Что такое счастье православие. Святые отцы о духовной радости. Рожденные для радости и любви

«Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя — в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца - это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это... Счастье — это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо — Самого Бога!».

  1. « Идущий… путем Христовым всегда радуется ивеселится оДухе Святом, ожидая блаженного упования великого Бога иСпасителя нашего Иисуса Христа» .
  2. « Почему… радость нанебесах бывает больше огрешниках, приносящих покаяние, чем оправедниках, которые несогрешили? Потому что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поелику печаль бывает утех, кои согрешили, топусть будет ирадость (им), когда они раскаиваются» .

Преподобный Ефрем Сирин

  1. « … Одни только те, которые полагают свою радость вГосподе, знают, как велика эта радость, инасколько она превосходит всякое сравнение» .
  2. « Если желаешь радости, неищи ниденег, нителесного здоровья, ниславы, нивласти, нивеселия, нироскошных трапез, нишелковых одежд, нимногоценных полей, ниблистательных домов иничего другого тому подобного, ноустремись клюбомудрию поБогу идержись добродетели; тогда ничто ниизнастоящего, ниизожидаемого несможет опечалить тебя» .
  3. « Радость… духовную иразумную производит нечто иное, как сознание добрых дел,— посему, кто имеет добрую совесть итакиеже дела, тот может постоянно праздновать» .
  4. « … Духовная радость честно иблагоприлично приводит душу вединение сБогом, наполняет сладостью также итех, кто находится стаким человеком всношениях» .
  5. « … Сильная радость часто сопровождается такимиже последствиями, какими ичрезмерная скорбь… ».
  6. «... Радость поБогу бывает продолжительна итверда, надежна ипостоянна, ненарушается никакими неожиданными обстоятельствами, ноеще более возвышается отсамых препятствий» .
  7. « Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они неуслаждаются никакими житейскими благами, аодним только Богом… » .
  8. « Веселиеже ирадость суть умножение скорби. Остерегайся думать орадости, которая есть причина слез. Те, которые среди таких слез охватываются радостью, никогда небудут иметь здравия души» .
  9. « Подобно тому как бесконечен Бог, так ирадость, которая исходит отБога, бесконечна; она всегда течет, всегда цветет иникогда неиссякает; нечестивыеже лишены такой радости» .

Святитель Иоанн Златоуст

В издательстве Никея выходит «Книга о счастье» психолога, священника Андрея Лоргуса. В отличие от прочей литературы на данную тему, эта книга не дает готовых рецептов успеха и благополучия. О чем же она и почему именно сегодня появилась необходимость взглянуть на счастье с христианских позиций, отец Андрей рассказал Правмиру.

Отец Андрей, почему вдруг счастье? От священника ждут проповедей о спасении души, открытия духовных истин. А вы вдруг взялись писать на такую приземленную, я бы даже сказала бытовую тему.

Для меня это тема принципиальная. По моему мнению, прежде чем человек воспринимает высоты духа, у него должна быть достаточно крепкая жизнелюбивая, жизнестойкая позиция. Тогда он способен и на милосердие, и на какие-то лишения, даже на аскезу. Чтобы принимать их открыто и добровольно, необходим некий ресурс, щедрость души. И мне бы хотелось, чтобы таким ресурсом было естественное для христианина ощущение счастья земной жизни.

- Вы считаете, что любой человек рожден для счастья?

Человек сотворен для блаженства, для меня это очевидно. Счастье можно рассматривать как некоторую проекцию человеческого совершенства и блаженства в том образе, в каком его первоначально задумывал Господь. Для меня счастье - это духовное понятие. С той бытовой, вульгарной, глянцевой картинкой, о которой вы говорите, оно не имеет ничего общего.

Не призвать, а скорее обосновать с христианской точки зрения, что быть счастливыми - в наших руках. Любой человек может быть счастлив. Другое дело, что кто-то избирает для себя другой путь - служение страданию. Пусть, пожалуйста, но это личный выбор. И, с моей точки зрения, этот выбор должен быть осознанным, он должен определяться духовным опытом человека, а не являться слепым следованием стереотипам. Ведь часто люди неосознанно, в силу своей травматичной судьбы или невроза выбирают жизнь в страдании. Это не духовный выбор, это психопатологический выбор. Страдание как мазохизм. Вот в чем беда. Очень легко травмированному человеку навязать страдания - он к ним привык. Очень легко навязать страдание христианину, пока он живет с неисцеленной душой.

Есть мнение, что христианин не должен стремиться к счастью. Даже наоборот. «Наивероятнейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество находящих на этого человека скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению святых отцов, есть признак, что Господь не благоволит к этому человеку» - это высказывание игумена Никона Воробьева.

Мы с вами сейчас говорим о разных уровнях бытия. Если речь идет о высшем аскетическом пути - да, конечно, все верно. Но не для всех. Проблема русского Православия в том, что высочайшие аскетические открытия, сделанные святыми отцами, такими, как Амвросий Оптинский, Серафим Саровский, были вынесены «на площадь». Они превратились не в опыт старцев, а в лозунги, в идеологемы, которые стали применять к обыденной христианской жизни. Это очень опасно, особенно для неофитов, а в наше время большинство прихожан - неофиты. Для таких людей нужна «молочная пища». И говорить с ними «лозунгами» святых отцов - это все равно как инвалиду-колясочнику рекомендовать побольше ходить пешком, чтобы у него пролежней не было.

Травмированные советской эпохой люди, которые еще не знают толком, что такое жить, потому что в основном они не жили, а выживали - им говорить про страдание? Надо понимать, где какие максимы уместно применять. Да, в монастыре, помолившись, натрудившись, сев после вечерней службы в узком кругу учеников, почему бы и не поговорить о страдании? А бедной матери, которая в одиночку растит сына, работая на трех работах, а тот с головой пропадает в компьютере - ей говорить о страдании? Это издевательство над человеком.

Вам не кажется, что слово «счастье» у нас в обществе почти табуировано? Во всяком случае, к нему очень напряженное отношение. О счастье легко говорят абстрактно, а вот сказать о себе самом «Я счастлив» очень сложно и даже страшно. Почему так?

Потому что в сознании нашего народа бытует такое неосознанное убеждение, что счастливым быть стыдно. И это понятно. Ведь общество нельзя назвать благополучным, в нем много несправедливости, унижений. На этом фоне всеобщего страдания быть счастливым значит быть вором, обманщиком, преступником. Все страдают, и вдруг кто- то говорит: «Ребята, давайте будем счастливы!» Я не удивлюсь, если моя книга вызовет раздражение. Но времена меняются. Ведь еще лет десять назад писать об этом было просто невозможно. А сейчас возможно. Потому что после перестройки уже выросло новое поколение, те, кто родился после 85 года. Они не понимают, что такое советская власть, у них уже почти не травмированная политическим строем психика. И это поколение хочет жить позитивно, радоваться жизни, хочет эту жизнь преумножать, верить в простые гражданские, социальные блага и выстраивать свою жизнь не на основе страданий и выживания, а на основе далеко идущих жизненных стратегий. А без позитива такие стратегии не формируются. Позитив, жизнелюбие, жизнестойкость напрямую связаны с эмоционально-духовным состоянием счастья. Поэтому новое поколение как раз нуждается в оправдании счастья.

- Вы видите разницу поколений среди своих прихожан?

Она очень заметна. Молодые ищут новых знаний, они приходят в церковь с книжками, обращаются с вопросами. Они не согласны просто так ходить на службу и ни о чем не думать. Они настроены на духовный поиск. Это не значит, что вопросами счастья не задаются люди старшего поколения. Но им ответ дается намного труднее. Я могу привести в пример свою маму. Когда ей было 10 лет, ее мама - моя бабушка - ежедневно жила в ожидании ареста и готовила к нему мою маму примерно такими словами: «В коридоре висит мешок. Как только за мной придут, ты, пожалуйста, не плачь, бери этот мешок и иди в Лялин переулок. Там живет Вера, будешь жить у нее».

Вот так ребенок с 10 лет жил в ожидании, что маму заберут навсегда, а больше у нее никого из близких не было. Можно представить, в каком окостенении, в каком омертвении живет душа девочки с 10-летнего возраста. Может она быть счастливой? Она сейчас меня спрашивает: «Ты куда едешь?» Я говорю: «На Святую землю». «Зачем? Ты уже там был». - «Мама, бывать там - это счастье!» Она смотрит на меня с удивлением, она не понимает этого слова.

Тем не менее, люди возраста моей мамы тоже спрашивают, может ли быть христианство с улыбкой, со счастливым лицом. У православных принято издеваться над протестантами, которые улыбаются до ушей и обращаются к человеку с приветствием «Бог любит тебя». Мы над ними смеемся. На самом-то деле это они смеются над нами, когда смотрят на наши унылые христианские лица. И задают вопрос: «По-вашему, по-православному, Христос победил смерть или нет?»

- Для ощущения счастья важно знать, что Христос победил смерть?

Во многих страхах человеческих живет страх смерти. И если страх смерти не преодолен, человеку трудно быть счастливым. А преодолен он может быть только твердым сознанием, что смерти нет, что все мы приготовлены к жизни вечной и что она существует для каждого человека.

А у меня иногда такое впечатление, что счастье - это простая биохимия. Вот у человека вырабатывается достаточное количество гормона радости - и он счастлив несмотря ни на что. А не вырабатывается - и ничто не радует.

Счастье - это действительно другая психофизиология. Только причинно-следственная связь иная. Жизнелюбие в норме может быть у каждого человека. И оно дает свою проекцию на физиологию. У жизнерадостного человека и здоровья больше. У здорового духа здоровое тело. Посмотрите на маленького ребенка - он улыбается, потому что ему просто «хорошо быть». Вот так и нормальному человеку может быть «хорошо быть».

- Счастье и душевная гармония - похожие вещи?

Я не знаю, что означает слово гармония по отношению к человеческой душе. Я бы сказал проще. Состояние некоторого баланса, сбалансированность духовных сил - это условие счастья. Потому что состояние страстности несовместимо со счастьем.

- Верующий человек может быть счастлив, потому что он верит в то, что Господь его простит?

Для верующего христианина важнее всего, что Христос победил смерть! Верующий человек обретает бессмертие. Это не его личное бессмертие, это всеобщее бессмертие. Вот самое главное, самое первое условие счастья, на мой взгляд. А второе - да, оказывается, я могу быть прощен! Особенно для тяжелого грешника это бывает радостным открытием. Тому, кто очень настрадался от своих грехов и своей вины, это может дать очень сильное переживание счастья.

- Но ведь он может и не быть прощен.

Ключевое слово - «может». Здесь нет никакого долженствования. Господь не должен прощать, Он может простить. Но на самом деле Он уже простил на кресте все прегрешения человеческие, и теперь все зависит от человека.

Беседовала Евгения ВЛАСОВА

Трудно представить день рожденья или другой праздник без традиционного пожелания счастья-здоровья. Но какой именно смысл вкладывают в это понятие? Безропотное существование? Внешнее благополучие? Обеспеченность? Как стать счастливым? Перед тем как ответить на эти вопросы, стоит сначала раскрыть смысл понятия.

Толковый словарь дает такое определение:

Счастье — это состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости. То есть это внутреннее состояние человека.

Каждый человек по-своему достигает этого внутреннего состояния.

За деньги счастье не купишь

Ребенку для радости нужно совсем мало: чтобы родители были рядом и на день рожденья родные дарили игрушки и конфеты.

Нищий также довольствуется малым. Для него радость то, что для остальных кажется нормой жизни — постоянные кров и еда и человеческое к нему отношение.

Намного тяжелее богатому, ведь ему для того, чтобы чувствовать себя счастливым, надо преумножать свой капитал.

Но разве смысл счастья только в деньгах, благополучии, обеспеченности? Если бы это было так, тогда в самых развитых и богатых странах никто не страдал от депрессии — все есть, осталось только радоваться.

Но статистика заболеваний клинической депрессией свидетельствует об обратном: богатые чаще печалятся. Например, согласно данным 2011 года от ВОЗ и Гарвардского университета, уровень депрессии в развитых странах доходил до 28%, в то время как в средних и бедных странах — до 20%.

Казалось бы все средства есть: жилье, транспорт, денежные ресурсы, но… радости нет.

Потому что чтобы быть счастливым, не обязательно иметь толстый кошелек. Христианство говорит, что достичь подлинной радости можно тогда, когда ты с Богом. Рассмотрим эту мысль с разных сторон.

Суть счастья в Ветхом Завете и проповеди Христа

В Ветхом Завете счастье заключалось в земном благоденствии. Считалось, что если человек служит Богу, то за это Господь наградит его земным богатством, чадородием и многолетием.

Да и само слово «счастье» употребляется в Ветхозаветных книгах, хоть и отнюдь не часто — лишь девять раз.

В Новом Завете все иначе. В Евангелии мы не находим ни одного упоминания этого слова. Почему? Потому что оно ассоциировалось в первую очередь с земным благоденствием.

Иисус Христос в Своей проповеди никому не обещает рай на земле, несметное богатство, бесскорбную жизнь.

Более того, Он говорит, что Его ученики будут иметь скорбь, гонения:

  • В мире будете иметь скорбь (Ин. 16:33);
  • Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин.15:20).

Но Христос дает надежду: все эти скорби и лишения полезны для человека. За стояние в вере, любовь, смирение, безропотное терпение человека ждет великая награда — Царство Небесное, пребывание вместе с Богом.

Именно в этом и суть счастья в христианстве, которое в Новом Завете называют преимущественно «радостью» или «блаженством».

Но в земной жизни невозможно достичь этого состояния постоянного соединения с Богом. Почему? Потому что человек грешит, а грех разделяет человека с Богом. Именно так было с Адамом и Евой.

Рожденные для радости и любви

Бог создал первых людей не для скорби, бедствий, болезней и смерти, а для вечной жизни, вечной любви, вечной радости. Адам и Ева жили в прекрасном Эдемском саду, общались с Богом, питались райскими плодами, наслаждались красотой сотворенного Господом мира.

И это райское состояние длилось бы и длилось, если бы не наступила всем известная катастрофа: по своей воле и внушению дьявола первые люди вкусили запретный плод. Вместе с этим плодом они вкусили скорби, болезни и смерть. Какие последствия это имело? Человек настолько падал греховно, что дошел до убийств, войн, глобальных катастроф, сам себя сделав несчастным.

Но Бог милостив. Он дает человеку шанс вернуться в то райское состояние, в котором он и был создан.

Смысл счастья и крестная жертва Христа

Для того, чтобы избавить человека от последствий первородного греха, Бог посылает в мир Иисуса Христа. Сын Божий пострадал на Кресте для того, чтобы искупить каждого из нас от этого греха. Более того, Спаситель дал человеку возможность еще в этой жизни соединиться с Богом, жить с Христом. Как? Через Таинство Евхаристии.

Возможность соединиться с Богом, принять в свое сердце Христа — это возможность уже на земле достичь небесного счастья. Но осознать важность этого Таинства может не каждый христианин и далеко не сразу.

Со временем человек теряет благодать, снова «коллекционирует» грехи — в греховном мире невозможно полностью освободиться от пороков. Но очиститься помогает покаяние и исповедь.

Смысл счастья в христианстве — достижение святости

Каждый человек, который хоть раз подходил к исповеди, чувствовал на себе, как после разрешительной молитвы священника у него словно груз с души спадал. Становилось так легко и радостно.

А представьте себе, как же легко и радостно будет чувствовать себя человек, когда никакие грехи уже не будут обременять его.

Что-то похожее переживали многие святые, которые еще при жизни могли прочувствовать небесное блаженство и этой частичкой Божественной радости делились с другими.

Потому можно сказать, что суть счастья / радости / блаженства в православии — это быть с Богом. А чтобы быть с Богом, надо и самим стать святым. То есть путь к счастью непременно ведет к достижению святости.

Счастливые и святые, святые и счастливые

Серафим Саровский с такой любовью принимал каждого приходящего, что сам словно светился изнутри и обращался к каждому со словами «Радость моя, Христос воскресе!». Некоторые люди могли даже своими глазами видеть, как он сиял и извне.

Вот представьте себе обычного человека, который в момент разговора с вами вдруг начинает преображаться, сначала начинает сиять его лицо, затем руки, все тело… Приблизительно таким увидел святого Серафима некий помещик Николай Мотовилов.

Не так явно, но от внутренней радости словно сияли и многие старцы нашего времени, познавшие смысл небесного счастья.

Отца Николая Гурьянова (1909-2002) духовные чада называли любвеобильным старцем, ходячим Евангелием. Сам же он, кроме тысяч примеров помощи ближним, оставил и духовные советы. Один из них призывает к радости: «Будьте всегда радостны и в самые тяжелые дни вашей жизни не забывайте благодарить Бога: благодарное сердце ни в чем не нуждается».

Жизнерадостностью и особой любовью отличался и отец Иоанн Крестьянкин (1910-2006). Даже на многих фотографиях он слегка улыбается. Словно не было в его жизни более пяти лет тюрьмы, болезней и недомоганий. Все свое время отец Иоанн проводил либо на богослужении, либо в кельи, где он молился или отвечал на многочисленные письма, либо в беседе с людьми. А приходили к нему за духовным советом как днем, так и ночью. В книге «Несвятые святые», уже ставшей бестселлером, духовное чадо Иоанна Крестьянкина, епископ Тихон Шевкунов, приводит многие примеры прозорливости старца.

Суть счастья в пребывании с Богом

Но чтобы быть счастливым, радостным, не обязательно иметь дать прозорливости и каждый день принимать нескончаемые потоки людей. Также совсем не обязательно иметь миллионные счета и квартиры в разных столицах мира.

Главное — быть с Богом. А это возможно в любом уголке мира и совсем не зависит от нашего состояния или даже статуса.

Глубокое впечатление на всех зрителей производит фильм священника Сергия Баранова «Литургия» . В 36 минут вместились истории абсолютно разных людей.

  • Некий подсудимый, пребывающий в камере пожизненного заключения, называют себя счастливым. Он был бандитом, за самые тяжкие попал в тюрьму. Но только здесь, за решеткой, для него началась настоящая жизнь. Он не знает, сколько дней ему осталось. Но все это время хочет посвятить молитве. Бог с ним, рядом, в его узкой камере — в этом узник не сомневается. С особой радостью, раскаянием и надеждой он каждый раз ждет священника, который его регулярно исповедует и причащает.
  • Парни из детского дома не размышляют над тем, как стать счастливыми — они считают себя именно такими и говорят, что у них все хорошо. У одного парализованы ноги, у второго — руки, у третьего — и то и другое. Но они радуются. У них все хорошо. Да, им тяжело, но Бог рядом, любимый батюшка навещает. … А когда хочется рисовать, парализованные руки и ноги не помеха. Ведь, в конце концов, карандаш еще можно и в зубах держать.
  • Некоторым людям Бог дает прожить одну жизнь так, словно три разных. Так было и с Александром, героем этой истории. Казалось, жизнь его ничем не отличалась от других. Но однажды в разговоре с богатым другом, смотря на разрушенную церковь, он сказал: «Если бы у меня были деньги, я бы достроил этот храм». Через короткое время его бизнес настолько поднялся, что он достроил разрушенный храм, возвел монастырь, помогал многим нуждающимся. Хватало на себя и на добрые дела. Но потом бизнес так же резко пошел на спад. К тому времени Александр уже раздумывал над третьим этапом его жизни. И ушел в монастырь. А монаху не нужны миллионы и квартиры. Келья, иконы и молитва делают его очень богатым. Внутренне богатым.

Подобных жизненных историй можно насобирать не на одну книгу. Люди понимают, что не в деньгах счастье, и отказываются от миллионов и даже миллиардов (как австралийский бизнесмен Карл Рабедер ).

Иные даже пытаются убегать от мира и славы в глубинку, как в свое время было с Петром Мамоновым — известным музыкантом и актером. Придя к православию, он завязал с алкоголем, наркотиками, прошлым творчеством и вообще на определенное время уехал в деревню, где жил вдали от всех, тщательно прятался от журналистов, молился и размышлял о сути счастья и небесной радости. А еще он подарил для всех верующих великую радость — роль старца Анатолия.

Но чтобы быть ближе к Богу, обрести подлинную радость, не обязательно прятаться в глубинке или пустыне. Как же тогда обрести счастье христианину?

  1. Попробуйте молиться каждый день, утром, вечером, когда приходит на ум и чувствуете необходимость. Обращайтесь своими словами, читайте отдельные молитвы и правила с молитвослова. Но делайте это внимательно и искренне. Если молитва — это беседа с Богом, то не упустите шанс пообщаться с Творцом.
  2. Будьте внимательны к людям. Любите их. Помогайте нуждающимся. Когда делаешь добро другому человеку, тогда тебе самому становится радостно.
  3. Читайте Евангелие и старайтесь жить по заповедям. Если бы все люди жили так, как им предлагает Христос, то в мире царила бы гармония и любовь.
  4. Посещайте храм, участвуйте в богослужениях. Это возможность помолиться с остальными верующими. Кроме того, во время Литургии совершается центральное таинство — Евхаристия. Человек соединяется с Богом, подкрепляется духовно, обретает небесную радость.
  5. Благодарите Господа. Не только за приятные события в вашей жизни и моменты земного благоденствия, но и за все страдания и скорби.

Тогда вы на собственном опыте узнаете, как стать счастливым и достичь святости.

Целью православного человека является стяжание Святого Духа. Но мы привыкли - нам об этом говорит и житейский опыт и художественная литература и кинематограф - что все люди стремятся к счастью, и именно достижение счастья - критерий успешности или не-успешности «жизненного проекта». Давайте критически взглянем на эти две установки: насколько они противоречат друг другу?

Счастье и блаженство

Итак. Счастье — предмет сугубо философский, на протяжении многих веков он беспокоит умы многих мыслителей. Так, например, в философии эпикуреизма счастье отождествляется с удовольствием (а точнее, с отсутствием страдания). Именно в античности возник эвдемонизм («эвдемония» - судьба человека, находящегося под покровительством богов), интеллектуальное направление, которое именно счастье ставит во главу угла. Восточная мысль во всех своих аспектах - биопсихическом, социальном, экономическом и логическом - тоже учит, как индивидуум может достичь счастливой жизни. В современной науке о счастье говорят еще и в физиологическом аспекте. Ученые вводят понятие «гормонов счастья». Количество в крови эндофрина, серотонина и дофамина влияет на состояние человеческой психики, на кратковременное состояние эйфории и радости, а в идеальных пропорциях создает даже фон счастья и внутренней удовлетворенности. Австрийский психиатр ХХ века Виктор Франкл, сравнивая счастье с бабочкой, говорил: «Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает». Наверное, именно поэтому человечество сопровождают такие проблемы, как пьянство, наркомания, игромания.

Учит ли нас достижению счастья Святое Евангелие? В Своих поучениях и проповедях Спаситель не призывает нас к «внутренней гармонии», здоровому образу жизни или успеху. Единственное место, на основании которого Ему приписывают учение о счастье - это Нагорная проповедь, во время которой Господь наш Иисус Христос произнес Заповеди блаженства:

Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное

Блажени плачущии, яко тии утешатся

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради:

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех!

(Мф. 5, 3-11) .

В традиции Православной Церкви греческое слово μακάριος понимают, как «блаженный». Однако некоторые современные переводчики Священного Писания передают это слово как «счастливый», полностью искажая смысл евангельского учения. В то время как Спаситель говорит нам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36), мы постоянно пытаемся ухватиться за земное и временное. Более того, трансформируем само учение Господа, пытаемся раскрыть смысл Евангелия в земных и тленных символах, таких, как, например, счастье.

Отличие первое: счастье - не в Боге, а в мирских вещах

В земном измерении человеческих ценностей мы можем быть счастливыми в момент достижения какой-то своей цели, например накопления богатства, которое создает иллюзию стабильности и безопасности. Но надо понимать, что цели одного человека могут не совпадать с целями другого и даже причинять тому ущерб. Мы можем испытывать счастье при помощи спорта, экстремальных занятий или от употребления специальных химических препаратов, управляя таким образом химическим составом своей крови. Но неужели о таком счастье говорит Христос, когда обращается к нам со словами: «Блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды …»? Еще Блаженный Августин понял, что человек не в силах быть счастливым в рамках земных понятий и определений. В «Исповеди», обращаясь к Создателю, он воскликнул: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Все попытки удовлетворить свои потребности оказываются тщетными. Сколько бы человек ни съел и какой бы вкусной и качественной ни была бы его пища, через небольшой отрезок времени он вновь испытывает голод. Сколько бы он ни выпил воды, невозможно напиться навсегда. В жаркую погоду человек мечтает о зимней прохладе, о снежных забавах. С приходом зимы - вновь испытывает трудности и мечтает о жарком и солнечном лете. Все оказывается временным и тленным и не способно принести человеку полного удовлетворения. Только Бог может наполнить жизнь человека истинным смыслом. Он может дать человеку то, чего уже никто не сможет отнять, чего «ни моль, ни ржавчина не истребляют» (Мф. 6, 20). Однажды в беседе с самарянкой Христос так и сказал: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек » (Ин. 4, 14). Осознание своей причастности к вечному, непреходящему дарит человеку то самое блаженство, в поисках которого люди бороздят вселенную и гибнут на алтарях своих горделивых чаяний. Только во Христе человек способен обрести это вожделенное блаженство: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас » (Мф. 11, 28).

Отличие второе: счастье - непостоянно, блаженство - вечно

В пастырской практике я часто сталкиваюсь с тем, что родители приносят крестить своих детей в надежде на то, что те станут более здоровыми, богатыми, успешными и вообще счастливыми. Приходится их разочаровывать, объясняя, что купель крещения - это символ умирания для мира, который «во зле лежит », что наши успех и счастье не зависят от факта крещения. Наоборот, блаженство обретают те, кто изгнан ради правды, кого поносят, и ижденут, и на кого рекут всяк зол глагол. Подобную ошибку совершают и молодожены, вступая в брак в надежде обрести счастье. Вспомним Франкла и его непостоянную бабочку. Счастье непостоянно. А вот блаженство Бог дарует православным супругам в их акте жертвенной любви друг ко другу. И постоянно духовно возрастая, в этих благодатных дарах Святого Духа они могут пребывать вечно.

Часто бывает трудно воспринять благую весть. Нашему сознанию, отягощённому грехом, евангельское учение кажется просто непонятным и страшным. Однако Спаситель призывает нас не к временному счастью, которое проповедуется в мире царством антихриста, а к вечному блаженству, которое изобильно преподается Его Святой Церковью в благодатных дарах Святого Духа всем верующим в Него и за Ним следующим.

Отличие третье: счастье - субъективно, блаженство - объективно

Для отдельно взятой личности, ориентированной на счастье, опирающейся исключительно на свой субъективный опыт, блаженство практически недостижимо. Именно поэтому Бог созидал Церковь, как общество верующих людей, объединенных не только единой целью и верой, но и благодатью Святого Духа. Все эти люди в работе по стяжанию спасительной благодати как бы обмениваются друг с другом своим опытом. Целые поколения людей из рода в род передают накопленный ими опыт жизни во Христе. Есть замечательная богослужебная молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое…», в которой перечисляются сонмы святых угодников Божиих, начиная от Пресвятой Богородицы, ангельских Сил, апостолов, мучеников и преподобных, и заканчивая святыми, память которых мы празднуем в этот день. Казалось бы, зачем мы ежедневно перечисляем целые сонмы одних и тех же имен? Но именно благодаря этой стройной цепочке бережно хранится и передается из рода в род, из поколения в поколение церковное Священное Предание. Все эти святые люди, как единый организм, как Тело Христово, открывают нам жизнь в Церкви в Духе Святом. В этой объективности открывается нам истина. Теперь уже мы точно знаем, что опираемся не на свой только опыт христианской жизни, но приобщаемся к опыту церковной жизни многих поколений.

Когда мне бывает что-то непонятно, что-то вызывает сомнение, я понуждаю себя довериться опыту Церкви. Спустя какое-то время тайна открывается, находится ответ на вопрос. То, что казалось непонятным и сомнительным, становится «ясным как день», и я вновь убеждаюсь в великой мудрости Божией. Поэтому, когда приходят в Церковь новопросвещенные и начинаются разговоры о неактуальности и архаичности каких-то церковных канонов и традиций или необязательности регулярно посещать богослужения, я всегда стараюсь убедить их довериться опыту Церкви. Это также является одним из аргументов в пользу высказывания святых отцов: «Без Церкви нет спасения ». Вне Тела Христова человеку практически невозможно открыть дверь в Царство Божие, а значит, невозможным делается и само богообщение.

Отличие четвертое: счастье - индивидуально, блаженство - социально

Социальное служение общины - это продолжение Литургии. Поэтому ключевую роль здесь тоже должен играть священник. Именно на нем лежит ответственность за то, чтобы паства не сбилась со спасительного пути. Однако православному восприятию чуждо пастырское руководство в виде лекций, читаемых с кафедры. На Востоке ученики, приходившие к старцу-учителю, не просто слушали его слова. Они оставались с ним жить. В продолжение долгого времени они воспринимали его мировоззрение, смотрели, как учитель ест, как он пьет, как поступает в той или иной ситуации. Таким образом они приобщались к его жизненному опыту и однажды сами становились наставниками. Теперь уже к ним приходили ученики и оставались жить с ними. Эта преемственность имеет огромное значение в деле воцерковления. Пастырь наставляет пасомых своим примером. Неслучайно для многих людей соприкосновение со священнослужителем в непосредственном живом общении воспринимается как таинственное соприкосновение с самой Церковью. Дальнейший выбор человека во многом зависит от того, насколько глубоко пастырь смог посеять семя Божественного слова. И здесь главным являются не столько ораторские способности батюшки, сколько соответствие его образа Образу Христа. Внимая наставлениям нашего духовника, мы приобщаемся к благодатной церковной жизни. Это значит, что для нас открывается возможность исполнения заповедей блаженства.

Приобретая бесценные дары Святого Духа в Таинствах Церкви, настраивая свое мировоззрение под руководством духовника и оттачивая свои добродетели в общине среди наших братьев и сестер, мы обретаем блаженство в нашей реальной христианской жизни за церковной оградой, где начинают во всей своей полноте сбываться для нас слова, сказанные Христом в Нагорной проповеди.

Современный книжный рынок просто переполнен книгами о способах приобретения утилитарного, мирского счастья, которые в действительности могут привести человека только к несчастью. Отрадно, что в этой духовно небезопасной литературной нише прозвучал голос священника о том, что же такое настоящее счастье и как его правильно понимать.

Недавно в издательстве «Никея» вышла новая книга психолога протоиерея Андрея Лоргуса, в которой была предпринята попытка духовно-психологического исследования счастья, скажем так, с православной точки зрения. Напомню, протоиерей Андрей Логрус - ректор Института христианской психологии, окончил факультет психологии МГУ и Московскую духовную семинарию. Он потомственный священник с 20-летним стажем и практикующий психолог. Несмотря на то, что «Книга о счастье» написана простым языком, доступным даже для далеких от веры людей, она весьма глубока по своей сути. Более того, отец Андрей касается в ней многих непростых вопросов современной церковной жизни.

Сначала я хотел написать отзыв на эту уникальную книгу, однако, прочитав ее дважды с карандашом в руке, понял: подробно говорить о том, что там написано, равносильно пересказыванию стихов своими словами. Мне кажется, эту книгу лучше изучить самому читателю, поэтому поделюсь только некоторыми своими впечатлениями и мыслями, навеянными данной работой.

Мифы о счастье,
или счастье внутри нас

В предисловии к своей книге отец Андрей пишет, что счастье для него никогда не было целью и смыслом жизни, но, исполняя свой долг священника и психолога, он пришел к выводу, что необходимо дать христианский ответ на вопрос, что такое счастье. При этом он сразу предупреждает читателей, что если их интересует счастье как объект, который можно найти, обрести, заслужить, выпросить или вымолить, то эту книгу им лучше не читать. Так же это относится и к тем, кто убежден, что жизнь - это трагедия, «крест» или тяжкое испытание.

По мнению батюшки, каждый способен быть счастливым, нужно только это себе позволить. Для христианина счастье - это ощущение полноты жизни с Богом.

В этой связи отец Андрей рассматривает распространенные мифы о счастье, которые часто укореняются в нас с детства. Например, один из них: «Счастье будет когда-то...» - то есть человек живет в ожидании «светлого будущего». Тот, кто застал советские времена, хорошо поймет, о чем идет речь. Такая склонность к идеализации будущего обычно присуща детям.

У взрослых людей такое тоже бывает, но часто при этом они еще идеализируют прошлое: вот раньше все было лучше. В результате человек вместе с чувством реальности утрачивает и счастье, которое всегда бывает только в настоящий момент. Поэтому православная аскетика учит трезвению: осознанности, собранности и четкой соотнесенности с настоящим моментом, то есть, как сейчас принято говорить, нужно быть здесь и сейчас.

Еще один миф о счастье можно сформулировать так: «Вот когда я разбогатею...» Он заключается в ожидании особого жизненного этапа, за которым, по мнению человека, все будет хорошо. Например, кто-то думает: вот когда заработаю миллион, или удачно женюсь (выйду замуж), или буду кандидатом наук, или стану начальником, - тогда и будет мне счастье. Однако такая постоянно отодвигающаяся реальность часто ведет к сильному разочарованию и пустоте жизни, основанной на сплошном ожидании чего-то. Опять же, этот миф не позволяет человеку жить реальностью, настоящим. В результате такой поиск счастья со временем приносит много несчастья.

Как видим, подобные мифы ошибочно основываются на том, что якобы существует некий внешний источник счастья, который способен нас осчастливить. По мнению же священника Андрея Лоргуса, «главная духовная задача - научить людей перенести эту точку внимания, точку осознания внутрь себя, потому что источником счастья является собственная душа человека », которая очень ценна для Господа. Кстати, в основе слова «счастье» корень «часть». Для христиан радостно обнаружить, что счастье и причастие - однокоренные и по смыслу очень близкие слова.

В своей книге автор учит не путать радость и счастье с наслаждением - чувственным удовольствием. (В слове «удовольствие» два корня: «уды» - части тела, и «воля». Следовательно, «удовольствие» - власть тела, наслаждение). Радость гораздо многообразнее и многосложнее. В общем, батюшка призывает людей взрослеть, так как духовная и психологическая зрелость личности включает в себя реализм. По словам батюшки, необходимо научиться ценить сегодняшний день, так как только здесь и сейчас человек способен действовать: будущего еще нет, а прошлого уже нет. В этом смысле автор определяет счастье как деятельную радость, то есть не получение чего-либо, а именно созидание в себе духовной радости.

Познай себя

Современные люди, даже не интересующиеся психологией, знают, что в человеке есть не только сознательная, но и подсознательная (бессознательная) сфера. Образ бессознательного часто сравнивают с айсбергом: то, что находится над поверхностью воды, - это наше сознание, а то, что под темной водой, значительно большая часть, - наше бессознательное. Но одно дело знать это понаслышке, а другое - убедиться в этом на практике.

Как-то я был свидетелем того, как одна женщина обратилась к психологу по поводу того, что она не умеет правильно обращаться с деньгами: сразу их тратит, залезает в долги и т.д. И вот психолог, чтобы разобраться в ситуации, предложил женщине пройти проективный (рисуночный) тест. Я стоял рядом и наблюдал за происходящим. Женщина взяла листок бумаги, ручку и стала уверенно выполнять задание психолога. Я умел интерпретировать этот тест и был очень удивлен (как и тестирующий психолог) тому, что стала рисовать женщина. Обычно такие изображения рисуют очень успешные в бизнесе люди. Их принято даже называть топ-менеджерами, и было неясно, как у этой женщины при такой психодиагностике могут быть какие-то проблемы в материальной сфере. Это же прирожденный лидер-руководитель. И вот в самый последний момент женщина вдруг неосознанно сама перечеркивает этот рисунок. Мы были крайне удивлены и спросили у женщины: «Зачем она это сделала?», - она недоуменно посмотрела на нас и с трудом вымолвила: «Сама не пойму, но рука так дернулась...» То есть в данный момент сработало ее бессознательное: на самом деле женщина не хотела богатства и боялась его, хотя говорила об этом с точностью до наоборот... Это наглядный пример того, что внутренние глубинные желания человека часто не соответствуют тому, что он озвучивает, находясь в ясном уме и трезвой памяти. Как говорится, у человека на уме одно, а в подсознании совершенно другое.

К слову сказать, тему бессознательного затрагивает в своей книге и протоиерей Андрей Лоргус. Он пишет: «Мы для себя в нашем бессознательном остаемся тайной». Именно то, что мы не знаем себя до конца, - результат всеобщего грехопадения. Он отмечает, что некоторые люди в бессознательной глубине не считают себя вправе быть счастливыми. Как выяснилось, в человеке может скрываться глубинное многоуровневое отрицание себя, своего счастья, отрицание любви.

По мнению священника-психолога, «именно в Евангелии стремление человека к счастью, к радости и к Богу раскрывается более чем убедительно, во всей полноте. Но Евангелие сейчас чаще понимается, к сожалению, не как открытие Воскресения, а, скорее, как открытие того же «фрейдовского» ада. Многие христиане видят в Евангелии, в первую очередь, свидетельство греховной безнадежности человека, а вовсе не свидетельство безграничной любви Бога к нам и того, как хорошо человеку быть вместе с Христом». По словам отца Андрея, он часто встречается у православных мирян с доминирующим пониманием, что главная их цель - поиск в себе греха, страстей и покаяния. Но покаяние понимается ими не как путь «жизни преизбычествующей», а как цель, далее никуда не ведущая. Выходит, человек принимает крещение, участвует в Таинствах, а при этом рождения Свыше у него не происходит. Тяга к греху у такого верующего не просто остается, но неосознанно ему с ней даже и расставаться не хочется.

Подсознательные «мины» на духовном пути

Автор интересно пишет и о ловушке ложных смыслов. Речь идет о том, что в глубине каждый человек стремится к своему благу, пусть и неправильно понимаемому. Так, например, тот же вор может оправдывать свою преступную деятельность тем, что таким образом он борется с несправедливостью и алчностью богатеев.

По словам отца Андрея, некоторые и в церкви завуалировано продолжают поиски самоутверждения за счет других людей, стремятся к власти или деньгам. Разумеется, это страстные стремления, но они продиктованы какими-то глубинными смыслами, открыть которые и есть задача христианской психологии. То есть сделать так, чтобы человек осознал их и понял ошибочность, чтобы он созидал, а не разрушал свою жизнь. «Важная задача психолога - показать, что это не стремление к саморазрушению, греху, а желание мнимо понимаемого блага, которое оборачивается грехом».

В христианстве не существует рецептов. И «стандартная» духовная практика, описанная в учебниках для воскресной школы, в жизни не действует. Есть определенный внутренний оценочный критерий, данный апостолом Павлом: «Всегда радуйтесь». Речь идет о радости, которая не связана с внешними удовольствиями, но генерируется изнутри. Именно греховность внутренних установок не дает человеку ощущать эту радость.

Святые Отцы указали нам духовный вектор: стать образом и подобием Божиим, обрести свободу, способность творчества, созидательности, мужества, любви, - то есть обрести то, что помогает человеку в стремлении к цельности. Человек, настроенный на созидание в себе образа Божьего, и есть счастливый человек. В пасхальном ликующем тропаре «Христос воскресе из мертвых...» и заключается наше эмоциональное свидетельство о христианском счастье, - отмечает автор и далее продолжает: «Когда вы любуетесь закатом или восходом, знайте, что это Бог говорит всем: «Я вас люблю!» Об этом нужно чаще думать, чтобы выражение лица не было хмурым. Духовная задача - радоваться и преображать этой радостью отношения хотя бы с двумя-тремя своими близкими».

«Жизнь жительствует»

Как пишет отец Андрей, неверие в свое прощение многим отравляет жизнь, ведь это есть отрицание Божественного прощения. Счастье человеку открыто и дано в прощении Божьем, в Таинстве Исповеди. Однако даже в христианстве человек ухитряется выбрать аспект суда и наказания, а не аспект прощения и любви, несмотря на то, что Евангелие дает нам примеры того, как связь человека и Бога восстанавливается через прощение. Это и благоразумный разбойник, и блудный сын, и множество исцеленных и прощенных Господом людей. Для Господа ценность живой души человека несравнимо весомее, чем все его грехи. По сравнению с бессмертием человеческой души грех ничтожен.

В современных условиях необходим духовный вектор, который можно определить словами святого Иоанна Златоуста: «Жизнь жительствует». Это означает, что Православие должно нести людям свет жизни во всем многообразии, как понимает это Церковь.

Счастье по-христиански - это Пасха. Воскресение Христово - это победа Жизни над смертью, это победа Любви над враждой. Счастье христианина - это уверенность в бессмертии, упование на жизнь с Богом, на евангельскую любовь и жизнь в этой любви и прощении Божьем. По мнению автора «Книги о счастье», «очень важная миссия православия сегодня не просто сказать, а показать людям своей жизнью: «вот наша вера - вера радости и жизни».

Андрей Сигутин

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!