Проблемы с «Независимостью»: один из крупнейших российских автодилеров не отдает машины покупателям. Компания закрыла все дилерские центры Что случилось с независимостью

Иск о банкротстве одного из крупнейших российских автодилеров «Независимость». К вечеру стало известно , что компания закрыла свои последние дилерские центры в Москве.

  • До кризиса «Независимость» была одним из лидеров российского рынка, доля компании доходила до 13-15%. Но после начала падения продаж в 2013 году автодилера подвел расчет на агрессивный рост за счет заемных средств.
  • Спасти автодилера не смог даже сильный акционер в лице инвесткомпании А1, входящей в «Альфа-групп» (ей принадлежит 49,95% акций дилера). В начале 2017 года акционеры докапитализировали компанию на $20 млн, но это не спасло ситуацию.
  • Российский авторынок падает уже четыре года подряд. Пик падения (-35,7%) пришелся на 2015 год. В 2016 году продажи «Независимости» падали втрое быстрее рынка - 27,5% против 11%.
  • На начало 2017 года в дилерский портфель группы «Независимость» входили бренды Audi, VW, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Ford, Peugeot и Mitsubishi. Выручка группы в 201 году составила 26 млрд рублей. Долг компании оценивается в 6 млрд рублей.
Если вы заказали машину в «Независимости» и внесли предполату, вернуть эти деньги теперь будет трудно. Лучше всего прямо сейчас обратиться в представительство компании-производителя. Когда в октябре контракт с «Независимостью» расторгла BMW, поставку оплаченных автомобилей клиентам представительство немецкой компании взяло на себя.

Узнайте, что стоит за последними новостями Без цензуры и в самом удобном формате. Примеры писем

ДЕНЬГИ

«Я тебя угощу таким вином, которого ты никогда не пробовал»

Про дело Алексея Улюкаева написано столько, что в это трудно поверить, но только сегодня бывший министр был впервые допрошен в суде. Если бы Игорь Сечин пришел на заседание, он мог бы лично услышать от Улюкаева обвинение в заведомо ложном оговоре - но глава «Роснефти» вновь не явился в суд, сославшись на командировку в Италию. Адвокаты Улюкаева махнули рукой и заявили , что больше вызывать Сечина не будут. А мы для всех, кого не было на суде, главные детали из допроса экс-министра.

Каждый цент на счету

Вслед за «Черной пятницей» в США наступил Киберпонедельник - главный день распродаж в онлайн-торговле. Это и день главной схватки между Amazon и Walmart. Крупнейший американский ритейлер уже который год пытается сравняться с Amazon по низким ценам в онлайне, и в этом году у Walmart впервые получилось: как показало исследование Reuters, цены на Walmart.com всего на 0,3% выше, чем у конкурента (год назад было 3%). В прошлом году Walmart выделил на снижение цен $1 млрд: ритейлер идет на убытки, чтобы увеличить долю на рынке онлайн-торговли, 42% которого контролирует Amazon.

Кому не хватает капитала

И снова МКБ и Промсвязьбанк: агентство Fitch в своем отчете назвало системно значимые банки, которые по уровню капитала не дотягивают до новых требований ЦБ, вступающих в силу с 1 января. МКБ, впрочем, решил проблему с помощью SPO, половину которого выкупил владелец банка Роман Авдеев. Промсвязьбанку же придется продавать проблемные активы. Оба банка фигурировали в скандальном письме о «проблемах крупных банков» управляющего «Альфа-капитала» Сергея Гаврилова наряду с «Открытием» и Бинбанком.

ПРАКТИКА

Машины нет, налог есть

Автовладельцы этой осенью стали получать неожиданные уведомления от ФНС с требованием заплатить транспортный налог сразу за несколько давно проданных и даже угнанных машин. Что за сбой случился в налоговой, непонятно, но оспорить налог стоит как можно быстрее - «Ведомости» объясняют , что делать в этой ситуации.

Как в девяностые

Опыт российских бизнесменов-первопроходцев начала 90-х может показаться неповторимым. Но, если примерить его на новые рынки, которые сейчас создаются с нуля (взять тот же блокчейн), получится очень похоже: специалистов в стране нет, опыт приходится приобретать наощупь и рисковать всем. Пять предпринимателей, начинавших в 90-е с нуля, рассказали Theory&Practice, как они решали эти проблемы.

Как открыть бизнес в США

Любой предприниматель мечтает о том, чтобы выйти на американский рынок - но это не так просто: вполне может выясниться, что ваш продукт для него просто не приспособлен, а бывает и так, что в США прорывается тот, кому это не нужно. Управляющий стартап-акселератора iDealMachine Сергей Фрадков объясняет , как, кому и где нужно начинать вести бизнес в США, и почему это не получится делать дистанционно.

БУДУЩЕЕ

Космическая бюрократия

Илон Маск собирается отправить людей на Марс в 2024 году, Джефф Безос

ГК «Независимость» больше не продает новые автомобили, все салоны закрыты в Москве и в регионах, сообщил «Ведомостям» представитель компании. До последнего времени группа оставалась полноценным дилером Mitsubishi, Ford, Audi, Volkswagen и Peugeot.

Mitsubishi, по словам представителя марки в России, последний дилерский контракт с «Независимостью» расторгла в середине ноября – по автоцентру в Екатеринбурге. Дилерские договоры Ford с центрами «Независимость» в Екатеринбурге и Уфе прекращают действовать с 1 декабря 2017 г. по обоюдному соглашению сторон, заявила представитель Ford Sollers . До этого срока дилерские центры заключают договоры купли-продажи автомобилей Ford со своих складов и выполняют сервисные обязательства, добавила представитель автопроизводителя.

Peugeot продолжает сотрудничество с группой «Независимость» в Екатеринбурге, сообщил представитель «Пежо Ситроен Рус», однако контракт истекает в конце 2017 г. «Вопрос о продолжении сотрудничества находится на стадии рассмотрения», - добавил он. Представитель VW Group заявила, что статус ГК «Независимость» как дилера VW и Audi в настоящий момент не изменился; от дальнейших комментариев она воздержалась. При этом на официальных сайтах VW и Audi информация о «Независимости» как официальном дилере марок отсутствует.

Ранее один из основных кредиторов «Независимости» – Газпромбанк – банкротства автодилера. Соответствующие иски поданы 24 ноября к шести компаниям группы в арбитражные суды Москвы и Свердловской области, свидетельствуют данные в картотеке арбитражных дел. Общая сумма требований по искам, поданным в Свердловской области, превышает 2,2 млрд руб., по искам, направленным в Арбитражный суд Москвы, такая информация не уточняется. «Газпромбанк неоднократно реструктурировал задолженность компании, однако, наблюдая за тем, что она находится под серьезным давлением различных кредиторов, счел целесообразным также обратиться в суд с заявлением о банкротстве», - лишь отметил представитель Газпромбанка.

Общий долг ГК «Независимость», по собственным данным, перед банками – около 6 млрд руб. Другой крупный кредитор группы – Сбербанк , его представитель пока комментариев не предоставил.

Финансовые трудности у автодилера начались несколько лет назад из-за падения российского авторынка, объясняла ранее компания: в 2012–2016 гг. он сократился в два раза до 1,43 млн машин, согласно Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным отраслевого издания «Автобизнесревю», с 2012 г. выручка ГК «Независимость» сократилась в два раза до 28,6 млрд руб. в 2016 г., продажи автомобилей – в 4,6 раза до 9100 штук. За последние менее чем два месяца «Независимость» лишилась дилерства марок BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, а также прекратила продажи новых автомобилей Mazda (ее представитель не ответил на запрос).

«Ситуация объективно сложная несмотря на значительную финансовую поддержку, оказанную акционерами в начале года», - констатирует представитель «Независимости». По его словам, несмотря на «большую совместную работу [менеджмента, банков и других кредиторов] по поиску вариантов реструктуризации задолженности группы», в текущих условиях провести такую реструктуризацию не представляется возможным. Поэтому в обозримом будущем будут инициированы процессы банкротства компаний ГК «Независимость», отметил ее представитель. То, что нормализация ситуации не произошла, подтвердил и представитель финансового инвестора группы (49%) – компании А1. Получить комментарий контролирующего владельца «Независимости» и ее основателя Романа Чайковского не удалось.

В ходе процедуры банкротства арбитражные управляющие будут проводить предусмотренные законом мероприятия, направленные на формирование реестров кредиторов, инвентаризацию и реализацию имеющихся активов с целью последующего урегулирования требований кредиторов в максимально возможном объеме, отметил представитель «Независимости». В случае сверхстремительного банкротства компании для ее ликвидации требуется не менее восьми месяцев, в случае с ГК «Независимость» банкротство может затянуться до двух лет, поскольку группа объединяет большое число юридических лиц, полагает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. При этом он указывает, что, как правило, кредиторы могут рассчитывать в самом лучшем случае на возврат 30% номинальной стоимости долга.

Осенью 2017 года телеканал «Пятница» запустил реалити-шоу «Наследники»: отпрыски богатых семей должны были прожить четыре дня в российской глубинке на 1000 рублей. Герой второго выпуска, 20-летний Антон Нусинов начал программу с презентации своего быта: картинки из Лондона и огромного семейного поместья в России, отдых на лучших курортах мира, перелет на бизнес-джете и перемещения по городу на Rolls-Royce с личным водителем.

Закадровый голос сообщил, что папа Антона - настоящий олигарх, но «то ли разорившийся, то ли затаившийся». Алексей Нусинов, отец молодого человека, в 2016 году занял 9-е место в рейтинге Forbes «15 главных должников России». Нусинов-старший, один из двух основателей автомобильного дилера «Независимость», был признан банкротом в декабре 2015 года, требования кредиторов составляли около 800 млн рублей. Свою долю в «Независимости» он успешно продал структурам «Альфа-Групп» в начале 2008 года перед глобальным кризисом, но погорел на недвижимости. И сейчас он с горечью наблюдает, как доживает последние дни его главное детище - сама «Независимость», прекратившая деятельность в конце 2017 года.

Погружение в темноту

Бывший главный управляющий директор группы компаний «Независимость» Елена Журавлева до сих пор не может поверить, что компания мертва. «Проезжаю мимо салона на Бережковской набережной, а он весь темный. Вывески не горят, людей не видно, автомобилей на стоянке нет. Мне все еще кажется, что можно что-то сделать», - с грустью говорит Журавлева.

Она пришла в компанию в 2007 году на должность главного финансового директора, весной 2014-го стала главным управляющим директором, а в феврале 2017-го ее сменил Никита Щеголь, бывший руководитель сети кинотеатров «Формула кино», контролируемой тогда инвестиционной компанией А1. Она входит в «Альфа-Групп» Михаила Фридмана , Германа Хана и Алексея Кузьмичева , и сейчас А1 принадлежит чуть меньше половины «Независимости» (49,95%), остальное - у Романа Чайковского, который вместе с Алексеем Нусиновым основал компанию в начале 1990-х. А1 привлекала Никиту Щеголя как антикризисного управляющего, но он с задачей не справился. «Главной задачей было разобраться в текущей ситуации, сформировать антикризисную команду и сформировать план действий, который помог бы группе компаний восстановить устойчивость, - говорит представитель А1. - Планировалось реструктурировать задолженность, что сделать не удалось, и в результате группа потеряла возможность дальнейшего функционирования».

О проблемах «Независимости» автопроизводители и дилеры знали давно, но стремительная концовка этой истории для всех стала неожиданностью.

В сентябре 2017-го «Независимость», третья по объемам продаж BMW в России, приостановила торговлю автомобилями этой марки, немецкий производитель просто отключил дилера от системы заказов из-за многочисленных жалоб клиентов на задержки в получении оплаченных машин. Затем BMW лишила компанию дилерства, почти сразу этому примеру последовали Jаguar Land Rover, Volvo. Двадцать четвертого ноября Газпромбанк подал иски к шести компаниям группы с требованием признать их банкротами, 27 ноября «Независимость» заявила, что закрыла все торговые центры в Москве и регионах и полностью прекратила торговлю новыми автомобилями. Общий долг компании, по ее данным, составил около 6 млрд рублей. В декабре на звонки в центральной офис компании на Ленинградском шоссе, 71, отвечали, что гендиректора в компании больше нет, а вместо него работает «ликвидатор в рамках сворачивания операционной деятельности».

«Вот такой получился печальный юбилей 10-летнего партнерства одного из лидеров автомобильного рынка и лучшей инвестиционной компании России», - говорит Елена Журавлева. Больше 10 лет назад ее пригласили на должность финдиректора в «Независимость» как раз для того, чтобы подготовить сделку по продаже доли в капитале компании структурам «Альфа-Групп» и Goldman Sachs.

Приход «Альфы»

Нусинов вместе с однокурсником Романом Чайковским занялся бизнесом в начале 1990-х, почти сразу после окончания факультета журналистики МГУ. У начинающих предпринимателей, как говорит Нусинов, был контакт на Волжском автозаводе и они могли покупать по «нормальным ценам» «жигули» и продавать их в Москве. С отечественных автомобилей партнеры быстро переключились на иномарки - сначала ввозили машины из Финляндии и Эстонии, а в 1992 году приобрели компанию «Независимость», уже подписавшую дилерский контракт с Volvo. В 1995 году были подписаны дилерские контракты с Hyundai и Audi.

Вскоре у Чайковского и Нусинова появился третий партнер - Аркадий Брискин. Он жил в Германии и отвечал за поставки автомобилей с заводов Audi и Volkswagen в московские салоны «Независимости». Брискин получил 30% в бизнесе компании по продаже немецких иномарок. Быстрый переход к импортным машинам во многом и сделал компанию привлекательной для инвесторов.

«Западные производители пришли в Россию со своими методиками, культурой и постоянно нас обучали, - вспоминает Алексей Нусинов. - Возили за границу и показывали, как вести бизнес, были постоянные консультации в России, раз в полгода проводились большие конференции, от представительства к нам был прикреплен специалист, постоянно нам помогавший».

К середине 2000-х у компании уже была отчетность по МСФО, портфель брендов дополнили Ford, Jaguar Land Rover, Volkswagen, Mazda. «Независимость» построила крупнейший в Европе центр по продажам и обслуживанию премиальных автомобилей, в 2006 году начала строительство крупнейшего в Восточной Европе центра кузовного ремонта автомобилей всех марок. Алексей Нусинов говорит, что компания не привлекала заемное финансирование и развивалась на собственные средства. В компании не было генерального директора - управлением занимались сами акционеры. Российский автомобильный рынок с 2005 по 2007 год вырос почти в два раза, до 2,8 млн проданных легковых автомобилей в год.

В «Независимости» следовали новым трендам и хотели построить автомобильную «деревню» на Киевском шоссе. Компания арендовала на 49 лет 12,8 га земли, стоимость аренды составила $13 млн. Деньги на строительство «деревни» рассчитывали получить при помощи IPO, но в 2007 году начались переговоры с А1. Как рассказывает Алексей Нусинов, первоначально владельцы планировали продать 30%. «Инвесторы хотели войти в компанию на растущем рынке, упаковать ее и вывести на IPO», - говорит он. В 2006 году выручка «Независимости» составила $680 млн, в 2007 году - более $1 млрд. А сама «Независимость» оценивалась в $340 млн. Планы сильно изменились, когда Роман Чайковский выкупил долю третьего акционера «Независимости» Аркадия Брискина. Нусинов узнал об этом постфактум, быть младшим партнером не захотел и продал свою долю структурам «Альфы» и Goldman Sachs. С тех пор с Чайковским Нусинов, по его словам, не общается.

Впрочем, из арбитражных дел следует, что Нусинов, Чайковский и Брискин в 2010 году взяли под личные поручительства кредит в Промсвязьбанке на строительство офисно-выставочного центра на Бережковской набережной - около $60 млн. Полностью расплатиться Нусинову не удалось, и 10 декабря 2015 года он был признан банкротом.

«Кредиторы забрали уже построенный объект, в который было вложено $100 млн, и еще потребовали деньги по поручительству. Но поручительство - это же не деньги, что я должен возвращать? - рассказывает Алексей Нусинов. - Пришлось пойти на банкротство». Обанкротить гражданина Германии Брискина в российском суде не удалось. Чайковский общаться с Forbes отказался.

Покорение регионов

Нусинов недоумевает, почему история «Независимости» закончилась крахом. «Больших строек не велось, да и Роман - очень внимательный, осторожный и не рисковый человек», - рассуждает Нусинов. «Чайковский - сильный менеджер, трудно объяснить, почему одна из самых успешных и мощных компаний на авторынке пошла ко дну», - отмечает один из основателей группы компаний «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков.

«Независимость» начала свою кредитную историю в апреле 2008 года, подписав соглашение с западными банками о предоставлении синдицированного кредита в размере $70 млн. В компании гордились кредитным соглашением. «Мы показали рынку, что научились занимать деньги», - вспоминает один из бывших сотрудников «Независимости». Летом 2008-го начались переговоры о приобретении «Транстехсервиса», крупнейшей в Поволжье компании по продаже автомобилей. На ее базе акционеры «Независимости» собирались строить федеральный дилерский холдинг с присутствием во всех ключевых регионах.

Аналитики тогда оценивали «Транстехсервис» в $400–500 млн, а «Независимость» - в $800 млн. Сделка не состоялась, но планы региональной экспансии не скорректировал даже кризис 2008 года. Летом 2008-го управляющим директором «Независимости» стал бывший глава розничной сети «Мосмарт» Эрик Блондо, его годовой доход оценивался в $1 млн - в два раза выше средней компенсации управленцев сопоставимого уровня.

В конце 2009 года стало известно, что «Независимость» ведет переговоры о покупке екатеринбургского холдинга «Автоленд», владеющего салонами в Екатеринбурге, Уфе и Магнитогорске. По итогам 2008 года выручка «Независимости» составила $1,3 млрд, «Автоленда» - $558 млн. На этот раз все прошло удачно, и «Автоленд» вошел в состав московской компании в конце 2010-го. В феврале 2010-го для рефинансирования кредитов компания заняла 1,1 млрд рублей в Сбербанке, а осенью банк выдал «Независимости» еще 2 млрд рублей. Компания открывала новые салоны в регионах, увеличивала торговые площади в Москве.

Несмотря на стремительный рост бизнеса, в 2011 году Эрика Блондо сменил бывший глава представительства Audi в России и «Фольксваген Груп Рус» Оскар Ахмедов (он, как и Блондо, покинул компанию через три года после назначения). И 14 марта 2014 года главным управляющим директором «Независимости» была назначена финансист Елена Журавлева, которая должна была решить основную проблему - снизить долговую нагрузку. К этому моменту совокупный долг «Независимости» составлял $260 млн. После присоединения Крыма и введения санкций началось падение рубля, и к концу 2014-го долг компании в рублях вырос почти в два раза. Но внешне ничто не предвещало краха.

В мае 2014 года «Независимость» открыла новый автосалон Audi с шоу-рум (1000 кв. м) на Бережковской набережной. Торжественный вечер вел популярный телеведущий Тимур Родригез, под выступление трубача Вадима Эйленкрига с джазовым ансамблем в зале крутили кубинские сигары, под крышей летала девушка - воздушный акробат, разговоры велись на втором этаже в лаунж-зоне с кальянами и видом на Москва-Сити.

С момента открытия автосалон приносил исключительно убытки - арендные платежи превышали доход. Точно такая же ситуация сложилась еще с одним большим автоцентром компании - по продаже BMW в Котельниках на 15-м км МКАД. Торговая площадка занимала 7000 кв. м, аренда обходилась в $2 млн в год. О сложностях переговоров с арендаторами говорит пример «Авилона», который осенью 2017-го начал продавать BMW на освободившейся после «Независимости» площадке в Котельниках. Пересчитав аренду, в «Авилоне» решили, что выгоднее выкупить автоцентр у владельца - компании «Белая Дача».

Елена Журавлева говорит, что управленческие ошибки не были фатальными, но компанию погубили долги. «Все началось с кредита Сбербанка на $50 млн, из-за какого-то спора с «Альфой» Сбербанк не продлил его», - рассказывает Журавлева. По ее словам, чтобы расплатиться, «Независимость» за две недели обнулила свои счета и осталась практически без оборотных средств. Почему не помог Альфа-Банк, ведь в начале 2014 года «Альфа-Групп» консолидировала 49,95% «Независимости»? «У акционеров была четкая позиция: мы не кредитуем свои компании», - говорит Журавлева. Представитель А1 добавляет, что доля в капитале «Независимости» всегда рассматривалась как портфельная инвестиция и в операционную деятельность автодилера компания не вмешивалась.

В 2015 году «Независимость» начала распродавать активы. «Леруа Мерлен» купила у компании земельный участок на Киевском шоссе, автосалон «Химки-Peugeot» достался дилеру китайских автомобилей, огромный кузовной цех продали петербургской компании «Евроавто». Штат «Независимости» сократился с 4000 до 1600 человек. По словам Журавлевой, в 2015 году экономия составила 2 млрд рублей. Но оборотного капитала все равно не хватало, и Журавлева пошла просить деньги у акционеров. «Я им хотела доказать, что с деньгами работать можно. Дайте, говорю, на три месяца, мы вовремя вернем и принесем прибыль, - рассказывает она. - А1 и Чайковский дали по $5 млн, мы вовремя вернули и прибыль показали. Потом еще раз получили средства на таких же условиях, но на коротких деньгах бизнес не сделаешь». В 2014 году выручка составила 52,5 млрд рублей (в 2013-м - 57,1 млрд рублей), в 2015-м - 47,1 млрд рублей, в 2016 году - 28,6 млрд рублей. С 2012 года компания не показывала прибыль.

Топ-менеджмент А1 постоянно искал Журавлевой замену и не скрывал этого от нее. Как говорит источник в инвесткомпании, им нужен был человек, который бы рассказывал о реальном положении дел в «Независимости». «Все, происходящее в компании, невозможно понять, сидя в совете директоров. Нам показывали презентации, потом проваливали все планы, недоверие к цифрам, которые они нам приносили, достигло пика», - объясняет собеседник Forbes. Но главным в компании все это время оставался Роман Чайковский, а Журавлева считалась его человеком.

Проблему решила сама Журавлева, объявив в конце 2016 года, что уходит. Новым руководителем «Независимости» стал Никита Щеголь. Роман Чайковский не возражал. Сеть кинотеатров «Формула кино», которой ранее руководил Щеголь, А1 продала Александру Мамуту в апреле 2017-го.

Акционеры А1 и Чайковский в равных долях направили на спасение компании 1 млрд рублей. Эту сумму просила еще Журавлева, по ее плану, деньги спасли бы компанию в октябре 2016 года, но она получила их только в январе 2017 года. «Независимость» получила последний шанс. Результат обещали показать через полгода, но план не сработал. Уже в мае стало очевидно, что деньги не помогут. Компания продолжала генерировать убытки и была не в состоянии обслуживать текущие кредиты. В А1 решили больше не откладывать проблему и честно рассказали банкам о нежизнеспособности автодилера.

Кредиторы отреагировали на честность требованиями о признании автодилера банкротом осенью 2017 года. История «Независимости» закончилась. Акционеры А1, по словам Михаила Фридмана, потеряли на этом проекте $100 млн. Елена Журавлева работает над созданием детской школы в Сколково и занимается кризисным менеджментом. Алексей Нусинов думает о возвращении на авторынок. «Бизнес я знаю, почему нет? - говорит он. - С «Альфой» общаюсь, но пока так, не очень серьезно».

- При участии Елены Березанской и Екатерины Кравченко

Михаил Фридман:

«Время от времени мы что-то теряем, бывает»

Что вы можете сказать о результатах деятельности вашей российской компании А1? После банкротства автодилера «Независимость» у А1 не осталось крупных активов.

Покупка «Независимости» действительно оказалась неудачной. После кризиса 2008 года в индустрии сложилась тяжелая ситуация, и компания, к сожалению, так и не смогла из этого кризиса выйти, рынок продолжал падать. И менеджмент тоже допускал разные ошибки. Не думаю, что это существенный удар для А1, уверен, что клиенты «Независимости» не пострадали. Время от времени мы что-то теряем, бывает. Компания изначально была сильно закредитована. А на падающем рынке это, как правило, неподъемный груз.

Сколько А1 потеряла на инвестициях в «Независимость»?

Приблизительно $100 млн.

Какие на сегодняшний день планы у акционеров относительно А1?

Мы находимся в стадии осмысления и уточнения бизнес-модели. Зная реалии в кризисных ситуациях, мы можем успешно заниматься кризис-менеджментом. Например, помогать неконтролирующим акционерам бороться с ущемлением прав миноритариев, реструктурировать банковские долги на взаимоприемлемых условиях, договариваться с честными властями и т. д. Все это было и, я уверен, будет востребовано на российском рынке в обозримом будущем. И еще мы думаем, как правильнее построить систему компенсации менеджмента А1.

Автомобильный дилер «Независимость» фактически умер. Осенью контракты с ним разорвали все автопроизводители и бренды, а в конце ноября дилер закрыл все салоны, а один из его кредиторов – Газпромбанк подал иски о банкротстве шести компаний группы «Независимость». Призрачный шанс на спасение остается, но все уже зашло слишком далеко, констатирует сотрудник другого банка – кредитора «Независимости». По данным агентства «Руспрес» , спасти компанию пытались ее совладельцы - «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Петра Авена и Германа Хана, но выделенные ими на докапитализацию предприятия $20 млн бесследно исчезли. Причастным к исчезновению может оказаться зять министра иностранных дел Сергея Лаврова .

Машин нет

«Я перекрыл своей машиной главный вход», «в этом автосалоне я ничего покупать не буду никогда и рекомендовать его кому-то тоже», «совершил большую ошибку, что заплатил за авто сразу же», «ждать машину один месяц и более – это ад»... Такие сообщения на форуме BMW писали клиенты «Независимости» в конце лета – начале осени. Как оказалось, компания задерживала выдачу машин месяцами, ничего не объясняя клиентам.

Двенадцатого сентября BMW заблокировала «Независимости» доступ к системе заказа новых автомобилей, а с 1 октября разорвала контракт. Задержка выдачи автомобилей «Независимостью» нарушала условия договора о статусе официального дилера с импортером, объяснила BMW .

Расторжение контракта с BMW стало сильнейшим ударом для группы, признает представитель «Независимости». Вслед за BMW посыпались отношения и с другими импортерами. В октябре контракты с дилером расторгли Volvo и Jaguar Land Rover. Представитель Volvo объяснял разрыв «репутационными и другими потерями», а Jaguar Land Rover– тем, что «взгляды на развитие бизнеса» импортера и «Независимости» перестали совпадать. В ноябре контракты расторгли Mazda, Ford, Audi, Mitsubishi, Peugeot и Volkswagen.

Покупателям BMW «Независимость» не выдала 47 полностью оплаченных автомобилей, говорит представитель автопроизводителя. «BMW Group Россия» пришлось выдавать их за свой счет. Еще пара десятков человек вносила символическую предоплату за автомобили (от 10 тыс до 50 тыс рублей, менее 1% стоимости). Их случаи решаются индивидуально, говорит представитель «BMW Group Россия».

«Независимость» не выдала чуть больше 30 полностью оплаченных автомобилей Volvo, говорит представитель автоконцерна: импортер рекомендовал клиентам решать самим проблему с автодилером. Что не с лучшей стороны характеризует этого автопроизводителя. Представитель «Фольксваген груп рус» признает, что дилер не выдавал полностью оплаченные автомобили и не возвращал клиентам первоначальные платежи. Статистику он приводить отказался. Но сказал, что компания за свой счет передала покупателям автомобили. Также найдено решение для клиентов, внесших предоплату за новые автомобили в размере меньше их стоимости. Детали представитель «Фольксваген груп рус» раскрывать не стал.

Среди покупателей Jaguar Land Rover, Ford, Peugeot и Mitsubishi не было проблем с получением автомобилей, заявили представители этих компаний. Их коллега из «Мазда мотор рус» не предоставил комментарии.

Долг «Независимости», по данным компании, перед банками превышает 6 млрд рублей. «Менеджмент группы вместе с ключевыми кредиторами провели совместную работу по поиску вариантов реструктуризации задолженности, – говорит представитель «Независимости». – К сожалению, в текущих условиях провести ее не представляется возможным». Компания, по его словам, ожидает, что будут инициированы новые процессы банкротства компаний группы.

«Газпромбанк неоднократно реструктурировал задолженность группы «Независимость», – говорит представитель банка. Но некоторые кредиторы еще в октябре начали предъявлять первые требования о признании дилера банкротом. В этой ситуации банк «счел, что оздоровление невозможно и целесообразно также обратиться в суд с заявлением о банкротстве», сказал представитель Газпромбанка. Для возврата задолженности кредиторы будут рассматривать возможность привлечения к ответственности за банкротство конечных бенефициаров группы «Независимость» и ее топ-менеджеров, обещает близкий к одному из банков – кредиторов дилера человек.

Надежда на рост

«Независимость» была основана в 1992 году Романом Чайковским , а в 2008 г. ее акционером стало инвестиционное подразделение «Альфа-групп» Михаила Фридмана и его партнеров А1 (49,95%). На тот момент группа, по данным «Автобизнесревю», входила в десятку крупнейших дилерских холдингов России. А1 – «не стратегический инвестор» и из бизнеса уйдет, когда сможет продать долю в «Независимости» по справедливой стоимости, рассказывал ранее в интервью «Ведомостям» теперь уже бывший президент А1 Михаил Хабаров . Вскоре Хабарова сменил на должности зять министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова Александр Винокуров , но этот момент так и не наступил.

А1 была финансовым инвестором «Независимости» и не занималась ее операционной деятельностью, говорит ее представитель. В конце прошлого года менеджмент дилера сообщил о сложной финансовой ситуации и запросил поддержку, которая была предоставлена, добавил он. Акционеры участвовали в докапитализации ГК «Независимость» на сумму 1 млрд рублей. Помимо этого весной 2017 г. была проведена смена менеджмента с целью реструктуризации долговой нагрузки компании и оптимизации финансовой деятельности. «К сожалению, как мы видим, нормализация ситуации не произошла», – сетует представитель А1. Сама «Независимость» объясняет крах неверной стратегией развития бизнеса. Кризис 2008 годо она прошла успешно, сделав ставку на премиальный сегмент, вспоминает представитель компании: тогда рынок быстро восстановился. В 2014 году «Независимость» выбрала аналогичную стратегию, рассчитывая на быстрое восстановление рынка. Но кризис оказался совершенно другим, признает он: упали и продажи, и рентабельность новых автомобилей. Зато высокая долговая нагрузка, переходящая из прошлых периодов активного роста и наращивания инфраструктуры, никуда не делась. Это привело к тому, что за несколько лет был накоплен серьезный убыток, говорит представитель А1. А постоянное давление со стороны производителей по выполнению плана продаж привело к тому, что новые автомобили продавались чуть ли не по себестоимости. Согласно данным «Автобизнесревю», с 2012 года выручка компании упала в 2 раза, а продажи автомобилей – в 4,6 раза.

Еще до кризиса 2014 года «Независимостью» управляли неэффективно, возражает бывший сотрудник компании: менеджмент сидел на многомиллионных годовых зарплатах, у каждого было по несколько заместителей, многие с личными водителями. В компании было очень много необоснованных трат.

Не добавила стабильности и большая доля дилерских центров в регионах, считает близкий к компании человек. По данным «Автобизнесревю», в 2015 г. из 24 дилерских центров «Независимости» восемь было расположено в регионах. А в 2017 году – шесть из оставшихся 13. К тому же многие здания под дилерские центры «Независимости» арендовались, а после кризиса компания не занималась пересмотром арендных ставок и перезаключением договоров. Например, дилерский центр на Белой Даче занимал около 7 тыс кв. м. Такие гигантские площади можно было позволить себе разве что на растущем рынке, аренда могла обходиться в $2 млн в год, а это большие деньги. «Из 10 дилерских центров в аренде было четыре, аренда осуществлялась на коммерческих условиях и регулярно пересматривалась», – возражает представитель «Независимости».

Продажи упали, а кредиты остались

Проблема дилеров в том, что сначала люди перестали покупать машины за свои, потом перестали покупать их в кредит, а потом перестали ремонтироваться в официальных центрах и ушли в гаражи, говорит сотрудник банка – кредитора «Независимости».

За минувшее десятилетие дилеры пережили два кризиса. Сначала продажи рухнули после 2008 года. Но уже спустя три года падение было отыграно, а в 2012 году в России было продано рекордное количество автомобилей.

А затем четыре года подряд продажи падали, а рынок новых легковых и легких коммерческих машин сократился вдвое – по данным Ассоциации европейского бизнеса, с почти 3 млн шт. в 2012 году до 1,43 млн в 2016 году. Банкротства дилеров в таких условиях неизбежны. Но темпы сокращения дилерских сетей не соответствовали масштабу падения продаж. По данным аналитического агентства «Автостат», с 2012 по 2016 год количество дилерских центров сократилось на 16% – с 4068 до 3413.

Автодилерский бизнес – традиционно высокозакредитованная отрасль, объясняют два топ-менеджера дилерских компаний: успешно и быстро развивать бизнес получается только за счет привлеченных средств. Дилеры привлекают кредиты на развитие дилерской сети, строительство центров, к которым у производителей могут быть особые требования, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Традиционно рентабельность дилерского бизнеса и так невысокая, указывает Беспалов: в хорошие годы составляет примерно 3–6%. «На новых автомобилях дилеры практически ничего не зарабатывают: основные доходы – от сервиса и продажи запчастей», – замечает Сергей Удалов, исполнительный директор «Автостата». Попытки же диверсифицировать выручку к особым успехам не привели. Продажи новых автомобилей по-прежнему приносят львиную долю доходов дилерам. Надежды получать сопоставимые деньги от сервиса и торговли подержанными автомобилями не оправдались.

Аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко считает, что на усугубление ситуации в «Независимости» мог повлиять комплекс факторов: кризисное состояние экономики, резкое снижение продаж в 2016 году, слабая активность на рынке по сравнению с остальными участниками, неграмотная стратегия работы с автоконцернами, а также возросшая долговая нагрузка. «Полгода назад один из акционеров дилера, группа А1, уже докапитализировал «Независимость» на $20 млн, но для продолжения работы такого бизнеса уже тогда необходимо было сужать число автосалонов и первыми сворачивать контракты с неэффективными марками», - отмечает он в интервью РБК . Агентство «Руспрес» уже обращало внимание на то, что после исчезновения этих денег Александру Винокурову пришлось оставить пост президента А1.

Facebook

Twitter

VK

Odnoklassniki

Telegram

Новости рынков

BMW Russia запретила ГК Независимость продавать свои машины

Крупный московский дилерский холдинг, который к тому же имеет автосалоны в регионах, похоже оказался в сложной финансовой ситуации. О банкротстве пока речь не идет, но компания уже закрыла несколько дилерских центров, а в ближайшее время может лишится права на продажу машин немецкой премиальной марки. Речь идет о ГК Независимость , которую представительство BMW в РФ фактически обвинила в мошенничестве, отключив от системы заказа автомобилей.

Дело в том, что BMW Russia в последнее время стала получать жалобы от клиентов о том, что ГК Независимость не выдает им уже оплаченные автомобили, срывая сроки договора. В связи с этим представительство немецкой марки отключило дилера от системы заказа машин и начала вывоз автомобилей с территории автоцентров ГК Независимость . Также BMW удалила эту московскую компанию из списка своих дилеров на сайте и порекомендовала клиентам обращаться к другим официальным продавцам. В BMW Russia не исключают, что ГК Независимость может в итоге лишиться дилерства, однако отмечают, что это весьма длительный процесс.

В самой ГК Независимость отказываются раскрывать подробности ситуации и говорят, что пытаются вести конструктивный диалог с представителями BMW Russia . Продажами автомобилей этой марки компания занимается с 2008 года. Для этого ГК Независимость открыла дилерские центры на Проспекте 60-летия Октября и на 14 км МКАД. При этом можно отметить, что компания в последние годы находится не в лучшей ситуации – продажи падают, оборот сокращается. Так, в прошлом году ГК Независимость смогла реализовать только 9’100 новых машины, что на 27.5% меньше, чем в 2015 г. Это существенно хуже рынка – продажи в РФ за год снизились на 11%. Естественно сократился и денежный оборот, который по итогам года составил 28.6 млрд руб (-15%).

Ранее, в середине лета этого года ГК Независимость отказалась от дилерства Kia и Volvo в Екатеринбурге, закрыв оба автосалона в этом городе. Свое решение компания объяснила желанием оптимизировать портфель брендов. За два года до этого раскрылись некоторые подробности финансового состояния ГК Независимость . Тогда стало известно, что автодилер договорился с Газпромбанком о реструктуризации кредита на сумму 2.6 млрд руб и срок выплат продлили до 2019 г.

автомобили , ГК Независимость

Добавьте «Э Вести» в свои избранные источники

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!