Устройство автоматического включения фар автомобиля. Автоматическое включение и выключение ближнего света Автоматическое выключение фар ближнего света своими руками

Автоматическое включение фар необходимо для включения головного освещения при резком ухудшении видимости без участия водителя. В некоторых странах включение фар необходимо при движении автомобиля.

На иностранных автомобилях устанавливается автоматическое включение фар, для реализации которого используется соответствующий датчик. Часто этот датчик объединяют с датчиком дождя прикрепляемом на лобовое стекло. Принцип этого датчик основан на замере освещённости при помощи фотоэлементов.

Но для отечественного автовладельца этот метод вряд ли подойдёт. Согласно правил дорожного движения ближний свет фар должен быть включён не только в ночное, но и дневное время суток. При появлении этого требования возникла потребность применять автоматическое включение фар при движении автомобиля и отключении их при стоянке, для экономного использования энергии и предотвращения оставления включенных фар при стоянке. На эту потребность согласно законов рынка сразу откликнулись предприятия электрооборудования для автомобилей и умельцы. Принцип работы у всех отличный, в зависимости от того, что владелец автомобиля хочет получить и на какие затраты и усложнения схемы желает пойти. Рассмотрим некоторые, самые распространённые схемы.

Способ включения для забывчивых.

Самая простая схема автоматическое включение фар защищает от забывчивости водителя и предотвращает включение света фар при выключенном зажигании. На большинстве автомобилей это выполнено при конструировании на заводе изготовителе, а где это не реализовано можно легко сделать. Для этого достаточно подать питание на кнопку включения или реле включения фар через выводы замка зажигания, которые замыкаются при включении зажигания, но разомкнуты при включении стартера.

Этот способ имеет очень важное достоинство это простота. Бытует мнение, что включенные фары будут давать дополнительную нагрузку, но это не так. Если подключение сделано правильно, то при включении стартера фары будут отключаться. Вывод: простой, надёжный способ, не требующий затрат.

Автоматическое включение фар через реле.

Второй способ реализовать автоматическое включение фар заключается в подключение электромагнита реле включения фар или дополнительного реле в цепь возбуждения генератора, а точнее цепь сигнальной лампы зарядки. Этот способ подходит почти для всех современных автомобилей.

Для реализации необходимо добавить пяти контактное реле типа 90.3747. На вывод 85 и 30 подключить провод от замка зажигания. Вывод 86 подключить к выводу генератора, к которому подключён провод от контрольной лампы заряда. Вывод 88 соединить с реле включения фар или непосредственно к предохранителям, защищающим цепь фар.

В данном случае при включении зажигания питание с замка зажигания, катушку электромагнита реле, через обмотку генератора поступает на минус, при этом реле срабатывает и размыкает контакты 30 и 88. После пуска двигателя и начала работы генератора на выводе контрольной лампы генератора появляется плюс. Реле при этом отключается и замыкает контакты 30 и 88 включая свет фар.

Для предотвращения вредного контура в этом случае желательно применение диода включенного последовательно с катушкой реле направленного в сторону генератора. Фары в этом случае будут гореть только при наличие зарядного тока, при условии целостности цепи, которую можно контролировать по лампе заряда аккумулятора.

Автоматическое включение фар через датчик давления.

В третьем способе подключения автоматическое включение фар, кулибины предлагают использовать датчик аварийного давления масла двигателя. Схема подключения идентична описанной ранее, только катушка реле подключается не к генератору, а к датчику аварийного давления масла. В этом случае фары загорятся сразу после появления давления в системе смазки. Недостатком является включение фар не зависимо от исправности генератора. При низком давлении масла на холостых оборотах, если состояние двигателя не лучшее, свет фар начнёт мигать при срабатывании датчика.

Тут рассмотрены только самые простые и возможно примитивные способы реализации автоматического включения фар. В интернете можно найти ещё много схем как простых, так и достаточно сложных. Так же в магазинах Вам могут предложить готовые блоки для реализации данной функции.

admin 06/06/2013

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» "Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"

В соответствии с изменениями , внесенными в правила , во время движения автомобиля по дороге обязательно должно производиться включение ближнего света . Причем указ этот касается поездок , совершаемых как в ночное , так и в дневное время . Нарушителям сотрудниками ГИБДД выписываются штрафы , пусть сумма их небольшая , но для законопослушных водителей неприятным является даже сам факт нарушения правил дорожного движения .

включение ближнего света , как автоматика облегчает жизнь водителю

Проблема со включением ближнего света перед началом движения , как правило , состоит в том , что водители просто забывают о необходимости его включения . Чтобы предупредить нарушение правил им приходится , покидая машину , оставлять огни включенными , в результате однажды может обнаружиться , что аккумулятор разрядился полностью .

Автомобили , изготовленные за границей , в большинстве своем изначально укомплектованы устройством автоматического включения фар при наступлении заранее заданных условий , т .н . «скандинавским » или «европейским » светом . Чаще всего такие устройства настроены на срабатывание датчика дождя или фотоэлемента , контролирующего уровень освещенности .

Но для автолюбителей , которые проживают на территории Российской Федерации таких функций оказывается недостаточно , ведь ездить со включенными фарами требуется вне зависимости от времени суток , интенсивности освещения или погодных условий .

В вязи с этом возникла потребность в корректировке и доработке систем электрообеспечения на автомобилях выпущенных в России , а также на иномарках со стажем .

Если говорить об удобствах , которые создаются при помощи установки систем автоматического включения ближнего света , то заключаются они в следующем :

  • безусловное включение осветительных устройств в случае начала поездки без участия водителя
  • выключение фар при прекращении движения авто
  • получение экономии на расходе электроэнергии
  • дополнительные удобства создаются при необходимости проезда по тоннелю — включать свет вручную не потребуется , первые секунды поездки будут осуществляться с уже включенными фарами ближнего света , путь для автомобиля будет в достаточной мере освещен

Автоматическое включение фар ближнего света при запуске автомобиля

Как известно , спрос на какой либо продукт — идеальный стимул к его разработке и производству . Выпуском блоков автоматического включения ближнего света охотно занялись предприятия по изготовлению электрооборудования для автомобилей .

В качестве конкурентов весьма успешно выступают народные умельцы , которые создали немало интересных вариантов самодельных устройств , отличающихся разнообразным функционалом и сложностью конструкций .

При помощи совсем несложных самодельных схем можно добиться желаемого результата — фары будут подключаться синхронно со срабатыванием зажигания или пуском мотора , на протяжении светлого времени суток будет включаться только свет , в темноте также будут гореть огни габаритов .

Схема автоматического включения фар при запуске автомобиля

Обеспечить своевременное включение света возможно при подсоединении к источнику питания зажигания . Но при этом следует вспомнить , что некоторые устройства могут быть подключенными к замку зажигания , находящемуся в любой позиции , функции других будут активироваться только при условии уже включенного зажигания .

В качестве наиболее рациональной считается схема , посредством которой подача питания будет производиться на реле (кнопку ) при замыкании контактов замка зажигания . Отключение двигателя при остановке приведет к размыканию цепи , следовательно — к отключению фар .

По мнению некоторых водителей такая конструкция может вызвать усиление нагрузки на электрическую цепь , но на самом деле при условии правильного подключения каждого из слагаемых конструкции усиленные нагрузки наблюдаться не будут .

Какие запчасти нужны для сбора схемы автоматического включения

Для обустройства системы автоматического включения осветительных приборов потребуется подыскать :

  • штатные пятиконтактные реле
  • провода
  • диоды

Чтобы воплотить в жизнь более рациональную схему с вариантом подключения к ручнику или датчику давления масла потребуется приобрести :

  • транзисторы , в количестве 2 шт .
  • провода
  • реле
  • микросхему с маркировкой К561ТП1

Описание работы при сборке схемы автоматического включения фар ближнего света

Специалисты считают оптимальным решением использование кнопки выключения печки , находящейся справа на блоке выключателей .

Работа будет заключаться в следующем . Сначала потребуется демонтировать выключатель габаритов , место его расположения — крайний левый блок выключателей .

Далее потребуется произвести разъединение плюсового провода и колодки клавиш , посредством которой организуется выключение —включение ближнего света . Обычно подключение выполняют при помощи двойного провода зеленого цвета , после отключения этот провод подсоединяют к реле .

В плюсовой провод идущий к выключателю печки потребуется врезать дополнительный провод и также выполнить его подключение к реле .

Затем выполнить подводку к реле провода , подающего питание на фары ближнего света . Не забудьте о необходимости кинуть проводок на корпус .

Все образовавшиеся соединения потребуется аккуратно пропаять , но если такой возможности нет , то можно ограничиться использованием заизолированной скрутки .

При качественном выполнении работы получим систему евросвета при включении зажигания .

Но по мнению специалистов этот очень простой вариант нельзя отнести к наиболее экономичным . В частности это касается зимнего времени , когда на прогрев авто будет требоваться некоторый промежуток времени . Также нецелесообразным будут включение ближнего света в случае необходимости выполнения ремонтных работ .

Схема вторая

Предупредить вышеупомянутые проблемы можно несколько усложнив схемы . Внесенные дополнения позволят добиться отключения света в момент остановки , независимо от того , будет ли включено зажигание .

Чтобы получить усовершенствованную схему можно применить два варианта , выполнить подключение к :

  • ручнику
  • датчику давления масла

Для осуществления подключения через датчик давления масла необходимо приобретение 2 —х транзисторов , реле и микросхемы с маркировкой К561ТП1 . Поместить детали можно в корпус от реле , далее производится подсоединение устройства к датчику давления масла .

Включение двигателя приведет к нормализации давления в системе смазки , контакты датчика при этом разомкнутся , на конденсатор будет подаваться питание . Включенные в схему транзисторы подадут напряжение на реле , что вызовет включение осветительных приборов .

Отключение двигателя приведет к тому , что питание с датчика начнет передаваться на лампочку , размещенную на приборной панели . При этом начнется разрядка конденсатора , входящего в блок управления работой фар , питание на реле подаваться не будет .

Следует заметить , что у этой схемы есть некоторые недостатки , в частности — снижение давления масла в системе будет приводить к срабатыванию датчика (при движении накатом или в режиме холостого хода ), в результате чего излучаемый свет будет подмигивающим .

Создать схему , позволяющую осуществлять как автоматическое , так и ручное управление позволит параллельное подключение .

Регулировать процесс включения —выключения можно путем подбора соответствующего сопротивления на плате . Более высокий показатель сопротивления означает , что для изменения статуса осветительного устройства потребуется больше времени .

Такой метод одобряют не все , т .к . схема является достаточно сложной , потребуется обустроить дополнительную проводку и выполнить качественные соединения .

Подключаем схему включения фар ближнего света к ручнику

Выполнить подключение к ручнику совсем не сложно , доработка схемы потребует добавления еще одного реле и провода длиной около четверти метра непосредственно к контакту кнопки ручника .

Этот вариант позволит получить отключение фар при начале движения ручника , но когда вы будете его отпускать фары будут загораться .

Достоинства и недостатки собранной схемы

У самодельных вариантов несомненно есть преимущества . Они позволяют получить требуемый результат и избавить от претензий сотрудников ГИБДД по поводу не включенных фар во время движения автомобиля .

При этом :

  • стоимость самодельной системы достаточно низкая
  • на изготовление ее не потребуется много времени

Как создать недорогую схему автоматического включения фар ближнего света:

Конечно , сделать работу своими руками качественно смогут водители , которые имеет хотя бы начальную подготовку по электротехнике и опыт выполнения подобного рода работ своими руками .

Профессионалы же советуют перед тем как приступить к работе реально оценить свои возможности . В некоторых случаях , дабы избежать проблем , лучше раскошелиться на некоторую суму и поручить выполнение работы профессионалу автоэлектрику .

Если же работа будет выполняться самостоятельно , то рекомендуется все точки врезки обустраивать внутри салона . По меньшей мере они будут защищены от негативного влияния атмосферных осадков .

Сами точки соединений более рационально выполнять путем скрутки проводов такой метод ни в чем не уступает спайке , а в условиях повышенной вибрации оказывается более стойким .

Не следует забывать , что крепление устанавливаемого реле должно быть жестким .

Не следует производить монтаж так , чтобы при максимально допустимой траектории перемещения ветвей проводки не возникало их натяжение , все точки перегибов проводки , расположенные возле металлических фрагментов кузова , должны быть защищены при помощи поливинилхлоридной трубки .

Не желательно следовать рекомендациям любителей , которые утверждают , что для получения желаемого результата можно путем установки перемычки в определенном месте монтажного блока авто , не устанавливая дополнительное реле . Несоблюдение элементарных правил электротехники реальная причина возникновения серьезных проблем , к примеру фары могут включаться в обход предохранителя .

Выполнение работы по монтажу своими руками потребует от автовладельца максимальной внимательности и аккуратности . В процессе эксплуатации следует исключить возможность попадания влаги и механических деформирующих нагрузок на фрагменты системы . В системах электрооборудования автомобилей не рекомендуется использовать газоразрядные лампы .

Однажды мне позвонил приятель и предложил сделать автоматическое включение ближнего света. Ну, я пошел в интернет. Посмотрел, ничего не нашлось. Или нашлось, но свет включался сразу с запуском двигателя. Итак, решил я сам создать схему.

Сделал такую схему:

Но потом появился недостаток – если схему не выключить, и включить ближний + дальний свет, то конец фарам, если они не раздельные (2-х нитиевые лампочки). Поэтому, я немного модернизировал схему:

Назначение выводов:

«На лампочку зарядки или давления масла», то есть, мы берем сигнал с датчика давления масла. Лампочка горит – схема не работает, лампочка погасла, схема спустя некоторое время включается.
«Плюс при включении зажигания». Ну, думаю, тут все понятно.
«Масса» корпус автомобиля или мотоцикла (- питания)
«Плюс при включении габаритов» - этот вывод нужен для того, чтобы эта схема блокировалась, когда включается свет.

Итак, начнем. Надо сделать плату. Ну, как делать плату, я, думаю, рассказывать не надо. Все прочитаете на форуме.

Сделали плату, расставляем элементы, запаиваем. Проверяем монтаж, если все нормально, то проверяем вот так:

Масса - она же минус питания. Красный провод "на лампочку зарядки или давления масла" подсоединяем к массе. Зелёный провод "плюс при включении габаритов" бросаешь в воздухе, или - тоже на массу. +12В подаёшь на "плюс при включении зажигания". Реле должно молчать.

1. Имитируем запуск движка. Красный провод перекидываем на +12В. Реле должно сработать через несколько секунд.
2. Имитируем ситуёвину - движок заглох, но зажигание не выключено. Возвращаем красный провод на массу. Реле должно отпустить через несколько секунд.
3. Имитируем включение габаритов с ночным режимом. Красный провод - на +12В, реле сработало. Подаём на зелёный провод +12В. Реле должно отпустить моментально.

Появился недостаток уже и у модернизированной схемы: включаешь зажигание, свет включается на 4-5 секунд. На авто - это не заметно, а вот на мотоцикле аккумулятор садит быстро.

Снова модернизировали схему

Печатная плата чуть-чуть увеличилась в размерах.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
IC1 Операционный усилитель

TL061

1 КР140УД608, 708 В блокнот
Q1 Биполярный транзистор

КТ815А

1 КТ817, BC337, BD139 В блокнот
Q2 Биполярный транзистор

КТ3102

1 КТ315, BC547, BC107 В блокнот
D1, D2 Выпрямительный диод

1N4002

2 В блокнот
С1 47мкФ 25В 1 В блокнот
С2 Электролитический конденсатор 100мкФ 25В 1 В блокнот
С3 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот
R1 Резистор

100 кОм

1 В блокнот
R2, R3 Резистор

20 кОм

2 В блокнот
R4 Резистор

47 Ом

1 В блокнот
R5 Резистор

10 кОм

1 В блокнот
R6 Резистор

2.2 кОм

1 В блокнот
R7 Резистор

750 Ом

1

Итак, поскольку постоянно забываю включать, а что ещё хуже – выключать ближний свет, я решил попробовать автоматизировать этот процесс. Обычные реле, продающиеся в магазине меня не устраивали тем, что свет либо включается сразу после включения зажигания/запуска ДВС, либо после достижения определённого напряжения, а напряжение как известно – вещь непостоянная.

Поэтому реле использовал стандартное пятиконтактное, т.к. четырёхконтактного нормально-замкнутого не нашёл. К выводу «30» реле подключаем провод, соединённый с красным спаренным проводом от фишки замка зажигания, который включает втягивающее реле стартера. К выводу «86» цепляем провод с фишки лампочки генератора. Вывод «85» - масса. К выводу «87а» подключаем зелёный провод с кнопки включения наружного освещения. К выводу «87» ничего не подключаем.

Принцип работы:
Зажигание выключено – на реле нет напряжения и фары не горят.
Зажигание включено – на лампе генератора минус и фары не горят.
Запуск ДВС – на лампе появился плюс, но плюс появился и на втягивающем стартера, релюха разомкнута и фары не горят.
ДВС заработал, отпускаем стартер, реле замыкается и т.к. на лампе генератора плюс, этот плюс идёт на трёхрычажный переключатель света. Ну, собственно схема:

То есть фары загораются только тогда, когда запущен двигатель и выключен стартер. Это особенно актуально зимой, т.к. чем меньше лишних потребителей во время запуска двигателя – тем больше шансов завестись.
Переключение света в подрулевом трёхрычажном переключателе происходит следующим образом: 0 – фары выключены, 1 – горит ближний свет, 2 – горит дальний.

Вот фото реализации:

Габариты включаются отдельно кнопкой включения наружного освещения. Про габариты я рассудил так: они нужны только ночью, а ночью их включить 100% не забудешь, потому что как только стемнеет, станет невидно показания приборов. Забыть выключить тоже можно только по очень большой запарке, т.к. гарящие габариты ночью сразу бросятся в глаза. Можно сделать чтобы габариты выключались автоматически, но это лишние реле и лишние провода. ИМХО это ни к чему.
Такую схему считаю практически идеальной. Единственное что хотелось бы улучшить – это чтобы ближний горел и в нулевом и в первом положениях подрулевого переключателя. Но тогда нужна дополнительная релюха, чтобы при переключении на дальний гас ближний и ещё принудительное отключение фар с кнопки или ручника.

Подавляющее большинство современных автомобилей иностранного производства, особенно престижных вариантов комплектации, оснащаются устройством, автоматически включающим фары при создании определенных или заданных условий.

Нередко это устройство объединено с датчиком дождя или срабатывает при понижении уровня освещенности, контролируемого чувствительными фотоэлементами. Однако применения вышеназванных опций становится недостаточно тогда, когда речь идет об автомобиле, эксплуатируемом в Российской Федерации. «Правила Дорожного Движения» (далее по тексту ПДД), действующие на ее территории требуют включения ближнего света фар во время движения транспортного средства независимо от времени суток и степени освещенности.

Появление данного требования в ПДД вызвало потребность в существенной доработке системы электрообеспечения не только автомобилей отечественного производства, но и иномарок старшей возрастной категории.

Основными требованиями, предъявляемыми к устройству или системе, обеспечивающим автоматическое включение фар ближнего света, являются:

  • Гарантированное автоматическое включение света фар при начале движения транспортного средства.
  • Отключение ближнего света при постановке транспортного средства на стоянку.
  • Экономное расходование электрической энергии на всех режимах работы силового агрегата.

Заполняя создавшуюся нишу на рынке автомобильных запчастей, разработкой данных устройств занялись не только предприятия, специализирующиеся на электрооборудовании автомобилей, но и, так называемые «народные умельцы». Предлагаемых ими приборов, как готовых, так и на уровне принципиальных схем, великое множество. Устройства отличаются не только принципом функционирования, но и сложностью исполнения.

1.Схемы устройств автоматического включения фар

Рассмотрим несколько возможных вариантов, обеспечивающих автоматическое включение света фар транспортного средства.

1.1 Одной из наиболее простых и действенных схем защиты от включения фар на неработающем автомобиле является схема, предусматривающая подачу питающего напряжения на кнопку (реле) включения фар через . Выключение двигателя (стартера) размыкает цепь питания фар. Опасения некоторых автолюбителей в увеличении нагрузки на цепь безосновательны при условии правильного подключения устройств.

1.2 Описываемый ниже способ организации автоматического включения ближнего света предусматривает подключение дополнительного реле или электромагнита реле, включающего фары, в цепь сигнальной лампы «зарядка аккумулятора». Практическая реализация выглядит следующим образом (смотри схему на рис.№1):

  • добавляем в схему пятиконтактное реле (тип 90.3747);
  • контакты «30» и «85» соединяем с замком зажигания;
  • контакт «86» подключаем к выводу генератора, соединенного с контрольной лампой заряда;
  • контакт «88» соединяем с реле, включающим фары (или предохранителем цепи фар);
  • включение зажигания обеспечивает подачу тока на обмотки катушки электромагнита реле и его поступление (через обмотку генератора) на отрицательную клемму;
  • срабатывание реле способствует размыканию контактов «88» и «30»;
  • вследствие запуска двигателя и последующего начала работы генератора плюсовой ток приходит на вывод контрольной лампы генератора;
  • отключение реле приводит к замыканию контактов «88» и «30», то есть происходит автоматическое включение ближнего света фар.

Использование диода, последовательно включенного с катушкой реле и направленного к генератору, поможет предотвратить возникновение «вредного» контура. Свет фар будет гореть лишь при условии неразрывности цепи, контроль которой осуществляется лампой «зарядка аккумулятора».

Рисунок №1

1.3 Третий способ подключения основан на задействовании в схеме автоматического включения света фар датчика аварийного давления масла в силовой установке. По сути, данный метод является разновидностью описанного выше. Разница заключается в подсоединении катушки реле к датчику давления, а не к генератору. Включение фар происходит непосредственно после того, как в системе смазки давление поднимется до необходимого уровня.

Существенным недостатком данной схемы является промигивание света фар при снижении давления масла в системе и, как следствие, срабатывания датчика (движение накатом, режим «холостого хода» и т.д.).

Рассмотренные выше схемы и способы, обеспечивающие автоматическое включение света фар, просты в техническом исполнении и не требуют существенных материальных затрат на реализацию. В этом их несомненное преимущество. Однако довольно большая группа отечественных автолюбителей в силу отсутствия свободного времени, технической неграмотности и иных объективных причин, предпочитают использовать устройства, изготовленные заводским способом.

2.Устройство «АвтоСвет AS», как альтернатива кустарным схемам

Функциональное назначение устройства «АвтоСвет AS» заключается в плавном включении ближнего света фар в момент:

а) начала движения транспортного средства;

б) запуска двигателя и достижения им 10-100% номинальной мощности.

Это позволяет существенно продлить эксплуатационный срок ламп накаливания.

Ближний свет фар автоматически гаснет при включении габаритных огней (напряжение сети < 12,7 Вольт), зажигания. Схема подключения контроллера предполагает коммутацию «+», то есть включение в цепь «+» выключателя или реле.

Рисук №2

  1. Функционирование устройства возможно в нескольких вариантах:

Контрольный провод контроллера подключен к цепи форсунки или датчика холла;

Подключение в цепь датчика скорости

2.2 Установка контроллера «АвтоСвет AS» на автомобиль осуществляется следующим образом:

  • отключаем «-» клемма аккумулятора;
  • провод красного цвета (D=1,5 мм) подключается через 15-ти амперный предохранитель к источнику питания (12 Вольт);
  • провод черного цвета (D=1,5 мм) подключается к клемме «╧» («масса»);
  • провод синего цвета (D=1,5 мм) соединяется с цепью фар ближнего света («+» вывод ≤ 9 Ампер) после реле;
  • провод коричневого цвета (D=0,35 мм) соединяется с входным контактом датчика скорости;
  • провод синего цвета (D=0,35 мм) соединяется с входным контактом габаритных огней или подключается через тумблер к «+» клемме 12 Вольт.

Условия, определяющие автоматическое включение ближнего света фар, зависит от состояния петли контроллера:

Разрезанная петля обеспечивает включение света при начале движения транспортного средства;

Целая петля гарантирует включение фар при пуске силовой установки.

Внимание! Подключение провода коричневого цвета непосредственно к контактам катушки категорически запрещено , поскольку высокие значения напряжения приведут к потере работоспособности контроллера.

  • избегать попадания влаги внутрь устройства;
  • не допускать деформаций контроллера вследствие воздействия механических и температурных нагрузок;
  • не использовать в системе электрооборудования автомобиля газоразрядных ламп.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!