Дисковые и ободные тормоза разница. Выбор между дисковыми и ободными тормозами для велосипеда

Сегодня мы обсудим, какие тормоза лучше подходят для велосипедов путешественников: дисковые тормоза или v-brake, и почему? Также обсудим все Ваши вопросы.

Раньше, туристические велосипеды СССР оборудовались старыми клешневыми тормозами. Или, как их ещё называли »крабы». Такие тормоза хороши были на шоссейных экземплярах ХВЗ, они были лёгкие, да и резко останавливаться в шоссейном велоспорте необходимости не было.

Какие обязанности возлагаются на тормозную систему туристического велосипеда? Именно поиском ответа на данный вопрос мы и займемся. А когда найдем ответ — сделаем правильный выбор тормозов.

Тормоза, в первую очередь, должны быть надежными, во вторую очередь — мощными, а в-третьих — просты в обслуживании.

Почему надежными? В походе у Вас не будет набора супер-ключей, сухого гаража с отличным освещением и инструкции по обслуживанию велосипеда, скачанной из интернета. Поход — это поездка, в которой рассчитаны по времени все привалы и места ночевки, именно поэтому, в походе никто не любит терять время и силы попросту. Ведь цель похода — получить максимальное количество позитивной энергии.

Почему мощными? Потому, что в походе на велосипеде ещё лежит баул, вес которого может достигать 30-ти кг и выше. Так, как масса Вашего транспортного средства возрастает, значит и возрастают требования к тормозам, чтобы чётко вовремя остановить Вас и Вашего коня.

Почему просты в обслуживании? Потому, что даже самые надёжные тормоза имеют свойство ломаться. К сожалению, нет никого и ничего вечного… Так же, никто не отменял действие закона подлости. В походе он проявляется примерно следующим образом. Вы будете нуждаться в том, чего забыли взять и у Вас поломается то, что не успели проконтролировать. Поэтому, сложная конструкция тормозов часто ставит владельца велосипеда в неудобное положение, когда отремонтировать тормоз без наличия специального инструмента невозможно.

Немного отойдем от темы, и мы Вам расскажем подобный случай. Были в небольшом велопоходе по берегам Южного Буга. Евгений был на простом одноподвесном алюминиевом велосипеде, а все остальные были на топовых велосипедах. Ехали по лесу, и один из участников наехал на палку. Палка разломалась и одна из половинок сильно ударила в задний переключатель. Марка была Shimano Deore LХ или что-то подобное, точно уже и не помнится, короче, на то время тот агрегат был очень жирным. Так вот, что произошло, из-за того что топовые версии велокомпонентов.

И так, наш конкурс на звание «Тормоза для туристического велосипеда» объявляем открытым!

Сегодняшние кандидаты:

2. Дисковые тормоза. Механические или гидравлические тормоза? Разберем!

Вот и все наши кандидаты. Почему мы не берем во внимание кантилеверные тормоза? Это уже устаревший вариант. А детальнее о типах тормозов читайте .


Ви-брейк — это самый популярный тип тормозов конца 20 века и начала 21. Они просты, имеют невысокую цену, а также надежны. Лишь немногие, после прочтения нашего плана статьи заметят, что мы не уточняли, какие будут вибрейки — гидравлические или механические. Да, это сделал специально, потому, что ободная гидравлика используется только элитой шоссейного велоспорта.

В чем преимущество V-brake тормозов? Все дело в »тормозном» плече. Точка торможения на колесе при использовании ви-брейков — это точка на ободе колёса. Соответственно, длина плеча торможения практически равна радиусу колёса. При таком типе торможения возникают силы, которые деформируют колёса. Первым элементом, который воспринимает тормозное усилие, это обод. Толщина обода делается с соответственным запасом, из-за чего и возрастает масса колёса. О материале и правильном выборе ободов читайте . Сейчас мы только уточним, что лучшим вариантом для похода будут двух или трёх камерные обода, не китайского происхождения. Очень распространены алюминиевые обода, противоударные (двух камерные). С личного опыта нашей команды стоит сказать, что даже алюминиевые однокамерные обода 10-ти летней давности при правильной натяжке спиц спокойно выполняют свои функции в велопоходах и покатушках.


Следующим элементом колёса, который поддается деформации есть те же спицы. Как сказано выше, правильная натяжка спиц обеспечит надёжность всего колёса. Помните — надёжность целого определяется как надёжность самого слабого звена. Ободные тормоза намного толерантнее относятся к втулкам, нежели дисковые. Все это из-за того, что часть усилия от торможения рассеивается на натяжение спиц. Иными словами, втулка не так резко получает нагрузку, что есть важным плюсом, когда Ваш велосипед имеет большую силу инерции (пример — велосипед оборудован баулом).

Принцип и действие сил во время торможения v-brake тормозами мы рассмотрели, а также уточнили все плюсы и минусы этих процессов.

А какие минусы таких тормозов? Почему все хотят себе установить дисковые тормоза?? О преимуществах дисковых мы расскажем во втором пункте плана, а сейчас читайте о минусах v-brake тормозов. Все суть в том, что сила торможения такими тормозами достаточно велика, а вот скорость срабатывания — низкая. Именно поэтому эти тормоза все считают малоэффективными. Мы же с Вами разобрались, что они имеют меньшую скорость срабатывания, но никак не недостаточную силу торможения. К тому же мы уже говорили о тормозном плече, остановить колесо »хватая» за обод легче, нежели хватать за тормозной диск.

Восьмёрки на колесе — это помеха для ободных тормозов. Пожалуй, это самый большой недостаток v-brake. Для четкой работы таких тормозов нужен идеально ровный обод.

Ещё один существенный минус — это писк во время торможения и снижения эффективности торможения после проезда глубокой лужи, болота, или при .

Грязь легко попадает на обод, и потом в зону торможения. Из-за кусочков грязи, воды, или льда, который намерзает зимой, тормоза практически не тормозят. К счастью, это все поправимо. При проезде глубокой лужи, стоит просушить тормоза путём кратковременных нажатий на ручку тормоза.

Для того чтобы грязь не мешала торможению, стоит выбирать колодки с грязе-отводящими канавками. А обод лучше покупать с керамическим покрытием. Если Вы хотите продлить жизнь ободу, стоить покупать качественный обод, а тормозные колодки — не слишком жёсткие.

Ещё один недостаток v-brake это свойство распирать перья, во время усердного торможения. Это легко устраняется путём установки специальной дуги, которая имеет название brakebooster.

И так, финальный недостаток вибрейк тормозов — это невозможность установки широких покрышек (шире 2,5″). Хотя, эта проблема также есть надуманной маркетологами, ради привлечения внимания дисковым тормозам.

Установка очень широких покрышек встречается в двух случаях: если Вы катаете в экстремальной дисциплине, или Вы ездите по пескам и снегам. Да, в первом случае, дисковые тормоза просто необходимы, v-brake не котируются по многим причинам. А вот во втором случае можно решить проблему путём установки кантилеверных тормозов. О них мы писали в статье о .

Ну что, а теперь с багажом новых знаний переходим к обзору дисковых тормозов, чтобы сделать объективный выбор в номинации »Лучшие тормоза для туристического велосипеда».


Итак, дисковые тормоза имеют ряд свойств, благодаря которым все хотят их установить.

Быстрота срабатывания — это их конек. Благодаря короткому рычагу дисковых тормозов ход ручки значительно меньше, чем при торможении ви-брейками, а значит, зажимать ручку до упора нет смысла.

Второе преимущество дисковых тормозов — это отличная работа в любых дорожных и походных условиях. На диск редко попадает грязь и вода. С обледенением легко бороться, одна просушка диска снимает ледяную корку на всю покатушку.

Регулировать зазор между тормозными колодками и диском очень просто и надолго. Также, стоит сказать, тормозные колодки для дисковых тормозов более износостойкие, чем колодки для v-brake. И ещё, для дисковых тормозов неважно присутствие восьмёрок на колесе. Последний плюс дисковых тормозов — это сам диск. Во время торможения нагревается именно он, а не обод. А это значит, что длительное торможение не навредит ободу и покрышке, как в случае с v-brake. К тому же на тормозном диске имеются охлаждающие канавки и отверстия.


Если дисковые тормоза настолько практичны, в чем же подвох? Подвоха нет, есть ряд минусов. Дело в том, что плече торможения при использовании дисковых тормозов значительно меньше, соответственно намного выше нагрузка на и на . Это не так ощутимо, когда Вы один на велосипеде, но если с Вами большой баул – это уже нагрузка на тормозную систему. Проблема в том, что за один раз ничего не будет, а вот после длительных поездок с баулом и начнут вылезать проблемы.

Следующий минус дисковых тормозов – это стоимость обслуживания. Тормозные колодки намного дороже тормозных колодок ободных тормозов, но это еще не все. Мало того, что каждый производитель имеет свою форму тормозной колодки, так еще и отдельные модели одного производителя имеют разный тип тормозных колодок. Если колодки для топовых моделей тормозов найти легко, то на бюджетные модели придется подбирать колодки методом «тыка».

Еще один существенный недостаток дисковых тормозов – это масло. Случайно упавшая капля масла во время смазки велосипеда – и тормоза будут плохо тормозить или же пищать, потому что тормозные колодки быстро пропитаются маслом, да и сам диск покроется тонкой плёнкой масла. Тяжело поверить в эти строки? Введите в Google или Yandex поисковый запрос: «скрип в дисковых тормозах» и увидите, сколько обсуждений на эту тему. А все из-за случайно попавшего когда-то масла. Получается, что все избегают ви-брейк тормозов из-за скрипа, а сами получают скрипящие дисковые тормоза 🙂


И так, дисковые тормоза еще бывают механические и дисковые. Какие лучше? Из практики хочется заметить, что хорошие механические тормоза намного лучше бюджетных гидравлических, это однозначно. Гидравлика стоит своих денег – мощность торможение, четкость работы – это очень приятно во время езды. Но гидравлика требует ухода и специального инструмента для обслуживания. В замена гидролинии – очень рискованное дело. Если еще прокачать тормоза можно при сухой погоде, то в дождь и грязь это сделать практически невозможно. Дисковые тормоза хороши в соревнованиях, городских велосипедах и для ДХ, но никак не для туризма. Это все равно что на посаженной машине ездить по нашим дорогам, вроде бы круто, но не практично и не эффективно.
Подведём итоги?

Главные преимущества v-brake тормозов – это минимальная нагрузка на колесо при езде с баулом и легкое как экономичное, так и физическое содержание.


Главные преимущества дисковых тормозов – это быстрота срабатывания и безотказная работа в любых погодных условиях.

И что же делать в такой ситуации? Какие тормоза лучше v-brake or disk? Если мы зададим вопрос в комментарии, то начнётся словесная перепалка сторонников дисковых и ободных тормозов. А мы Вам предложим оптимальный вариант – катать без тормозов! Лишаетесь всех проблем и сразу 🙂

Шутки шутками, а самый лучший вариант – это установка дискового тормоза спереди, а v-brake – сзади. Таким образом, ободной тормоз сзади не будет негативно действовать на колесо, нагруженное баулом, а дисковый тормоз спереди будет обеспечивать надежное торможение в любых погодных условиях. Не зря на автомобилях спереди устанавливают дисковые тормоза, а сзади барабанные, принцип практически тот же.

Вот и весь секрет рационального использования тормозов и достижения эффективного результата в походе.

Всем спасибо за внимание и удачных дорог 🙂

{ ArticleToC: enabled=yes }

При выборе байка тормоза являются одним из основополагающих критериев, потому что их качество определяет безопасность гонщика. Тормозов существует несколько типов, поэтому определиться с выбором непросто.

На типы делятся тормоза в зависимости от рабочей поверхности:

  • ободные, имеющие такие вариации: U и V- брейки (широко распространенные), кантилеверные и клещевые;
  • барабанные втулочные и роллерные;
  • механические дисковые, гибридные, гидравлические.

Виды тормозов дисковых

Тормоза мотоциклов является их прототипом. Торможение происходит благодаря зажиму колодок вокруг находящегося у втулки колеса, диска. От силы прижима к диску колодок зависит сила торможения.

Существует три разновидности:

  • механические;
  • гидравлические;
  • гибридные.

Дисковые тормоза на велосипед (механические) напоминают ободные: у них есть трос, подтягиваемый устройством рычажным приводным, благодаря которому колодки и прижимаются. Выполнено такое механическое устройство может быть в виде винта ходового, клина, кулачка.

Два последних схожи конструктивно, но передвигается кулачковый по оси, а клиновый вокруг нее проворачивается. Движение колодок с тросом происходит в параллельных плоскостях.

Дисковые тормоза на велосипед (гидравлика) составляют центр управления, выполненный в форме цилиндра, и поршень. Устанавливают их в ручке тормоза (на руле байка). Они управляют колодками, которые соединяются прочным рукавом между собой. Внутри износостойкого рукава течет масло. Расширительный бочок у многих моделей отсутствует, поэтому обслуживание достаточно сложное, требующее определенного инструмента и навыков.

В гибридных дисковых тормозах на велосипед механика совмещена с гидравликой, состоящей составляют которую два поршня, омываемых маслом: один — регулирующий, второй – силовой. Цилиндры находятся в тормозном корпусе, а трос воздействует на поршни при помощи рычага.

О достоинствах тормозов разных типов и недостатках

Дисковые тормоза на велосипед имеют перед ободными ряд преимуществ:

  • больший срок службы;
  • возможность совершать поездки даже в непогоду, поскольку они не забиваются ни грязью, ни снегом;
  • больший коэффициент трения (по сравнению с механикой) между диском металлическим и абразивом;
  • на скоростных спусках они срабатывают быстрее;
  • не изнашивается обод;
  • диски не греются, хорошо ведут себя при резком торможении;
  • не нуждаются в регулировке (достаточно их раз отрегулировать на весь эксплуатационный период);
  • даже при повреждении обода, поломка не отражается на работе.

Отрицательные стороны тоже есть:

  • для обслуживания потребуется специальный инструмент;
  • ощутимый вес негативно отражается на долговечности спиц байка и втулки, которые нагружаются дополнительно;
  • высокая цена; сложности, возникающие, если требуется заменить колодки;
  • создают трудности при установке багажника.
  • На настоящее время гидравлика признана лучшим типом дисковых тормозов на велосипед, поэтому достоинства, перечисленные выше, относились больше к ней. Эту надежную систему, обеспечивающую безопасность при езде, ставит на байки все большее число гонщиков.

Сравнительная характеристика гидравлического типа с другими дисковыми тормозами на велосипед

Существующие между ними различия объясняются особенностями конструкций. Быстрота реагирования и четкое срабатывание – неоспоримые плюсы гидравлики, которая колодки сжимает с большей силой. В аналогах механических, при сильном нажатии на тормоз, растягивается тросик. В гидравлических же дисковых тормозах на велосипед он отсутствует. Заменяет троссик жидкость, которая не сжимается (если только она не закипает).

Трение элементов в этом виде дисковых тормозов на велосипед отсутствует благодаря смазке. Нет в них и бича механических устройств – люфта. Силу торможения регулируют и дозируют.

Этот вид отличается от остальных моментальным реагированием, поскольку масло не испытывает сопротивления, перемещаясь по системе, в отличие от моделей механических, где трос трется о рубашку. Велосипедист, на байке которого установлена гидравлика, легко затормозит, надавив одним пальцем на тормоз, который очень чувствительный и срабатывает четко. Мощные байки снабжены ими.

Как работают гидравлические дисковые тормоза на велосипед

В механических аналогах при продолжительной работе из строя выходят колодки и тросик. Этого нет в гидравлике. Главное здесь, следить, чтобы трубка, по которой поступает жидкость, не перегибалась. Иначе в дороге останетесь без тормозов, которые отремонтировать вдали от цивилизации, не представляется возможным.

Если такое случилось, то, пусть на короткий период, но сохраняется способность тормозить. В механических же, если разрывается тросик, происходит моментальный отказ.

При остановке выбора на гидравлических тормозах на велосипед, у продавца узнайте, где купить запасные части, чтобы не пришлось полностью менять комплект при выходе одной детали из строя.

Стоимость этих дисковых тормозов на велосипед нельзя назвать низкой, поэтому покупать ее рекомендуется тем, кто любит езду экстремальную и по пересеченной местности. В других случаях тратиться не нужно. Выбор дисковых тормозов на велосипед механические и гибридные оправдан, если ездить предполагается по городу, как и для занятий велотуризмом. О выборе этих вариантов вы не пожалеете из-за простоты в использовании и надежности.

Эффективность торможения напрямую зависит от размеров ротора, поэтому на это обращайте внимание при покупке. Срабатывание тем лучшим, чем больше диаметр ротора, правда, вес байка это увеличит.

Плавность торможения определяется наполнителем тормозных колодок, которое бывает органическим и механическим. Торможение с помощью органических мягче и притирка происходит легче. Второй включает опилки металлические, поэтому такие колодки устойчивы к износу, но они, чтобы лучше работать, сложнее поддаются пригонке.

Чтобы понять, что вы приобретаете и надежные тормоза, которые в сложной ситуации не подведут, внимание стоит обращать на маркировку, в которой присутствовать должна аббревиатура: DH, Trail, FR, AM.

Производители основные дисковых тормозов на велосипед и цена на них

Как говорилось, дисковые тормоза на велосипед делятся на гидравлические и механические, отличаются которые особенностями, достоинствами и недостатками. От этих критериев, да еще бренда, и зависит стоимость.

Ценовую политику на них классифицируют так: дешевые – механические дисковые тормоза. Стоимость лежит в пределах 20-30 американских доллара. Выпускаются они компаниями: «Shimano», «Tektro Tektro Novela», Aquila» и комплектуются ротором; средней стоимости, которая не выходит за 30-100 долларов. Это гидравлика производителей: «Avid Elixir», «HAYES», «Magura», «XLC», «Tektro Draco», «Shimano». Выпускают с ротором и без него; дорогие – стоимостью от 100 до 525$. Компании, изготавливающие их: «SRAM», «Formula» и некоторые, упомянутые выше.

Дисковые тормоза для агрессивной езды – выбор правильный. Но их бессмысленно покупать, если предполагается езда на городских велосипедах. В лучшем случае, целесообразно приобрести механическую разновидность, стоимость которой ниже гидравлического аналога – незаменимого помощника при поездках по пересеченной местности.

Бюджетными моделями считается гидравлика «HAYES nine» и «HAYES sole» — 35-38 $. Затем следует компания «Tektro Draco» со своей продукцией, цена на которую от 38 до 45 долларов. Следующая фирма «Shimano» — 45-240 долларов: зависит от выбранной модели: если за XTR M9020 Enduro/Trail заплатить придется немалую цену, то сэкономить позволит BR-M395, стоимостью в 45-50 долларов.

Вариантом средним считаются гидравлические дисковые тормоза компании «Avid Elixir» (95-105 долларов). Дальше по нарастающей они распределяются так: «Magura», модели которой различают по цифрам в маркировке. Отчет начинается с 95 долларов – модель, заканчивается – 320 (модель MTS), как и стоимость модели фирмы «Formula». Дорогой считается продукция «SRAM» — 50-525 долларов.

Фирма производитель Тип привода Стоимость за штуку, рубли
СLARK`S 2P/160R гидравлический 6000
CMD-8 механический 2500
CMD-11R -//- 2100
Skeletal SX (комплект) гидравлический 13000
TEKTRO GEMINI -//- 4800
DRACO2 -//- 4750
Auriga Pro HD-M700 -//- 8300
Avid BB7 механический 5800
Shimano XTR BR-M965 гидравлический 6700
Deore M535 -//- 5000

Тормозная система относится к самым важным техническим составляющим велосипеда. От ее состояния напрямую зависит безопасность и велосипедиста, и других участников движения. Исправные тормоза необходимы в любой ситуации, начиная от покатушек в парках и заканчивая крепким велоспортом.

В современном классическом понимании велотормоз представляет собой прижимной механизм, который воздействует на обод колеса. На самом деле существует несколько типов тормозов, однако v-brake (ободной) – наиболее распространенный вариант на велосипедах различных классов.

Характеристики тормозной системы

Для качественного описания работы ободных тормозов используются следующие термины:

  • сила воздействия;
  • эффективность;
  • износостойкость;
  • модуляция;
  • требования к обслуживанию;
  • сравнительные особенности.

Сила воздействия, или торможения, – параметр, который показывает, насколько тормоз может зажать обод так, чтобы велосипед нельзя было сдвинуть с места. Максимальное усилие потребуется только для полной остановки и фиксации на месте. В дороге для регулировки скорости усилие используется не полностью. Диапазон воздействий на обод колеса с помощью нажатий ручки называется модуляцией, или точностью, тормозов.

Активный велосипедист использует свой транспорт не только в сухую и безоблачную погоду. Дождь, грязь, песок – с этим придется столкнуться каждому, кто выкатывает свой байк на дальние поездки. Эффективность тормозов позволяет описать их поведение в самых разнообразных условиях.

Износостойкость – показатель долговечности с учетом предписаний по эксплуатации велосипеда в целом. Своевременный уход позволяет увеличить срок службы тормозной системы. В требованиях по обслуживанию указано, как правильно устанавливать и регулировать механизм, как часто это нужно делать и руководство по замене комплектующих.

Разновидности ободных тормозов

Ободные тормоза разделяются на несколько типов:

  • клещевые;
  • кантилеверы;
  • V-brake (векторные механические);
  • с гидравлическим приводом.

Схематичное изображение ободных тормозов

Клещевые тормоза – ранее популярные модификации, сейчас на рынке встречаются редко. Являются классической моделью ободного тормоза с закреплением к вилке или перьям рамы велосипеда. Особенности конструкции и принцип работы:

  1. Состоят из ручки, приводного троса, двух подвижных дуг и .
  2. Ручка закрепляется на руле велосипеда, от нее протягивается трос и закрепляется на зажимной стороне дуг. Сам корпус крепится строго над колесом, к нижним креплениям дуг прикручиваются колодки.
  3. Через трос усилие напрямую передается на зажимную часть дуг, благодаря чему они сжимаются, и колодки соприкасаются с ободом.
  4. За разжатие отвечает встроенная между рычагами упругая металлическая вставка или пружина.

Рычаги имеют единую ось вращения и движутся навстречу друг другу как клешни пассатижей. Отсюда и название – клещевые. Преимущества – легкость монтажа, простая настройка. Минусы – слабое тормозное усилие, низкая модуляция, высокая истираемость колодок, требуют частой отладки. Устанавливаются на шоссейно-гоночных байках и дополнительно как передний ободной тормоз на дорожных моделях.


Клещ на переднем колесе шоссейника

Ко второму типу исчезающих тормозов относятся кантилеверы. Принцип их работы заключается в раздвижке рычагов под действием натянутого поводка. Принцип работы кантилеверного тормоза:

  1. Через главный трос усилие передается на перемычку.
  2. Трос тянет перемычку наверх, закрепленный на ней поводок вытягивается.
  3. Поводок соединяет оба рычага, которые жестко закреплены на раме.
  4. За счет сближения рычагов колодки приближаются к ободу.

Кантилеверы устойчивы к грязи, не задевают покрышку и легко устанавливаются. К существенным недостаткам относятся:

  • снижение тормозной силы по мере вытягивания поводка;
  • требуется создать высокое усилие для полной остановки велосипеда;
  • сложность регулировки.

В оправдание последнего стоит отметить, что регулировать положение колодок можно в широких пределах.


Кантилевер с верхней тягой также можно ставить на переднее колесо как дополнительный

V-brake – распространенный тип ободных тормозов на скоростных велосипедах. По сравнению с кантилеверами, обладает более высокой точностью и долговечностью колодок. Также их легко снять и отремонтировать самостоятельно.

По конструкции векторы частично схожи с кантилеверами: с помощью болтов рычаги переднего тормоза крепятся на вилке, заднего – на верхних перьях. Между собой ножки связаны стягивающим тросом. Приводной трос подведен к одной стороне, но благодаря прямой форме «стяжки» усилия одинаково передаются на оба рычага.


V-brake популярны на МТБ

Гидравлические велосипедные ободные тормоза – более совершенная модель механического аналога. Система привода состоит из управляющего цилиндра, гидролинии и силовых цилиндров. Усилия от ручки передаются на главный цилиндр, который через масло воздействует на силовые цилиндры. Те, в свою очередь, сдвигают колодки навстречу друг другу.

Достоинства – высокая сила сжатия и эффективность, отличная модуляция. Недостатки – ухудшение работы при засоре гидролинии, сложный ремонт. Используется подобный тип тормозов для фрирайда и триала.

У тормозов ободного типа малый ход колодок, за счет чего они меньше изнашиваются при эксплуатации. К существенному недостатку такого подхода относится невозможность использоваться на колесах даже с незначительными искривлениями обода. Чувствительные тормоза будут задевать колесо на ходу, что вызовет снижение скорости и повышенный износ колодок.

Как установить и настроить V-brake самостоятельно

Установка тормоза с нуля:

  1. Закрепить рычаги на раме велосипеда.
  2. Вдеть в тормозную ручку приводной тросик.
  3. Установить ручку на руль, вставить трос в пазы на раме (если есть).
  4. Соединить трос с рычагами и поставить пружину.

После установки обязательно потребуется регулировка тормозов.

Точность работы механизма во многом зависит от его настройки. Так, даже дорогостоящая система будет работать неважно без правильной регулировки, и наоборот, V-brake среднего класса по эффективности может превзойти дисковый тормоз. Что нужно сделать по настройке тормозов?

Отрегулировать натяжение троса. После настроек тормоз должен мгновенно срабатывать на сжатие ручки и отскакивать при ее ослаблении. Если колодки не отходят от ободьев, это говорит о недостаточном натяжении. На перетянутом тросе ручка будет тяжело нажиматься, а оплетка может лопнуть.

Натяжение регулируется с помощью болта со стороны рычагов. Настройка выглядит так:

  1. Сбросить пружины.
  2. Ослабить болт фиксации троса.
  3. Подобрать натяжение так, чтобы в полностью зажатом положении расстояние от ручки до руля соответствовало толщине пальца.

Если на оплетке троса были замечены повреждения, рекомендуется сразу поставить новый комплект.

Регулировка зазоров. Оптимальное расстояние – 2 – 3 мм от края колодки до обода. Определение износа тормозных колодок: использовать нельзя, когда полностью стерты отводные канавки (вся поверхность ровная).

Как поставить новые колодки? Расположение относительно обода влияет на величину площади контакта колодок с ним, силу торможения и срок службы материала. Для тормозных колодок с мягкой резиновой поверхностью их нужно установить так, чтобы передний край располагался ближе к ободу. Тормозные колодки из жесткого материала ставятся строго параллельно поверхности вращения колеса.


Схема крепления тормозной колодки

Если на велосипеде установлены картриджные колодки, потребуется поменять лишь накладки. Их положение задается шплинтом, перед снятием старой поверхности он извлекается из корпуса. Аналогично в обратном порядке вставляется новая накладка и фиксируется шплинтом.

Регулировка положения и смещение колодочных корпусов производятся за счет болта и шайб. Для точной фиксации потребуется сжать тормоз и выставить положение колодок строго на поверхности обода.

Последним этапом будет проверка работы системы на практике, то есть в реальных условиях езды. Как правило, настроить V-brake получается сразу. Однако если торможение запаздывает или ручка не полностью возвращается в исходное положение, необходимо отрегулировать тормоза повторно.

Тормозная система на велосипеде, как и автомобиле, отвечает за безопасность человека на нем и окружающих людей. Традиционно современные модели оснащаются передними и задними тормозами. Исключение составляют «СССРоподобные» дорожные модели со встроенным барабанным тормозом во втулке и велосипеды-«фиксики» без свободного хода с одним ободным тормозом. Правда, последние модели изначально были придуманы без тормозов: правильно остановить такой велосипед может только опытный ездок.

Тормоза между собой различаются по конструкции, но суть у них одна – замедлить колесо. По типу воздействия системы на современных велосипедах делятся на следующие виды:

  • ободные;
  • барабанные;
  • дисковые (или роторные).

Первые расположены внутри втулки заднего колеса и ставятся на дорожные или планетарные модели. Ободные воздействуют на специально подготовленную тормозную поверхность ободьев колес при помощи колодок. Дисковые имеют самостоятельную тормозную поверхность, жестко сцепленную с колесом. Все эти различия подробно осветим в нашей статье.

Со временем и тормозную систему посещают неполадки – велосипед плохо тормозит, а в особых случаях узел отказывает. Важно поддерживать в хорошем состоянии оба тормоза, однако задний нуждается в особом уходе – им чаще всего пользуется львиная доля велосипедистов, соответственно его износ вероятнее. О том, как отрегулировать и починить задний тормоз V-brake, клещ или диск, узнаем немедленно.

Тормоза «ви-брейк»: характеристики, как настроить и поменять

Задний v-brake – ободной тормоз, закрепленный на перьях велосипеда через специальные крепления. На рычагах крепятся колодки, которые воздействуют на обод колеса при торможении. Чтобы остановить велосипед при помощи заднего v-brake, нажимаем ручку на руле справа. Через трос (протянут по раме) происходит сжатие рычагов, колодки прикасаются к колесу.

Так работает новая или только что отрегулированная система. Со временем с векторными тормозами происходит следующее:

  • износ ;
  • ослабление тросика;
  • неплотное закрепление рычагов на раме;
  • трещины в рубашке, разрыв троса.

Отсюда два следствия – либо качество торможения сильно ухудшается даже в сухую погоду (а ободные, даже на 100% исправные, хуже ведут себя в дождь), либо они вовсе не работают.

При подозрениях на неполадки тормоза необходимо его проверить для начала:

  1. Приподнять и раскрутить заднее колесо.
  2. Сжать тормозную ручку. На износ колодок укажут свист и прокручивание колеса даже на максимальной силе зажима.
  3. На ослабленном тросе и поврежденной рубашке колодки не будут мгновенно срабатывать на нажатие и отскакивать при отпускании ручки.
  4. Приступить к регулировке или ремонту.

Регулировка тормозов v-brake – простая и домашняя процедура, за 10 – 15 минут вполне осуществима:
1. Настроить тормозную ручку: ослабить болт крепления на руле и повернуть крепление так, чтобы рука была в удобном положении. Это первый шаг на пути к безопасному использованию тормозной системы.

2. Затянуть крепления дуг на перьях. Со временем соединения могут разболтаться, оттого – неравномерное прижимание колодок и быстрый износ.

3. Снять накладки и осмотреть их на износ. Сильно срезанные углы на изделиях говорят о значительной выработке, их меняем.

4. Установить и настроить тормозные колодки. Очень важно выставить их правильное положение. При помощи шайб, которые образуют что-то вроде шарнира, можно приблизить к ободу один край колодки и отдалить другой. Для колодок без картриджей правильно устанавливать всю поверхность параллельно ободу. В случае с картриджными накладками передняя часть по направлению оси вращения должна быть ближе задней:

5. Подтянуть или ослабить трос на рычагах. Осторожно, не перетягиваем трос! Зачем это нужно? Дело в том, что дуги с колодками должны срабатывать сразу же при нажатии и сбрасывании.

6. Выставить расстояния между колодками и ободом. Приближение и отдаление осуществляется при помощи этой незатейливой гайки:

7. Синхронизировать колодки – при нажатии на ручку они должны одновременно касаться обода. Сделать это можно при помощи винтов-натяжителей пружин (находятся на нижних концах рычагов). Усилением или ослаблением натяжений колодок добиваемся одинакового соприкосновения их с обеих сторон.

Настройка аналогична на любом скоростном велосипеде, где установлены ободные векторные тормоза.

Клещевой, кантилеверный и ножной тормоза

Бок о бок с ви-брейками идут и другие типы ободных тормозов – клещевые и кантилеверые. Их конструкции (по сравнению с v-brake) представлены на фото ниже:

Особенности клещевых тормозов. В рабочем состоянии векторная система испытывает двустороннее сжатие за счет вытягивания троса. На клещах все немного по-другому: при нажатии на тормозную ручку трос тянет вверх только одну дугу. За счет подвижного закрепления одновременно поворачивается вторая дуга (боковая тяга). Как результат – колодки одновременно прижимают колесо. Задние клещи крепятся к специальной перемычке между перьями рамы, либо в отверстие под крыло.

На что ставят. Их можно встретить на дорожных моделях в качестве дополнения к основной барабанной тормозной системе (об этом чуть позже) на любом шоссейном велосипеде и фикс-байках (мини-клещи). Эффективность клещевого тормоза ниже, чем у векторного. Именно поэтому они выбыли из широкой продажи и ставятся лишь на модели гоночного типа.

Особенности ремонта. В общем случае техобслуживание такое же, как и у v-brake. Разница в том, что разбирать всю деталь не нужно – достаточно снять ее с крепления рамы. Подтягивание осуществляется с помощью нижнего винта, через который проходит конец тросика. Расстояние между колодками можно регулировать только натяжением троса – чем оно больше, тем ближе дуги друг к другу.

Справа на рисунке видим кантилевер, или «натяжной тормоз». Особенно органично он ведет себя на заднем колесе – там он и держался долго, пока его не вытеснили v-brake.

Особенности кантилеверов. Полностью открытые, не забиваются грязью, элементарны в обслуживании. По эффективности они уступают векторным – сила торможения и модуляция ниже. Закрепляются на перьях рамы (если говорить о задних) с помощью специальных ушек по аналогии с векторными. Это означает, что на велосипеде с v-brake можно установить кантилеверы и наоборот.

Обслуживание. Натяжение настраивается с помощью двух тросов – ведущего и тягового. Для наглядности:

Расстояние между колодками регулируется при помощи боковых винтов на закрепленных подвижных корпусах.

Где встречаются. Кантилеверы могут быть установлены на любой тип велосипеда, где есть ушки под v-brake – на скоростном дорожнике, МТБ и гибриде. И хотя этот тип тормозов несколько отошел в прошлое, его можно увидеть в свободной продаже.

И, наконец, старый добрый ножной тормоз. Официальное название его – барабанный, а все потому, что тормозные колодки за счет зажимного усилия прикладываются к вращающемуся синхронно с колесом барабану. Механизм встроен в заднюю втулку велосипеда и приводится в действие обратным ходом педалей.


Внутреннее устройство втулки с ножным тормозом

Как происходит торможение:

  1. За счет движения педалями назад звездочка принимает фиксированное положение.
  2. Колесо не «убегает» благодаря креплению через рычаг к перу рамы.
  3. Вал, прокручиваясь, стопорится и заставляет колодки разжиматься, за счет чего они сцепляются с барабаном.
  4. При отпускании педалей колодки возвращаются на место. Движение вала звезды вперед не стопорится. Колодки находятся в сложенном состоянии.

Считается, что эффективность тормоза дорожного велосипеда крайне низкая. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Он полностью уступает, скажем, дисковым тормозным системам и отчасти v-brake лишь потому, что векторы ставятся и спереди, и сзади, а барабан – в единственном экземпляре.

Барабаны к обслуживанию вообще неприхотливы и могут работать годами. Единственное, что потребуется, – это периодическая смазка, подтягивание втулки и замена болта тормозного рычага снаружи. А вот починить их будет проблематично – выработка и отсутствие отдельных запчастей в продаже. Проще купить новую аналогичную втулку.

Оценка ножного и барабанного тормоза (в сравнении) по пятибалльной шкале:

Характеристики Барабанные V-brake
Сила торможения 3 - 4 5
Модуляция 3 5
Вес 3 4
Нагрузки на обод 5 1 - 2
Трение и нагрузки на механизмы 1 - 2 5
Ремонт 5 3 - 4
Внешний вид 5 4

*Толкование: 5 – очень хорошо, без проблем, 1 – плохо.

Барабан сильно воздействует на колесо: стенки втулки, спицы и, соответственно, обод. Все это приводит к перегревам на длительных участках торможения, слому спиц и искривлению обода. Если все это собрать вместе, то перспектива использования барабана не радует. Однако не стоит беспокоиться – ведь ножные системы ставятся только на сити-байках бюджетного класса, а они предназначены только для стандартной езды по асфальту без сильных перегрузок.

Задний дисковый тормоз: особенности, настройка и замена запчастей

Дисковый тормоз на велосипеде – современная модификация, которая устанавливается на горных и гибридных велосипедах. Закрепляется на специальное посадочное место втулки. Запчасти дискового тормоза:

  • диск – тормозная поверхность;
  • каллипер;
  • колодка;
  • адаптер;
  • трос и приводная ручка.

Тросовые дисковые тормоза называются механическими – усилия на каллипер передаются так же, как на скобы клеща и v-brake. Кроме механических, существуют и гидравлические системы. При нажатии на ручку из цилиндров с помощью поршней в гидролинию (вместо троса) выталкивается жидкость, за счет которой происходит прижимание колодки к ротору (диску).

Диски могут различаться по диаметрам, от этого зависит эффективность торможения. Чем он больше и, соответственно, площадь поверхности ротора, тем меньше времени потребуется на остановку велосипеда.

Размеры дисков в мм, соответствующие дисциплины:

  • 140 – стандартные поездки на МТБ;
  • 160 – обычный МТБ для бездорожья;
  • 180 - фрирайд;
  • 200 – фрирайд и даунхилл;
  • 220 – даунхилл.

Оценка дисковых тормозов в сравнении с ободными:

Характеристики Ротор v-brake
Сила торможения 5 3 - 4
Модуляция 5 3 - 4
Ремонт, обслуживание, установка 3 5
Чувствительность к восьмеркам 5 1
Нагрузки на колесо 2 3
Вес 3 4
Цена 3 5
Сумма 26 баллов 25 +/- 1 балл

Поставить и отрегулировать роторный тормоз сложнее, чем ободной. Вес у него будет больше, что ограничивает установку только на тяжелых велосипедах. Плюс ко всему стоимость всего комплекта и отдельных запчастей выше, что сильно скажется при переходе с ви-брейка на диск.

Особенности установки:

  • точное выравнивание тормозной линии по раме;
  • использование адаптера под каллипер на задние перья;
  • минимальное расстояние от колодки до поверхности диска.


Схема роторных тормозов и выравнивание по двум измерениям


Как правильно сделать регулировку дискового тормоза:

1. Ослабить регулировочный болт тросика у тормозной ручки.

2. Ослабить крепления каллипера.

3. Зафиксировать тормозную ручку.

4. Выставить допустимое расстояние от колодки до ротора.

5. Затянуть каллипер.

6. Подтянуть регулировочный болт у основания тормозной ручки.

7. Дополнительно натянуть тросик можно при помощи винта у каллипера.

Цель этих операций – добиться оптимального натяжения приводного тросика и выставить расстояние от колодки до ротора.

Тормозная система – основа безопасности при движении на велосипеде. Независимо от их типа – барабанные, ободные или дисковые – важно поддерживать их в исправном состоянии и вовремя регулировать.


Тормоза для велосипеда, как и для любого другого транспортного средства – обязательный элемент, необходимый для управления велосипедом и обеспечения безопасности. Различают следующие типы:
  • ободные;
  • дисковые;
  • барабанные (педальные);
  • роллерные;

Ободные тормоза

Этот тормоз прост, как сам велосипед: грубо говоря, это по два рычага с резиновыми колодками, прикрепленные на перьях вилки и заднего треугольника, сходящихся под действием троса, который в свою очередь выбирается ручкой на руле.

Типы ободных тормозов

Система настолько же проста, насколько и эффективна. Такой механизм практически не может поломаться и легко поддается регулировке. Существует несколько типов ободных тормозов:

V-Brake тормоза

Тормозной тросик подведен сбоку к верхней части тормозного рычага. Тормозной рычаг сжимает обе части тормоза с картриджными тормозными колодками. Такая система параллельного прижимания колодок позволяет обеспечивать эффективное торможение. Картриджные тормозные колодки к тому же можно легко менять с помощью обычного шестигранника. На данный момент этот тип тормозов наиболее распространен. Он используется на велосипедах почти всех типов.

Клещевые тормоза

Чаще всего применяются на шоссейных велосипедах, но и там на замену им постепенно приходят другие типы тормозов. Название тормозов красноречиво говорит о его конструкции: тормозные колодки прижимаются к ободу изогнутыми рычагами, которые внешне напоминают клещи.

Кантилеверные тормоза

Их механизм состоит из двух рычагов с тормозными колодками, прикрепленных к пивотам на вилке. С помощью пары тяг трос передвигает рычаги, после чего и происходит торможение. Этот механизм прост и надежен, однако встречается все реже и реже. Он вытесняется другими другими типами тормозов с более эффективной силой торможения.

Так как V-brake тормоза – это самый распространенный тип ободных тормозов, стоит отдельно рассмотреть их преимущества и недостатки.

Преимущества ободных тормозов

  • Простая и эффективная конструкция
  • Малый вес в сравнении с дисковыми тормозами или тормозами барабанного типа.
  • Невысокая цена.
  • Меньше нагреваются, чем дисковые тормоза.
  • Настройка очень простая, доступная, можно производить в полевых условиях.

Недостатки ободных тормозов

  • Ухудшение работы в грязь и мокрую погоду, это приводит к опасным ситуациям.
  • Если обод кривоват (восьмерка), тормоза будут цеплять его.
  • Колодки тормоза требуют относительно частой смены.
  • Невозможность установки на многие рамы и вилки.
  • Более быстрый износ обода. Этот недостаток важен для горных и других экстремальных велосипедов, для городских это несущественно.
  • стирание колодок и обода, нагрев при длительном торможении.
  • С V-brake тормозами невозможно использовать очень широкие покрышки.

Отчего же эти надежные тормоза постепенно вытесняются дисковыми даже в нише бюджетных велосипедов? Давайте посмотрим.

Дисковые тормоза

Дисковый тормоз представляет собой комбинацию из стального диска, размещенного на втулке велосипедного колеса, как правило, с левой стороны, и устройства, которое сжимает этот диск тормозными колодками - суппорта.

Дисковые тормоза делятся на 2 типа:

  1. Механические. Тормозное усилие передаётся с помощью тросика в рубашке.
  2. Гидравлические. Тормозное усилие передается жидкостью по гидролинии.

Устройство дисковых тормозов

Тормозной диск (ротор) прикреплен к втулке колеса, и тормозное машинке (калиперу), внутри которой размещены тормозные колодки. Дисковые роторы бывают нескольких размеров: 140, 160, 180, 185, 203 и 220 мм. Чем больше диаметр ротора, тем более эффективно работает тормоз, так как увеличивается плечо рычага тормозного усилия.

Механические тормоза

Особенности механического тормоза

  • усилия от ручки передаются на трос;
  • трос подтягивается;
  • тормозная колодка перемещается в калипере;
  • под действием возвратной пружины она отскакивает от диска при ослаблении рычага.

Гидравлические тормоза

Особенности гидравлического тормоза

Тормозные колодки могут быть с наполнением из металлических опилок или из органического материала. Колодки с металлическим наполнением долго притираются и более устойчивы к износу. Органические колодки более мягкие, быстро притираются и обеспечивают более плавное торможение.

Во многих механических дисковых тормозах подвижна только одна колодка, вторая же закреплена неподвижно относительно рамы. Это позволяет упростить и удешевить калипер, но приводит к необходимости по мере износа подтягивать неподвижную колодку. В гидравлических тормозах подвижны обе колодки.

Преимущества дисковых тормозов

  • Дисковые тормоза меньше засоряются при езде, так как расположены ближе к центру колеса, работают в грязи, на снегу.
  • Позволяют более плавно регулировать тормозное усилие, нежели ободные. Иначе говоря, обладают лучшей модуляцией.
  • Обеспечивают более мощное торможение, чем тормоза V-brake.
  • Можно использовать со слегка искривленной геометрией колеса, «восьмерки» не влияют на работу тормозов.
  • Дисковые тормоза редко требуют обслуживания.
  • Не изнашивают обод.
  • Позволяют использовать широкие покрышки.
  • Большой срок службы колодок.
  • Погнутый ротор на них выровнять легче, чем на гидравлических дисковых тормозах.
  • Можно использовать в жестких условиях.

Недостатки дисковых тормозов

  • Обслуживание дисковых тормозов намного сложнее, чем других видов. Для «прокачки» гидравлических тормозов необходимо спецоборудование. Ремонт в полевых условиях требует большого опыта, но многие запчасти можно найти в обычном автомагазине. Но это относится, в основном, к гидравлическим дисковым тормозам.
  • Дисковый тормоз тяжелее, чем ободной. Важно в некоторых дисциплинах.
  • Цена выше, чем у ободных тормозов.
  • Далеко не все модели лучше хороших ободных тормозов при большей цене;
  • Попадание масла на диск снижает эффективность торможения (существует методика удаления масла прокалкой длительным торможением).
  • Опасность искривления ротора на снятом колесе во время перевозки велосипеда.
  • Возможны трудности с креплением стандартного багажника на велосипед.
  • Необходимо содержать рубашки и тросики в чистоте и регулярно их смазывать, при этом смазка должна иметь оптимальную густоту, не должна вытекать из рубашек.

Выбор между механическими и гидравлическими дисковыми тормозами

Дисковые тормоза с механическим приводом дешевле и проще, поэтому подойдут тем, кто выбирает бюджетную модель велосипеда.

Область применения механики и гидравлики

Гидротормоза требуют наличия специализированной мастерской для ремонта гидролинии, прокачки, замены комплектующих. Есть смысл их брать, когда мастерская находится поблизости, чтобы обратиться туда за помощью.

Гидравлику лучше использовать в особо жестких условиях, где сила, точность и скорость торможения выносятся на передний план.

Если бюджет позволяет — берите гидравлику, ощущения от качественного торможения сложно описать словами, очень позитивные эмоции!

Барабанные тормоза

Механизм тормозов находится в задней втулке колеса, при этом сама втулка или её специальная часть является барабаном, а тормозные колодки, находящиеся внутри, при торможении распираются и зажимают тормозной барабан.

Могут иметь как ручной, так и ножной привод. В настоящее время ручные барабанные тормоза практически вытеснены по причине большой массы и прихотливости; ножные барабанные тормоза по-прежнему используются в дорожных и городских велосипедах с одной передачей или с планетарным механизмом переключения передач.

Преимущества барабанных тормозов

  • Малообслуживаемые и неприхотливые. Обслуживание достаточно редкое, хотя и требует определённого навыка.
  • Не подвержены влияниям воды, грязи, снега, масла и погодных условий на торможение.
  • Отсутствие износа обода.
  • Возможно ехать с искривленной геометрией колеса («восьмеркой»).

Недостатки барабанных тормозов

  • Имеют большой вес.
  • Для торможения приходится предпринимать большее усилие, чем при использовании других типов тормозов.
  • Невозможно использовать на многоскоростных велосипедах.
  • Наличие «мертвой зоны» — когда невозможно затормозить при вертикальном положении шатунов.
  • Есть риск – если цепь слетит со звёздочки и на велосипеде не установлен передний тормоз, велосипед невозможно остановить.
  • Требуется время для перехода от движения вперёд к началу торможения, что в некоторых случаях может быть критичным.

Роллерные тормоза

Роллерные тормоза (роликовые, кулачковые), фактически, являются барабанными (но не колодочными) тормозами, но имеют несколько иной принцип прижатия роликов-«колодок» к барабану.

Роллерные тормоза

Схематически механизм представляет собой такую же конструкцию как и внутренний (подколодочный) кулачковый механизм колодочного барабанного тормоза; либо развёрнутый против основного направления вращения роликовый кулачковый фрикцион муфты свободного хода.

Преимущества роллерных тормозов

  • Мощные.
  • Полная независимость от пыли, грязи, воды и снега.
  • Отсутствие износа обода.
  • Возможность длительной работы без регулировок и настроек.
  • Можно ехать с искривленной геометрией колеса.

Недостатки роллерных тормозов

  • Большая масса.
  • Высокая цена.
  • Невозможно установить на некоторые амортизационные рамы.
  • Возможно прокручивание колеса назад при нажатом тормозе.
  • Плохо распространены (в том числе и в России). Отсюда и сложности в приобретении.

Так какие же тормоза выбрать?

Какие тормоза лучше – ободные или дисковые – зависит от цены, предназначения велосипеда и условий эксплуатации. На бюджетных моделях ставятся ободные, на более дорогих – дисковые тормоза. Супер-навороченные велосипеды оснащаются гидросистемой. Там, где исключен экстрим и важна скорость, подойдут V-brake, для нестандартных поездок надежнее приобрести велосипед с дисковыми тормозами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!