Вопросы по военной тематике для викторины. Познавательная игра-викторина «Дорогами войны. Анашина Н.Ю. День истории в школе.Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права. М.,2008

для школьников, учеников 5 – 6 класса

Почему в некоторых европейских странах День Победы празднуется 8 мая?
(Потому что Акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан 9 мая по московскому времени, а по центрально-европейскому это был ещё поздний вечер 8 )

Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
(4 года. 1941-1945 гг.)

Георгиевская ленточка – что символизируют её цвета?
(Чёрный цвет – дым, оранжевый – огонь)

Как фамилия диктора, объявившего о победе над фашистской Германией?
(Левитан)

Кто принимал парад Победы в 1945 году?
(Г.К. Жуков)

Кто из четвероногих воинов, кроме лошадей, принимал участие в Параде Победы 1945 года?
(собаки)

После победы Красной армии в Белоруссии, в ходе операции “Багратион”, по улицам Москвы провели пленных немцев. А после них сразу же проехали поливальные машины. Почему?
(Чтобы очистить улицы, осквернённые самим присутствием фашистов)

Где состоялся первый парад Победы?
(Москва, Красная площадь)

Когда состоялся этот парад? Усложнённый вариант: и почему?
(Парад состоялся лишь 24 июня 1945г. Потому что нужно было успеть сшить форму для участников парада)

А когда же прогремел салют Победы, небывалый по размаху до сих пор: 30 залпов из 1000 орудий?
(А вот салют состоялся 9 мая 1945 года)

Назовите самые крупные победы Красной армии в Великой Отечественной войне.
(Москва, Сталинград, Курская дуга, план «Багратион»)

Город-герой, переживший почти трёхлетнюю блокаду.
(Ленинград)

Что такое «Дорога жизни»?
(Магистраль, проходящая через Ладожское озеро, единственная нить, связывающая Ленинград с большой землёй во время блокады)

Ленинградские подростки во время блокады по ночам забирались на крыши домов. Зачем они это делали?
(Чтобы гасить зажигательные бомбы, которые немцы сбрасывали на город. Если их погасить сразу, то взрыва не будет. Эту работу взяли на себя дети осаждённого города)

Ленинградцы во время блокады заклеивали стёкла окон крест- накрест полосами бумаги. Зачем?
(Чтобы при бомбёжке стёкла не разлетались вдребезги)

Вечерами окна осаждённого Ленинграда занавешивали плотными одеялами. Почему?
(Свет от свечи или керосиновой лампы мог быть виден с самолёта в ночной темноте и послужить мишенью для вражеских лётчиков)

Советский солдат И.Масалов уже в последние дни войны вынес из боя маленькую девочку. В каком городе находится памятник советскому солдату с девочкой на руках?
(В Берлине. В последние дни войны бои шли именно там.)

Великая Отечественная война. Почему – Великая и почему – Отечественная?
(Великая – потому что это была самая масштабная война в истории. Отечественная – потому что носила освободительный характер, бойцы защищали своё отечество)

Не памятник, но символ вечной памяти о павших героях. Есть во многих городах, как правило, находится возле памятника или могилы героев. Что это?
(Вечный огонь)

Назовите самые активные страны-участницы антигитлеровской коалиции.
(Франция, Англия, США)

Один из самых известных памятников Великой Отечественной войны. Находится в одном из городов-героев. К слову, это самый высокий памятник-статуя в мире.
(«Родина-Мать зовёт!». Находится в Волгограде)

На фюзеляжах советских самолётов часто можно было увидеть нарисованные краской маленькие звёзды разных цветов. Что они обозначали?
(Воздушные победы – количество сбитых вражеских самолётов)

Город (то название, каким оно было во время войны), именем которого названо самое эпохальное сражение Великой Отечественной войны. Как этот город называется сегодня?
(Сталинград, Сталинградская битва. Сейчас город называется Волгоград)

Каким образом люди, находящиеся за линией фронта, помогали приблизить день победы?
(Работа на заводах в тылу, народное ополчение, посылки и письма на фронт, участие в концертных бригадах…)

Познавательная игра-викторина «Дорогами войны»

Цель: расширение кругозора и повышение интереса учащихся к Великой Отечественной войне.

Задачи: воспитание чувства патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны; привлечение учащихся к чтению произведений о ВОВ; популяризация литературы о ВОВ.

Оборудование:

плакат с фотографиями о войне, выполненный детьми;

выставка детских рисунков о Великой Отечественной войне;

выставка книг о Великой Отечественной войне;

компьютер, экран;

записи песен о войне;

презентация;

Слайд 1

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим игру-викторину «Дорогами войны» в преддверии великого праздника - Дня Победы. Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей, положивших свои жизни в годы ВОВ.

Слайд 2

Четыре долгих года шла на нашей земле самая страшная, самая кровопролитная война в истории человечества. Война… А что это за слово?

(Выходят чтецы и на на фоне музыки «Священная война» читают стихи)

1 - Война - это боль, огонь и слёзы (слайд 3)

2 - Война - это кровь и жгучий металл (слайд 4)

3 - Война - это разлука и распри народа (слайд 5)

Вместе - Подвиг народа и память на все века (слайд 6)

Ведущий: Очень много книг написано о ВОВ, очень много фильмов создано об этой страшной войне! В нашей школьной библиотеке тоже имеются книги о ВОВ. Некоторые из них я вам сейчас представлю. (Обзор книг)

«Куда не долетали снаряды», Калинин Ю.Н. - эта книга - сборник рассказов о военном детстве, о становлении характера, об истинных и ложных ценностях.

«Белый голубь», Жариков А.Д. - книга о подвигах невыдуманных героев, их мужестве, отваге, безграничной преданности своему Отечеству.

«Звезда», Казакевич Э.Г. - лирическая повесть о жестоких буднях войны, о тяжелой и самоотверженной службе армейских разведчиков.

«Солдаты Бессмертия», Кованый В. - книга учёного, врача, общественного деятеля - посвящена подвигу медиков в годы ВОВ. Рассказывая о героическом труде солдат в белых халатах, автор, сам участник Великой Отечественной, призывает к сохранению мира на Земле.

«Во имя Родины» - эта книга посвящается представителям различных национальностей, совершившим беспримерные подвиги в годы ВОВ.

«Великая Отечественная в письмах» - в этом сборнике собраны письма, написанные героями и участниками войны на различных фронтах своим родным и близким. Так же сборник иллюстрирован множественными фотографиями.

«Озарённый первым салютом» - красочный фотоальбом, в котором собраны фотографии военных и послевоенных лет.

«Якутия: во имя Великой Победы» - книга-фотоальбом о воинах-якутянах, участвовавших в войне 1941-1945 годов. Здесь собрано очень много фотопортретов и аннотаций о боевом пути якутских ветеранов войны.

« Говорят погибшие герои » - со страниц этой книги говорят те, кто погиб смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Письма и документы, представленные в этом сборнике, писались в последние минуты жизни - в застенках гестапо, в тюрьмах и концлагерях, во время тяжёлых боёв. В этих письмах звучит страстный призыв к победе над фашизмом. Патриоты завещают потомкам продолжать борьбу за светлое будущее человечества, за прочный мир между народами.

Почёт и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. Давайте не будем забывать о подвигах нашего народа в ВОВ, и всегда будем помнить о тех, кто подарил нам великий праздник - День Победы!

Слайд 7

Я уверена, ребята, что каждый из вас, так или иначе, соприкасался с темой войны. И сегодня мы узнаем, кто же всё-таки из вас большой знаток этой темы. А тот, кто знает совсем немного, тот поймёт, что необходимо углубить свои знания о войне, т.к. это наша история и мы просто обязаны её знать и помнить! Миллионы солдат отдали свои жизни во время ВОВ, за то, чтобы мы с вами сейчас жили мирно и счастливо! А этого забывать нельзя!

Чтецы:

1 - Вы думали: история - забвенье,

Архив, куда грехи свои сдают?

Она тот высший суд, где нет прощенья,

Где срока давности не признают.

2 - Вы думали история, что сказочка,

Где можно всё напутать, переврать.

Но это вам всего лишь только кажется,

Что можно ход истории прервать!

Ведущий: Да, ребята, историю не прервать и не изменить. Её надо знать, помнить и чтить!..

Слайд 8

Прежде, чем мы перейдем к вопросам нашей игры-викторины, вначале давайте познакомимся с правилами общения на игре: (ребята громко зачитывают)

С уважением относимся друг к другу.

Любое мнение заслуживает внимания.

Пока один говорит, все остальные его слушают.

О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Ведущий: Ну, а теперь я познакомлю вас с условиями игры-викторины: в игре всего пять туров, в каждом туре по пять вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Четыре тура отборочных, в них могут принимать участие все присутствующие. По итогам каждого тура выявляются победители, которые будут играть в последнем туре между собой за победу.

Слайд 9

Ведущий: Итак, я объявляю 1-ый тур, который называется «Разминка». В этом туре вам, ребята, необходимо отгадать загадки. Вы готовы?

С ним солдаты в бой идут.

Он солдату верный друг.

Стреляет, стрекочет

Во врага попасть хочет (автомат)

Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

Летит - лается, Упадет - рассыпается (Снаряд)

В кобуре лежит, молчит,

А в бою заговорит.

Громко стреляет,

Командиру жизнь спасает (пистолет)

По полю ползет,

Пушкой ведет,

Страх нагоняет,

Во врага стреляет (танк)

Слайд 10

Ведущий: Второй тур называется «Даты и цифры Великой Отечественной», т.е. в этом туре все вопросы будут связаны с датами и какими-то другими цифрами, относящимися к ВОВ.

2. Сколько лет длилась ВОВ? (4 года)

3. Сколько дней длилась ВОВ? (1418)

5. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900)

Слайд 11

Ведущий: Ну, а третий тур нашей игры-викторины носит название « Страницы боевой славы» . Внимательно слушаем вопросы третьего тура.

1. Назовите имя Верховного главнокомандующего советских войск в ВОВ. (И.В. Сталин)

2. Государство, которое без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины 22 июня 1941 г.: (Германия).

3. Какое оружие, применяемое в годы ВОВ, называлось ласковым женским именем? (Катюша)

4. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы ВОВ? (Орден Отечественной войны)

5 . Какой город в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград)

Слайд 12

Ведущий: следующий, четвёртый тур называется « Литературно-музыкальный ». В нем собраны вопросы, которые связаны с названиями песен и стихотворений о военной тематике, а так же с именами их авторов.

1. Из какого произведения взяты эти строки?

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Ком память, кому слава,

Кому тёмная вода -

Ни приметы, ни следа. (Поэма «Василий Тёркин», А.Т. Твардовский)

2. Как называется песня, из которой взяты эти строки?

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла.

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла. (Катюша)

3. Кто написал музыку к знаменитой песне «День Победы»? (Д. Тухманов)

4. Как называется песня, из которой эти строки?

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели -

Этот день мы приближали как могли. (День Победы)

5. Кто написал одно из самых популярных стихотворений в годы ВОВ «Жди меня»? (К. Симонов )

Ведущий: Итак, по количеству жетонов выявляем победителей четырех туров, которые будут играть в последнем, пятом туре.

Слайд 13

Последний, пятый тур называется « Погоня за лидером ».

Какая битва привела к коренному перелому в войне и подорвала военную мощь Германии? (Сталинградская)

Как называлась единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру, связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами с сентября 1941 по март 1943 г.? По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие. (Дорога жизни )

В каком городе находится знаменитый Мамаев курган? (г. Волгоград )

Пограничная застава, крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистских захватчиков? (Брестская крепость )

Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»?

(Г. К. Жукову )

Слайд 14 . Подведение итогов игры-викторины. Награждение победителей.

Использованная литература

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. - М.: Современник, 1988.

Военно-патриотическое воспитание в школе / авт.-сост. М.В. Видякин и др. - Волгоград: Учитель, 2005.

1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. - М.: Политиздат, 1990.

Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. - М.: Советская Россия, 1983.

Яковлев Н.Н. Весна Победы. - М.: Педагогика, 1985.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тоншаевская вечерняя (сменная) школа»

Шерстковский учебно-консультационный пункт

СВОЯ ИГРА

«Великая Отечественная война».

Интеллектуальная игра по истории.

Разработала и провела

учитель истории и обществознания

Борисенко Нина Николаевна.

2016

Своя игра « Мы знаем »

Цели:

Повторить изученный ранее материал;

Расширить кругозор учащихся по истории Великой Отечественной войны, вызвать интерес к истории страны;

Привить уважение к героическому прошлому нашей Родины.

Задачи:

Формировать умения работать в коллективе; быстро и четко формулировать и излагать свои мысли;

Развивать логическое мышление учащихся.

Оборудование и оформление : на доске размещены: название игры, правила игры, высказывания известных людей о необходимости знать историю своей страны, установлен проектор, экран.

В начале игры проводится инструктаж.

Вступительное слово учителя.

2016 год-год 75 –летия многих трагических событий Великой Отечественной войны. Это 75 лет с начала войны, обороны Брестской крепости, Смоленского сражения, Одесской оборонительной операции, Киевской операции, начала блокады Ленинграда, битвы за Москву, начала обороны Севастополя….. Обо всех этих событиях мы на уроках истории говорили с вами подробно, смотрели презентации. Сегодня мы с вами снова вернемся к Великой Отечественной войне в интеллектуальной игре «Своя игра». Для этого мы создали две команды- «Эрудит» и « Историки»

Учитель: Ну что же, ребята, приступаем к игре.

Нашу игру сегодня оценивают члены жюри:

1._____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5.________________________________________________________________

Председатель ______________________________________________________

В игре участвуют 2 команды. Состоит игра из 25 вопросов. Команда - победитель определяется по наибольшему количеству набранных баллов.

Каковы же правила нашей игры?

Правила игры созданы на основе правил телевизионной игры. В данной игре одновременно играют 2 команды. Если команда отвечает правильно- получает полную сумму баллов.

Сектор «Вопрос-аукцион»- команды назначают цену вопроса, но не ниже наминала; отвечает та команда, которая покупает вопрос за более высокую цену, при неправильном ответе баллы вычитаются.

Сектор «Своя игра» -на данный вопрос отвечает команда, выбравшая этот вопрос, она имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса, но если ответ неверный- названные баллы вычитаются.

Сектор «Кот в мешке»- команда имеет право передать вопрос команде-сопернику. При правильном ответе ответившей команды баллы плюсуются, при неверном ответе-вычитаются.

Сектор «Счастливый случай»- команда получает указанную сумму баллов без ответа на вопрос и продолжает играть.

Если команда не знает ответа на вопрос, на него может ответить другая команда, получив при этом указанные баллы. Если обе команды не знают ответа на вопрос, на него могут ответить болельщики команды, при этом команда получает половину указанных баллов.

Переходим к игре.

Вопросы игры:

Города, прославившиеся

во время войны

10 Назовите город, битва у которого обеспечила коренной перелом в войне?

(Курск).

20 У какого города в апреле 1943 года произошла историческая встреча советских и американских войск? (Торгау).

30 Какая крепость-герой одна из первых встретила фашистских агрессоров? (Брест).

40 Сектор «Своя игра».

Какой советский город стал местом совещания «большой тройки» в феврале 1945 года? (Ялта)

50 Сектор «Кот в мешке».

После освобождения каких советских городов в Москве был дан первый за годы войны салют? (Орел и Белгород)

имена

10 Назовите имя председателя ГКО во время Великой Отечественной войны? (И.В.Сталин)

20 Среди солдат на фронте ходила поговорка: «Где…., там и победа»! О ком это сказано? (Г.К.Жуков)

30 Кто из государственных деятелей выступил по Всесоюзному радио в день начала Великой Отечественной войны? (В.М.Молотов)

40 Сектор «Своя игра».

На Нюрнбергском процессе одним из обвинительных документов был дневник маленькой блокадницы-ленинградки. Назовите ее имя. (Таня Савичева)

50 Сектор «Кот в мешке».

Символом стойкости Ленинграда стала для ленинградцев Седьмая симфония, исполненная 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. КТО ее автор? (Д.Шостакович)

НАШИ СОЮЗНИКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

10 Сектор «Счастливый случай».

Как назывались поставки союзниками военной техники, в соответствии с которыми Советская армия получила 427 тыс. грузовиков, 22 тыс. самолетов, 13 тыс. танков и другую технику? (Ленд-лиз)

20 Сектор «Вопрос-аукцион»

28 ноября-1 декабря 1943 года состоялась первая в годы войны конференция «большой тройки», на которой уже рассматривался вопрос о послевоенном устройстве Европы. Где проходила эта конференция? (В Тегеране))

30 Назовите лидеров стран –участников конференций «большой тройки»

в ноябре –декабре 1943 года и в феврале 1945 года. (СССР-И.В.Сталин, Англия _ У.Черчилль, США –Ф.Рузвельт)

40 СССР на конференциях «большой тройки» взял на себя обязательство перед союзниками по антигитлеровской коалиции вступить на определенных условиях в войну против Японии через …….после разгрома фашистской Германии. Через какой срок? (через три месяца).

50 Когда и после какого события вступили во Вторую мировую войну США? (7 декабря 1941 года японский флот уничтожил основную военно-морскую базу США в ПЕРЛ – ХАРБОРЕ)

События и операции Великой Отечественной войны.

10 Сектор «Счастливый случай».

Какое название носил план молниеносной войны фашистской Германии против СССР? («Барбаросса)

20 Сектор «Вопрос-аукцион»

Какое название носила в планах Генштаба Германии операция по захвату столицы СССР-Москвы? (Тайфун)

30 Назовите три основных направления наступления немецких армий по плану «блицкрига» против СССР и названия групп этих армий. (ГРУППА АРМИЙ «СЕВЕР» ЛЕНИНГРАД, АРХАНГЕЛЬСК,МУРМАНСК;

ГРУППА АРМИЙ «ЦЕНТР»- МОСКВА; ГРУППА АРМИЙ «ЮГ»- КАВКАЗ .)

40 8 сентября 1941года-27 января 1944 года. Что это за даты? (Блокада Ленинграда)

50 Кто и когда с советской стороны подписал Акт о капитуляции фашистской Германии? (В ночь с 8 на 9 мая 1945 года Г.К.Жуков).

СОБЫТИЯ И ДАТЫ

10 Что произошло 22 июня 1941 года? (Фашистская Германия напала на СССР)

20 Что произошло в период с 16 апреля по 8 мая 1945 года? (Операция Красной Армии по взятию Берлина).

30 31 января-2 февраля 1943 года на советско-германском фронте произошло событие, после которого в Германии был объявлен трехдневный траур. Что это за событие? (Капитуляция немецких войск под Сталинградом)

40 С 17 июля по 2 августа 1945года в Потсдаме проходила конференция глав государств антигитлеровской коалиции, в ходе которой президент США Г.Трумэн сообщил И.В.Сталину очень важную информацию о событии, наложившем отпечаток на все послевоенное развитие мира. Какая это была информация?? (Об испытании первой атомной бомбы)

50 24 июня 1945 года в Москве произошло событие, которое явилось торжественным и символическим завершением Великой Отечественной войны. Назовите это событие.(Парад Победы)

Команды играют согласно правилам.

Пока жюри подводит итоги, для членов команд проводится рефлексия.

Понравилась вам сегодняшняя игра? На столе у вас вопросы. Я попрошу вас ответить на них.

    Понятны ли вам были цели, задачи, правила игры?

    Сумел ли ведущий игровым материалом и своей деятельностью вас заинтересовать, создать состязательный настрой?

    Что в конкурсе было для вас наиболее интересным, запоминающимся?

    Появилось ли у вас желание узнать больше о занимательных моментах истории, прочитать дополнительную литературу, добыть новую информацию?

    Есть ли у вас желание участвовать в следующем подобном конкурсе?

    Что бы вы предложили изменить в игре?

Жюри подводят итоги, награждаются победители.

Литература и интернет-ресурсы:

    Гусляр - /1629_ iscelenie _ svyazi _ s _ predkami . jpg ;

    Н. В. Загладин, С. И. Козленко и др. История России. ХХ-начало ХХ I века.

Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 11-е издание. М, «Русское слово», 2011.

    С. Г. Зубанова. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ростов-на Дону, «Феникс»,2016.
































































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Введение

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного студента. Компьютер вписывается в жизнь колледжа и является эффективным техническим средством. Новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, становятся активным стимулятором познавательного процесса студентов.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Студентов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой студенты стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы со студентами – это внеклассная работа. Строгие рамки занятия и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие, интересующие студентов вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании молодых людей.

Мероприятие проводится с применением презентации Microsoft Power Point и Notebook. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.

В истории любого государства и народа есть исторические события величайшего национального значения, которые, как легенда, переходят в памяти народа от поколения к поколению на века, сохраняя при этом свое величие и национальную гордость.

Таким всемирно-историческим событием для нашего государства и народов, населяющих нашу Родину, является победа над фашистской Германией, 67 годовщина которой будет отмечаться 9 мая 2012 года. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей тех событий и важно сохранить память о героях боев и тружениках тыла в сердцах молодого поколения.

Через живое слово ветерана, стихи и песни военных лет молодежь приобщается к великим историческим традициям нашего народа.

Во внеклассной работе по истории заложены широкие возможности формирования интереса к предмету, развития познавательной деятельности, расширения кругозора студентов.

Разработка может оказать определенную помощь преподавателям в проведении внеклассной работы по истории.

Цели:

  • Обучающая: закрепить, совершенствовать, углубить знания по истории Великой Отечественной войны, побуждать студентов к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора
  • Развивающая: развивать память, быстроту реакции, умение работать в команде
  • Воспитательные: содействовать формированию у студентов уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине; формировать активную жизненную позицию; положительное отношение к знаниям

Оснащение мероприятия: Компьютер; проектор; доска и мел (для турнирной таблицы); комплекты приложений для жюри; вывески (командные); интерактивная доска; Музыкальное сопровождение (фонограммы песен, посвященных Великой Отечественной войне).

Подготовительная работа:

  • Разработка сценария;
  • Подготовка презентаций для сопровождения игры;
  • Проведение отборочных туров в группах для определения состава участников.

Дата проведения:

Место проведения: кабинет №19

Группы профессий:

30.3 Оператор по обработке перевозочных документов

30.4 Помощник машиниста локомотива

306 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Эпиграф на доске:

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
(Т.Г. Шевченко)

Ход мероприятия

Вечер начинается словами ведущего и показом презентации на экране.

Фрагмент песни «Священная война».

Ведущая 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущая 2: Здравствуйте, участники сегодняшнего мероприятия. Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны.

Ведущая 1: Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

Ведущая 2: К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 67 годовщину которой мы сегодня отмечаем.

Ведущая 1: Время успело запахать траншеи на полях былых сражений, однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.

Чтец:

Никогда не сотрутся даты
Этих подвигов боевых.
В вечном отдыхе спят солдаты –
Горе тем, кто разбудит их.

Ведущая 2: Эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло огромное количество мужского трудоспособного населения страны.

Ведущая 1: За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Ведущая 2: Мы собрались сегодня, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры, а участниками ее будут все присутствующие.

Ведущая 1: Позвольте ознакомить Вас с правилами нашей познавательной игры – викторины.

Она будет проходить в несколько туров:

I тур ЗНАКОМСТВО

II тур РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

III тур МЫ ЭРУДИТЫ В ИСТОРИИ ВОВ

IV тур УГАДАЙ-КА (Музыкальный конкурс)

V тур ПОГОНЯ ЗА ЛИДЕРОМ (Блиц – турнир)

Ведущая 2: Но прежде всего правила общения во время викторины

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ НА ВИКТОРИНЕ:

  1. С уважением относимся друг к другу
  2. Любое мнение заслуживает внимания
  3. Пока один говорит, все его слушают
  4. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки

Ведущая 1: Представляем жюри:

  • Преподаватель истории;
  • Методист;
  • Студент 2-го курса.

Жюри получает судейские листы

Судейский лист

№ тура Название тура 1 команда 2 команда
I Знакомство
II Разминка для ума
III Мы эрудиты в истории ВОВ
IV Угадай-ка
V Погоня за лидером
ИТОГО

I ТУР – Знакомство с командами.

(Оценочная система – 5 баллов)

  • 1 команда – (например, «Юность», девиз: В памяти нашей бронзой отлито, Никто не забыт, ничто не забыто…)
  • 2 команда – (например, «Дружба», девиз: Клянемся павшим героям: То, что отцы не доделали – мы доделаем. То, что отцы не допели – мы допоем.)

(Название команды : «Товарищ»

девиз:

Когда мы едины –
Мы непобедимы!

название команды : «Стрельцы»

девиз:

Стой за себя,
защищай других
И держи стрелу наготове.

Каждая команда проговаривает свое название, девиз имеет эмблему.

II. ТУР – Разминка для ума.

Чтец:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Ведущая 1: “Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года: …Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолётов наши города – Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит”.

Ведущая 2: Одновременно командам будут заданы вопросы о том, как начиналась война (Приложение 1). Если у команды есть ответ – вы поднимаете сигнальную карточку. Если ответ – правильный, вы получаете 3 балла. За каждое дополнение – 1 балл.

Ведущая 1: Первый вопрос: Назовите названия планов фашистской Германии перед наступлением на СССР.

Ведущая 2: Вопрос второй: Для нападения на СССР гитлеровское командование сосредоточило 3 группы армий. Как назывались эти группы?

Ведущая 1: Вопрос третий: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Север».

Ведущая 2: Вопрос четвёртый: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Центр».

Ведущая 1: Вопрос пятый: Назовите направления наступления фашистских войск группы армии «Юг».

Ведущая 2: Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Шестой вопрос: Назовите первые приграничные сражения.

Чтец:

О крепости Брестской я слышал рассказ,
Легенду, прекрасней старинных…
В той крепости, вражьей ордой окружен,
Границу страны защищая,
Пожертвовал жизнью своей гарнизон,
Захватчикам путь преграждая…

Ведущая 1: Вопрос седьмой: Назовите начало Смоленского сражения.

Ведущая 2: Вопрос восьмой: Какой вид вооружения использовали советские войска в этом сражении впервые?

Ведущая 1: Вопрос девятый: Когда началась блокада Ленинграда?

Ведущая 2: В конце августа 1941 года к Ленинграду подошли еще не знавшие поражений лучшие части вермахта. Мир затаил дыхание. Ленинградцам силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом удалось остановить врага у стен города.

8 сентября гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.

Чтец:

Над Ленинградом – смертельная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Свистят снаряды, свирепеет стужа…
– Товарищи, мы в огненном кольце…

Ведущая 1: Вопрос десятый: Сколько грамм составлял паёк в блокадном Ленинграде?

Чтец:

Враг силой не мог нас осилить –
Нас голодом хочет он взять.
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Такого вовеки не будет
На невском святом берегу,
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу!

Ведущая 2: Вопрос одиннадцатый: Какой город оборонялся в течение 250 дней?

Ведущая 1: Вопрос двенадцатый: Назовите дату – начало битвы за Москву.

Чтец:

И вот опять истории страница
Покрыта кровью подмосковных битв.
Тремя путями враг к Москве стремится,
Путем единым будет он отбит.

В дни защиты столицы была написана “Песня защитников Москвы” (сл. А.А. Суркова, муз. Б.А. Мокроусова ). Непоколебимая уверенность в победе звучала в ней.

Ведущая 1: Вопрос четырнадцатый: Назовите фамилию командира дивизии, оборонявшей Москву в районе Волоколамского шоссе?

Чтец:

Война… Жестокая война
Не первый месяц длится.
Жизнь, как струна, напряжена,
В опасности столица.
Все громче злобный вой ветров,
На взрывы дни похожи,
А сводки Совинформбюро
Тревожней все и строже.

Ведущая 2: Вопрос пятнадцатый: Кому принадлежат слова: «Велика Россия! А отступать некуда, позади Москва?»

Ведущая 1: Второй тур закончен. Жюри подводят итоги.

III ТУР – Мы эрудиты в истории Великой Отечественной войны (5 из 25) .

Ведущая 1: Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.

Чтец:

Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не быть!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черёд!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить.
Идём мы, смерть, презирая,
Не умирать, а жить!

Ведущая 2: Перед вами на табло 25 разноцветных ячеек: вопросы серого цвета – простые вопросы (за правильный ответ вы получаете 1 балл); вопросы жёлтого цвета – вопросы с четырьмя вариантами ответа (за правильный ответ вы получаете 2 балла); вопросы синего цвета – вопросы на соответствие (за правильный ответ вы получаете 3 балла); вопросы красного цвета – вопросы о героях – омичах – по полному рассказу о герое вы должны назвать его (за правильный ответ вы получаете 4 балла).

Ещё напомню, что у каждой команды есть возможность ответить на 5 вопросов. На обдумывание – 10 секунд. Сосредоточьтесь! (Приложение 2)

Ведущая 1: Третий тур закончен. Жюри подводят итоги.

IV ТУР – «Угадай-ка» (музыкальный конкурс).

Чтец:

На войне – в пути, в теплушке,
В тесноте любой избушки,
В блиндаже иль погребушке, –
Там, где случай приведет, –
Лучше нет, как без хлопот,
Без перины, без подушки,
Примостясь кой-как друг к дружке,
Отдохнуть... Минут шестьсот.

Ведущая 1: Командам предлагается выбрать 3 фонограммы из 12. За каждую правильно угаданную песню команда получает 3 балла (Приложение 3).

Ведущая 2: Четвёртый тур закончен. Жюри подводят итоги.

V ТУР – «Погоня за лидером» (блиц-турнир).

Ведущая 2: В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.

Чтец:

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад.
Отстаивая право на свободу,
К Победе шел, Россия, твой солдат.

И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила им война
Видать, нечеловеческая сила ему,
Солдату русскому, дана!

Ведущая 1: Командам по очереди предлагается ответить на 15 вопросов (Приложение 4). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущая 2: Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбить. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

Чтец:

В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!

Ведущая 2: Вот закончен и пятый тур. Жюри подводят итоги.

Ведущая 1 (Подведение итогов, награждение): Слово членам жюри. Каждая команда получает диплом I или II степени в зависимости от результатов.

Ведущая 2: Закончена викторина и путешествие в мир истории. Мы поздравляем победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать, дорогие ребята. Удачи, успехов Вам на дороге знаний.

Викторина по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

для обучающихся 8-11 классов

1. План нападения гитлеровской Германии на СССР? (Барбаросса)

2. Чрезвычайный орган высшего военного управления, созданный 23 июня 1941г.?

(Ставка Верховного Главнокомандования)

4. Прорыв блокады Ленинграда состоялся ( 18 января 1943 года).

5. Битва под Сталинградом проходила (17 июля 1942 - 2 февраля 1943 года).

6. Сражение, после которого стратегическая инициатива окончательно перешла в руки Красной Армии? Наступил коренной перелом в годы войны.

(Курская битва)

7. Название военной операции по освобождению Белоруссии

(«Багратион»)

8. Когда Красная Армия вышла на линию государственной границы СССР?

(март 1944 года).

9. Операция, в ходе которой Красная Армия завершила Великую Отечественную войну? (Берлинская наступательная операция)

10. Назовите выдающихся советских полководцев, дважды награждённых высшим военным орденом «Победа»

(Жуков Г.К., Василевский А.М.)

11. Род войск, в котором в период Великой Отечественной войны служили трижды герои Советского Союза И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин

(Авиация).

12. Лётчик-ас, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в авиацию и продолжил участие в Великой Отечественной войне

(Алексей Петрович Маресьев).

13. Создатель пистолета ТТ, который признан, как один из лучших пистолетов времен Второй мировой войны?

(Токарев Федор Васильевич).

14. Диктор «Советского информационного бюро», объявленный Адольфом Гитлером своим личным врагом № 1.

(Юрий Борисович Левитан).

15. Этого полководца называли «советским Багратионом». Ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Кто этот полководец?

(командовал – Рокоссовский К.К. (принимал Парад Победы – Жуков Г.К.).

16. Кем и когда было водружено Красное Знамя Победы над Рейхстагом?

17. Настоящее имя разведчика Пауля Зиберта, ликвидировавшего 11 немецких генералов?

(Николай Иванович Кузнецов).

18. Крепость-герой, ставшая символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны (Брестская крепость).

19. Город-герой, который за свою великую историю, которая началась в 863 году, отважно защищался во все времена, в т.ч. в Смутное время, от войск Наполеона и в 1941 году. (Смоленск.)

20. Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя периода Великой Отечественной войны? Кто из морских офицеров её возглавлял?

(длилась 250 дней с 30 октября 1941 г. по 4 июля 1942 г., общее руководство возглавлял вице-адмирал Ф.С. Октябрьский).

21. В связи с освобождением, каких городов был дан первый за годы Великой Отечественной войны победный салют? (городов Орла и Белгорода)

22. Столько городов носит почетное звание «Город-герой»?

( 12 городов и 1 крепость-герой - Брестская крепость)

23. Впервые войска Красной Армии применили систему полевой реактивной артиллерии, прозванной «Катюша» в…

24. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной войны?

(Орден Отечественной войны)

25. Высший военный орден, учрежденный указом от 8 ноября 1943 год

(Орден «Победа»)

26. Эту медаль называли солдатским орденом

(медаль «За отвагу»)

27. В годы Великой Отечественной войны в честь выдающихся полководцев и флотоводцев были введены ордена. Какие?

(А. Невского, М. Кутузова, А. Суворова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова)

28. Перечислите фамилии командиров, возглавлявших крупные партизанские соединения в тылу врага.

(С.А. Ковпак, А.Ф. Федоров, А.Н. Сабуров, С.В. Руднев, К.С. Заслонов).

29. Девиз тружеников советского тыла

(«Все для фронта, все для победы над врагом»)

30. Какая организация занималась вопросами эвакуации населения и промышленных предприятий в годы Великой Отечественной войны?

(Совет по эвакуации при СНК СССР)

31. Тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград»

(Челябинск, тракторный завод выпускал знаменитые танки Т-34.)

32. Раскройте аббревиатуру ППШ.

(пистолет-пулемет Шпагина)

33. Какой танк был признан лучшим танком Второй мировой войны?

(Танк Т-34)

34. К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат. Что символизирует каждый из них?

(Союзническую армию: это фигуры советского, французского, американского и английского солдат)

35. Название мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде.

(Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»)

36. Какое имя носит памятник русскому солдату в болгарском городе Пловдив.

(«Алёша»).

37. Что такое «ленд-лиз»?

( В годы Второй мировой войны СССР получал от союзников, прежде всего от США, бесплатные поставки вооружения и продовольствия. Эта помощь и получила такое название)

38. Где, когда был открыт Второй фронт?

результате высадки англо-американских войск в Нормандии, 6 июня 1944 года)

39. Где и когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

(в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в пригороде Берлина, в Карлсхорсте)

40. В каком городе прошел международный суд над бывшими руководителями гитлеровской Германии?

( Нюренберг)

41. Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы в период с 1941 по 1945 год?

(три парада:7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, Парад Победы 24 июня 1945 года).

42. Когда в Москве состоялся Парад Победы?

43. За героизм, проявленный при преодолении этой преграды осенью 1943 года, 2438 воинов, были удостоены звания Героя Советского Союза. Что это за преграда?

(Система укрепления «восточный вал» при форсировании р. Днепр).

44. Когда и где был зажжён первый Вечный огонь в память о павших в Великой Отечественной войне.

(Посёлок Первомайский Щёкинского района Тульской области 9 мая 1955 года)

45. Стихи этой песни, ставшие главной песней Великой Отечественной войны, были напечатаны на третий день войны - 24 июня 1941года. О какой песне идет речь?

( «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача музыка А. Александрова)

46. Эта симфония написана и исполнена в блокадном Ленинграде.

(Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича)

47. Какой киногерой произнес эту фразу? В каком фильме?

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне».(кинофильм «В бой идут одни старики», киногерой капитан Титаренко)

48. Какому литературному герою принадлежат эти слова? Как называется это произведение? Кто автор?

«Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете».

(герой Василий Тёркин из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»)

49. Сколько участников войны из Тюменской области удостоены звания Героя Советского Союза? (97 или 105)

50. Сколько человек из Тюменской области удостоены звания Полного кавалера ордена Славы? (13 или 14)

51. В какие годы в Тюмени учился Герой Советского Союза легендарный разведчик Н.И. Кузнецов? (1926-1927 гг.)

52. Как называется памятник, посвященный выпускникам школ города Тюмени 1941 года?

(«Прощание», второе название «Выпускникам школ города Тюмени, не вернувшимся с войны»).

53. Как называли в народе танк А-40 «КТ», созданный в Тюмени в 1942 году?

(«Летающий танк»).

54. Завод в городе Тюмени, выпускавший с первых дней войны минометы и мины калибра 82 и 120 мм.

(Завод «Механик», бывший чугунолитейный завод промышленника Н. Д. Машарова)

55. В память о каком событии в 2008 году в Тюмени был открыт сквер Сибирских кошек?

(В феврале 1944 года тюменская милиция две недели собирала по городу котов и кошек для отправки в Эрмитаж, чтобы защитить хранилища музея от грызунов)

56. Стрелковая дивизия, сформированная в Тюмени, принимала участие в освобождении более 400 населенных пунктов в Вологодской и Ленинградской областях, а также в Карелии и Норвегии.

(368-я Краснознаменная стрелковая дивизия)

57. В июле 1941 года в Тюмень прибыл поезд с необычным грузом. Груз был размещен в здании сельскохозяйственного техникума ныне Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Что это был за груз?

( саркофаг с телом В.И. Ленина).

58. Перечислите не менее 5 улиц Тюмени, названных в честь героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

(например, улицы Н. Ватутина, Р. Малиновского, О. Кошевого, З. Космодемьянской, А. Матросова, М. Джалиля, М. Цукановой, И. Федюнинского, Героев молодогвардейцев, ул. Краснодонцев, Л. Чайкиной, Н. Гастелло, М. Мельникайте, Д. Карбышева, В. Хохрякова, В. Гнаровской, Н. Фёдорова, Ф. Щербакова, А. Логунова, М. Расковой, А. Маресьева, З. Безноскова, В. Худякова, Т. Чаркова и т.д.)

59. Как называлось военное училище в Тюмени и где оно располагалось?

(Первое Тюменское военно-пехотное училище, в здании Гостиного двора, по ул. Ленина,1)

60. Сколько предприятий было эвакуировано в Тюмень в начале Великой Отечественной войны? Какую продукцию они выпускали?

(22(28), выпускали катера, мотоциклы М-72 , аккумуляторы, миномёты, мины, реактивные боеголовки для легендарных «Катюш», электрооборудование для военной авиационной и наземной техники, лекарства для фронта и тыла и др.)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!