Новые репродуктивные технологии инсеминация экстракорпоральное оплодотворение. Как быть если не получается? Обзор репродуктивных технологий. Кафедра философии и гуманитарной подготовки

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко Росздрава»

Кафедра философии

Реферат по курсу «Биоэтика»

«Биоэтика и новые репродуктивные технологии»

Выполнил: студент I курса

Института сестринского образования

ЗВСО 106 группы

Пешкова Ирина Алексеевна

Научный руководитель: Маркова С.В.

Что такое биоэтика?

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации. В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

Современная биоэтика включает ряд тесно связанных форм деятельности.

Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности. Различные курсы биоэтики преподаются в детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах).

В-третьих, - это бурно развивающийся социальный институт. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

К основным в биоэтике можно отнести следующие проблемы:

  • защиты прав пациентов (в том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей и др. больных с ограниченной компетентностью);
  • справедливости в здравоохранении;
  • взаимоотношения с живой природой (экологические аспекты развития биомедицинских технологий);
  • аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке» с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);
  • проведения экспериментов на человеке и животных;
  • выработки критериев диагностики смерти;
  • трансплантологии;
  • современной генетики (генодиагностики, генной терапии и инженерии);
  • манипуляций со стволовыми клетками;
  • клонирования (терапевтического и репродуктивного);
  • оказания помощи умирающим пациентам (хосписы и организации паллиативной помощи);
  • самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной).

Рассмотрим проблему новых репродуктивных технологий.

Развитие (с середины 1970-х гг.) технологий искусственной репродукции человека стало еще одним источником моральных дилемм. Такие технологии нередко включают манипуляции с человеческими эмбрионами, которые при этом обрекаются на гибель. В результате актуальной и далёкой от общепринятого решения становится и проблема установления критериев для точного определения начала человеческой жизни как момента, с наступлением которого развивающийся организм рассматривается как медиками, так и будущими родителями в качестве морального субъекта.

Неоднозначно к этой проблеме относится Православная Церковь.

Интенсивное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывает серьезную озабоченность широкой общественности, в том числе и представителей религии. Русская Православная Церковь разработала социальную концепцию, в которой дается нравственная оценка проблем, порождаемых развитием современной науки и медицины. Биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях. Бесконтрольное использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего, на состоянии традиционной семьи. Попытки людей поставить себя на место Бога, могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. Однако расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Православная церковь с традиционно высоким уважением относится к врачебной профессии. В основе такого отношения лежит идея синергии, сотворчества Бога и человека в преображении мира. Вместе с тем церковь отвергает всякую претензию человека заменить собою Творца. Следует также отметить, что возможности медицины никогда не станут безграничными. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев. Еще в начале XX в. зарождение человеческой жизни считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии». Упрощенный подход к искусственному оплодотворению влечет за собой упрощенный подход к человеческому эмбриону, а также возможность выбора подходящего времени для того, чтобы иметь ребенка. Этот метод также дает шанс заниматься евгеникой. Наконец, сегодня, в нашем промышленном мире, искусственное оплодотворение - это мероприятие, представляющее для практикующих врачей экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние.

Искусственная инсеминация.

При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. В целом, этот метод не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения сохранился. Православная Церковь относит метод искусственного оплодотворения половыми клетками мужа, к допустимым средствам медицинской помощи, поскольку он не нарушает целостности брачного союза, и не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Этичность донорского искусственного осеменения незамужней женщины, без согласия и содействия мужа, подвергается сомнению во всех религиях и трактуется как форма супружеской измены и неверности. Манипуляции, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей.

Экстракорпоральное оплодотворение.

Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона. Существенным моментом ЭКО является тот факт, что после успешного проведения процедуры 85–90 % жизнеспособных эмбрионов остаются «неиспользованными». Такие эмбрионы либо уничтожаются, либо используются в экспериментах или биопроизводстве. Именно это дает основание представителям религиозных конфессий утверждать, что применение ЭКО отражает непонимание родителями того, что от 7–9 их маленьких детей при этом погибнут. В основах социальной концепции Православная церковь обращает внимание на то, что «нравственно недопустимыми являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.Таким образом, ЭКО с самого начала несет в себе абортивную идеологию. В результате «цена» жизни будущего ребенка - это цепь смертей, физических и психологических осложнений у биологических и генетических родителей.

Суррогатное материнство.

Суть метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая не может по состоянию здоровья иметь детей. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине - реципиенту, т. е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной. Суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания». Православная церковь признает суррогатное материнство противоестественным и аморальным, ибо оно противоречит единству брака и достоинству человеческого деторождения. Кроме того, здесь затрагивается не только супружеское единство, но также и единство родительское, тесная связь между родителями и детьми. Одно из негативных последствий - страдание ребенка, у которого впоследствии может произойти кризис самосознания и чрезвычайно сильная психологическая травма.

Общим знаменателем всех рассмотренных выше вопросов является забота и внимание Церкви к человеческой жизни как дару Божьему. Именно поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.

Но этот вопрос можно рассматривать и с этико–правовой стороны, решая задачи демографической ситуации в нашей стране.

Она обусловлена значительным ухудшением воспроизводства населения нашей страны как в следствие снижения рождаемости, с одной стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне остро: по данным официальной статистики, почти 13% семейных пар не имеют детей и только достижения современной науки смогут помочь этим людям продолжить себя в потомстве.

Успехи биомедицинских технологий в области репродукции огромны, и все они служат гуманным целям: лечению бесплодия как мужского, так и женского; рождению ребенка, когда все остальные возможности как природные, так и терапевтические, исчерпаны. Сложившаяся практика репродуктивных технологий развивается по трем основным направлениям, как говорилось выше: искусственная инсеминация женщины спермой мужа или донора, методы ЭКО-ТЭ (экстракорпоральные «in vitro») и вынашивание эмбриона «суррогатной матерью».

Искусственная инсеминация. Это единственный шанс получить ребенка от мужа, когда результаты его спермограммы не соответствуют норме. В случаях полного отсутствия зрелых половых клеток у мужа как «терапию отчаяния» используют сперму донора, безусловно при добровольном и осознанном, даже выстраданном, согласии супругов. Этот способ, несмотря на отрицание религиозной моралью, имеет право на жизнь как способ сохранения семьи в случае ее бездетности «по вине» мужа, а это более 1/3 бездетных семей.

Метод ЭКО-ТЭ – экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбриона доступен за рубежом с 1978 г., в нашей стране – с 1986 г. Метод позволяет брать яйцеклетку женщины, у которой есть яичники, но нет матки, и пересаживать ее другой женщине – реципиенту, т.е. дает надежду на материнство женщине, физически на него неспособной («суррогатное материнство»). Кроме того, благодаря методу ЭКО-ТЭ повышаются возможности предимплантационной диагностики, т.к. при выявлении генетического заболевания оплодотворенные яйцеклетки не переносятся в матку, что открывает возможность деторождения лицам, относящимся к группе риска развития генетических болезней у их потомства. Совершенствование техники замораживания (криоконсервация) генетического материала указало и новые горизонты – теперь женщина может надеяться на вторую и даже третью беременность без повторной операции забора яйцеклеток, если «лишние» ее половые клетки были сохранены на подобный случай, а использовать их можно в течение десятка лет. В то же время вмешательство в процесс деторождения, возможность выбраковки неполноценных в генетическом отношении оплодотворенных яйцеклеток, опасность манипулирования половыми клетками очертили круг правовых и моральных вопросов, связанных с новыми репродуктивными технологиями.

В настоящее время в международном праве нет никаких запрещающих норм ни в отношении искусственного оплодотворения, ни в отношении помещения яйцеклетки, оплодотворенной спермой мужа или донора, в матку «вынашивающей матери». В отечественном законодательстве этот вопрос нашел отражение в ст. 35 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»: «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которое осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличия письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, представляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную уголовным законодательством РФ».

Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) положительно отнеслась к новым репродуктивным технологиям, т.к. они служат благородной цели - лечению бесплодия и предоставлению права супругам, лишенным возможности производить потомство, завести детей.

Особое место в вопросах новых репродуктивных технологий занимает «суррогатное материнство» - наиболее слабо разработана тема, как в юридическом, так и в этическом планах. Под «суррогатным материнством» понимается такая ситуация, когда добровольно, но, как правило, за вознаграждение, женщина-реципиент вынашивает ребенка либо в результате трансплантации ей эмбриона, полученного в пробирке, либо после искусственной инсеминации ее собственной яйцеклеткой. В условиях, когда брак безнадежно бесплоден из-за несовместимости или отсутствия матки, этот способ деторождения, по мнению многих исследователей, имеет право на существование, хотя этичность суррогатного материнства подвергается сомнению. Необходимость контроля, правового и этического регулирования каждого этапа продиктована опасностью коммерциализации деторождения. В отечественном законодательстве такая правовая регламентация вопроса о «суррогатном материнстве» отсутствует.

Отношение большинства российских медиков к этим технологиям – доброжелательное. А как еще может относиться специалист к методу, дающему возможность бездетной паре при отсутствии у женщины матки или при серьезной ее патологии, непроходимости маточных труб или их отсутствии испытать счастье материнства, получить генетически «своего» ребенка?

Как мы видим, неоднозначное мнение по вопросам новых репродуктивных технологий складывается в обществе. Каждый вправе выбирать.

Литература

1. Катковская М.Я. Новые репродуктивные технологии и аксиологические ориентиры Православия.// Медицина и христианство: материалы Республ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / под общ. ред. С. Д. Денисова. – Минск: БГМУ, 2007.

2. Бартко А.Н., Михайлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Часть1. М. 1995.

3. Силуянова И. В. Этика врачевания / И. В. Силуянова. М. 2000.

4. Православие и проблемы биоэтики. М. 2001.

5. Требования биоэтики. Киев. 1999.

1. Общая характеристика новых репродуктивных технологий.

2. Основные моральные и правовые проблемы новых репродуктивных технологий.

3. Проблема правового и этического статуса донора в репродуктивных технологиях.

4. Проблема моральной оправданности "суррогатного материнства".

Еще в начале XX века зарождение человеческой жизни, считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии».

Человек с древних времен пытался найти решение проблемы бесплодия. Первые опыты по искусственному осеменению женщин, страдающих бесплодием, были предприняты в Англии в конце XVII века. Однако, лишь к концу ХХ столетия, в целом медицинская наука осваивает репродуктивную физиологию человека.

Первый в мире человек, зачатый искусственно, появился в Англии, в 1978 году. Это была девочка - Луиза Браун. Через несколько лет у нее родилась сестра Натали. В России первый ребенок «из пробирки» (девочка Лена) появился в 1986 году в Москве. Сегодня Лена живет на Украине. Чуть позже в Ленинграде в том же 1986 году, родился мальчик Кирилл.

Данным событиям предшествовали серьезные исследования, которые начинают целенаправленно производится в России с 1965 года. В это время создается группа раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году переросла в лабораторию экспериментальной эмбриологии (руководитель – проф. Б. Леонов). По данным на 1994 год в этой лаборатории родилось более 1,5 тыс. детей.

В 1990 году на нашей планете насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых «в пробирке». Отметим динамику: еще в 1982 году их было всего 74. Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Наши специалисты склоняются к цифре 10-18 %.

Понятие «новые репродуктивные технологии» (НРТ) включает разные виды искусственного оплодотворения.

Первым методом в ряду так называемых новых репродуктивных технологий (НРТ), стала искусственная инсеминация. При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется, как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. Проблема «лишних» эмбрионов и их преднамеренного уничтожения при использовании данного метода не возникает.

В целом, этот метод искусственного оплодотворения для супружеской пары не содержит в себе противопоказаний и трудностей морального порядка, поскольку речь идет о врачебной вспомогательной помощи для того, чтобы супружеский акт деторождения, целостный во всех своих компонентах (физических, психических, духовных) сохранился.

Следующий вид искусственного оплодотворения – Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона в полость матки (ПЭ).

Процедура доказала свою эффективность при бесплодии – как женском так и мужском. Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона.

Существенным моментом ЭКО является тот факт, что после успешного проведения процедуры 85-90% жизнеспособных эмбрионов остаются «неиспользованными». Такие эмбрионы либо уничтожаются, передаются для имплантации другим женщинам, либо используются в экспериментах или биопроизводстве. Если при аборте происходит уничтожение жизни одного (редко больше) «случайных» детей, то осуществление методов РТ способствует рождению одного ребенка, условие для которого должно послужить уничтожение примерно(+_) 10 детей эмбрионов. Именно это дает основание многим ученым, особенно представителям религиозных конфессий, утверждать, что применение ЭКО отражает не понимание родителями того, что от 7-9 их маленьких детей при этом погибнут.

В связи с этим в полный рост встает проблема, связанная с определением правового статуса эмбрионов, их правовой защиты. Представляется, что юридическое отношение к статусу эмбрионов в нашей стране должно строится на основе признания того факта, что эмбрион не часть материнского организма, а начало новой жизни, это и должно определять подходы к созданию соответствующего правового регулирования НРТ. Ведь с точки зрения современной генетики, начиная с момента оплодотворения, т.е. с проникновения сперматозоида в яйцеклетку, две гаметы родителей образуют новое биологическое образование, зиготу, которая несет в себе новую индивидуализированную генетическую программу, новую.

Вряд ли этично закрывать глаза на то, что количество уничтоженных индивидуальных жизней во время проведения ЭКО переходит всякие границы. ”Утрата эмбрионов достигает 93-94 %. Эта утрата начинается с момента одновременной имплантации многих эмбрионов для того, чтобы увеличить вероятность успеха. В лучшем случае из нескольких выживает один. Таким образом, ЭКО с самого начала несет в себе абортивную идеологию: для того, чтобы имплантировать один, спокойно и преднамеренно уничтожается 8-9 эмбрионов…”

В результате «цена» жизни будущего ребенка – это цепь смертей, физических и психологических осложнений у биологических и генетических родителей.

Эксперименты на эмбрионах являются очень «удобными» для исследователей по двум причинам. Во-первых, человеческий эмбрион является живым человеческим организмом. В связи с этим, выводы, которые делаются в результате опытов на эмбрионах, обладают большой научной достоверностью, по сравнению с результатами экспериментов на животных и мертвых плодах. Во-вторых, постоянное осуществление операций по прерыванию беременности, искусственному оплодотворению обеспечивает постоянное пополнение источника биоматериала для исследований.

Тем не менее Парламентская Ассамблея Совета Европы в Конвенции “О правах человека и биомедицине”, принятой в 1997 году, посвящает отдельную статью вопросу об исследованиях на эмбрионах человека. Статья 18 состоит из 2-х пунктов:

1-ый пункт: «В тех странах, где исследования на эмбрионах разрешены законом, необходимо обеспечивать надлежащую защиту эмбриона».

2-ой пункт: «Создание эмбрионов для целей исследований запрещено».

В России нет специального законодательства по регулированию экспериментов и исследований на эмбрионах. Однако методы репродуктивных технологий широко внедряются в медицинскую практику. И так же расширяется использование тканей и органов плодов человека. Указаний о возможной судьбе так называемых «лишних» эмбрионов, развивавшихся в результате ЭКО (и не имплантированных в матку), в законодательстве нашей страны не содержится.

К основному этическому принципу врачевания со времен Гиппократа относится положение “не навреди”. Рассмотрим НРТ под углом зрения возможных и реальных осложнений, их сопровождающих.

1). Объективные медицинские факты показывают: «Беременности, наступившие в результате ЭКО, характеризуются высокой частотой осложнений, кровотечениями в I и II триместрах, токсикозом беременных, задержкой роста плода и низкой массой новорожденных. Имеются сообщения, что масса новорожденных после ЭКО одним плодом и двойней значительно меньше, чем в популяции. Частота кесарева сечения значительно выше, чем в популяции, - около 40-50% (в популяции оптимальной частотой кесарева сечения считается 10%). Даже в случае удачного оплодотворения и донашивания женщина до беременности и на ее протяжении получает массированное лекарственное воздействие, что не может оказать вредного влияния не нее саму и ее потомство».

2). Для получения необходимого количества яйцеклеток проводится отключение естественных регуляторных систем, а затем искусственная гиперстимуляция яичников. После такого воздействия гормональных препаратов у женщины созревает не одна, а 4-6 яйцеклеток, это необходимо для того, чтобы проводить их как можно больше за один раз. Но это не только трудоемкий и дорогостоящий процесс, но и чреватая побочными осложнениями процедура.

3). Нельзя не сказать и об эффекте разочарования при выборе «элитного папы».

Но еще более серьезную озабоченность этического порядка вызывают произвольные манипуляции в области суррогатного материнства.

Проблема суррогатного материнства имеет свою историю, но установить первые случаи появления на свет ребенка путем применения метода суррогатного материнства очень сложно. Первый случай суррогатного материнства был зарегистрирован в 1985 году в Америке. Пожилая женщина выносила ребенка своей дочери, так как у последней была неоперабельная непроходимость труб. А в России первый ребенок появился в 1991 году в Харькове, под наблюдением профессора Грищенко В.И. и Дахно Ф.В. Там мама родила ребенка собственной дочке с врожденным отсутствием матки.

По статистическим данным таких детей в мире порядка полутора тысяч, а в нашей стране немногим более десяти. Суть рассматриваемого метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая не в состоянии по состоянию здоровья иметь детей.

Юридические аспекты этого метода воспроизводства определены российским законодательством. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, во-первых, суррогатное материнство в РФ разрешено, а во-вторых, право определять судьбу ребенка предоставлено суррогатной матери. Согласно ст.51 ч.4: «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)… Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства» (ч.3. ст.52).

Моральная несостоятельность «суррогатного материнства» в том, что оно неизбежно вводит в репродуктивный процесс третью сторону. При этом не имеет значения, непосредственно ли забеременела «суррогатная мать» от спермы отца или просто приняла в себя зиготу, оплодотворенную в чашке Петри. В любом случае популярное выражение «матка на прокат» указывает на морально-этическую сомнительность этой процедуры. (И. Брэк).

Исходя из вышесказанного можно сделать некоторые выводы: /суррогатное материнство разрушает традиционные представления о социальных родителях матери, отца, дочери и т.д.;

/ сложным оказывается юридическое соотношение биологической матери (вынашивающей) и генетической (донора яйцеклетки). Это в полной мере относится к искусственной инсеминации спермой донора;

/ новыми технологиями ставится под сомнение вековой принцип ответственности родителей за своих детей, значимость семьи в жизни отдельного человека и всего человеческого общества;

/ острые споры вызывает возможность законодательного разрешения коммерческого суррогатного материнства. В данном случае, сложные моральные проблемы возникнут в случае рождения ребенка «по заказу» «ненадлежащего качества», т.е. больного или нежелательного пола.

Феномен суррогатного материнства, проблема статуса эмбриона выявляет, что без ясного и четкого морально-этического и правового регулирования их применения, они могут нести в себе значительный разрушительный потенциал. Тем не менее, НРТ существуют, набирают силу в России.

Развитие биомедицинских технологий, вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей по своему произволу изменять и «улучшать» природу могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения.

Применение новых биомедицинских технологий во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия и ими пренебрегать абсурдно. Но при этом настораживает, что с развитием упомянутых технологий связано распространение идеологии так называемых репродуктивных прав. Данная система взглядов устанавливает приоритет биологических прав родителя над социальными, над правами ребенка на свое духовное и физическое здоровье, на нравственную устойчивость. В идеологии репродуктивных прав доминирует отношение к человеческой жизни как продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.

Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от помощи поддержки окружающих. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих в ней людей.

Доверие, которое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулирования в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера – область не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.

XXI век справедливо называют веком биотехнологий. Однако уже в XX в. достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества. Современное биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях и генной инженерии. Неуправляемое использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют, и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего, на состоянии традиционной семьи.

В силу этого, по некоторым прогнозам это, безусловно, будет влиять и на демографические процессы. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев.

Еще в начале XX века зарождение человеческой жизни считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии». Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Понятие «новые репродуктивные технологии» (НРТ) включает разные виды искусственного оплодотворения.

Первым методом в ряду НРТ стала искусственная инсеминация . При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется, как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. Механизм метода при интракорпоральном оплодотворении следующий: сперматозоиды вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку. Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие. Заметим, что проблема «лишних» эмбрионов и их преднамеренного уничтожения при использовании данного метода не возникает. В среднем беременность возникает в 25 из 100 случаев, однако, согласно некоторым авторам, этот процесс не самом деле ниже и не превышает 15–16 %. Процент успеха метода искусственного осеменения в переводе на число детей, рожденных в результате курса терапии, колеблется в пределах от 10 до 20 %.

Следующий вид искусственного оплодотворения – экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона в полость матки (ПЭ). Процедура доказала свою эффективность при бесплодии – как женском, так и мужском. Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона.


По отношению к человеческому эмбриону действенны все нравственные обязательства, которые приложимы к человеку после его рождения. В связи с этим встает проблема, связанная с определением правового статуса эмбрионов, их правовой защиты.

Но еще более серьезную озабоченность этического порядка вызывают произвольные манипуляции в области суррогатного материнства. По статистическим данным, таких детей в мире порядка полутора тысяч, а в нашей стране немногим более десяти. Суть рассматриваемого метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая по состоянию здоровья не может иметь детей.

Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от помощи и поддержки окружающих. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих людей. Доверие, которое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулирования в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера – область не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.

С.Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики РГМУ

I. Введение.

II. Основная часть.

а) История вопроса.

2. Методы искусственного оплодотворения.

а) Искусственная инсеминация.

б) Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).

3. Морально-этическая оценка НРТ (на примере позиций христианства и ислама).

4. Эксперименты на эмбрионах.

5. Осложнения.

6. Суррогатное материнство.

а) Проблемы суррогатного материнства за рубежом.

б) Религиозный взгляд на проблему суррогатного материнства.

7. Этико-правовой аспект (НРТ). Приказ №301.

III . Заключение.

I . Введение.

XXI век справедливо называют веком биотехнологий. Однако уже в XX в. достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества.

Современное биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях и генной инженерии. Неуправляемое использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего на состоянии традиционной семьи.

В силу этого, по некоторым прогнозам это безусловно будет влиять и на демографические процессы в России. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев.

В нашей лекции мы рассмотрим историю, формы и методы искусственного оплодотворения, коснемся морально-этических проблем судьбы «лишних» эмбрионов, проанализируем этико-правовые вопросы репродуктивных технологий. Наша цель – проанализировать (показать), в каком смысле репродуктивные технологии могут нести надежду, а в каком содержать угрозу для современной культуры.

II . Основная часть.

1. Общая характеристика новых репродуктивных технологий (НРТ).

а) История вопроса.

Еще в начале XX века зарождение человеческой жизни, считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии».

Человек с древних времен пытался найти решение проблемы бесплодия.

Первые опыты по искусственному осеменению женщин, страдающих бесплодием, были предприняты в Англии в конце XVII века. Однако, лишь к концу ХХ столетия, в целом медицинская наука осваивает репродуктивную физиологию человека.

Первый в мире человек, зачатый искусственно, появился в Англии, в 1978 году. Это была девочка - Луиза Браун. Через несколько лет у нее родилась сестра Натали. В России первый ребенок «из пробирки» (девочка Лена) появился в 1986 году в Москве. Сегодня Лена живет на Украине. Чуть позже в Ленинграде в том же 1986 году, родился мальчик Кирилл.

Данным событиям предшествовали серьезные исследования, которые начинают целенаправленно производится в России с 1965 года. В это время создается группа раннего эмбриогенеза, которая в 1973 году переросла в лабораторию экспериментальной эмбриологии (руководитель – проф. Б. Леонов). По данным на 1994 год в этой лаборатории родилось более 1,5 тыс. детей.

В 1990 году на нашей планете насчитывалось свыше 20 тыс. детей, зачатых «в пробирке». Отметим динамику: еще в 1982 году их было всего 74. Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Наши специалисты склоняются к цифре 10-18 %.

Что же такое новые репродуктивные технологии?

ГБОУ ВПО ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Н.Н. БУРДЕНКО

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

Кафедра философии и гуманитарной подготовки

МАТЕРИАЛЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО БИОЭТИКЕ

(аборт и новые репродуктивные технологии)

Для студентов II курса д/о

Педиатрического факультета

ВОРОНЕЖ 2011

УДК: 614.253+618.39+618.5]:1(072)

Материалы к самостоятельной работе по биоэтике (аборт и новые репродуктивные технологии). Составители: Сатина И.В., Ельшина И.И. – Воронеж: ВГМА, 2011. – 28 с.

Рецензенты:

д.ф.н. Симонова С.А.

к.ф.н. Обыденный Д.Н.

Материалы к самостоятельной работе по биоэтике составлены в соответствии с ГОСТ 2000 г. и примерной программе по биоэтике 2001 г. Материалы к самостоятельной работе по биоэтике предназначены для студентов второго курса дневного отделения Педиатрического факультета. В них представлен один из разделов курса Биоэтики: «Аборт и новые репродуктивные технологии». Материалы к самостоятельной работе по биоэтике могут быть использованы для повторения материала, подготовки к семинарским занятиям и зачету по курсу биоэтики. Они содержат основные определения и понятия, а также краткую историю развития рассматриваемого вопроса, тексты для самостоятельного изучения, тесты для самоконтроля, список основной и дополнительной литературы. Предназначены для студентов, аспирантов, интернов.

Печатается по решению Центрального Методического Совета Воронежской Государственной Медицинской Академии им. Н.Н. Бурденко, Протокол № 2 от 29.11.2011

И.В. Сатина, И.И. Ельшина

ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко

1. Демография…………………………………………………………………4

2. Аборт………………………………………………………..........................6

3. Репродуктивные технологии………………………………………………8

1. Искусственная инсеминация

2. Экстракорпоральное оплодотворение

3. Суррогатное материнство

4. Из истории развития вопроса……………………………………………..13

5. Персоналии ………………………………………………………………...15

6. Христианство о проблеме абортов……………………………………….16

7. Тексты для самостоятельного изучения …………………………………18

8. Тест для самоконтроля …………………………………………………. .26

9. Список литературы ………………………………………………………..27

Демография

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, а также причины и следствия данных изменений.

Репродуктивная медицина - это целое направление медико-биологических знаний, решающее проблемы рождения детей, регулирования рождаемости, планирования семьи.

Репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов, во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, её функций и процессов.

Репродуктивные права - права супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственные решения относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами, а также право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия. При этом подразумевается право мужчин и женщин быть информированными о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи по свободному усмотрению и иметь к ним доступ.

Надежность методов контрацепции характеризуется так называемым индексом Перля , который показывает число незапланированных беременностей, возникающих у 100 женщин, использующий данный метод в течение 1 года.

Теоретический индекс Перля показывает надежность метода при условии соблюдения всех правил использования метода.

На практике, однако, пользователи допускают ошибки (например, пропуск таблетки при приёме гормональных оральных контрацептивов, неправильное использование презерватива, спермицидов и т.п.), что приводит к снижению контрацептивной надежности метода (практический , или реальный, индекс Перля).

Методы контрацепции - предупреждения беременности:

- добровольная хирургическая стерилизация – механическое препятствие оплодотворению яйцеклетки (окклюзия маточных труб/семявыносящих протоков);

- внутриматочная гормональная система «Мирена» - использование внутриматочной спирали с гормональным компонентом в обмотке (изменение состояния эндометрия, сгущение шеечной слизи);

- гормональные – использование таблеток, пластырей, влагалищных колец с гормонами (подавляют овуляцию, изменяют состояние эндометрия, сгущают шеечную слизь);

- внутриматочные спирали (не содержащие гормонов) – затрудняют оплодотворение яйцеклетки и прикрепление её к внутренней оболочке матки;

- метод лактационной аменореи – основан на подавлении овуляции во время интенсивной лактации (надежность зависит от соблюдения правил грудного вскармливания);

- барьерные методы (мужской презерватив, женская шеечная диафрагма (колпачок)) – препятствуют попаданию сперматозоидов во влагалище (презервативы) или полость матки (диафрагмы, шеечные колпачки);

- прерванный половой акт – выведение полового члена из влагалища до того, как произошла эякуляция (семяизвержение) – имеет крайне! низкую контрацептивную надёжность;

- химические (спермициды) – местного действия влагалищные таблетки, крема, тампоны, капсулы, свечи, пленки, разрушающие сперматозоиды и создающие барьер перед шейкой матки;

- ритмический (календарный, биологический, температурный) – основан на определении «опасных» (с высокой вероятностью беременности) и «безопасных» дней менструального цикла по консистенции шеечной слизи и/или температуре в прямой кишке.

Численность населения – демографический показатель, отражающий количественные размеры общества проживающего на определенной территории.

Народонаселение – непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части.

Воспроизводство населения – смена поколений в результате естественного движения населения.

Феминизм – общественно политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. Возникло в XVIII веке. Активизировалось с конца 1960-х годов. Политическая активность феминисток сосредоточена на таких проблемах, как права деторождения, отпуска по беременности, сексуальное преследование, дискриминация, сексуальное насилие.

Сексизм – дискриминация человека по полу. В обществе сексизм может быть представлен в виде системы стереотипов или даже идеологии.

Сексуальная революция – процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующихся существенным преобразованием сексуальных ценностей, ориентаций, норм, санкций и сексуальных отношений, которые раскрепощают личность и общество.

Телегония (от "теле" - далеко и "гони" - рождение) - наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры.

Аборт

Аборт – прерывание беременности до того момента, когда плод становится жизнеспособным (т.е. способным к существованию вне матки).

Самопроизвольный аборт – изгнание эмбриона или плода с оболочками без медицинского или механического вмешательства. Выделяют пять типов самопроизвольного аборта:

1. угрожающий аборт проявляется сокращениями матки без раскрытия шейки матки. Тактика ведения – постельный режим, наблюдение, витамин Е, спазмолитики (свечи с папаверином), седативные (валериана, пустырник);

2. начавшийся аборт появляются кровянистые выделения, начинается отслойка плодного яйца, структурные изменения в шейке матки (беременность сохранить возможно);

3. аборт в ходу сопровождается обильным кровотечением, разрывом плодных оболочек, сокращениями миометрия и раскрытием шейки матки. Плодное яйцо целиком отслаивается от стенок матки, опускается в нижнюю часть тела матки. Показано выскабливание матки кюреткой;

4. неполный аборт – часть тканей остается в полости матки. Показано удаление оставшихся масс с помощью кюретажа (выскабливания матки);

5. полный аборт – полное изгнание эмбриона, плода, оболочек; маточный зев в большинстве случаев закрывается, матка маленькая, наружного кровотечения нет.

Выделяют несостоявшийся аборт (замершая беременность) – смерть эмбриона или плода без начала родовой деятельности и без изгнания из полости матки. Тактика ведения - выскабливание матки, противовоспалительное лечение.

Привычный аборт - наличие в анамнезе двух и более самопроизвольных прерываний беременности. Необходимо выявить возможную причину:

Антифосфолипидный синдром

Несостоятельность шейки матки (истмико-цервикальная недостаточность)

Аномалии матки

Инфекции

Гормональные нарушения

Хромосомные аберрации.

Искусственный (медицинский) аборт. По желанию женщины проводится до 12 недель беременности. До 22 недель беременности) возможно искусственное прерывание беременности по ряду немедицинских (социальных) показаний:

Смерть мужа или инвалидность 1-2-й группы во время настоящей беременности;

Пребывание женщины в заключении;

Лишение или ограничение женщины прав материнства;

Беременность, наступившая после изнасилования.

А также прерывание беременности независимо от срока её проводится по медицинским показаниям, когда существует угроза для жизни и здоровья беременной (например, беременность у женщины с пиелонефритом единственной почки и т.п.) и, кроме того, по медико-генетическим показаниям (наличие пороков не совместимых с жизнью).

Медицинскими противопоказаниями к операции искусственного прерывания беременности являются: острая и подострая гонорея, острые и подострые воспалительные процессы любой локализации; острые инфекционные заболевания.

Медицинские методы проведения аборта:

А. Терапевтический метод - внематочное и внутриматочное введение средств, вызывающих аборт (например, простагландинов, мочевины, гипертонического раствора, окситоцина).

Б. Механические и инструментальные методы используют чаще.

- Расширение шейки матки с помощью гигроскопичного тампона. Тампон вводят в шейку матки; впитывая жидкость, он увеличивается в объёме и медленно расширяет шейку, что существенно снижает её травматизацию. Материалом для тампона могут служить высушенные морские водоросли рода Laminaria (морская капуста).

-Расширение шейки матки и удаление продуктов зачатия кюретажем, вакуум-экстракцией.

Обезболивание при искусственном аборте может быть общим или местным.

Осложнения:

- гипотония матки, кровотечения;

Повреждения шейки матки;

Нарушения свертываемости крови;

Неполное извлечение плодного яйца (плацентарный полип – оставшаяся в матке часть плодного яйца прорастает соединительно-тканными элементами);

Гематометра (скопление крови в полости матки);

Атрезия (заращение) цервикального канала;

Инфекция (эндометрит, обострение воспалительных заболеваний внутренних половых органов);

Перфорация и ранение соседних органов;

Вторичное бесплодие;

Rh-сенсибилизация;

Эмболия;

Разрыв матки;

Депрессия;

Нейро-эндокринные нарушения;

Сексуальные проблемы (фригидность – сексуальная холодность);

Смерть пациентки.

Новые репродуктивные технологии

Беременность – биологическое состояние, обусловленное зачатием новых индивидов.

Бесплодие – неспособность лиц детородного возраста к воспроизводству потомства. Брак считается бесплодным, если беременность у женщины не наступает в течение года регулярной полой жизни без использования средств и методов контрацепции.

Бесплодие – довольно широкое медицинское, психосоциальное и этическое понятие. Если это происходит, необходимо идти к врачу и устанавливать причину отсутствия беременности.

Причины женского бесплодия очень разнообразны, существуют 3 ведущих фактора:

Маточный;

Трубно-перитонеальный (непроходимость маточных труб, спаечные процессы);

Нейро-эндокринный (нарушения овуляции, связанные с синдром поликистозных яичников (СПКЯ) или гиперпролактинемией).

Также отмечают иммунологические нарушения, например, наличие антиспермальных антител и бесплодие неясного генеза, при котором отсутствует видимая причина.

Первым этапом лечения при этих формах женского бесплодия является терапевтическая или оперативная коррекция. Если же это не приносит результата, решением проблемы может стать программа ЭКО и ПЭ.

Более сложными являются такие состояния, как:

Отсутствие собственных яйцеклеток в яичниках;

Дисгенезия половых желез, например при синдроме Шерешевского-Тернера;

Химиотерапия при онкологических заболеваниях;

Хирургическое удаление яичников;

Генетические аномалии.

Среди причин мужского бесплодия можно выделить следующие:

Врожденные аномалии развития половых органов (крипторхизм и т.п.);

Влияние вредных факторов окружающей среды;

Аллергизация и ослабление иммунной системы;

Бесконтрольное применение лекарственных препаратов (в том числе анаболиков и наркотиков);

Инфекции, передающиеся половым путем;

Стрессовые факторы;

Неподвижный образ жизни;

Алкоголизм и табакокурение;

Травмы половых органов;

Разнообразные гормональные нарушения, например, низкий уровень ФСГ, гипо- и гиперплазия надпочечников, диабет, заболевания щитовидной железы и др.;

Отсутствие сперматогенеза на фоне высокого уровня ФСГ;

Врожденные генетические аномалии, например синдром Клайнфельтера (XXY кариотип);

Химиотерапия при онкологических заболеваниях.

ВРТ - вспомогательные репродуктивные технологии. Под вспомогательными репродуктивными технологиями подразумеваются:

Внутриматочная инсеминация спермой мужа

Экстракорпоральное оплодотворение

Экстракорпоральное оплодотворение с микроманипуляцией ICSI (ИКСИ)

Использование спермы донора во ВРТ.

Список аббревиатур названий основных методов и программ ВРТ:

ЭКО - экстракорпоральное оплодотворение

ПЭ - перенос эмбрионов в полость матки

ГИФТ - перенос гамет в фаллопиеву трубу

ЗИФТ - перенос зигот в фаллопиеву трубу

ИИ - искусственная инсеминация

ИИСД - искусственная инсеминация спермой донора

ИИСМ - искусственная инсеминация спермой мужа

ИКСИ - инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита

ИСО - индукция суперовуляции

МЕЗА - аспирация сперматозоидов из придатка яичка

ПЕЗА - чрескожная аспирация сперматозоидов из придатка яичка

ТЕЗА - аспирация сперматозоидов из ткани яичка

ТЕЗЕ - экстракция сперматозоидов из ткани яичка

ЭИФТ - перенос эмбрионов в фаллопиеву трубу.

Инсеминация спермой мужа (донора) - ИСМ (ИСД ). Искусственная инсеминация - самый древний метод лечения бесплодия. До нас дошли фрески, на которых изображен процесс введения семени. Искусственная инсеминация производится в некоторых случаях эндокринного, иммунологического и мужского бесплодия, при наличии проходимых маточных труб. В благоприятный для наступления беременности день женщине в полость матки вводят сперму мужа или донора.

Введение сперматозоидов непосредственно в полость матки предусматривает искусственное прохождение шейки матки сперматозоидами, которые могли бы погибнуть при цервикальном факторе бесплодия при попытке естественного зачатия. Для проведения данной процедуры обязательным условием является наличие хотя бы одной проходимой маточной трубы.

Оплодотворение (по-латыни in vitro) в пробирке - Суть процедуры заключается в получении из яичников женщины зрелых яйцеклеток, оплодотворении их сперматозоидами мужа (или по желанию обоих супругов спермой донора), выращивании получившихся эмбрионов в инкубаторе в течение 48-72 часов, и переносе (подсадке) эмбрионов в матку пациентке.

Процедура ЭКО состоит из следующих этапов:

Отбор и обследование пациентов;

Индукция суперовуляции, включая мониторинг фолликулогенеза и развития эндометрия (наблюдение за созреванием фолликулов и ростом эндометрия при помощи ультразвукового исследования). Цель стимуляции - получение большого числа зрелых яйцеклеток в обоих яичниках для повышения шанса наступления беременности. ССО проводится различными современными гормональными препаратами, которые подбираются индивидуально для каждой супружеской пары, исходя из результатов предварительного обследования;

Пункция фолликулов яичников (пункция фолликулов производится под внутривенной анестезией и ультразвуковым контролем через боковые своды влагалища). Муж пациентки в этот день сдает сперму, которая подвергается специальной обработке;

Инсеминация ооцитов и культивирование эмбрионов in vitro;

Перенос эмбрионов в полость матки. Перенос эмбрионов осуществляется специальным катетером через шейку матки на 2-й, 3-й или 5-й день после пункции фолликулов. Специальной подготовки для этого, как правило, не требуется. Обычно переносятся 2 эмбриона. Если у пациентки было много попыток или плохое качество эмбрионов возможен перенос и более 2-х эмбрионов. Оставшиеся эмбрионы хорошего качества подвергаются криозамораживанию. В случае неудачной попытки эти эмбрионы используются для последующего переноса;

Поддержка лютеиновой фазы стимулированного менструального цикла. После переноса эмбрионов на 2 недели назначаются препараты, поддерживающие беременность;

Диагностика беременности ранних сроков. Через 2 недели женщина сдает кровь на βХГЧ для определения наличия беременности. В зависимости от результата исследования определяется дальнейшая тактика ведения пациентки.

Проведение ЭКО также возможно в естественном менструальном цикле, без индукции суперовуляции.

Показания для проведения ЭКО:

Бесплодие, не поддающееся терапии, или вероятность преодоления которого с помощью ЭКО выше, чем другими методами. При отсутствии противопоказаний ЭКО может проводиться по желанию супружеской пары (женщины, не состоящей в браке) при любой форме бесплодия.

Противопоказания для проведения ЭКО:

Соматические и психические заболевания, являющиеся противопоказаниями для вынашивания беременности и родов;

Врожденные пороки развития или приобретенные деформации полости матки, при которых невозможна имплантация эмбрионов или вынашивание беременности;

Опухоли яичников;

Доброкачественные опухоли матки, требующие оперативного лечения;

Острые воспалительные заболевания любой локализации;

Злокачественные новообразования любой локализации, в том числе в анамнезе.

Грамотное и эффективное лечение бесплодного брака возможно только при осуществлении четкого взаимодействия между урологами, гинекологами и специалистами ЭКО. Обязательным является полное информирование пациента обо всех возможных методах восстановления фертильности с указанием процента успешных мероприятий и риска развития осложнений у него самого и его супруги.

Инъекция сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки (ИКСИ). Программа ИКСИ проводится при тяжелых формах мужского бесплодия, а также в некоторых случаях, связанных с индивидуальными особенностями репродуктивного здоровья супружеской пары. Оплодотворение полученных у жены яйцеклеток достигается введением сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки.

При невозможности получить оплодотворение яйцеклетки методом ЭКО применяется микроманипуляционный метод ИКСИ.

Суть методики Интрацитоплазматической Инъекции Сперматозоида (ИКСИ) заключается в том, что под микроскопом, с помощью тонкой микрохирургической процедуры, единичный сперматозоид вводится внутрь цитоплазмы зрелой яйцеклетки. Так преодолевается барьер невозможности естественного оплодотворения, который обычно и является причиной отсутствия детей у пар с тяжелыми формами мужского бесплодия. Показания к применению ИКСИ в последнее время расширились. Данный метод применяется и при отсутствии оплодотворения в предыдущей программе ЭКО, при малом количестве ооцитов, при толстой оболочке яйцеклетки и т.д.

ИКСИ используется при следующих видах мужской патологии:

тяжелая олигозооспермия (концентрация сперматозоидов в эякуляте составляет менее 10 миллионов в мл., т.е. настолько низкая, что практически исключает естественное оплодотворение яйцеклетки);

астенозооспермия при всех формах олигозооспермии (менее 30% активно подвижных сперматозоидов на фоне общей концентрации сперматозоидов в эякуляте менее 20 миллионов в мл);

азооспермия (отсутствие зрелых сперматозоидов в эякуляте) различного происхождения в том случае, если подвижные сперматозоиды обнаруживаются при пункции яичка или его придатка.

Мировой опыт применения методики ИКСИ в программах вспомогательных репродуктивных технологий показывает, что эта процедура не влияет на здоровье рождающихся детей. Однако нужно иметь в виду, что если причины мужского бесплодия связаны с генетическими нарушениями, то эти нарушения в случае применения ИКСИ будут с хромосомами сперматозоидов передаваться по наследству вашим сыновьям. Предварительное обследование мужчин с тяжелыми формами нарушения сперматогенеза помогут избежать рождения потомства с врожденными патологиями. ИЦИС - интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида.

Донорство яйцеклетки . Программа "донорство яйцеклетки" дает возможность женщинам, у которых в яичниках нет яйцеклеток, а также при высоком риске наследственных заболеваний у плода, выносить и родить здорового ребенка. В таких случаях яйцеклетки получают от здоровой женщины-донора.

Суррогатное материнство. Программа "суррогатного материнства" дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых по разным причинам удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано из-за тяжелых заболеваний. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары. Полученные же эмбрионы переносятся в полость матки здоровой женщины - "суррогатной матери".

Наступление беременности и вынашивание плода иногда отходят на второй план в связи с обилием юридических проблем, связанных с регистрацией рожденного суррогатной матерью ребенка.

Не во всех странах права на ребенка сохраняют биологические родители. И «суррогатные матери», если семья не защищена законом, могут прибегнуть к так называемому «суррогатному» рэкету. После рождения ребенка отказываются отдавать его родителям, вынуждая оплачивать все расходы на свое и его содержание и т.д.

Требования, предъявляемые к суррогатным матерям:

Возраст от 20 до 35 лет;

Наличие собственного здорового ребенка;

Психическое и соматическое здоровье.

Замораживание эмбрионов. Эта программа создана для хранения и последующего использования хорошо развивающихся эмбрионов в программе ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). В случае необходимости эти эмбрионы размораживают и переносят в полость матки без повторения полного цикла ЭКО.

Банк донорской спермы. Донорская сперма используется в случаях абсолютного мужского бесплодия или при отсутствии полового партнера.

Перед курсом химиотерапии онкологические пациенты могут заморозить образцы спермы, которые впоследствии могут быть использованы для получения беременности методом ИЦИС.

Из истории

1677 Э. Левингук с помощью сконструированного им микроскопа впервые исследовал сперму человека, обнаружил в ней сперматазоидов и связал с ними акт зачатия, полагая, что они представляют собой маленьких зародышей, а женщина рассматривалась лишь как вместилище.

1795 – Hunter – первая искусственная инсеминация - ввод во влагалище женщины эякулята мужа, страдавшего гипоспадией. Несмотря на отсутствие знаний об овуляции и благоприятных днях зачатия процедура завершилась наступлением беременности.

1827– K.E. von Baer - первое описание яйцеклетки млекопитающего.

XIX век – открытие гормонов и их роли в репродуктивной функции человека.

1880 – первая попытка оплодотворения in vitro у млекопитающих (кроликов и морских свинок).

1891 – Heape осуществил успешную трансплантацию (перенос эмбриона) от одной самки кролика другой с последующим рождением потомства.

1897 – В.С. Груздев опубликовал статью, посвященную исследованиям по оплодотворению извлеченных из фолликулов крольчихи яйцеклеток, которые он затем во взвеси со спермой переносил в яйцевод животного (прообраз ГИФТа), и сделал вывод, что полноценность оплодотворения связана со степенью зрелости яйцеклетки.

1926 – 1929 гг – открытие гонадотропной функции гипофиза Zondek B.

1920 – 1940 гг – активное применение внутриматочной инсеминации нативной спермой мужа и донора.

1930 – G.Pincus – применение технологии, на которой основываются современные программы суррогатного материнства и перенос гамет в фаллопиевы трубы (ГИФТ).

1934 – Красовская О.В. – оплодотворение яйцеклеток кролика in vitro.

1936 – идентификация молекулы эстрадиола McCorqudall и соавт.

1952 – разработаны критерии оценки фертильности спермы.

1959 – оплодотворение яйцеклетки кролика-донора в культуре, перенос их в полость матки и получение потомства M.C. Chang.

1960 – начало применения оперативной лапароскопии, в т.ч. с целью реконструктивных операций на маточных трубах. В последующем лапароскопия позволила получать яйцеклетки человека.

1963 – начало применения кломифена цитрата с целью индукции овуляции у женщин с ановуляцией.

1966 – Эдвардс установил, что созревание яйцеклетки in vitro происходит в течение 36-37 часов после пика ЛГ.

1968 – эмбриолог Эдвардс и гинеколог Стептоу разработали способ получения ооцитов из фолликулов во время лапароскопии, работают над совершенствованием сред и условий культивирования гамет и эмбрионов.

1975 – эмбриолог Эдвардс и гинеколог Стептоу получили первую эктопическую беременность после ЭКО.

1976 – микроинъекция сперматозоида в яйцеклетку хомячка была произведена в Японии.

1978 – получение хорионического гонадотропина из мочи жеребых кобыл.

1978 – рождение первого в мире «ребенка из пробирки» Луизы Браун. Сделано 600 переносов, прежде чем перенос 10 ноября 1977 года 8-клеточного эмбриона в полость матки привел к наступлению маточной беременности.

1979 – появление УЗИ.

1980 – рождение первого ребенка после ЭКО в Австралии после 8 лет экспериментов(Carl Wood и Alex Lopata).

1981– рождение первого ребенка из пробирки в США.

1982 – получение ХГ (хорионического гонадотропина) из мочи беременных женщин и чМГ (человеческого менопаузального гонадотропина) из мочи женщин, находящихся в менопаузе.

1982 – начало проведения процедуры ЭКО с использованием индукции суперовуляции, сначала с применением кломифена, затем комбинации кломифена с чМГ.

1983 – первые роды после переноса размороженных эмбрионов, полученных in vitro.

1986 – рождение в СССР первого ребенка из пробирки (лаборатория Б.В. Леонова).

1988 – частота наступления беременности в лучших центрах =40% в расчете на один перенос.

1989 – первое сообщение об успешном исходе программы суррогатного материнства.

1989 – первый случай успешной преимплантационной диагностики путем биопсии полярного тельца (Verlisky Yu.)

1990 – ограничение числа переносимых эмбрионов или редукции лишних.

1991 – первая беременность с использованием метода ИЦИС была получена в Бельгии, а в 1992 году родился первый ребенок.

1993 – Palermo и Van Steirteghem сообщили о повышении успеха процедуры ЭКО после применен ИКСИ (интрацитоплазматическая инъекции сперматазоида).

1994 – первые сообщения о беременностях после ИКСИ с ипользованием сперматазоидов, полученных в результате пункции яичка (ТЕЗА) или его придатка (МЕЗА).

1995 – первые сообщения о наступлении беременности после ИКСИ сперматид, полученных в ходе биопсии яичка.

1998 – первый случай рождения клонированной овечки Долли, осуществленный Wilmut и коллегами (умерла в начале 2003 по причине преждевременного старения организма, т.к. была клонирована из клетки взрослого животного).

2003 – здоровый жеребенок женского пола, названный Prometea, был рожден ее генетически идентичной матерью 28 мая. Это самое крупное достижение в области клонирования после клонирования мула ранее в 2003.

Сезар Галли, директор Лаборатории Репродуктивных Технологий в Кремоне (Италия), с коллегами клонировал Prometea, соединив ядро клетки кожи, взятой от матери с клеткой без ядра от другой лошади. Образовавшегося эмбриона подсадили в матку.

2010 – Нобелевская премия за ЭКО, получил Эдвардс.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.

Периоды онтогенеза :

1. Эмбриональный – от образования зиготы до рождения

2. Постэмбриональный – от рождения до смерти.

Эмбрион – (утробный плод, зародыш) – стадия развития организма начиная со стадии зиготы до рождения.

Персоналии

Афинагор (II век н.э.) – апологет, автор «О воскрешении мертвых».

Василий Великий (330 – 379) – епископ Кесарии Каппадокийской в Малой Азии, один из отцов церкви, автор книги «Шестоднев».

Гиппократ (460 – 370 до н.э.) – древнегреческий врач, автор первой врачебной клятвы «Клятвы Гиппократа».

Дамаскин Иоанн (675 – 753) – православный святой, один из отцов церкви, богослов.

Овидий (43 г. до н.э. – 18 г. н.э.) – древнеримский поэт, автор «Элегий», «Энеиды».

Олимпия де Гуж (1748 – 1793) – французская писательница, журналист, политический деятель, феминистка, автор «Декларации прав женщины и гражданки».

Райх В. (1897 – 1957) – австрийский и американский психолог; ввел термин сексуальная революция, создал клиники сексуальной гигиены для рабочих в Австрии, в которых они могли получить бесплатные сведения о контроле рождаемости, воспитании детей, а также сексуальном образовании.

Симона де Бовуар (1908 – 1989) – французская писательница, философ, идеолог феминистического движения. Подруга и единомышленник философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра.

Стефан V (VI) (? – 891) – папа римский.

Сурожский Антоний (1914 – 2003) – митрополит.

Фрейд З. (1856 – 1939) – австрийский невропатолог, психиатр, психолог, основатель теории психоанализа. Раскрыл психологическую обусловленность культурного творчества. Работы: «Я и ОНО», «Тотем и табу», «Толкование сновидений».

  • адание 3. Технологии обработки данных в среде СУБД MS Access
  • Алгоритмизация и программирование. Языки программирования высокого уровня. Технологии программирования
  • Алгоритмизация процесса разработки компьютерной информационной технологии
  • Антоненко И. Е. Управление документацией за рубежом: история, законодательство, теоретические основы и технологии. – Рукопись.

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!