ленточного конвейера.

Технические требования: мощность на барабане конвейера Р б =8,2 кВт, частота вращения барабана n б =200 об/мин.

1. Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет привода

КПД пары цилиндрических зубчатых колес η з = 0,96; коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, η п.к = 0,99; КПД муфты η м = 0,96.

Общий КПД привода

η общ м 2 ·η п.к 3 ·η з = 0,97 2 ·0,99 3 ·0,96=0,876

Мощность на валу барабана Р б =8,2 кВт, n б =200 об/мин. Требуемая мощность электродвигателя:

Р дв =
=
=
9.36 кВт

N дв = n б ·(2...5)=
= 400…1000 об/мин

Выбираем электродвигатель, исходя из требуемой мощности Р дв =9,36 кВт, электродвигатель трехфазный короткозамкнутый серии 4А, закрытый, обдуваемый, с синхронной частотой вращения 750 об/мин 4А160M6У3, с параметрами Р дв =11,0 кВт и скольжением 2,5% (ГОСТ 19523-81). Номинальная частота вращения двигателя:

n дв = об/мин.

Передаточное число i = u = n ном / n б = 731/200=3,65

Определяем частоты вращения и угловые скорости на всех валах привода:

n дв = n ном = 731 об/мин

n 1 = n дв = 731 об/мин

об/мин

n б = n 2 = 200,30 об/мин

где - частота вращения электродвигателя;

- номинальная частота вращения электродвигателя;

- частота вращения быстроходного вала;

- частота вращения тихоходного вала;

i = u - передаточное число редуктора;

- угловая скорость электродвигателя;

-угловая скорость быстроходного вала;

-угловая скорость тихоходного вала;

-угловая скорость приводного барабана.

Определяем мощность и вращающий момент на всех валах привода:

Р дв треб = 9,36 кВт

Р 1 дв ·η м = 9.36·0,97=9,07 кВт

Р 2 1 ·η п.к 2 ·η з = 9,07·0,99 2 ·0,96=8,53 кВт

Р б 2 · η м ·η п.к = 8.53·0,99·0,97=8,19 кВт

где
- мощность электродвигателя;

- мощность на валу шестерни;

- мощность на валу колеса;

- мощность на валу барабана.

Определяем вращающий момент электродвигателя и вращающие моменты на всех валах привода:

где - вращающий момент электродвигателя;

- вращающий момент быстроходного вала;

- вращающий момент тихоходного вала;

- вращающий момент приводного барабана.

2. Расчет зубчатых колес редуктора

Для шестерни и колеса выбираем материалы со средними механическими характеристиками:

Для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230;

Для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 200.

Рассчитываем допускаемые контактные напряжения по формуле:

,

где σ H lim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;

К HL – коэффициент долговечности;

– коэффициент безопасности.

Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)

σ H lim b = 2НВ+70;

К HL принимаем равным 1, т.к. проектируемый срок службы более 5 лет; коэффициент безопасности =1,1.

Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле:

для шестерни
= МПа

для колеса =
МПа.

Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение

Условие
выполнено.

Межосевое расстояние из условий контактной выносливости активных поверхностей зубьев найдем по формуле:

,

где
- твердость поверхностей зубьев. Для симметричного расположения колес относительно опор и при твердости материала ≤350НВ принимаем в интервале (1 – 1,15). Примем =1,15;

ψ ba =0,25÷0,63 – коэффициент ширины венца. Принимаем ψ ba = 0,4;

K a = 43 – для косозубых и шевронных передач;

u - передаточное число. и = 3,65;

.

Принимаем межосевое расстояние
, т.е. округляем до ближайшего целого числа.

Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:

m n =
=
мм;

принимаем по ГОСТ 9563-60 m n =2 мм.

Примем предварительно угол наклона зубьев β = 10 о и рассчитаем число зубьев шестерни и колеса:

Z1=

Принимаем z 1 = 34, тогда число зубьев колеса z 2 = z 1 · u = 34·3.65=124,1. Принимаем z 2 = 124.

Уточняем значение угла наклона зубьев:

Основные размеры шестерни и колеса:

диаметры делительные:

Проверка:
мм;

диаметры вершин зубьев:

d a 1 = d 1 +2 m n =68,86+2·2=72,86 мм;

d a 2 = d 2 +2 m n =251,14+2·2=255,14 мм;

диаметры впадин зубьев:d f 1 = d 1 - 2 m n =68,86-2·2=64,86 мм;

d f 2 = d 2 - 2 = 251,14-2·2=247,14 мм;

определяем ширину колеса : b 2=

определяем ширину шестерни: b 1 = b 2 +5мм =64+5=69 мм.

Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

Окружная скорость колес и степень точности передачи:

При такой скорости для косозубых колёс принимаем 8-ю степень точности, где коэффициент нагрузки равен:

К Нβ принимаем равным 1,04.

, т.к. твердость материала меньше 350НВ.

Таким образом, K H = 1,04·1,09·1,0=1,134.

Проверяем контактные напряжения по формуле:

Рассчитываем перегруз:

Перегруз в пределах нормы.

Силы, действующие в зацеплении:

окружная:

;

радиальная:

где
=20 0 -угол зацепления в нормальном сечении;

=9,07 0 -угол наклона зубьев.

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле:

.

,

где
=1,1 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузок);

=1,1 – коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (коэффициент динамичности);

Коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев

Допускаемое напряжение по формуле

.

Для стали 45 улучшенной при твердости НВ≤350 σ 0 F lim b =1,8 НВ.

Для шестерни σ 0 F lim b =1,8·230=415 МПа; для колеса σ 0 F lim b =1,8·200=360 МПа.

=΄˝ - коэффициент безопасности, где ΄=1,75, ˝=1 (для поковок и штамповок). Следовательно, .=1,75.

Допускаемые напряжения:

для шестерни
МПа;

для колеса
МПа.

Находим отношение
:

для шестерни
;

для колеса
.

Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.

Определяем коэффициенты Y β и K Fα:

где К - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;

=1,5 - коэффициент торцового перекрытия;

n=8 -степень точности зубчатых колес.

Проверяем прочность зуба колеса по формуле:

;

Условие прочности выполнено.

3. Предварительный расчет валов редуктора

Диаметры валов определяем по формуле:

.

Для ведущего вала [τ к ] = 25 МПа; для ведомого [τ к ] = 20 МПа.

Ведущий вал:

Для двигателя марки 4А 160М6У3 =48 мм. Диаметр вала d в1 =48

Примем диаметр вала под подшипниками d п1 =40 мм

Диаметр муфты d м =0,8·=
=38,4 мм. Принимаем d м =35 мм.

Свободный конец вала можно определить по приближенной формуле:

,

где d п диаметр вала под подшипник.

Под подшипниками принимаем:

Тогда l =

Схематичная конструкция ведущего вала изображена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Конструкция ведущего вала

Ведомый вал.

Диаметр выходного конца вала:

, принимаем ближайшее значение из стандартного ряда

Под подшипниками берем

Под зубчатым колесом

Схематичная конструкция ведомого (тихоходного) вала показана на рис.3.2.

Рис. 3.2. Конструкция ведомого вала

Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.

4. КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА

4.1. Конструктивные размеры шестерни и колес

Шестерню выполняем за одно целое с валом. Её размеры:

ширина

диаметр

диаметр вершины зубьев

диаметр впадин
.

Колесо кованое:

ширина

диаметр

диаметр вершины зубьев

диаметр впадин

диаметр ступицы

длина ступицы,

принимаем

Толщина обода:

принимаем

Толщина диска:

4.2. Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса и крышки:

Принимаем

Принимаем
.

Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:

верхнего пояса корпуса и пояса крышки:

нижнего пояса корпуса:

Принимаем
.

Диаметр болтов:

фундаментальных ; принимаем болты с резьбой М16;

крепящих крышку к корпусу у подшипников

; принимаем болты с резьбой М12;

соединяющих крышку с корпусом ; принимаем болты с резьбой М8.

4.3.Компановка редуктора

Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.

Компоновочный чертеж выполняется в одной проекции - разрез по осям валов при снятой крышке редуктора; масштаб 1:1.

Размеры корпуса редуктора:

принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса (при наличии ступицы зазор берем от торца ступицы) ; принимаем А 1 =10мм; при наличии ступицы зазор берется от торца ступицы;

принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса
;

принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса ; если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние надо брать от шестерни.

Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники однорядные средней серии; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников
и
.(Таблица 1).

Таблица 1:

Габариты намеченных подшипников

Условное обозначение подшипника

Грузоподъемность, кН

размеры, мм

Быстроходный

Тихоходный

Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца.

Эскизная компоновка изображена на рис. 4.1.

5.ПОДБОР И ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКА, ОПОРНЫЕ РЕАКЦИИ

5.1. Ведущий вал

Из предыдущих расчетов имеем:

Определяем опорные реакции.

Расчетная схема вала и эпюры изгибающих моментов изображены на рис. 5.1

В плоскости YOZ:

Проверка:

в плоскости XOZ:

Проверка:

в плоскости YOZ:

сечение 1:
;

сечение 2: M
=0

Сечение 3: М

в плоскости XOZ:

сечение 1:
;

=

сечение2:

сечение3:

Подбираем подшипник по наиболее нагруженной опоре. Намечаем радиальные шариковые подшипники 208: d =40 мм; D =80 мм; В =18 мм; С =32,0 кН; С о = 17,8кН.

где R B =2267,3 Н

- температурный коэффициент.

Отношение
; этой величине соответствует
.

Отношение
; Х=0,56 и Y =2,15

Расчетная долговечность по формуле:

где
- частота вращения ведущего вала.

5.2.Ведомый вал

Ведомый вал несет такие же нагрузки, как и ведущий:

Расчетная схема вала и эпюры изгибающих моментов изображены на рис. 5.2

Определяем опорные реакции.

В плоскости YOZ:

Проверка:

В плоскости ХOZ:

Проверка:

Суммарные реакции в опорах А и В:

Определяем моменты по участкам:

в плоскости YOZ:

сечение 1: при х=0,
;

при x = l 1 , ;

сечение 2: при x = l 1 , ;

при х= l 1 + l 2 ,

сечение 3:;

в плоскости XOZ:

сечение 1: при х=0, ;

при x = l 1 , ;

сечение 2: при х= l 1 + l 2 ,

сечение 3: при x = l 1 + l 2 + l 3 ,

Строим эпюры изгибающих моментов.

Подбираем подшипник по наиболее нагруженной опоре и определяем их долговечность. Намечаем радиальные шариковые подшипники 211: d =55 мм; D =100 мм; В =21 мм; С =43,6 кН; С о = 25,0 кН.

где R A =4290,4 Н

1 (вращается внутреннее кольцо);

Коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров;

Температурный коэффициент.

Отношение
; этой величине соответствует e=0,20.

Отношение
, тогда Х=1, Y=0. Поэтому

Расчетная долговечность, млн. об.

Расчетная долговечность, ч.

где
- частота вращения ведомого вала.

6.ЗАПАС УСТАЛОСТНОЙ ПРОЧНОСТИ. Уточненный расчет валов

Примем, что нормальные напряжения изгиба меняются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по пульсирующему.

Уточненный расчет валов состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений вала и сравнении их с требуемыми значениями [s]. Прочность соблюдена при
.

6.1.Ведущий вал

Сечение 1: при х=0, ;

при х= l 3 , ;

Сечение 2: при х= l 3 , ;

при х= l 3 + l 2 , ;

Сечение 3: при х= l 3 + l 2 , ;

при х= l 3 + l 2 + l 1 , .

Крутящий момент:

Определяем опасные сечения. Для этого схематически изображаем вал (рис. 8.1)

Рис. 8.1 Схематическое изображение ведущего вала

Опасными являются два сечения: под левым подшипником и под шестерней. Они опасны, т.к. сложное напряженное состояние (изгиб с кручением), изгибающий момент значительный.

Концентраторы напряжений:

1) подшипник посажен по переходной посадке (напрессовка менее 20 МПа);

2) галтель (или проточка).

Определяем коэффициент запаса усталостной прочности.

При диаметре заготовки до 90мм
среднее значение предела прочности для стали 45 с термообработкой - улучшение
.

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба:

Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений:

Сечение А-А. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом:

Т.к. давление напрессовки меньше 20 МПа, то снижаем значение данного отношения на 10 %.

для упомянутых выше сталей принимаем
и

Изгибающий момент из эпюр:

Осевой момент сопротивления:

Амплитуда нормальных напряжений:

Среднее напряжение:

Полярный момент сопротивления:

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений по формуле:

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям по формуле:

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям по формуле:

Результирующий коэффициент больше допустимых норм (1,5÷5). Следовательно, диаметр вала нужно уменьшить, что в данном случае делать не следует, т.к. такой большой коэффициент запаса прочности объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной муфтой с валом электродвигателя.

6.2.Ведомый вал:

Определяем суммарные изгибающие моменты. Значения изгибающих моментов по участкам берем с эпюр.

Сечение 1: при х=0, ;

при х= l 1 , ;

Сечение 2: при х= l 1 , ;

при х= l 1 + l 2 , ;

Сечение 3: при х= l 1 + l 2 , ; .

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения по формуле:

Т.к. результирующий коэффициент запаса прочности под подшипником меньше 3,5, то уменьшать диаметр вала не надо.

7. Расчет шпонок

Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.

Напряжения смятия и условие прочности определяем по формуле:

.

Максимальные напряжения смятия при стальной ступице [σ см ] = 100120 МПа, при чугунной [σ

Устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях
=400,91 МПа и скорости
рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна
Принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ20799-75).

9.СБОРКА РЕДУКТОРА

Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.

Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:

на ведущий вал мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100 0 С;

в ведомый вал закладывают шпонку
и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

Собрание валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого в подшипниковые камеры ведомого вала закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.

Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают резиновые армированные манжеты. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки болтами.

Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый указатель.

Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.

Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.Расчет расчетов сводим в таблицу 2: Таблица 2 Геометрические параметры тихоходной ступени цилиндрического редуктора Параметры...

  • Проектирование и проверочный расчет редуктора

    Курсовая работа >> Промышленность, производство

    Есть выбор электродвигателя, проектирование и проверочный расчет редуктора и его составных частей. В... Вывод: ΔU = 1% редуктора [ΔU] = 4% ), кинематический расчет выполнен удовлетворительно. 1.4Расчет частот, мощностей...

  • 1. Выбор электродвигателя

    Кинематическая схема редуктора:

    1. Двигатель;

    2. Редуктор;

    3. Вал приводной;

    4. Муфта предохранительная;

    5. Муфта упругая.

    Z 1 - червяк

    Z 2 - червячное колесо

    Определение мощности привода:

    В первую очередь выбираем электродвигатель, для этого определяем мощность и частоту вращения.

    Потребляемую мощность (Вт) привода (мощность на выходе) определяют по формуле:

    передача электродвигатель приводной

    Где Ft - окружная сила на барабане ленточного конвеера или звездочке пластинчатого конвейера (Н);

    V - скорость движения цепи или ленты (м/с).

    Мощность электродвигателя:

    Где з общ - общий КПД привода.

    з общ =з м?з ч.п з м з пп;

    где з ч.п - КПД червячной передачи;

    з м - КПД муфты;

    з п3 ?КПД подшипников 3-го вала

    з общ =0,98 0,8 0,98 0,99 = 0,76

    Определяю мощность электродвигателя:

    2. Определение частоты вращения приводного вала

    диаметр барабана, мм.

    По таблице (24.8) выбираем электродвигатель марки «аир132м8»

    с частотой вращения

    с мощность

    крутящим моментом т мах /т=2,

    3. Определение общего передаточного числа и разбивка его по ступеням

    Выбираем из стандартного ряда

    Принимаем

    Проверка: подходит

    4. Определение мощности, частоты вращения и крутящего момента для каждого вала

    5. Определение допускаемых напряжений

    Определяю скорость скольжения:

    (Из параграфа 2.2 расчет передач) принимаем V s >=2…5 м/с II безоловянные бронзы и латуни, принимаемые при скорости

    Суммарное время работы:

    Суммарное число циклов перемены напряжений:

    Червяк. Сталь 18 ХГТ цементированная и закаленная до НRC (56…63). Витки шлифованные и полированные. Профиль ZK.

    Червячное колесо. Размеры червячной пары зависят от значения допускаемого напряжения [у] H для материала червячного колеса.

    Допускаемые напряжения для расчета на прочность рабочих поверхностей:

    Материал 2 группы. Бронза Бр АЖ 9-4. Отливка в землю

    у в = 400 (МПа); у т = 200 (МПа);

    Т.к. для изготовления зубчатого венца подходят оба материала, то выбираем более дешевый, а именно Бр АЖ 9-4.

    Принимаю червяк с числом заходов Z 1 = 1, и червячное колесо с числом зубьев Z 2 = 38.

    Определяю исходные допускаемые напряжения для расчёта зубьев червячного колеса на прочность рабочих поверхностей, предел изгибной выносливости материала зубьев и коэффициент безопасности:

    у F о = 0,44?у т +0,14?у в = 0,44 200+0,14 400 = 144 (МПа);

    S F = 1,75; К FE =0,1;

    N FE = К FE N ? =0,1 34200000=3420000

    Определяю максимальные допускаемые напряжения:

    [у] F max = 0,8?у т = 0,8 200 = 160 (МПа).

    6. Коэффициенты нагрузки

    Определяю ориентировочное значение коэффициента нагрузки:

    k I = k v I k в I ;

    k в I = 0,5 (k в о +1) = 0,5 (1,1+1)=1,05;

    k I = 1 1,05 = 1,05.

    7. Определение расчётных параметров червячной передачи

    Предварительное значение межосевого расстояния:

    При постоянном коэффициенте нагрузки K Я =1,0 К hg =1;

    Т не =К нg ЧT 2 ;

    K Я =0,5 (K 0 Я +1)=0,5 (1,05+1)=1,025;

    Безоловянные бронзы (материал II)

    При К he при решение нагружения I равен 0,8

    Принимаю а" w = 160 (мм).

    Определяю осевой модуль:

    Принимаю модуль m = 6,3 (мм).

    Коэффициент диаметра червяка:

    Принимаю q = 12,5.

    Коэффициент смещения червяка:

    Определяю углы подъёма витка червяка.

    Делительный угол подъёма витка:

    8. Проверочный расчёт червячной передачи на прочность

    Коэффициент концентрации нагрузки:

    где И - коэффициент деформации червяка;

    Х - коэффициент, учитывающий влияние режима работы передачи на приработку зубьев червячного колеса и витков червяка.

    для 5-го режима нагружения.

    Коэффициент нагрузки:

    k = k v k в = 1 1,007 = 1,007.

    Скорость скольжения в зацеплении:

    Допускаемое напряжение:

    Расчётное напряжение:


    200,08 (МПа) < 223,6 (МПа).

    Расчётное напряжение на рабочих поверхностях зубьев не превышает допускаемого, следовательно, ранее установленные параметры можно принять за окончательные.

    Коэффициент полезного действия:

    Уточняю значение мощности на валу червяка:

    Определяю силы в зацеплении червячной пары.

    Окружная сила на колесе и осевая сила на червяке:

    Окружная сила на червяке и осевая сила на колесе:

    Радиальная сила:

    F r = F t2 tgб = 6584 tg20 = 2396 (Н).

    Напряжение изгиба в зубьях червячного колеса:

    где У F = 1,45 - коэффициент, учитывающий форму зубьев червячных колёс.

    18,85 (МПа) < 71,75 (МПа).

    Проверка передачи на кратковременную пиковую нагрузку.

    Пиковый момент на валу червячного колеса:

    Пиковое контактное напряжение на рабочих поверхностях зубьев:

    316,13 (МПа) < 400 (МПа).

    Пиковое напряжение изгиба зубьев червячного колеса:

    Проверка редуктора на нагрев.

    Температура нагрева, установленного на металлической раме редуктора при естественном охлаждении:

    где t o - температура окружающего воздуха (20 о С);

    к т - коэффициент теплоотдачи, к т = 10;

    А - площадь поверхности охлаждения корпуса редуктора (м 2);

    А = 20 а 1,7 = 20 0,16 1,7 =0,88 (м 2).

    56,6 (о С) < 90 (о С) = [t] раб

    Так как температура нагрева редуктора при естественном охлаждении не превышает допустимую, то искусственного охлаждения на редуктор не требуется.

    9. Определение геометрических размеров червячной передачи

    Делительный диаметр:

    d 1 = m q = 6,3 12,5 = 78,75 (мм).

    Начальный диаметр:

    d w1 = m (q+2x) =6,3 (12,5+2*0,15) = 80,64 (мм).

    Диаметр вершин витков:

    d a1 = d 1 +2m = 78,75+2 6,3 = 91,35=91 (мм).

    Диаметр впадин витков:

    d f1 = d 1 -2h* f m = 78,75-2 1,2 6,3 = 63,63 (мм).

    Длина нарезной части червяка:

    в = (11+0,06 z 2) m+3 m = (11+0,06 38) 6,3+3 6,3 = 102,56 (мм).

    Принимаем в = 120 (мм).

    Червячное колесо.

    Делительный и начальный диаметр:

    d 2 = d w2 = z 2 m = 38 6,3 = 239,4 (мм).

    Диаметр вершин зубьев:

    d a2 = d 2 +2 (1+x) m = 239,4+2 (1+0,15) 6,3 = 253,89= 254 (мм).

    Диаметр впадин зубьев:

    d f2 = d 2 - (h* f +x) 2m = 239,4 - (1,2+0,15) 26,3 = 222,39 (мм).

    Ширина венца

    в 2 ? 0,75 d a1 = 0,75 91 = 68,25 (мм).

    Принимаем в 2 =65 (мм).

    10. Определение диаметров валов

    1) Диаметр быстроходного вала принимаем

    Принимаем d=28 мм

    Размер фасок вала.

    Диаметр посадочной поверхности подшипника:

    Принимаем

    Принимаем

    2) Диаметр тихоходного вала:

    Принимаем d=45 мм

    Для найденного диаметра вала выбираем значения:

    Приблизительная высота буртика,

    Максимальный радиус фаски подшипника,

    Размер фасок вала.

    Определим диаметр посадочной поверхности подшипника:

    Принимаем

    Диаметр буртика для упора подшипника:

    Принимаем: .

    10. Выбор и проверка подшипников качения по динамической грузоподъёмности

    1. Для быстроходного вала редуктора выберем шариковые радиально-упорные однорядные подшипники средней серии 36307.

    Для него имеем:

    Диаметр внутреннего кольца,

    Диаметр наружного кольца,

    Ширина подшипника,

    На подшипник действуют:

    Осевая сила,

    Радиальная сила.

    Частота вращения:.

    Требуемый ресурс работы:.

    Коэффициент безопасности

    Температурный коэффициент

    Коэффициент вращения

    Проверим условие:

    2. Для тихоходного вала редуктора выберем шариковые радиально-упорные однорядные подшипники легкой серии.

    Для него имеем:

    Диаметр внутреннего кольца,

    Диаметр наружного кольца,

    Ширина подшипника,

    Динамическая грузоподъёмность,

    Статическая грузоподъёмность,

    Предельная частота вращения при пластичной смазке.

    На подшипник действуют:

    Осевая сила,

    Радиальная сила.

    Частота вращения:.

    Требуемый ресурс работы:.

    Коэффициент безопасности

    Температурный коэффициент

    Коэффициент вращения

    Коэффициент осевого нагружения:.

    Проверим условие:

    Определяем значение коэффициента радиальной динамической нагрузки x=0.45 и коэффициента осевой динамической нагрузки y=1,07.

    Определяем эквивалентную радиальную динамическую нагрузку:

    Рассчитаем ресурс принятого подшипника:

    Что удовлетворяет требованиям.

    12. Расчет приводного вала (наиболее нагруженного) вала на усталостную прочность и выносливость

    Действующие нагрузки:

    Радиальная сила

    Крутящий момент -

    Момент на барабане

    Определим реакции опор в вертикальной плоскости.

    Выполним проверку: ,

    Следовательно вертикальные реакции найдены верно.

    Определим реакции опор в горизонтальной плоскости.

    получаем, что.

    Проверим правильность нахождения горизонтальных реакций: , - верно.

    Моменты в опасном сечении будут равны:

    Расчёт производим в форме проверки коэффициента запаса прочности, значение которого можно принять. При этом должно выполняться условие, что, где - расчётный коэффициент запаса прочности, и - коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, которые определим ниже.

    Найдём результирующий изгибающий момент, как.

    Определим механические характеристики материала вала (Сталь 45): - временное сопротивление (предел прочности при растяжении); и - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручении; - коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений.

    Определим отношение следующих величин:

    где и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений, - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения. Найдём значение коэффициента влияния шероховатости и коэффициент влияния поверхностного упрочнения.

    Вычислим значения коэффициентов концентрации напряжений и для данного сечения вала:

    Определим пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении:

    Рассчитаем осевой и полярный моменты сопротивления сечения вала:

    где - расчётный диаметр вала.

    Вычислим изгибное и касательное напряжение в опасном сечении по формулам:

    Определим коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

    Для нахождения коэффициента запаса прочности по касательным напряжениям определим следующие величины. Коэффициент влияния асимметрии цикла напряжений для данного сечения. Среднее напряжение цикла. Вычислим коэффициент запаса

    Найдём расчётное значение коэффициента запаса прочности и сравним его с допускаемым: - условие выполняется.

    13. Расчет шпоночных соединений

    Расчёт шпоночных соединений заключается в проверке условия прочности материала шпонки на смятие.

    1. Шпонка на тихоходном валу для колеса.

    Принимаем шпонку 16х10х50

    Условие прочности:

    1. Шпонка на тихоходном валу для муфты.

    Крутящий момент на валу, - диаметр вала,- ширина шпонки, - высота шпонки, - глубина паза вала, - глубина паза ступицы, - допускаемое напряжение на смятие, - предел текучести.

    Определяем рабочую длину шпонки:

    Принимаем шпонку 12х8х45

    Условие прочности:

    14. Выбор муфт

    Для передачи крутящего момента от вала электродвигателя к быстроходному валу и предотвращения перекоса вала выбираем муфту.

    Для привода ленточного конвейера наиболее подходит муфта упругая с торообразной оболочкой по ГОСТ 20884-82.

    Муфта выбирается в зависимости от крутящего момента на тихоходном валу редуктора.

    Муфты с торообразной оболочкой обладают большой крутильной, радиальной и угловой податливостью. Полумуфты устанавливают как на цилиндрические, так и на конические концы валов.

    Допустимые для данного вида муфт значения смещений каждого вида (при условии, что смещения других видов близки к нулю): осевое мм, радиальное мм, угловое. Нагрузки, действующие на валы, могут быть определены по графикам из литературы .

    15. Смазка червячной передачи и подшипников

    Для смазывания передачи применена картерная система.

    Определим окружную скорость вершин зубьев колеса:

    Для тихоходной ступени, здесь - частота вращения червячного колеса, - диаметр окружности вершин червячного колеса

    Рассчитаем предельно допустимый уровень погружения зубчатого колеса тихоходной ступени редуктора в масляную ванну: , здесь - диаметр окружностей вершин зубьев колеса быстроходной ступени.

    Определим необходимый объём масла по формуле: , где - высота области заполнения маслом, и - соответственно длина и ширина масляной ванны.

    Выберем марку масла И-Т-С-320 (ГОСТ 20799-88).

    И - индустриальное,

    Т - тяжелонагруженные узлы,

    С - масло с антиокислителями, антикоррозионными и противоизносными присадками.

    Смазывание подшипников происходит тем же маслом за счёт разбрызгивания. При сборке редуктора подшипники необходимо предварительно промаслить.

    Список используемой литературы

    1. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов, «Конструирование узлов и деталей машин», Москва, «Высшая школа», 1985 год.

    2. Д.Н. Решетов, «Детали машин», Москва, «Машиностроение», 1989 год.

    3. Р.И. Гжиров, «Краткий справочник конструктора», «Машиностроение», Ленинград, 1983 год.

    4. Атлас конструкций «Детали машин», Москва, «Машиностроение», 1980 год.

    5. Л.Я. Перель, А.А. Филатов, справочник «Подшипники качения», Москва, «Машиностроение», 1992 год.

    6. А.В. Буланже, Н.В. Палочкина, Л.Д. Часовников, методические указания по расчёту зубчатых передач редукторов и коробок скоростей по курсу «Детали машин», часть 1, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1980 год.

    7. В.Н. Иванов, В.С. Баринова, «Выбор и расчёты подшипников качения», методические указания по курсовому проектированию, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1981 год.

    8. Е.А. Витушкина, В.И. Стрелов. Расчёт валов редукторов. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005 год.

    9. Атлас «конструкций узлов и деталей машин», Москва, издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007 год.

    Описание программы









    Программа написана в Exsel, очень проста в пользовании и в освоении. Расчет производится по методике Чернаского .
    1. Исходные данные:
    1.1. Допускаемое контактное напряжение, Мпа ;
    1.2. Принятое передаточное отношение, U ;
    1.3. Вращающий момент на валу шестерни t1, кН*мм ;
    1.4. Вращающий момент на валу колеса t2, кН*мм ;
    1.5. Коэффициент;
    1.6. Коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию.

    2. Стандартный окружной модуль, мм :
    2.1. допустимое мин;
    2.2. Допустимое макс;
    2.3 Принимаемое по ГОСТ.

    3. Расчет количество зубьев :
    3.1. Принятое передаточное отношение, u;
    3.2. Принятое межосевое расстояние, мм;
    3.3. Принятый модуль зацепления;
    3.4. Количество зубьев шестерни (принятое);
    3.5. Количество зубьев колеса (принятое).

    4. Расчет диаметров колес ;
    4.1. Расчет делительных диаметров шестерни и колеса, мм;
    4.2. Расчет диаметров вершин зубьев, мм.

    5. Расчет прочих параметров:
    5.1. Расчет ширины шестерни и колеса, мм;
    5.2. Окружная скорость шестерни.

    6. Проверка контактных напряжений ;
    6.1. Расчет контактных напряжений, Мпа;
    6.2. Сравнение с допустимым контактным напряжением.

    7. Силы в зацеплении;
    7.1. Расчет окружной силы, Н;
    7.2. Расчет радиальной силы, Н;
    7.3. Эквивалентное число зубьев;

    8. Допустимое напряжение изгиба :
    8.1. Выбор материала шестерни и колеса;
    8.2. Расчет допустимого напряжения

    9. Проверка по напряжениям изгиба;
    9.1. Расчет напряжения изгиба шестерни и колеса;
    9.2. Выполнения условий.

    Краткая характеристика прямозубой цилиндрической передачи

    Прямозубая цилиндрическая передача является самой распространенной механической передачей с непосредственным контактом. Прямозубая передача менее вынослива, чем другие подобные и менее долговечна. В такой передаче при работе нагружается только один зуб, а также создается вибрация при работе механизма. За счет этого использовать такую передачу при больших скоростях невозможно и нецелесообразно. Срок службы прямозубой цилиндрической передачи гораздо ниже, чем других зубчатых передач (косозубых, шевронные, криволинейные и т.д.). Основными преимуществами такой передачи являются легкость изготовления и отсутствие осевой силы в опорах, что снижает сложность опор редуктора, а соответственно, снижает стоимость самого редуктора.

    Инженер-конструктор является творцом новой техники, и уровнем его творческой работы в большей степени определяются темпы научно-технического прогресса. Деятельность конструктора принадлежит к числу наиболее сложных проявлений человеческого разума. Решающая роль успеха при создании новой техники определяется тем, что заложено на чертеже конструктора. С развитием науки и техники проблемные вопросы решаются с учетом все возрастающего числа факторов, базирующихся на данных различных наук. При выполнении проекта используются математические модели, базирующиеся на теоретических и экспериментальных исследованиях, относящихся к объемной и контактной прочности, материаловедению, теплотехнике, гидравлике, теории упругости, строительной механике. Широко используются сведения из курсов сопротивления материалов, теоретической механики, машиностроительного черчения и т.д. Все это способствует развитию самостоятельности и творческого подхода к поставленным проблемам.

    При выборе типа редуктора для привода рабочего органа (устройства) необходимо учитывать множество факторов, важнейшими из которых являются: значение и характер изменения нагрузки, требуемая долговечность, надежность, КПД, масса и габаритные размеры, требования к уровню шума, стоимость изделия, эксплуатационные расходы.

    Из всех видов передач зубчатые передачи имеют наименьшие габариты, массу, стоимость и потери на трение. Коэффициент потерь одной зубчатой пары при тщательном выполнении и надлежащей смазке не превышает обычно 0,01. Зубчатые передачи в сравнении с другими механическими передачами обладают большой надежностью в работе, постоянством передаточного отношения из-за отсутствия проскальзывания, возможностью применения в широком диапазоне скоростей и передаточных отношений. Эти свойства обеспечили большое распространение зубчатых передач; они применяются для мощностей, начиная от ничтожно малых (в приборах) до измеряемых десятками тысяч киловатт.

    К недостаткам зубчатых передач могут быть отнесены требования высокой точности изготовления и шум при работе со значительными скоростями.

    Косозубые колеса применяют для ответственных передач при средних и высоких скоростях. Объем их применения – свыше 30% объема применения всех цилиндрических колес в машинах; и этот процент непрерывно возрастает. Косозубые колеса с твердыми поверхностями зубьев требуют повышенной защиты от загрязнений во избежание неравномерного износа по длине контактных линий и опасности выкрашивания.

    Одной из целей выполненного проекта является развитие инженерного мышления, в том числе умение использовать предшествующий опыт, моделировать используя аналоги. Для курсового проекта предпочтительны объекты, которые не только хорошо распространены и имеют большое практическое значение, но и не подвержены в обозримом будущем моральному старению.

    Существуют различные типы механических передач: цилиндрические и конические, с прямыми зубьями и косозубые, гипоидные, червячные, глобоидные, одно- и многопоточные и т.д. Это рождает вопрос о выборе наиболее рационального варианта передачи. При выборе типа передачи руководствуются показателями, среди которых основными являются КПД, габаритные размеры, масса, плавность работы и вибронагруженность, технологические требования, предпочитаемое количество изделий.

    При выборе типов передач, вида зацепления, механических характеристик материалов необходимо учитывать, что затраты на материалы составляют значительную часть стоимости изделия: в редукторах общего назначения – 85%, в дорожных машинах – 75%, в автомобилях – 10% и т.д.

    Поиск путей снижения массы проектируемых объектов является важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения природных ресурсов. Большая часть вырабатываемой в настоящее время энергии приходится на механические передачи, поэтому их КПД в известной степени определяет эксплуатационные расходы.

    Наиболее полно требования снижения массы и габаритных размеров удовлетворяет привод с использованием электродвигателя и редуктора с внешним зацеплением.

    Выбор электродвигателя и кинематический расчёт

    По табл. 1.1 примем следующие значения КПД:

    – для закрытой зубчатой цилиндрической передачи: h1 = 0,975

    – для закрытой зубчатой цилиндрической передачи: h2 = 0,975

    Общий КПД привода будет:

    h = h1 · … · hn · hподш. 3 · hмуфты2 = 0,975 · 0,975 · 0,993 · 0,982 = 0,886

    где hподш. = 0,99 – КПД одного подшипника.

    hмуфты = 0,98 – КПД одной муфты.

    Угловая скорость на выходном валу будет:

    wвых. = 2 · V / D = 2 · 3 · 103 / 320 = 18,75 рад/с

    Требуемая мощность двигателя будет:

    Pтреб. = F · V / h = 3,5 · 3 / 0,886 = 11,851 кВт

    В таблице П. 1 (см. приложение) по требуемой мощности выбираем электродвигатель 160S4, с синхронной частотой вращения 1500 об/мин, с параметрами: Pдвиг.=15 кВт и скольжением 2,3% (ГОСТ 19523–81). Номинальная частота вращения nдвиг. = 1500–1500·2,3/100=1465,5 об/мин, угловая скорость wдвиг. = p · nдвиг. / 30 = 3,14 · 1465,5 / 30 = 153,467 рад/с.

    Oбщее передаточное отношение:

    u = wвход. / wвых. = 153,467 / 18,75 = 8,185


    Для передач выбрали следующие передаточные числа:

    Рассчитанные частоты и угловые скорости вращения валов сведены ниже в таблицу:

    Мощности на валах:

    P1 = Pтреб. · hподш. · h(муфты 1) = 11,851 · 103 · 0,99 · 0,98 = 11497,84 Вт

    P2 = P1 · h1 · hподш.= 11497,84 · 0,975 · 0,99 = 11098,29 Вт

    P3 = P2 · h2 · hподш. = 11098,29 · 0,975 · 0,99 = 10393,388 Вт

    Вращающие моменты на валах:

    T1 = P1 / w1 = (11497,84 · 103) / 153,467 = 74920,602 Н·мм

    T2 = P2 / w2 = (11098,29 · 103) / 48,72 = 227797,414 Н·мм

    T3 = P3 / w3 = (10393,388 · 103) / 19,488 = 533322,455 Н·мм

    По таблице П. 1 (см. приложение учебника Чернавского) выбран электродвигатель 160S4, с синхронной частотой вращения 1500 об/мин, с мощностью Pдвиг.=15 кВт и скольжением 2,3% (ГОСТ 19523–81). Номинальная частота вращения с учётом скольжения nдвиг. = 1465,5 об/мин.


    Передаточные числа и КПД передач

    Рассчитанные частоты, угловые скорости вращения валов и моменты на валах

    2. Расчёт 1-й зубчатой цилиндрической передачи

    Диаметр ступицы: dступ = (1,5…1,8) · dвала = 1,5 · 50 = 75 мм.

    Длина ступицы: Lступ = (0,8…1,5) · dвала = 0,8 · 50 = 40 мм = 50 мм.

    5.4 Цилиндрическое колесо 2-й передачи

    Диаметр ступицы: dступ = (1,5…1,8) · dвала = 1,5 · 65 = 97,5 мм. = 98 мм.

    Длина ступицы: Lступ = (0,8…1,5) · dвала = 1 · 65 = 65 мм

    Толщина обода: dо = (2,5…4) · mn = 2,5 · 2 = 5 мм.

    Так как толщина обода должна быть не менее 8 мм, то принимаем dо = 8 мм.

    где mn = 2 мм – модуль нормальный.

    Толщина диска: С = (0,2…0,3) · b2 = 0,2 · 45 = 9 мм

    где b2 = 45 мм – ширина зубчатого венца.

    Толщина рёбер: s = 0,8 · C = 0,8 · 9 = 7,2 мм = 7 мм.

    Внутренний диаметр обода:

    Dобода = Da2 – 2 · (2 · mn + do) = 262 – 2 · (2 · 2 + 8) = 238 мм

    Диаметр центровой окружности:

    DC отв. = 0,5 · (Doбода + dступ.) = 0,5 · (238 + 98) = 168 мм = 169 мм

    где Doбода = 238 мм – внутренний диаметр обода.

    Диаметр отверстий: Dотв. = Doбода – dступ.) / 4 = (238 – 98) / 4 = 35 мм

    Фаска: n = 0,5 · mn = 0,5 · 2 = 1 мм

    6. Выбор муфт

    6.1 Выбор муфты на входном валу привода

    Так как нет необходимости в больших компенсирующих способностях муфт и, в процессе монтажа и эксплуатации соблюдается достаточная соосность валов, то возможен подбор муфты упругой с резиновой звёздочкой. Муфты обладают большой радиальной, угловой и осевой жёсткостью. Выбор муфты упругой с резиновой звёздочкой производится в зависимости от диаметров соединяемых валов, расчётного передаваемого крутящего момента и максимально допустимой частоты вращения вала. Диаметры соединяемых валов:

    d (эл. двиг.) = 42 мм;

    d (1-го вала) = 36 мм;

    Передаваемый крутящий момент через муфту:

    T = 74,921 Н·м

    Расчётный передаваемый крутящий момент через муфту:

    Tр = kр · T = 1,5 · 74,921 = 112,381 Н·м

    здесь kр = 1,5 – коэффициент, учитывающий условия эксплуатации; значения его приведены в таблице 11.3 .

    Частота вращения муфты:

    n = 1465,5 об./мин.

    Выбираем муфту упругую с резиновой звёздочкой 250–42–1–36–1-У3 ГОСТ 14084–93 (по табл. К23 ) Для расчётного момента более 16 Н·м число «лучей» звёздочки будет 6.

    Радиальная сила, с которой муфта упругая со звёздочкой действует на вал, равна:


    Fм = СDr · Dr,

    где: СDr = 1320 Н/мм – радиальная жёсткость данной муфты; Dr = 0,4 мм – радиальное смещение. Тогда:

    Крутящий момент на валу Tкр. = 227797,414 H·мм.

    2 сечение

    Диаметр вала в данном сечении D = 50 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием двух шпоночных канавок. Ширина шпоночной канавки b = 14 мм, глубина шпоночной канавки t1 = 5,5 мм.

    sv = Mизг. / Wнетто = 256626,659 / 9222,261 = 27,827 МПа,

    3,142 · 503 / 32 – 14 · 5,5 · (50 – 5,5) 2/ 50 = 9222,261 мм 3 ,

    sm = Fa / (p · D2 / 4) = 0 / (3,142 · 502 / 4) = 0 МПа, Fa = 0 МПа – продольная сила,

    – ys = 0,2 – см. стр. 164 ;

    – es = 0,85 – находим по таблице 8.8 ;

    Ss = 335,4 / ((1,8 / (0,85 · 0,97)) · 27,827 + 0,2 · 0) = 5,521.

    tv = tm = tmax / 2 = 0,5 · Tкр. / Wк нетто = 0,5 · 227797,414 / 21494,108 = 5,299 МПа,

    3,142 · 503 / 16 – 14 · 5,5 · (50 – 5,5) 2/ 50 = 21494,108 мм 3 ,

    где b=14 мм – ширина шпоночного паза; t1=5,5 мм – глубина шпоночного паза;

    – yt = 0.1 – см. стр. 166 ;

    – et = 0,73 – находим по таблице 8.8 ;

    St = 194,532 / ((1,7 / (0,73 · 0,97)) · 5,299 + 0,1 · 5,299) = 14,68.

    S = Ss · St / (Ss2 + St2) 1/2 = 5,521 · 14,68 / (5,5212 + 14,682) 1/2 = 5,168

    3 сечение

    Диаметр вала в данном сечении D = 55 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием двух шпоночных канавок. Ширина шпоночной канавки b = 16 мм, глубина шпоночной канавки t1 = 6 мм.

    Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

    Ss = s-1 / ((ks / (es · b)) · sv + ys · sm), где:

    – амплитуда цикла нормальных напряжений:

    sv = Mизг. / Wнетто = 187629,063 / 12142,991 = 15,452 МПа,


    Wнетто = p · D3 / 32 – b · t1 · (D – t1) 2/ D =

    3,142 · 553 / 32 – 16 · 6 · (55 – 6) 2/ 55 = 12142,991 мм 3 ,

    – среднее напряжение цикла нормальных напряжений:

    sm = Fa / (p · D2 / 4) = 0 / (3,142 · 552 / 4) = 0 МПа, Fa = 0 МПа – продольная сила,

    – ys = 0,2 – см. стр. 164 ;

    – b = 0.97 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162 ;

    – ks = 1,8 – находим по таблице 8.5 ;

    Ss = 335,4 / ((1,8 / (0,82 · 0,97)) · 15,452 + 0,2 · 0) = 9,592.

    Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

    St = t-1 / ((k t / (et · b)) · tv + yt · tm), где:

    – амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

    tv = tm = tmax / 2 = 0,5 · Tкр. / Wк нетто = 0,5 · 227797,414 / 28476,818 = 4 МПа,


    Wк нетто = p · D3 / 16 – b · t1 · (D – t1) 2/ D =

    3,142 · 553 / 16 – 16 · 6 · (55 – 6) 2/ 55 = 28476,818 мм 3 ,

    где b=16 мм – ширина шпоночного паза; t1=6 мм – глубина шпоночного паза;

    – yt = 0.1 – см. стр. 166 ;

    – b = 0.97 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162 .

    – kt = 1,7 – находим по таблице 8.5 ;

    St = 194,532 / ((1,7 / (0,7 · 0,97)) · 4 + 0,1 · 4) = 18,679.

    Результирующий коэффициент запаса прочности:

    S = Ss · St / (Ss2 + St2) 1/2 = 9,592 · 18,679 / (9,5922 + 18,6792) 1/2 = 8,533

    Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.

    12.3 Расчёт 3-го вала

    Крутящий момент на валу Tкр. = 533322,455 H·мм.

    Для данного вала выбран материал: сталь 45. Для этого материала:

    – предел прочности sb = 780 МПа;

    – предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба

    s-1 = 0,43 · sb = 0,43 · 780 = 335,4 МПа;

    – предел выносливости стали при симметричном цикле кручения

    t-1 = 0,58 · s-1 = 0,58 · 335,4 = 194,532 МПа.

    1 сечение

    Диаметр вала в данном сечении D = 55 мм. Это сечение при передаче вращающего момента через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.

    Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

    St = t-1 / ((k t / (et · b)) · tv + yt · tm), где:

    – амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

    tv = tm = tmax / 2 = 0,5 · Tкр. / Wк нетто = 0,5 · 533322,455 / 30572,237 = 8,722 МПа,

    Wк нетто = p · D3 / 16 – b · t1 · (D – t1) 2/ (2 · D) =

    3,142 · 553 / 16 – 16 · 6 · (55 – 6) 2/ (2 · 55) = 30572,237 мм 3

    где b=16 мм – ширина шпоночного паза; t1=6 мм – глубина шпоночного паза;

    – yt = 0.1 – см. стр. 166 ;

    – b = 0.97 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162 .

    – kt = 1,7 – находим по таблице 8.5 ;

    – et = 0,7 – находим по таблице 8.8 ;

    St = 194,532 / ((1,7 / (0,7 · 0,97)) · 8,722 + 0,1 · 8,722) = 8,566.

    Радиальная сила муфты, действующая на вал, найдена в разделе «Выбор муфт» и равна Fмуфт. = 225 Н. Приняв у вала длину посадочной части равной длине l = 225 мм, Находим изгибающий момент в сечении:

    Mизг. = Tмуфт. · l / 2 = 2160 · 225 / 2 = 243000 Н·мм.

    Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

    Ss = s-1 / ((ks / (es · b)) · sv + ys · sm), где:

    – амплитуда цикла нормальных напряжений:

    sv = Mизг. / Wнетто = 73028,93 / 14238,409 = 17,067 МПа,

    Wнетто = p · D3 / 32 – b · t1 · (D – t1) 2/ (2 · D) =

    3,142 · 553 / 32 – 16 · 6 · (55 – 6) 2/ (2 · 55) = 14238,409 мм 3 ,

    где b=16 мм – ширина шпоночного паза; t1=6 мм – глубина шпоночного паза;

    – среднее напряжение цикла нормальных напряжений:

    sm = Fa / (p · D2 / 4) = 0 / (3,142 · 552 / 4) = 0 МПа, где

    Fa = 0 МПа – продольная сила в сечении,

    – ys = 0,2 – см. стр. 164 ;

    – b = 0.97 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162 ;

    – ks = 1,8 – находим по таблице 8.5 ;

    – es = 0,82 – находим по таблице 8.8 ;

    Ss = 335,4 / ((1,8 / (0,82 · 0,97)) · 17,067 + 0,2 · 0) = 8,684.

    Результирующий коэффициент запаса прочности:

    S = Ss · St / (Ss2 + St2) 1/2 = 8,684 · 8,566 / (8,6842 + 8,5662) 1/2 = 6,098

    Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.

    2 сечение

    Диаметр вала в данном сечении D = 60 мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом (см. табл. 8.7 ).

    Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

    Ss = s-1 / ((ks / (es · b)) · sv + ys · sm), где:

    – амплитуда цикла нормальных напряжений:

    sv = Mизг. / Wнетто = 280800 / 21205,75 = 13,242 МПа,

    Wнетто = p · D3 / 32 = 3,142 · 603 / 32 = 21205,75 мм 3

    – среднее напряжение цикла нормальных напряжений:


    sm = Fa / (p · D2 / 4) = 0 / (3,142 · 602 / 4) = 0 МПа, Fa = 0 МПа – продольная сила,

    – ys = 0,2 – см. стр. 164 ;

    – b = 0.97 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162 ;

    – ks/es = 3,102 – находим по таблице 8.7 ;

    Ss = 335,4 / ((3,102 / 0,97) · 13,242 + 0,2 · 0) = 7,92.

    Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

    St = t-1 / ((k t / (et · b)) · tv + yt · tm), где:

    – амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

    tv = tm = tmax / 2 = 0,5 · Tкр. / Wк нетто = 0,5 · 533322,455 / 42411,501 = 6,287 МПа,

    Wк нетто = p · D3 / 16 = 3,142 · 603 / 16 = 42411,501 мм 3

    – yt = 0.1 – см. стр. 166 ;

    – b = 0.97 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162 .

    – kt/et = 2,202 – находим по таблице 8.7 ;

    St = 194,532 / ((2,202 / 0,97) · 6,287 + 0,1 · 6,287) = 13,055.

    Результирующий коэффициент запаса прочности:

    S = Ss · St / (Ss2 + St2) 1/2 = 7,92 · 13,055 / (7,922 + 13,0552) 1/2 = 6,771

    Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.

    3 сечение

    Диаметр вала в данном сечении D = 65 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием двух шпоночных канавок. Ширина шпоночной канавки b = 18 мм, глубина шпоночной канавки t1 = 7 мм.

    Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

    Ss = s-1 / ((ks / (es · b)) · sv + ys · sm), где:

    – амплитуда цикла нормальных напряжений:

    sv = Mизг. / Wнетто = 392181,848 / 20440,262 = 19,187 МПа,

    Wнетто = p · D3 / 32 – b · t1 · (D – t1) 2/ D = 3,142 · 653 / 32 – 18 · 7 · (65 – 7) 2/ 65 = 20440,262 мм 3 ,

    – среднее напряжение цикла нормальных напряжений:


    sm = Fa / (p · D2 / 4) = 0 / (3,142 · 652 / 4) = 0 МПа, Fa = 0 МПа – продольная сила,

    – ys = 0,2 – см. стр. 164 ;

    – b = 0.97 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162 ;

    – ks = 1,8 – находим по таблице 8.5 ;

    – es = 0,82 – находим по таблице 8.8 ;

    Ss = 335,4 / ((1,8 / (0,82 · 0,97)) · 19,187 + 0,2 · 0) = 7,724.

    Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

    St = t-1 / ((k t / (et · b)) · tv + yt · tm), где:

    – амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:

    tv = tm = tmax / 2 = 0,5 · Tкр. / Wк нетто = 0,5 · 533322,455 / 47401,508 = 5,626 МПа,

    Wк нетто = p · D3 / 16 – b · t1 · (D – t1) 2/ D =

    3,142 · 653 / 16 – 18 · 7 · (65 – 7) 2/ 65 = 47401,508 мм 3 ,

    где b=18 мм – ширина шпоночного паза; t1=7 мм – глубина шпоночного паза;

    – yt = 0.1 – см. стр. 166 ;

    – b = 0.97 – коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162 .

    – kt = 1,7 – находим по таблице 8.5 ;

    – et = 0,7 – находим по таблице 8.8 ;

    St = 194,532 / ((1,7 / (0,7 · 0,97)) · 5,626 + 0,1 · 5,626) = 13,28.

    Результирующий коэффициент запаса прочности:

    S = Ss · St / (Ss2 + St2) 1/2 = 7,724 · 13,28 / (7,7242 + 13,282) 1/2 = 6,677

    Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.

    13. Тепловой расчёт редуктора

    Для проектируемого редуктора площадь теплоотводящей поверхности А = 0,73 мм 2 (здесь учитывалась также площадь днища, потому что конструкция опорных лап обеспечивает циркуляцию воздуха около днища).

    По формуле 10.1 условие работы редуктора без перегрева при продолжительной работе:

    Dt = tм – tв = Pтр · (1 – h) / (Kt · A) £ ,

    где Ртр = 11,851 кВт – требуемая мощность для работы привода; tм – температура масла; tв – температура воздуха.

    Считаем, что обеспечивается нормальная циркуляция воздуха, и принимаем коэффициент теплоотдачи Kt = 15 Вт/(м2·oC). Тогда:

    Dt = 11851 · (1 – 0,886) / (15 · 0,73) = 123,38o > ,

    где = 50oС – допускаемый перепад температур.

    Для уменьшения Dt следует соответственно увеличить теплоотдающую поверхность корпуса редуктора пропорционально отношению:

    Dt / = 123,38 / 50 = 2,468, сделав корпус ребристым.

    14. Выбор сорта масла

    Смазывание элементов передач редуктора производится окунанием нижних элементов в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение элемента передачи примерно на 10–20 мм. Объём масляной ванны V определяется из расчёта 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности:

    V = 0,25 · 11,851 = 2,963 дм3.

    По таблице 10.8 устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях sH = 515,268 МПа и скорости v = 2,485 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 30 · 10–6 м/с2. По таблице 10.10 принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799–75*).

    Выбираем для подшипников качения пластичную смазку УТ-1 по ГОСТ 1957–73 (см. табл. 9.14 ). Камеры подшипников заполняются данной смазкой и периодически пополняются ей.

    15. Выбор посадок

    Посадки элементов передач на валы – Н7/р6, что по СТ СЭВ 144–75 соответствует легкопрессовой посадке.

    Посадки муфт на валы редуктора – Н8/h8.

    Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала k6.

    Остальные посадки назначаем, пользуясь данными таблицы 8.11 .

    16. Технология сборки редуктора

    Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов.

    На валы закладывают шпонки и напрессовывают элементы передач редуктора. Мазеудерживающие кольца и подшипники следует насаживать, предварительно нагрев в масле до 80–100 градусов по Цельсию, последовательно с элементами передач. Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого в подшипниковые камеры закладывают смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок, регулируют тепловой зазор. Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышку винтами. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой, закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.

    Заключение

    При выполнении курсового проекта по «Деталям машин» были закреплены знания, полученные за прошедший период обучения в таких дисциплинах как: теоретическая механика, сопротивление материалов, материаловедение.

    Целью данного проекта является проектирование привода цепного конвейера, который состоит как из простых стандартных деталей, так и из деталей, форма и размеры которых определяются на основе конструкторских, технологических, экономических и других нормативов.

    В ходе решения поставленной передо мной задачей, была освоена методика выбора элементов привода, получены навыки проектирования, позволяющие обеспечить необходимый технический уровень, надежность и долгий срок службы механизма.

    Опыт и навыки, полученные в ходе выполнения курсового проекта, будут востребованы при выполнении, как курсовых проектов, так и дипломного проекта.

    Можно отметить, что спроектированный редуктор обладает хорошими свойствами по всем показателям.

    По результатам расчета на контактную выносливость действующие напряжения в зацеплении меньше допускаемых напряжений.

    По результатам расчета по напряжениям изгиба действующие напряжения изгиба меньше допускаемых напряжений.

    Расчет вала показал, что запас прочности больше допускаемого.

    Необходимая динамическая грузоподъемность подшипников качения меньше паспортной.

    При расчете был выбран электродвигатель, который удовлетворяет заданные требования.

    Список использованной литературы

    1. Чернавский С.А., Боков К.Н., Чернин И.М., Ицкевич Г.М., Козинцов В.П. "Курсовое проектирование деталей машин": Учебное пособие для учащихся. М.:Машиностроение, 1988 г., 416 с.

    2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. "Конструирование узлов и деталей машин", М.: Издательский центр "Академия", 2003 г., 496 c.

    3. Шейнблит А.Е. "Курсовое проектирование деталей машин": Учебное пособие, изд. 2-е перераб. и доп. – Калининград: "Янтарный сказ", 2004 г., 454 c.: ил., черт. – Б.ц.

    4. Березовский Ю.Н., Чернилевский Д.В., Петров М.С. "Детали машин", М.: Машиностроение, 1983 г., 384 c.

    5. Боков В.Н., Чернилевский Д.В., Будько П.П. "Детали машин: Атлас конструкций. М.: Машиностроение, 1983 г., 575 c.

    6. Гузенков П.Г., "Детали машин". 4-е изд. М.: Высшая школа, 1986 г., 360 с.

    7. Детали машин: Атлас конструкций / Под ред. Д.Р. Решетова. М.: Машиностроение, 1979 г., 367 с.

    8. Дружинин Н.С., Цылбов П.П. Выполнение чертежей по ЕСКД. М.: Изд-во стандартов, 1975 г., 542 с.

    9. Кузьмин А.В., Чернин И.М., Козинцов Б.П. "Расчеты деталей машин", 3-е изд. – Минск: Вышейшая школа, 1986 г., 402 c.

    10. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., «Детали машин» 3-е изд. М.: Высшая школа, 1984 г., 310 c.

    11. "Мотор-редукторы и редукторы": Каталог. М.: Изд-во стандартов, 1978 г., 311 c.

    12. Перель Л.Я. "Подшипники качения". M.: Машиностроение, 1983 г., 588 c.

    13. "Подшипники качения": Справочник-каталог / Под ред. Р.В. Коросташевского и В.Н. Нарышкина. М.: Машиностроение, 1984 г., 280 с.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!