Эмулятор лямбда зонда: что это, для чего и есть ли смысл его ставить? Эмулятор лямбда-зонда. Вопросы Схему эмулятора лямбда зонда можно

Довольно частым явлением для владельцев автомобилей с установленным ГБО является загорающаяся кнопка «Check Engine», о том, что значит эта надпись и почему это происходит мы детально разбирались . Сегодня же темой нашей статьи будет рассмотрение варианта решения одной из наиболее часто встречающихся проблем, которая может вызывать надпись «Check Engine» — выход из строя лямбды. Наиболее дешевым и распространенным решением этой проблемы является установка эмулятора лямбда зонда. Что же такое эмулятор лямбды и чем «обманка» помогает владельцу автомобиля с ГБО?

Что такое лямбда-зонд

Чтобы понять зачем использовать обманку лямбды (эмулятор катализатора) следует сперва разобраться в принципе работы самого зонда. Зачастую, современные автовладельцы не осознают того факта, насколько «умными» (компьютеризированными) стали их машины. Процесс этот шёл постепенно, от подсистемы к подсистеме — так, лямбда-зонд появился в серийных машинах ещё в прошлом веке. По сути лямбда — это такой специализированный датчик измерения кислорода, позволяющий определить его остаточное количество в выхлопе двигателя автомобиля.

На основании сигнала от этого датчика современные электронные блоки управления автомобиля (ЭБУ) принимают решение о том, насколько «бедной» или «богатой» (перенасыщенной кислородом либо топливом) является воздушно-топливная смесь, поступающая в цилиндры ДВС. При заводской настройке современных силовых агрегатов производители обычно ориентируются на так называемое «стехиометрическое» соотношение воздуха и топлива:

  • для бензина ~14.7:1,
  • для сжиженного газа ~15.4-15.6:1,
  • для метана ~17.2:1

Это значение обеспечивает наиболее полное сгорание и минимальное содержание сопутствующих вредных газов в выхлопе.

При использовании ГБО проблема заключается в том, что автомобиль работает уже на другом топливе, а для его наиболее полного и эффективного сгорания требуется иное соотношение компонентов (газа и воздуха) в топливовоздушной смеси.

Таким образом, при установке газобаллонного оборудования меняется не только топливо, на котором передвигается автомобиль, но и содержание кислорода в выхлопе.

Разумеется большинство установщиков ГБО не утруждают себя настройкой ЭБУ автомобиля, сообщая ему о установленном ГБО. По прошествии нескольких десятков километром лямбда зонд, реагируя на изменение количества кислорода в выхлопе, подает сигнал о неисправности, ничего не знающему о установленном ГБО электронному блоку управления автомобилем. А тот, в свою очередь, автовладельцу, через загорающийся на панели приборов индикатор «Check Engine».

Для чего нужен эмулятор лямбды

Эмулятор — это система либо устройство, предназначенное для копирования (или же эмулирования) функций одной системы на другой. Причём эмулируемое поведение должно быть как можно ближе к поведению оригинального устройства .

Таким образом, электронный эмулятор лямбда зонда перехватывает и корректирует имеющийся сигнал от оригинального датчика кислорода таким образом, чтобы ЭБУ инжекторного двигателя не выдавал ошибки при работе автомобиля на газу. Обычно эмулятор лямбда-зонда устанавливается на автомобиль либо сразу во время монтажа ГБО, либо чуть позже, после обнаружения ошибки двигателя.

Эмуляторы «хорошие» и «плохие»

Важно понимать, что существуют как простые эмуляторы обманки лямбда зонда, так и достаточно сложные системы, занимающиеся корректировкой показаний штатного датчика кислорода. Задача первых, наиболее простых обманок лямбды, недопустить появления на индикаторе надписи «Check Engine», и создавать видимость исправной работы системы. А вот более продвинутые представители эмуляторов лямбды призваны перехватывать сигнал оригинального датчика, исправлять его, и передавать штатному ЭБУ уже откорректированный сигнал, улучшая тем самым работу всего автомобиля.

Разумеется, обманка лямбда зонда изготавливается из неких общих соображений, чтобы режимы работы двигателя были более-менее близки к оптимальным. Но «хороший» эмулятор делает это на основе реального сигнала от датчика, корректируя его в нужную сторону, согласно запрограммированным в эмуляторе алгоритмам. Также при этом учитывается специфика используемого оригинального датчика и фирма-производитель.

Установка эмулятора лямбды

Установка и подключение эмулятора лямбда зонда делается в подкапотном пространстве автомобиля, в местах, что защищены от действия высоких температур и попадания влаги. Кроме того, это место должно одновременно обеспечивать и лёгкость последующего доступа к устройству, ведь работу устройства нужно будет проконтролировать, а если потребуется — то и вносить корректировки. Обычно изготовители/установщики придерживаются следующей цветовой схемы подключения:

  • синий проводник подключается к переключателю газ/бензин либо реле (на провод должно подаваться +12v при работе автомобиля на газе);
  • белый проводник подключается к ЭБУ автомобиля;
  • сине-белый проводник подключается непосредственно к лямбда-зонду;
  • чёрный проводник подключается на массу;

Эмуляторы 2 лямбда зонда каталитического нейтрализатора (стандарт ЕВРО-3 и выше)

В связи с тем что стоимость нового каталитического нейтрализатора (тем более оригинального) зачастую равна половине стоимости нового двигателя, поэтому пытливые умы автолюбитей начали исследовать и экспериментировать эту тему...

Жизнь столь дорогого компонента современного авто зависит во многом от качества используемого топлива, (что до сих пор является проблемой) его марки (достаточно один раз заправиться например этилированным 80 и нейтрализатор прийдет в негодность) и многих других факторов... но это тема отдельной статьи заглублятся в нее мы не будем!!!

В той ситуации когда каталитический нейтрализатор забит и соответсвенно не пропускает нормально выхлопные газы его нужно срочно менять, так как возможно повреждение двигателя (что ведет к дорогостоящему его ремонту) и не только!!!

Другая ситуация когда нейтрализатор все еще способен пропустить нормально выхлопные газы, но уже не в состоянии выполнять свою функцию очистки выхлопа от загрязняющих окружающую среду CO и CH (это наиболее характерно для старых по возрасту или пробегу авто) ЭБУ двигателя переходит в аварийный режим работы т.н. "ковыляй до гаража". Соответственно долго и комфортно на таком авто не поездиш, увеличивается расход топлива, ухудшаются мощносные характеристики, плохая приемистость и т. д. ...

Выходом из вышеуказанных ситуаций только 2 это:

  • Наиболее правильный и экологичный замена на новый оригинальный каталитический нейтрализатор, либо как вариант разборка с заменой старого элемента на новый, (сейчас они продаются на некоторые машины отдельно) для чего потребуется простая "болгарка" и сварочный аппарат (в интернете можно найти много видео по этому виду ремонта)
  • Другой не совсем правильный и неэкологичный выход из этой ситуации это эмуляция каталитического нейтрализатора. Вариантов тут множество, это замена на пламегаситель подходящего размера и крепления, разбор старого катализатора с удалением элемента и заполнения например сеткой с последуюшим завариванием и т. д. ....

Когда мы идем по пути эмуляции КН (каталитичекого нейтрализатора) мы получаем некоторую пользу улучшаются мощносные показатели двигателя, дешовый нейтрализатор, вроде все просто, классно но нет!!! ЭБУ двигателя анализируя показатели обойх лямда зондов управляющего и контролирующего не видит разницы между ними и переводит двигатель в аварийный режим. Простым удалением 2 лямбда зонда тоже проблему не решить опять аварийный режим!!! Как вариант перепрошивка ЭБУ с программным удалением 2 лямбда, но на этом пути есть сложности:

  • отсутствие хороших с таким же оборудованием специалистов
  • возможное безвозвратное повреждение дорогостоящего ЭБУ
  • отсутствие хорошего, надежного ПО
  • нет никакой гарантии нормальной работы двигателя после перепрошивки (на заводах тоже спецы сидят!!!)

Но мы пойдем другими путями-электронная и механическая эмуляция нормальной работы 2 лямбда зонда. В интернете описано много схем от простых до сложных но я alex.ho.ua из личного опыта остановился на одной и ее вариациях на примере 2 лз от авто субару:

По этой схеме исправный 2лз остается в КН на своем месте в разрыв сигнального провода впаивется постоянный маломощный резистор на 1 мегаом и шунтируем сигнальный и земляной провод ЭБУ постоянным конденсатором на 1 микрофараду с рабочим напряжением от 16 вольт и выше.

Приблизительная оссцилограма работы данной схемы(эмуляция желтая кривая, синяя без эмуляции) ниже:

*Примечание auto.18 в если схема заработала без включения аварийного режима то ничего не меняем в ней, если нет то впаиваем переменный резистор 1-1Мом подключаем к сигнальному проводу на выходе этого эмулятора (со стороны ЭБУ) оссцилограф и смотрим форму и размах сигнала. Возможно прийдется также опыным путем подбирать и шунтирующий конденсатор от 0,1-10Мкф

И еще одна схема эмулятора лямбда-зонда...

Несложный эмулятор с регулировкой "состава топливовоздушной смеси" можно
построить на модуле мультивибратора 555
Инфранизкая частота обеспечивается большим значением ёмкости конденсатора С2. Регулировка частоты переключений осуществляется резистором R1; всреднем его положении
частота приблизительно
равна 0,5 Гц. Сигналы эмулятора показаны на рис.
"Качество смеси" регулируется резистором R6. В
среднем его положении
"стехиометрическая смесь"
0,110,9 V (осциллограмма № 1). В правом (по схеме)
положении движка резистора R6 "богатая смесь"
0,5550,9 V (осциллограмма № 2). В левом (по схеме)
положении движка резистора R6 "бедная смесь" 00
0,45 V (осциллограмма № 3), что определяется прямым напряжением диодов
VD1, VD2. Предпочтительны
диоды типа КД925В. В промежуточных положениях
разная степень "обогащения" или "обеднения".
Детали таковы: биполярные транзисторы BC547C или ВС847С, диоды 1N4007, светодиоды
любые диаметром 3 мм, электролитические конденсаторы напряжением 25 V.

Эмулятор 2 лямбда зонда каталитического нейтрализатора (стандарт ЕВРО-3 и выше) версия 2

Данную схему можно рассматривать не только как эмулятор 2 ДК но и как временную замену неисправного 2 ДК!!!

Для эмуляции сигнала ДК2 из сигнала ДК1 была использована следующая схема (изменяя сопротивление подстроечного резистора и емкость конденсатора настраиваем сигнал по значению необходимому для нормальной штатной работы ЭБУ ДВС):

Для эмуляции подогревателя ДК2 использован резистор 300ом/2Вт. Можно заменить на обмотку катушки от обычного автомобильного реле на 12в. Как вариант можно использовать подогреватель (при условии что он испрвен) 2 ДК.

Check не горит, динамические характеристики не изменились.

Оригинальные разъемы (ДК1, и входные в ЭБУ ДК1 и ДК2) заменены на "волговские" 4х контактные. Все устройство смонтировано на монтажной плате, соединения просто проводом.
Upd. Совсем разжеванная схема:

Примечание* Для настройки данной схемы желательно использовать оссцилограф наблюдая за кривой проэмулированного сигнала 2 лямбда-зонда.

Каталитическая проставка под лямбда-зонд (мини катализатор)

Должен сразу сказать - данные проставки это не трубочки с дырочкой и сеточкой, как думают многие, в том числе и те, кто пытается их подделывать. Именно поэтому Вам не придется «дорабатывать дырочку сверлышком», что бы надоедливая лампочка CheckEngine наконец погасла, как Вам могут посоветовать продавцы похожих изделий.

В наших проставках имеется эффективный каталитический элемент, способный работать при низких температурах, за счет которого на датчике обеспечивается состав выхлопных газов, эквивалентный составу, прошедшему через штатный катализатор, то же самое количество кислорода.

Зачем это нужно? Поверьте, не только, что бы погасла лампочка, но прежде всего затем, что бы система управления двигателем работала правильно. Ведь по закатализаторному зонду блок управления двигателем следит за интегральным соотношением смеси и постепенно подстраивает смесь, обеспечивая быстродействие и эффективность регулирования смеси по зондам докатализаторным. Почти каждый хороший диагност знает, что время восстановления гораздо больше времени реакции для цепи регулирования смеси по первичным зондам в случае отклонения смеси от заданной. Именно это и определяет необходимость в правильной работе закатализаторных зондов. Малейшее отклонение долговременной коррекции топливоподачи, формирующейся из показаний закатализаторных зондов, вызывает состояние, когда коррекция по передним зондам большую часть времени будет находиться в зоне восстановления, т.е. будет постоянно происходить перерегулирование и неправильно формироваться топливоподача. А это и расход топлива и мощность…

Что Вам надо, правильно работающая машина или сомнительная экономия в случае приобретения дешевых подделок? Решать только Вам…

Тем более, что результаты тестирования наших проставок показали, что «уплывшие» за время неправильной работы катализатора адаптации возвращаются в норму. Так же следует отметить, что ресурс встроенного катализатора значительно выше, чем у катализатора штатного, но только при условии исправной и правильно работающей системы смесеобразования.

Из недостатков можно отметить только один – штатный зонд поднимается на 32мм и иногда установить зонд с проставкой оказывается проблематично. Тут уж ничего не поделать – приходится вваривать гайку в другом месте.

Но можно сделать проставку и самому...

В двух словах - суть метода заключается в том, что надо заставить "дышать" лямбда-зонд "чуть подальше" от выхлопного тракта, да "через маленькую дырочку" - в результате, мы тоже получим более слабую синусоиду и мозг будет считать, что всему этому "виной" нормально работающий катализатор.

Вот фотка проставки (сразу оговорюсь - на фотке чуть неверно сделана проставка - "вот это отверстие" должно быть диаметром 1-2мм, хотя, есть случаи, когда и с отверстием в 6мм Check больше не загорался, но стоит начать с отверстия в 1-2мм диаметром (как указано ниже на чертеже - 2мм).

А вот чертеж, который мы печатаем на принтере и спокойно идем с ним к токарю:

Продолжение следует...

Как определить износ катализатора?

Существуют три основные причины выхода из строя катализатора - потеря эффективности катализатора, разрушение и оплавление.

Для проверки на оплавление установите манометр на место кислородного датчика, и проведите замер давления в выхлопной системе. Если в разных режимах работы давление превышает 0,5 атм (Кг/см2) - каталитический нейтрализатор оплавлен.

Если показания лямбда зондов до и после катализатора совпадают, то это обозначает, что катализатор утратил свою эмиссионную способность (эффективность).

Эффективность катализатора можно проверить и другим способом. Прогрейте мотор (получасовая езда). После этого с помощью термо-пистолета (пирометра) проверьте температуру на шве сварки перед катализатором и после него, если температура за катализатором такая же или ниже, значит, катализатор неисправен.

В случае, когда внутри катализатора что-то тарахтит, нужно срочно принять меры. Иначе, осколки находящиеся внутри могут повредить двигатель.

Часто задаваемые вопросы

1. Оно точно работает? - Да, мы даем гарантию на результат 2 года. В комплекте с эмулятором Вы получите инструкцию и гарантийный талон. Закон так же дает право вернуть товар в течении 2-х недель без объяснений причин.
2. Смогу ли я получить поддержку? - да, можно проконсультироваться по телефону, скайп или e-mail. Все вопросы решаемы.
3. какой эмулятор нужен на мой автомобиль? - в верхней части этой страницы есть форма подбора эмулятора по автомобилю.
4. Где я могу установить эмулятор? - у наших представителей. Установить так же сможет любой автоэлектрик.
5. У меня не работает задний лямбда зонд. Эмулятор может его обойти? - да, может абсолютно на всех автомобилях. Если передний лямбда широкополосный, с токовым сигналом (AFR, LAF sensor), тогда устанавливается эмулятор SK-08. Если неисправен задний зонд, то сигнал для эмулятора берется с переднего зонда. Если в заднем лямбда зонде неисправен подогреватель, то вместо подогревателя дополнительно подключается резистор сопротивление примерно на 10 Ом, мощностью 10 Вт.
6. Можно ли не удалять катализатор? - можно если он механически целый (не оплавлен, не звинит, тяга мотора в норме) и передний лямбда с сигналом 0 ... 1 вольт (исключения в предыдущем вопросе). Опорный сигнал для эмулятора в этом случае берется с переднего лямбды.
7. Обязательно ли ставить стронгер (пламягаситель)? - не обязательно, но желательно. Он влияет только на звук выхлопа. Без стронгера выхлопная быстрее не прогорит (распространенное мнение) так как после исправного катализатора температура всегда выше, чем до него. Ездили же раньше без катализатора...
8. После установки эмулятора снизится расход? - если у вас сейчас завышенный расход, то он должен снизится. На автомобилях евро-4 и 5 задний лямбда чувствует в приготовлении топливной смеси и расход прямо зависит от состояния катализатора. На автомобилях евро-3 и ниже расход может снизиться за счет перехода двигателя с аварийного режима на нормальный. Расход так же может снизиться если у вас был оплавленный катализатор.
9. Чем эмулятор лучше программного удаления? - автомобиль продолжает ездить на заводской программе, вмешательство в блок управления двигателя не производится. Неграмотное программное удаление может привести к тому, что лампа неисправности на панели приборов вообще никогда не будет загораться - несвоевременное устранение неисправностей может привести к поломке мотора. При программном уделении могут изменяться режимы работы мотора и никто не знает как это отразится на нем.
10. У меня установлено ГБО, постоянно появляется ошибка по катализатору, никто ничего сделать не может.... - Мы часто сталкиваемся с этой проблемой. Для начала нужно попробовать поездить на бензине. Если проблем на бензине нет, то проблема в ГБО. Подробнее можно прочитать в этой статье.

Собираю в копилку вопросы об установке эмулятора лямбда-зонда, попутно на них отвечая 🙂

  1. Эмулятор лямбда-зонда. Расположение компонентов на плате.

Во избежание мозгового штурма, потерь времени и ошибок в распайке схемы привожу изображение, на котором подписаны все компоненты, указана полярность (когда она требуется) и указаны номиналы компонентов эмулятора лямбды.

Именно в таком виде перед вами предстанет плата после травления. Естественно, это вид сзади, со стороны дорожек, имейте это в виду, т.к. компоненты на этой стороне будут припаиваться, а на лицевой стороне находиться 🙂

2. Какую лямбду выбрать для установки ее с эмулятором лямбда-зонда?

Вот на эту тему выбирать только вам. Нужна циркониевая, т.е., та, которая есть в любом магазине автозапчастей. На профильных форумах каждой машины есть целые темы с ответом на этот вопрос. Но несколько номеров я напишу позже, это те лямбды, которые стоят у людей и работают совместно с обманкой лямбда-зонда.

3. Как правильно установить обманку лямбды?

На момент написания этой статьи существовало два изображения-инструкции по подключению. Первое - фото неизвестного автора, второе-мое) Прилагаю.

Эмулятор лямбда-зонда. Схема подключения.

Забегая вперед-скажу, возникла мысль записать видео с процессом установки эмулятора и комментариями. Пока ничего не обещаю по срокам, но очень надеюсь, что видео будет записано с приходом летнего тепла) Ожидаем, мониторим)

Да, кстати, схема, приведенная выше будет дополнена ну вот прям на днях...

4. Автомобили, на которые возможна установка эмулятора лямбда-зонда.

В этом пункте будет дополняемый список. Дополняемый обратной связью, значит медленно) Вы всегда можете помочь, если вашей машины в списке нет.

Как определить стоящую на машине лямбду? Залезть в машину любой приблудой, "нюхающей" лямбду и посмотреть цифры, либо графики лямбды. Титановая лямбда колеблется от 0 до 5 вольт, циркониевая от 0 до 1 вольта.

  • Jeep Cherokee XJ. 1987-1991 годов выпуска (г.в.)
  • Opel Vectra. ????-???? г.в.
  • Hyundai V6 - ?????

Самое главное - это обратная связь! Есть вопросы-пишите их в комментах, в форму обратной связи, на Драйве, буду статью дополнять для последующих читателей)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!