"домострой"

"Домострой" - самая оклеветанная книга во всей русской культуре и... отличный тест на невежество .
Если кто вам рассказывает про «домостроевский быт» и про «пособие по битью жен» можете быть 100% уверены что текста он не читал.
«Домострой» - это наставление по этикету, домоводству и по правильному устроению семейной жизни в контексте семейной экономики.
Большая часть домостроевских наставлений - о том, как не влезать в долги, кроить платье из обрезков и солить грибы.
Он восходит, с одной стороны, к старинной экономической литературе, начавшейся еще в античности с диалога Ксенофонта под тем же названием. Напомню, что слово «экономика» означает именно домострой. Если переводить «Домострой» на греческий или любой из западноевропейских языков, то придется назвать его именно «Economics». С другой стороны, «Домострой» продолжает традицию визнтийских и древнерусских духовно-нравственных поучений. А с третьей, написан в роли набиравшей популярность именно в XVI веке литературы вежества, поучений о том, как не ковыряться в носу. Эти поучения подробно исследованы Норбертом Элиасом в его работе «О процессе цивилизации». Элиас видит в них не только отражение изменения нравов, но и проекцию на частную жизнь человека усиления государства как общественного феномена. Государство требует от человека сдерживания своих аффектов, а именно искусство владения аффектами и есть цивилизация. И, в этом смысле, «Домострой» — это один из первых памятников русской цивилизации, русского строя.

Это трактат о рачительном хозяйстве и накоплении, то есть о том, с чем в России и впрямь всегда была беда - тут тебе и мор, и глад, и огонь, и меч, и нашествие иноплеменных, и междоусобная брань, не успеешь оглянуться, как на месте боярского каменного дома с садом - пепелище да пни. То ли татары пожгли, то ли государевы опричники порезвились. Все в «Домострое» подчинено этой идее - накопить по максимуму, не потратить ничего лишнего, не допустить никакой дыры в бюджете.

Достаточно посмотреть названия разделов: «16. Как мужу с женой советоваться о том, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне; 36. Как сохранить порядок домашний и что делать, если придется у людей чего попросить или людям свое дать; 47. О прибыли от запасенного впрок; 54. Как все сохранять в погребе, на леднике и на погребнице».
Муж и жена «Домостроя» - это отнюдь не любовники, решившие для порядка проштамповать паспорта. Это команда менеджеров, от которых зависит, прогорит их «фирма» еще на их старости или же продолжится на десятилетия и столетия. По сути, это увлекательный трактат о том, как жить по средствам и накопить что-то для потомков.
Жена в «Домострое» — это менеджер по персоналу. Её задача — управлять слугами и всем хозяйством Раздавать задания, проверять выполнение, советоваться обо всем с мужем и доносить волю главы семьи до домочадцев. Сюда же включаются и обширные наставления по управлению человеческими отношениями в домохозяйстве — прежде всего о слугах. Слуги не должны воровать, пьянствовать, выбалтывать на стороне хозяйские тайны.
Знаменитое рассуждение о наказаниях которое единственное из всех и помнят «борцы с Домостроем» включено в главу о чистоте в доме и начинается с того, что жена должна, если надо, колотить слуг за непорядок, а уж если у нее самой непорядок, то муж должен провести с нею разъяснительную беседу. А если жена сама не знает и слуг не учит — тогда уж надо ее наказывать. Наедине и без гнева.
При этом дальше идет не расписывание того как наказывать, о чем мечтают наши доморощенные фанаты БДСМ, а напротив: чего делать нельзя. Нельзя бить по лицу, по уху, кулаком в сердце. Нельзя пинать и колотить железными и деревянными предметами. Подробно перечисляются пагубные последствия таких побоев.
Главный пафос «Домостроя» как раз в том, что наказание должно быть тайным, безгневным, за серьезную вину и чуждым домашнего насилия.
Достаточно сравнить это с тем как живут «свободные и эмансипированные современные люди»: публичные пьяные драки, в глаз при детях, поединки на сковородках, матюки на лестничной клетке, выбрасывание вещей из окна и прочая и прочая (привет Кабанову), чтобы убедиться — домостроевская школа семейной жизни современным супругам категорически не помешала бы.
Прежде всего — неукоснительное требование тайны любых семейных конфликтов, затем отказ от гнева, от «ссор» (впрочем формат «семейной ссоры» — порождение как раз женской эмансипации — руки в боки и вперед).
Ну и главное в «Домострое», что тема наказаний вытекает не из темы семейных отношений (там где говорится об отношениях между мужем и женой о применении силы нет ни слова), а исключительно из темы хозяйственного и организационного порядка в семье как предприятии.
Домостроевский быт — это когда жена управляет делами по дому и штатом слуг, а муж ее контролирует и налагает санкции.
Главная тема «Домостроя» — это тема ответственности мужа за всё. Любой провал — это его провал. Его грех отразится на семье жене, детях, слугах. И поэтому «Домострой» — это, прежде всего, книга о мужской ответственности и о миссии мужчины.
Для современных инфантильных мужчин это дискомфортная книга, поэтому они и предпочитают бубнить: «зато мы жену не бьем». И то, кстати, врут. Бьют, конечно, еще как бьют — бьют с бабскими истериками и криками.
Впрочем, та самая глава, из которой, как из главы «Серп и Молот» у Венедикта Ерофеева, вычитывали только побои, содержит и важный урок женам: не следует превращать дом в свинарник.
К сожалению, современные эмансипированные женщины зачастую пренебрегают чистотой дома, а порой даже и бравируют ею, считая её признаком интересности и свободы. Должен заметить, что свинарник — это скучно, грязь — это отвратительно, а женщина, которая пренебрегает чистотой своего дома (как и своей собственной), обрекает себя на отношение как к разовому партнеру для удовлетворения животного инстинкта. Ни о каком доме и строе с грязнулей никто кроме еще большего мужчины-свинтуса даже и не задумается.

«Домострой» является, пожалуй, наиболее полным дошедшим до нас сводом норм, регулировавших общественную жизнь в средневековой Руси. А по каким правилам жили русские до его появления?

Язычество и византийство

Русь достаточно долгое время была замкнутым славянским государством, жизнь которого регулировалась языческими обычаями. Так, практиковались похищения невест без их согласия, многоженство. С образованием Киевской Руси и принятием христианства семейные отношения стали регулироваться церковными уставами. Например, в Уставе князя Ярослава Мудрого содержится запрет выдавать замуж насильно.

Также вводилось и культивировалось византийское каноническое право (Номоканон), согласно которому устанавливалось единобрачие. Браки отныне могли заключаться только в церкви. Муж и жена после вступления в брак обладали неравными правами, разводы были затруднены.

После перевода на русский язык Номоканон получил название «Кормчая книга» (XI век). В нее вошли дополнения, сделанные русскими князьями. Отдельные его положения вошли также в «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Первый известный нам подробный свод правил поведения был дан в «Поучении» Владимира Мономаха (XII век). Судебники 1497-го и 1550 годов мало внимания уделяли семейному праву. В этой сфере вплоть до эпохи Ивана Грозного продолжали действовать церковные каноны, закрепленные византийским законодательством.

Церковь, семья, государство

В первой половине XVI века была издана «Книга, называемая Домостроем, содержащая в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Ее составление приписывают воспитателю, духовнику и сподвижнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, но многие историки, в частности, С. М. Соловьев, И. С. Некрасов, А. С. Орлов, Д. В. Колесов, считают, что текст «Домостроя» родился в XV веке в Великом Новгороде во времена Новгородской республики и был плодом коллективного творчества. Сильвестр же только переписал текст.

В этом сочинении, состоящем из 67 глав, давались наказы и поучения о том, как «всякому христианину следует проводить жизнь в добрых делах, в чистоте и в покаянии». Оно охватывало практически все стороны жизни людей. В нем были наставления о том, как следует относиться к Церкви, власти, как вести себя в семье.

Для современного человека «Домострой» ассоциируется в основном с угнетением женщин в семье, но это не совсем так. Целью установления «домостроевских» традиций было не притеснение женщины, а защита ее прав.

Не все в семьях до «Домостроя» было радужно. Если у древних славян браки еще совершались по любви, то с приходом христианства это стало редкостью: обычно женили и выдавали замуж по родительскому сговору, причем у жениха и невесты могла быть большая разница в возрасте.

Отныне с разрешения Церкви в брак можно было вступать только три раза. Например, пять браков Ивана Грозного из восьми можно считать недействительными.

Если с X по XIII век женщины на Руси пользовались относительной свободой, то по «Домострою» права женщины существенно ограничивались. До замужества девушка должна была находиться в подчинении у отца, после свадьбы переходила в «собственность» мужа. Ей предписывалось воспитывать детей и следить за порядком в доме.

Правда, за ней закреплялись материальные права - на приданое, на имущество покойного супруга. Ранее женщина, оставшаяся сиротой или вдовой, по закону не получала никакого имущества от своих родных и вынуждена была нищенствовать, или же ее должна была содержать община.

Кстати, до «Домостроя» женщин на Руси били смертным боем, в данном же сочинении это действо все-таки регламентировалось. Так, рекомендовалось бить жен только за серьезные провинности и без свидетелей.

Русь долгие века была раздробленной на отдельные княжества. Именно к XVI веку она сложилась как централизованное государство во главе с царем-самодержцем. Эта идея закреплялась и в «Домострое» даже на уровне патриархальной семьи, во главе которой стоял хозяин и господин.

Что изменил «Домострой»?

Таким образом «Домострой», с одной стороны, закреплял уже сложившиеся на Руси нормы и традиции, обусловленные приходом православия, с другой, - упорядочивал то, что в этом нуждалось.

Конечно, в наше время многим домостроевским предписаниям уже нет места в жизни. Но в те далекие времена этот документ явился необходимым регулятором, способствовавшим становлению государственного строя нового типа.

Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

Разделен этот труд на три части. Первая посвящена духовности человека. В ней содержится послание отца к сыну. Наставления о том, как правильно верить и жить в страхе Божием. Ответственность возлагается на мужчин в воспитании и детей, и наставлениях жен своих. За непросветленность их несут ответственность именно они, как главы семейств.

Большее же место в этой части отведено христианским канонам: правильности молитв, наложения креста, наставления в вере и прочее описывается в ней.

Во второй части рассказывается о строении мирском и о роли семьи. Семья – малый храм, часть всего общества. Женатый мужчина – опытный и мудрый. В семье каждому члену отведена своя роль и обязанности. Муж – глава, несущий за все ответственность перед общественностью и перед Богом.

Особое внимание уделено воспитанию детей. Должны привить им родители все необходимые качества: благочестивость, доброту и любовь к ближнему и труду. Содержатся советы по воспитанию и мальчиков, и девочек.

Так же, и для детей есть наставления. Должны они почитать своих родителей. Уважению учить их следует с малых лет. Есть обязанности и детей перед родителями, и родителей перед своими чадами.

За непослушание и провинности к телесному наказанию прибегать стоит лишь в крайних случаях. И нельзя было сразу сгоряча бить ребенка. Для этого было отведено специальное время. А пока, провинившийся мог подумать и осознать свою ошибку. Мог за это время стихнуть и отцовский гнев.

Отец – главный в семье и решения всегда остаются за ним. Но, и жена, хоть и должна мужа своего во всем слушаться, имеет свои права. Она – верная помощница и советчица мужчины.

Содержит «Домострой» наставления и поучения для всех членов семьи. Учит жить в мире с соседями своими. Так же, учит он и повиновению власти. Почитать и служить нужно и небесному отцу, и земному правителю – царю.

А третья часть посвящена практическим советам на каждый день и случай. Можно отыскать там даже рецепты. Есть советы о том, как правильно и рачительно вести хозяйство, как жить по возможностям. Большое внимание уделяется труду. Есть советы для всех. Для женщин можно найти руководства по рукоделию, хранению вещей.

Даже отбросив набожность, можно и в наше время многие из советов взять на вооружение. Особенно то, что касается воспитания. И уважительного отношения к старшим порой не всегда встретишь. Многому можно поучиться у ушедших поколений.

Картинка или рисунок Сильвестр - Домострой

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Наука любви Овидий

    Поэма Публия Овидия Назона «Наука любви» - своего рода жизненная философия, написанная в стихотворной форме. Произведение написано более 2000 лет назад, но до сих пор темы, затронутые в книге, не потеряли своей актуальности.

  • Краткое содержание Сказка о глупом мышонке Маршак

    Мама глупого мышонка никак не может найти ему няньку. Привередливый мышонок отказывается от всех кандидатур, которые предлагает ему, выбившаяся из сил мама-мышка. То ему не нравится тихий голос

  • Краткое содержание Звезда Соломона Куприн

    Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя

  • Краткое содержание Янссон Последний в мире дракон

    Муми-тролль, играя в саду, случайно зацепил стеклянной банкой крошечного дракона. Это случилось среду ясным летним днем. Дракончик был очень маленький, с коробок для спичек, крылья были прозрачные и напоминали плавники золотой рыбки

  • Краткое содержание Луна и грош Моэм

    Судьба сводит молодого литератора с обычной английской семьей Стриклендов. Глава семейства Чарльз работает заурядным маклером на бирже, почтенная жена воспитывает двоих детей

Если "Стоглав" стремился подчинить строгим нормам общественную жизнь строящегося централизованного государства, то "Домострой", составление которого приписывают Сильвестру , духовному наставнику Ивана IV, пытался регламентировать семейный быт. Сильвестр (нач. XVI в. – до 1568) был родом из Новгорода, где произошло его сближение с архиепископом Макарием, будущим митрополитом Московским. Переехав в Москву, Сильвестр в 1545 г. стал протопопом придворного Благовещенского собора. Он участвовал в работе над Судебником 1550 г. и составлением Великих миней четиих. Отстаивая принцип единодержавия в вопросах политической власти, протопоп выступал против "стяжания" земных богатств церковью. В 1550-е гг. отношения между ним и Иваном IV осложнились, а в 1560-е гг. Сильвестр попал в опалу и был вынужден стать иноком Кирилло-Белозерского монастыря, где занимался перепиской книг. "Домострой" – основной труд Сильвестра, составителя и редактора книги. На то, что в создании сборника, складывавшегося на протяжении ряда лет, участвовал не один человек, указывают повторы не только в пределах книги, но даже отдельной главы; наличие в языке произведения следов разных диалектов; влияние на стиль памятника со стороны фольклора, деловой письменности, дидактического красноречия.

Источники произведения

Текст "Домостроя" представляет собой синтез традиций "учительной" прозы Средневековья, как русской, так и переводной. Сложность состава, а иногда и внутреннюю противоречивость отдельных положений книги, ученые связывают с использованием источников разного типа. По мнению В. В. Колесова, их можно объединить в пять основных групп:

  • 1) поучения отцов к сыновьям, известные на Руси с середины XI в.;
  • 2) наставления отцов церкви, как надлежит жить христианину, собранные в специальные сборники типа "Измарагда";
  • 3) средневековые "обиходники", которые строго регламентировали порядок жизни в монастыре как идеальном доме, – недаром "Домострой" внушал хозяевам: "Вы убо игумене есте домом своим";
  • 4) новеллы бытового характера, возникшие в городской демократической среде;
  • 5) "домострой" средневековой Европы, например переведенная с польского языка "Жизнь добропорядочного человека" Николая Рея.

Несмотря на обилие и разнородность источников, определяющей в книге была опора на национальную традицию, что сказалось на содержании, жанре и стиле произведения. "Домострой", обобщая опыт жизни отцов и дедов, служил руководством к действию для их сыновей и внуков. Таким образом осуществлялась связь времен, реализовалась преемственность в духовной и материальной сферах жизни народа. По этому поводу историк В. О. Ключевский писал: "Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова".

Среди национальных примет "Домостроя" ученые называют высокое положение хозяйки дома в иерархии семейных отношений , что, но словам В. В. Колесова, приходило в противоречие с "антиженским элементом" церковных проповедей и "мусульманских представлений эпохи татарского ига". "Домострой" включал "Похвалу женам", где утверждалось, что "жена добра, и страдолюбива, и молчалива – венецъ есть мужеви своему". "Аще даруетъ Богъ жену добру, дражайши есть камени многоцѣннаго": она нс оставит мужа в беде, направит "плоды своих рук" на улучшение благосостояния семьи, сделает жизнь супруга добродетельной и долгой, именно от нее зависит успех воспитания достойных наследников и верных, работящих слуг. По меткому выражению историка И. Е. Забелина, отношения между мужем и женой в семье можно выразить известной формулой Средневековья "слово и дело": "делом" в доме руководила хозяйка, хотя последнее "слово" всегда оставалось за хозяином.

Дань средневековым нормам жизни – система телесных наказаний как способ воспитания детей. Чтобы ребенок, возмужав, не стал "болезнью души" родителей и "разорением дома", "укоризной соседей" и "насмешкой врагов", его необходимо воспитывать, запрещая и наказывая: "...аще бо жезломъ биеши его, не умретъ, но здравие будетъ, ты бо бия его по телу, а душу его избавлявши от смерти". Розга, занесенная над ребенком, должна была служить наглядным воплощением идеи неотвратимости кары за проступок, должна была довести выполнение нравственных правил до автоматизма, чтобы жизнь человека стала "хожением с чистою совестию".

Судя по "Домострою", русские весьма прагматично относились к проблеме веры и понимали христианство не как отвлеченно каноническое "царство духа", а как обряд, сопровождавший жизнь человека от рождения до смерти. Вот почему такое большое внимание в сборнике уделяется тому, "како домъ свой украсити святыми образы", "како к церквамъ божиим и в монастыри с приношениемъ приходите", а по праздникам "священниковъ и иноков в домъ свой призывати, молитися", как перед трапезой прославлять Бога и Богородицу, а пищу вкушать в благоговейном молчании или ведя духовную беседу.

"Домострой" состоял из трех частей. Первая часть касалась проблем "духовного строения", учила "како веровати" и "како царя чтите". Вторая часть посвящалась вопросам "мирского строения", давала советы, "како жити с женами и с детьми и с домочадцы". Третья частъ содержала рекомендации по ведению хозяйства – "домовному строению". Сборник правил мирской жизни создавался в период, когда, по словам А. П. Пыпина, "старина поисшаталась", поэтому для достижения образцового порядка в доме требовались сильная власть хозяина ("государя") и развитое чувство долга у всех домочадцев. В иерархической системе "государство – церковь – семья" владыка, нарушавший законы "Домостроя", нес ответственность перед Богом, царем и обществом. Утверждая идеальный тип домоправителя, книга включала статьи, учившие праведному образу жизни методом от противного, предостерегала от ошибок и проступков. Она грозила неизбывными муками ада тому, "кто не по Бозѣ живет, не по християньскому житию чинит всякую неправду и насилие", "возмя не заплатит, волокитою уморитъ", "на суседьсьтве кто не добръ или в селѣ на своих християнъ, или на приказе, или на власти дани тяжкия и всякие уроки незаконныя накладывает", кто творит "всякия неподобныя дѣла: блудъ, нечистоту, сквернословие и срамословие, и клятвопреступление, и ярость, и гнѣвъ, и злопамятство". "Домострой" обличал пороки не только общечеловеческие, но и социально обусловленные (злоупотребления властью, нарушение законов, посягательство на чужую собственность и т.п.). Следовательно, в семье создатели книги видели школу воспитания общественного сознания, связанного с понятиями гражданского долга и народной пользы.

Стиль "Домостроя" нс лишен образности, богат живыми интонациями разговорной речи, близок к пословицам и поговоркам, впитавшим многовековую народную мудрость. Афористичность слога приводила к тому, что правила жизни, изложенные в книге, легко запоминались и становились руководством к действию. "Домострой" наставлял: гостя надобно "почтити, напоити, накормити, добрым словом привечать и ласковым приветом"; двор следует содержать в порядке, он должен быть "крепко горожен... а ворота всегда приперты, а собаки бы стороживы"; в случае ссоры с женой ее нельзя "ни по уху, ни по видению бити, ни под сердце кулаком"; в гостях нельзя сплетничать, а "спросят о чем про кого иногда и учнут пытати", следует отвечать: "не вѣдаю яз того, ничего не слыхала и не знаю... о суседах не пересужаю".

"Домострой" широко и многообразно представляет "вещный" мир Средневековья через перечни названий различных кушаний, одежд, посуды, других предметов быта. Хозяину рекомендуется хранить в погребе или на леднике "хлѣбы и колачи, сыры, яйца... чеснокъ и мясо всякое, свѣжее и солонина, и рыба свѣжая и просольная, мѣдъ пресной, и ества вареная... и всякие овощи, и рыжики, и икра, и росолы ставленыя, и морсъ, и квасы яблочные, и воды брусничные... И столко чево на погребице поставлено, и на леднике, и на погрѣбе, – и все бы то сочтено, и перемечено... и записано..." Обстоятельность перечней объясняется не только влиянием со стороны деловой письменности, но и особым типом мышления, характером и ритмом жизни древнерусского человека. Войны и стихийные бедствия, "недороды" и "моры" научили людей Средневековья дорожить каждым куском хлеба, порядком в доме, миром и благоденствием в обществе. В Средние века, когда регламентировалось все, даже творческий процесс, были распространены книги, подобные "Домострою", – "Лечебники" и "Травники", "Назиратели" и "Уставы", "Иконописные подлинники" и различные "Чины" (свадебный, погребальный и пр.).

"Домострой", по меткому определению историка А. Н. Пыпина, – это не описание практических устоев жизни, а дидактическое изложение ее теории, основанное на обращении и к здравому уму, и к чувствительному сердцу. "Домострой" позволяет воссоздать социально-нравственный портрет русского человека Средневековья, который властен в выборе между добром и злом и потому ответствен за свои слова и поступки. Основой его жизни является труд, главными достоинствами – трезвый разум и чистая совесть. В XVI в. "Домострой" не был символом консерватизма и домашнего произвола, как в пьесах А. Н. Островского; он завершал ряд назидательных произведений Древней Руси, у истоков которого стояли "Завещание" Ярослава Мудрого детям и "Поучение" Владимира Мономаха.


Рубрика: Народы
Текст: Ирина Шпионская

Язычество и «византииство»


Русь достаточно долгое время была замкнутым славянским государством, жизнь которого регулировалась языческими обычаями. Так, практиковались похищения невест без их согласия, многожёнство. С образованием Киевской Руси и принятием христианства семейные отношения стали регулироваться церковными уставами. Например, в уставе князя Ярослава Мудрого содержится запрет выдавать замуж насильно.
Также вводилось и культивировалось византийское каноническое право (Номоканон), согласно которому устанавливалось единобрачие. Браки отныне могли заключаться только в церкви. Муж и жена после вступления в брак обладали неравными правами, разводы были затруднены.
После перевода на русский язык Номоканон получил название «Кормчая книга» (XI век). В неё вошли дополнения, сделанные русскими князьями. Отдельные его положения вошли также в «Русскую правду» Ярослава Мудрого.
Первый известный нам подробный свод правил поведения был дан в «Поучении» Владимира Мономаха (XII век). Судебники 1497 и 1550 годов мало внимания уделяли семейному праву. В этой сфере вплоть до эпохи Ивана Грозного продолжали действовать церковные каноны, закреплённые византийским законодательством.

Церковь, семья, государство…

В первой половине XVI века была издана «Книга, называемая Домостроем, содержащая в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Её составление приписывают воспитателю, духовнику и сподвижнику Ивана Грозного протопопу Сильвестру, но многие историки, в частности С.М. Соловьёв, И.С. Некрасов, А.С. Орлов, Д.В. Колесов, считают, что текст Домостроя родился в XV веке в Великом Новгороде во времена Новгородской республики и был плодом коллективного творчества. Сильвестр же только переписал текст.
В этом сочинении, состоящем из 67 глав, давались наказы и поучения о том, как «всякому христианину следует проводить жизнь в добрых делах, в чистоте и в покаянии». Оно охватывало практически все стороны жизни людей. В нём давались наставления о том, как следует относиться к церкви, власти, как вести себя в семье.
Для современного человека Домострой ассоциируется в основном с угнетением женщин в семье. Но это не совсем так. Целью установления домостроевских традиций было не притеснение женщины, а защита её прав.
Не всё в семьях «до Домостроя» было так радужно. Если у древних славян браки ещё совершались по любви, то с приходом христианства это стало редкостью: обычно женили и выдавали замуж по родительскому сговору, причём у жениха и невесты могла быть большая разница в возрасте.
Отныне с разрешения церкви в брак можно было вступать только три раза. Например, пять браков Ивана Грозного из восьми можно считать недействительными.
Если с X по XIII век женщины на Руси пользовались относительной свободой, то по Домострою права женщины существенно ограничивались. До замужества девушка должна была находиться в подчинении у отца, после свадьбы переходила в «собственность» мужа. Ей предписывалось воспитывать детей и следить за порядком в доме. Правда, за ней закреплялись материальные права - на приданое, на имущество покойного супруга. Ранее женщина, оставшаяся сиротой или вдовой, по закону не получала никакого имущества от своих родных и вынуждена была нищенствовать, или же её должна была содержать община.
Кстати, до Домостроя женщин на Руси били смертным боем, в данном же сочинении это действо всё-таки регламентировалось. Так, рекомендовалось бить жён только за серьёзные провинности и без свидетелей.
Русь долгие века была раздробленной на отдельные княжества. Именно к XVI веку она сложилась как централизованное государство во главе с царём-самодержцем. Эта идея закреплялась и в Домострое, даже на уровне патриархальной семьи, во главе которой стоял хозяин и господин.

Что изменил Домострой?

Таким образом, Домострой, с одной стороны, закреплял уже сложившиеся на Руси нормы и традиции, обусловленные приходом православия, с другой - упорядочивал то, что нуждалось в упорядочивании.
Конечно, в наше время многим домостроевским предписаниям уже нет места в жизни. Но в те далёкие времена этот документ явился необходимым регулятором, способствовавшим становлению государственного строя нового типа.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!