Цели и итоги первой послевоенной пятилетки. Послевоенная пятилетка восстановления и развития народного хозяйства ссср. Индустриализация ссср – жёсткие, но своевременные преобразования

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.

Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.

Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.

Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Выделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.

Перевод экономики в годы войны на военные рельсы привел к диспропорциям в развитии отдельных отраслей промышленности, которые надо было преодолеть. Предстояло восстановить разрушенные производственные связи не только между отдельными предприятиями, но и промышленными центрами страны, перераспределить, сообразуясь с задачами мирного времени, материальные, финансовые и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства, значительно повысить в общем объеме промышленного производства удельный вес гражданской промышленной продукции.

Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе «Азовсталь» и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.

Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. Это привело к сокращению посевных площадей на 36 млн. га и снижению валового сбора зерна с 762 до 333 млн. ц. В целом объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой войны и Гражданской войны.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет. В этот год колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.

Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12,9 млрд. руб., или 11,9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес - 21,6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115,5 млрд. руб.

Кроме централизованной помощи сельскому хозяйству со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Однако средств для сельского хозяйства не хватало. Недостаточное ресурсное обеспечение сельского хозяйства особенно проявилось в засуху 1946 г. Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем, чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.

Опыт многих поколений земледельцев, научные разработки доказывали, что одним из методов борьбы с засухой является лесоразведение в степных районах. Полезащитные лесные полосы охраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух, создают благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят «План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Особое внимание в нем уделялось лесоразведению. В течение 1950-1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях в основном в РСФСР, УССР восьми крупных государственных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. га.

Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях.

Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для сельскохозяйственного производства дали положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га: Камышин - Волгоград, Воронеж - Ростов-на-Дону, Пенза - Каменск, Белгород - Дон, Чапаевск - Владимировка и др. Их протяженность составляла более 6 тыс. км.

Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.

Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. возрос на 73%, капитальные вложения - в три раза, производительность труда - на 37%, а произведенный национальный доход - на 64%.

Под индустриализацией в широком смысле, понимают процесс перехода всех отраслей народного хозяйства страны и в первую очередь в промышленности к крупному машинному производству. В узком смысле советская индустриализация 30-х годов XX века представляет собой ускоренное наращивание энерго-ресурсных и фабрично-заводских мощностей экономики СССР, для преодоления катастрофического отставания от промышленно развитого Запада.

Социалистическую индустриализацию обычно связывают с реализацией первых пятилетних планов развития социально-экономического потенциала Советского Союза. Процесс индустриализации в СССР до сих пор вызывает у специалистов по истории, экономике и политологии разноречивые оценки по целеполаганию, методам, средствам и итогам выдающегося явления XX века.

Для того чтобы составить своё представление о процессе нужно рассмотреть исходные данные, содержание и реальные итоги советской индустриализации.

Несмотря на приукрашивание достижений дореволюционной Российской империи, промышленный потенциал не обеспечивал многие потребности в полной мере и находился в основном под контролем иностранных инвесторов. Первая Мировая и Гражданская войны частично разрушили даже то, что имелось. На момент образования СССР в 1922 году экономика страны представляла собой руины и не могла обеспечить обороноспособность страны во враждебном окружении.

Необходимость социалистической индустриализации экономики СССР была окончательно осознана правящими верхами на XIV съезде ВКП(б). Партийный форум был назван «съездом индустриализации» потому что на нём был взят курс на полное достижение экономической независимости СССР. Несмотря на то, что в постановлениях проблема индустриализации рассматривалась только в общих смыслах, решения съезда имели исключительное значение. Курс на индустриализацию предусматривал сверхускоренные темпы развития советской индустрии в ходе реализации планов первых трёх пятилеток (1928-1932 и 1933-1937 гг. Третью, 1938-1942 гг. прервала война).

Причины индустриализации

После того как к середине 1920-х годов СССР вышел по основным параметрам на экономические показатели 1913 года обозначились предпосылки к преодолению:

  1. Отсталости страны в технико-экономической области.
  2. Технологической и структурной зависимости отечественной экономики от Запада, что существенно ослабляло обороноспособность советского государства.
  3. Недоразвитости сельскохозяйственного сектора экономики.

Предпосылки переросли в главную причину индустриализации – Советский Союз должен был превратиться из страны ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую средства производства.

Цели индустриализации

Историческая ситуация складывавшаяся вокруг СССР определила целевые установки процесса индустриализации:

  1. Советский Союз должен был пойти по пути устойчивого научно-технического развития и технологического рывка.
  2. Создание полноценного оборонного потенциала, обеспечивавшего все военные потребности для защиты рубежей страны.
  3. Развитие новых мощностей тяжёлой промышленности и металлургии.
  4. Полная экономическая независимость от других (более развитых государств).
  5. Улучшение уровня жизни советского народа.
  6. Демонстрация перед миром капитализма преимуществ социализма.

Достижение поставленных целей должно было обеспечить выход СССР из состояния вопиющей бедности к переходу в фазу роста и всестороннего процветания.

Условия для индустриализации

Проблемы в народном хозяйстве были настолько очевидны, что за их решение необходимо было браться сразу, невзирая на не очень благоприятные условия:

  1. Экономическое развитие было затруднено разрушительными последствиями Гражданской войны.
  2. Острая нехватка квалифицированных кадров.
  3. Собственное производство средств производства не налажено, потребности экономики в машинах и оборудовании удовлетворяются за счёт импорта.
  4. Ослабление, а в некоторых моментах полное отсутствие международных экономических связей.

Такие условия для индустриализации были крайне неблагоприятными и требовали решительных мер от советской власти.

Источники средств для индустриализации

Процесс кардинального преобразования экономики страны требовал колоссальных затрат. Источниками финансирования и осуществления комплекса мероприятий индустриализации являлись:

  • Перекачивание средств из лёгкой промышленности на развитие тяжёлой;
  • перемещение материальных ресурсов развития аграрного сектора в промышленный;
  • систематические внутренние займы у трудящегося населения;
  • монетизация трудового энтузиазма народа (социалистическое соревнование, массовое перевыполнение плана, стахановское движение и др.);
  • доходы от международной торговли;
  • почти даровая рабочая сила ГУЛАГа.

Запад постоянно менял свои требования по оплате своих поставок машин и технологий, что порой приводило к катастрофическим диспропорциям (голод начала 30-х годов).

Методы индустриализации

Инициированная государственной властью индустриализация была поддержана небывалым энтузиазмом народных масс. Доминировал командно-административный метод осуществления всех проектов экономических преобразований в СССР. Мероприятия форсированной индустриализации осуществлялись ударными темпами и с серьёзными недоработками. Но это тот случай, когда «количество перерастает в качество».

Ход индустриализации

Первая пятилетка (1928 – 1932 гг.)

В результате мероприятий по выполнению первого пятилетнего плана было:

  1. Осуществлено строительство больше чем 1500 промышленных предприятий.
  2. Увеличен вдвое национальный доход страны.
  3. Завершено строительство Днепрогэса – крупнейшей на тот момент электростанции в мире.
  4. Введено в строй металлургическое производство в Липецке, Свердловске (Уралмаш), Челябинске, Новокузнецке, Норильске и Магнитогорске.
  5. Начато производство тракторов в Сталинграде, Харькове, Челябинске и Нижнем Тагиле.
  6. Начато массовое автомобильное производство на заводах ГАЗ и ЗИС.
  7. Строительство Беломорканала.
  8. Закончено строительство Турксиба (Туркестано-Сибирской железной дороги).
  9. Произошло создание нового промышленного района – Кузбасса.
  10. Введение 7-часового рабочего дня при полной ликвидации безработицы.
  11. Достигнуто 2-е место в мире по машиностроению, выплавке чугуна и добычи нефти, 3-е место по производству электроэнергии.

Вторая пятилетка (1933 – 1937 гг.)

  • Построено уже свыше 4500 крупных промышленных объектов;
  • Завершено строительство Беломорканала;
  • начато масштабное строительство Московского метрополитена (первая линия метро была введена в 1935 г.);
  • массовое строительство военных заводов;
  • всестороннее развитие советской авиации.

Третья пятилетка (1938 – 1942 гг.)

  1. введены в строй свыше 3-х тысяч промышленных предприятий.
  2. Заработали Угличская и Комсомольские ГЭС.
  3. Построены Новотагильский и Петровск-Забайкальский металлургические заводы.
  4. Выпустили продукцию Балхашский и Среднеуральский медеплавильные заводы.
  5. Вступил в строй нефтеперерабатывающий завод в Уфе.

Что дали стране пятилетки их значимость для индустриализации

При определённых недостатках успехи первых пятилеток впечатляют.

Во-первых, СССР стал в целом индустриальной страной.

Во-вторых, накануне войны, по разным подсчётам, в структуре доходной части бюджета поступления от индустрии составляли от 50 до 70%.

В-третьих, рост промышленности в 2,5 раза превышал показатель 1913 г.

В-четвёртых, СССР занял 2-е место в мире по показателям объёмов промышленности. В-пятых, Советский Союз добился полной государственной и военно-экономической независимости.

Индустриализация дала всё, без чего нельзя победить в крупномасштабной войне.

Итоги индустриализации: позитивные и негативные

Позитивные итоги

Негативные итоги

В строй введено 9000 новых промышленных объектов.

Народ терпел лишения из-за ухудшения работы лёгкой промышленности и принуждения к заимствованию государству своих средств.

Создание новых промышленных отраслей: тракторной, автомобильной, авиационной, химической и станкостроительной.

Перегибы с коллективизацией и обеднение деревни.

Валовые объёмы промышленности выросли в 6,5 раз.

Тяжёлые условия труда рабочих и особенно заключённых.

СССР занял 1-е место в Европе 2-е место в мире по промышленным объёмам.

Завершение формирования командно-административной и плановой экономики

СССР мог самостоятельно производить все виды продукции промышленности.

Создание советской индустрии, как основы тоталитарного государства.

Страна урбанизировалась, городское население выросло до 40%.

Чрезмерные объёмы вывоза за границу зерна, природных ресурсов и даже культурных ценностей.

Создался мощный слой отечественной инженерно-технической интеллигенции.

Рост бюрократии (число наркоматов и ведомств существенно увеличилось).

Полностью ушла в прошлое безработица.

Административный произвол.

Индустриализация СССР – жёсткие, но своевременные преобразования

В 20 — 30-е годы XX века Советскому Союзу реально угрожала потеря суверенитета. Только благодаря жёсткой и целенаправленной политике высшей власти, энтузиазму и величайшему напряжению сил советских трудящихся удалось совершить мощный индустриальный рывок. СССР стал независимой экономической и технической державой, способной обеспечить себя всем необходимым для надёжной защиты своих рубежей.

Послевоенная пятилетка восстановления и развития народного хозяйства СССР.

Историческая победа советского народа в Великой Отечественной войне обеспечила переход СССР на рельсы мирного социалистического строительства. Советский народ с огромным единодушием избрал 10 февраля 1946 г. новых депутатов в Верховный Совет, который должен был проделать большую восстановительную работу после войны. Первый депутат народа товарищ Сталин в своей исторической речи 9 февраля 1946 г. на предвыборном собрании избирателей Сталинского района г. Москвы раскрыл перед советским народом широчайшие перспективы нового расцвета страны социализма,

огромного хозяйственного и культурного подъёма нашей родины, укрепления экономической и оборонной мощи Советского государства, роста благосостояния народных масс.

Первая сессия Верховного Совета СССР второго созыва утвердила закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.

Победа СССР в Отечественной войне была достигнута ценой больших жертв. Немецкие оккупанты нанесли нашей стране огромный ущерб. Верховный Совет поэтому потребовал в качестве первой задачи восстановить пострадавшие районы, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах. Для этого требовалось обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжёлой промышленности и железнодорожного транспорта, добиться подъёма сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления, создать в стране обилие основных предметов потребления и обеспечить общее повышение материального благосостояния народов СССР.

Как условие мощного подъёма народного хозяйства СССР новый пятилетний план предусматривал дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, обеспечивающий высокую производительность труда.

Новый пятилетний план предусматривал также напряжённую работу всего советского народа для выполнения основной экономической задачи СССР - догнать и перегнать главные капиталистические страны в экономическом отношении.

Пятилетний план намечал высокие темпы накопления средств, необходимых для нового капитального строительства. Объём капиталовложений на 1946-1950 гг. был намечен в размере 250,3 млрд. рублей, что превышало размер капиталовложений в первой пятилетке в пять раз и во второй пятилетке более чем в два раза. Одной из задач пятилетнего плана являлось дальнейшее повышение обороноспособности нашей социалистической родины.

Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. стал основой хозяйственной и культурной деятельности советского народа в послевоенный период, открыв новый славный этап в истории нашей родины. Враги Советского Союза рассчитывали на то, что СССР не удастся собственными силами преодолеть послевоенные трудности. Но расчёты империалистов оказались несостоятельными. Советский народ воспринял послевоенный пятилетний план как боевую программу, отвечающую его кровным, жизненным интересам. Своим самоотверженным трудом и героической борьбой за досрочное выполнение пятилетки он добился не только выполнения, но и перевыполнения намеченных планов. Преимущества советского общественного и государственного строя, советский патриотизм и трудовые подвиги советского народа обеспечили быстрые темпы восстановления народного хозяйства. В итоге пятилетний план успешно выполнен, а важнейшие задания плана значительно перевыполнены.

Огромную роль в борьбе за успешное выполнение послевоенной сталинской пятилетки играло и продолжает играть социалистическое соревнование и его высшая форма - стахановское движение. Оно помогает советским людям добиваться тех высших показателей производительности труда, которые, как указывал товарищ Сталин, необходимы для перехода от социализма к коммунизму. Советское правительство и советский народ всячески поощряют и прославляют новаторов и инициаторов передовых методов социалистического труда. В 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда и награждении орденами и медалями колхозников и работников сельского хозяйства за получение высоких урожаев зерновых и технических культур и за успехи в подъёме общественного животноводства. Тысячи передовиков сельского хозяйства и лучших мастеров колхозного производства ежегодно получают звание Героя Социалистического Труда или награждаются орденами и медалями.

Основная задача пятилетнего плана состояла в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в значительных размерах. К концу пятилетки эта задача была успешно выполнена.

Пятилетний план предусматривал, что продукция всей промышленности Советского Союза в 1950 г. должна увеличиться на 48% по сравнению с предвоенным 1940 г. Этот уровень производства был не только достигнут, но и значительно превзойдён промышленностью СССР. В 1950 г. промышленность произвела на 73% больше продукции, чем в 1940 г. За период послевоенной пятилетки было восстановлено, вновь построено и введено в действие свыше 6 тысяч промышленных предприятий, не считая мелких государственных и кооперативных предприятий. Промышленность районов, пострадавших от войны, была не только восстановлена, но и значительно расширена на основе новой, современной техники.

В соответствии с заданиями послевоенного пятилетнего плана были успешно осуществлены задачи первоочередного восстановления и развития чёрной и цветной металлургии и угольной промышленности. Во время войны металлургическая промышленность на юге СССР была полностью разрушена. К концу послевоенной пятилетки она была вся восстановлена на новой технической базе и сейчас даёт металла больше, чем до войны. Вся угольная промышленность Донбасса, целиком разрушенная во время войны,

в настоящее время также полностью восстановлена и даёт больше угля, чем до войны. Новый Донбасс является самым крупным и наиболее механизированным угольным бассейном страны. Столь же успешно шло восстановление и развитие других районов угольной промышленности. В восточных районах страны - на Урале, в Кузбассе, в Караганде и др.- добыча угля к концу пятилетки в два с лишним раза превышала добычу довоенного времени. Успешно осваивались в течение этого пятилетия также новые угольные месторождения в северных и других районах страны. По размерам добычи угля Советский Союз вышел на второе место в мире.

Полностью восстановлена и технически перевооружена разрушенная во время войны нефтяная промышленность в районах Грозного и Майкопа и нефтяная промышленность Западной Украины. Возросло значение новых нефтяных районов на Востоке. Созданы новые крупные нефтяные промыслы и нефтеперерабатывающие заводы в Башкирии. Быстро развивается добыча и переработка нефти в Куйбышевской области, в Туркменской, Узбекской и Казахской союзных республиках. Высокие показатели добычи нефти даёт гордость страны - нефтеносный Баку. В результате этих достижений задание пятилетнего плана по добыче нефти перевыполнено.

Быстрыми темпами развивается советское машиностроение. Опираясь на достижения отечественной науки, советские машиностроители создали и освоили много новых современных типов машин и механизмов. Пятилетний план предусматривал увеличить выпуск оборудования в 1950 г. в два раза по сравнению с довоенным. Этот план значительно перевыполнен.

Пятилетний план предусматривал на 1950 г. увеличение грузооборота железнодорожного транспорта по сравнению с довоенным на 28%. К концу пятилетки железнодорожный транспорт, как и вся промышленность, превысил задания пятилетнего плана. В течение послевоенной пятилетки был не только увеличен и обновлён парк локомотивов и вагонов, но и создана база отечественного электровозо- и тепловозостроения.

Внедрение новой техники позволило в больших масштабах провести техническое перевооружение народного хозяйства и повысить уровень механизации трудоёмких и тяжёлых работ. Этому же способствовало быстрое восстановление электростанций и создание новых мощных электростанций, которые вырабатывают в настоящее время электроэнергии больше, чем до войны. Советское государство внедряет новую современную технику во все отрасли народного хозяйства. За годы пятилетки нашими конструкторами созданы сотни типов новых автоматических и полуавтоматических станков. Всё шире внедряются в производство автоматические станочные линии. Впервые в мировой промышленной технике в нашей стране сконструированы и пущены в ход заводы-автоматы, где непосредственное участие человека в процессе производства сведено к минимуму. В отличие от буржуазных стран, где в условиях углубления общего кризиса капитализма развитие техники задерживается, в стране социализма техника развивается беспрепятственно и ускоренными темпами. По технике производства, по насыщенности промышленности и земледелия новой техникой Советский Союз стоит на первом месте в мире.

Быстрый технический прогресс, повышение квалификации наших кадров, творческая инициатива и героический, новаторский труд рабочих, инженеров, техников и учёных обеспечили в СССР значительный рост производительности труда. Пятилетний план намечал рост производительности труда в промышленности в 1950 г. по сравнению с довоенным уровнем на 36%. Это плановое задание пятилетки превзойдено. Рабочие развернули громадную работу по экономии сырья, материалов, топлива и электроэнергии и своей стахановской работой добились значительного снижения себестоимости промышленной продукции. В 1948 г. в СССР развернулось патриотическое движение за сверхплановые накопления. Это движение охватило многие тысячи предприятий и приобрело общенародное значение.

Громадных успехов за послевоенную пятилетку достигло сельское хозяйство в СССР. Огромное значение для дальнейшего укрепления и развития колхозов имело постановление Февральского пленума ЦК ВКП(б) в 1947 г. «О мерах подъёма сельского хозяйства в послевоенный период». Это постановление указывало, что главной задачей партии в колхозном строительстве является дальнейшее организационно-хозяйственное укрепление сельскохозяйственной артели, умножение общественной собственности колхозов и всемерное улучшение общественного хозяйства.

Советское правительство, стремясь обеспечить устойчивые урожаи, в особенности в засушливых, маловодных, степных и лесостепных районах, разработало грандиозный план преобразования природы. В октябре 1948 г. Совет Министров и ЦК ВКП(б) приняли историческое постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР».

Сталинская программа борьбы за высокий урожай, за подчинение природной стихии воле и разуму советского человека была с энтузиазмом принята миллионами колхозников и всеми советскими людьми. В результате героического труда советского народа за короткий срок лесные насаждения были произведены на огромных площадях. В колхозах и совхозах степных и лесостепных районов Европейской части СССР сооружено несколько тысяч прудов и водоёмов.

В августе 1950 г. правительство приняло новое важное решение об устройстве временных оросительных каналов вместо постоянных. Новая система орошения на площадях, превышающих 4 млн. 300 тыс. гектаров, позволит увеличить размеры поливных участков и значительно повысит производительность труда в орошаемом земледелии.

В результате принятых правительством мероприятий и самоотверженного труда колхозников в 1950 г. валовой урожай зерновых культур превысил уровень довоенного 1940 г. на 345 миллионов пудов. Валовой урожай хлопка, сахарной свёклы и других сельскохозяйственных культур также превысил довоенный уровень.

Для подъёма общественного колхозного и совхозного продуктивного животноводства Советское правительство разработало трёхлетний план развития животноводства, которое очень сильно пострадало во время войны. За годы послевоенной пятилетки поголовье общественного скота в колхозах не только было восстановлено до довоенного уровня, но и превысило его. Колхозы и совхозы добились также значительного увеличения поголовья племенного скота.

Партия и правительство оказывают большую помощь колхозам, совхозам и машинно-тракторным станциям, вооружая сельское хозяйство разнообразной машинной техникой. Разрушенные во время войны тракторные заводы и заводы сельскохозяйственного машиностроения теперь все восстановлены и дают тракторов, комбайнов, плугов, тракторных и других машин в несколько раз больше, чем до войны.

Крупное коллективное хозяйство, оснащённое передовой техникой, требует знаний основ агротехники и механизации. Советское правительство развернуло огромную работу по внедрению основ передовой агробиологии и других сельскохозяйственных наук в практику сельскохозяйственного производства. Увеличение производства зерновых и технических культур и рост животноводства создали прочную сырьевую базу для дальнейшего подъёма лёгкой и пищевой промышленности, для создания реальных условий максимального увеличения продуктов и для дальнейшего роста материального благосостояния нашего народа.

В целях укрепления денежного обращения и развёртывания советской торговли по единым государственным ценам Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) ещё 14 декабря 1947 г. приняли постановление о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары. Это мероприятие помогло восстановить полноценный советский рубль и облегчить переход к развёрнутой советской торговле по единым ценам. Денежная реформа и отмена карточной системы создали благоприятные условия для ускорения подъёма народного хозяйства и для повышения материального уровня жизни трудящихся.

Осуществив денежную реформу, Советское правительство провело несколько снижений розничных цен на товары массового потребления. Это увеличило реальную заработную плату рабочих и служащих и повысило доходы колхозников. Народное потребление в 1950 г. значительно превысило довоенный уровень. Правительство принимает все меры к восстановлению разрушенных войной жилищ и к дальнейшему быстрому росту жилищного фонда страны. В послевоенные годы было восстановлено и построено свыше 100 млн. кв. м жилой площади только в городах и много миллионов в сельских местностях. В послевоенные годы были восстановлены и вновь построены тысячи новых школ, библиотек, детских учреждений, большое количество новых больниц, санаториев, домов отдыха, клубов, театров и кино. Таким образом, подъём народного хозяйства в СССР сопровождается дальнейшим повышением жизненного уровня советских людей.

Восстановительная четвертая пятилетка (1946–1950 гг.)

Четвертая пятилетка была официально объявлена восстановительной, однако восстановление народного хозяйства СССР (около 6,2 тыс. предприятий за 1946–1950 гг.), лишь с оговорками можно назвать послевоенным. Приходилось удерживать в Советской армии 3 млн человек в самом трудоспособном возрасте и военные расходы па уровне 25% бюджета. Хотя профиль некоторых министерств был изменен с военного на гражданский (боеприпасов – на сельскохозяйственное машиностроение, минометного вооружения – на приборостроение), а прославленные заводы осваивали новую продукцию гражданского назначения (например, Уралмашзавод – экскаваторов и комплектных установок для бурения нефти, Уралвагонзавод – большегрузных платформ), "демобилизации" промышленности в целом не могло произойти. Самым выдающимся нововведением пятилетки стало начало производства автомата Калашникова , принятого на вооружение в Советской армии (1949 г.) и впоследствии получившего мировую известность.

Наиболее важным для технического прогресса в четвертой пятилетке стало развитие производства металлорежущего оборудования. В новой ударническо-пропагандистской кампании на первый план были выдвинуты новаторы-токари в скорости резания металлов на станкостроительных заводах в Москве (П. Быков) и Ленинграде (Г. Борткевич). Значительному по сравнению с довоенным периодом росту станкостроения способствовало трофейное оборудование, но прежде всего сказались результаты массового технического образования. Его выход на новый уровень позволил также, например, продолжить строительство нефтеперерабатывающих заводов уже без американской помощи. За четвертую пятилетку Волго-Уральская провинция впервые опередила Баку по добыче нефти. Рост нефтепромышленности обеспечивал жидким топливом новую моторную технику, выпуск которой начался на трофейном оборудовании – в том числе легковые автомобили "Победа" и "Москвич".

Важным событием четвертой пятилетки стала конфискационная денежная реформа (1947 г.), совмещенная с отменой карточной системы военных лет. Реформа сопровождалась деноминацией рубля (10: 1), но при этом счета на сберкнижках до 3 тыс. руб. оставались неизменными, от 3 до 10 тыс. переоценивались как 3: 2, от 10 до 100 тыс. – 2: 1, и только свыше 100 тыс. – 10:1; облигации займов – 3:1. Реформой было обесценено до трети сбережений населения (сельского, ввиду отсутствия в деревнях сберкасс, имевшего возможность хранить деньги только наличными, – более половины), но достигнуто сжатие денежной массы, которое позволило ежегодно с 1948 г. проводить весеннее снижение розничных цен в государственной торговле. До 1954 г. цены на продовольственные товары были снижены в среднем в 2,1 раза, на промтовары – в 1,7 раза, что создавало у городского населения впечатление изменений к лучшему, но их оборотной стороной, как повелось при Сталине, было угнетение деревни.

Угнетенное состояние сельского хозяйства

Первый послевоенный год оказался (как и во всей Европе) неурожайным. Сбор зерна с гектара в 1946 г. (4,6 ц) был почти вдвое меньше, чем в 1940 г. (8,6 ц), а валовой сбор (39,6 млн т) – почти в 2,5 раза меньше (95,6 млн т). Несмотря на это, для укрепления не только "лагеря социализма", но и позиций коммунистических партий в западных странах (особенно во Франции), Сталин вновь организовал экспорт зерна, обрекая сотни тысяч жителей России, Украины, Молдавии на голодную смерть в 1946–1947 гг.

В эти годы проходила коллективизация в недавно советизированных республиках и областях (Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина, Молдавия), сталкиваясь с ожесточенным сопротивлением местных жителей – и пополняя число заключенных ГУЛага. Оно росло также за счет осужденных за хищения хлеба (около 400 тыс. человек; кроме того, свыше 10 тыс. колхозных руководителей было осуждено за недостаточную жесткость по реализации плана заготовок или утайку зерна от государства). Правительственный указ о "посягательстве на государственную и колхозную собственность" предусматривал за хищения от 5 до 25 лет лагерей. По инициативе первого секретаря ЦК Компартии Украины Н. Хрущева был введен закон о ссылке в Сибирь руководителей колхозов, нс выполнявших хлебозаготовки.

Крестьяне могли выживать только за счет ЛПХ, но и здесь они страдали от нажима государства; использовавшиеся в военные годы для личных посевов и выпаса скота, огородничества и садоводства колхозные земли были отобраны у колхозников, а налоги на урезанные ЛПХ увеличены. За пятилетку удельный вес ЛПХ в доходах колхозников сократился с 69,5 до 45,3%.

Тяжелые условия жизни и труда в деревне гнали людей с земли на асфальт. За 1946–1953 гг. отток населения в города составил 8 млн человек. Дети колхозников различными путями пытались вырваться из деревни: через службу в армии, высшее образование, оргнаборы на "великие стройки коммунизма", в которых был задействован также контингент ГУЛага, выросший за 1945– 1950 гг. на 1,1 млн и достигший 2,56 млн человек.

Четвёртая пятилетка - четвёртый пятилетний план развития народного хозяйства СССР и соответствующий ему этап истории страны с 1 января 1946 г. до 31 декабря 1950 включительно. Начало периода послевоенного .

Главная задача пятилетки

Формула главной задачи 4-й пятилетки - «послевоенное восстановление народного хозяйства СССР и его дальнейшее мирное развитие ».

После войны И.В.Сталин, по ряду признаков, стал выстраивать новую систему распределения функций управления народным хозяйством между партией и органами государственной власти. Так или иначе, 4-я пятилетка была единственной в истории экономики СССР, план которой не выносился на рассмотрение съезда партии. Если главный документ 1-го пятилетнего плана имел статус директив, а 2-й и 3-й пятилеток - резолюций партсъездов, то в основе 4-й пятилетке это был «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства», принятый сессией Верховного Совета СССР.

Одновременно с принятием закона о пятилетнем плане Верховный Совет СССР преобразовал высшие институты управления экономикой: СНК - в Совет министров СССР, а наркоматы - в министерства.

В 1947 г. были образованы Госснаб (госкомитет по снабжению народного хозяйства) и Гостехника (госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство).

Денежная реформа

Важнейшим событием 4-й пятилетки в сфере финансов и торговли стала денежная реформа 1947 г., проведённая одновременно с массовым снижением цен и отменой карточной системы. В результате выросла покупательная способность рубля и повысилась реальная зарплата. Проведённая тогда же конверсия облигаций Государственного займа 1938 г. позволила собрать статистику для организации конверсии остальных займов, которая состоялась в следующем году.

В ходе реформы бумажная наличность была обменена на новые купюры в соотношении номиналов 10:1. Примечательно, что набор их колеров по номиналам полностью повторял последние банкноты царской России. Вклады подверглись дифференцированной переоценке. Мелкие (до 3000 руб), составлявшие 80% всех вкладов, не переоценивались, и таким образом их владельцы получили существенную «премию». Для сумм от 3 до 10 тыс.руб. отношение обмена было установлено 3:2, а от 10000 руб. и выше - 2:1. Розничные цены снизились в среднем на 17%, а цены колхозных рынков более, чем в 3 раза.

Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после её проведения.Реформа ударила прежде всего по спекулянтам, державшим свои накопления на руках. При том, что наличноденежная масса уменьшилась с 43,6 до 14 млрд руб., не было предъявлено к обмену дензнаков на сумму около 4 млрд руб.

В 1948 г. все госзаймы предшествующих лет были конвертированы в Государственный 2% заём 1948 г., после чего в 1949–57 гг. ежегодно выпускался новый государственный заём.

28 февраля 1950 г. была произведена ревальвация рубля к доллару, с 5,3 до 4 рубля. Новое золотое содержание рубля было определено равным 0,222168 г.

Среднегодовые затраты на займы составляли в 1956 г.: на одно крестьянское хозяйство 214 руб. (17,83 в месяц), а у рабочих и служащих 76,6% месячной зарплаты (6,4% в месяц).

Политика розничных цен

На первую послевоенную пятилетку легла непростая задача отмены карточной системы распределения ряда товаров массового спроса. Карточные системы и нормативы распределения во время второй мировой войны действовали и в ряде крупнейших капиталистических экономик; нормирование распределения прочно закрепило за собой роль одного их мощнейших инструментов государственно-монополистического регулирования. К нему буржуазное государство прибегает при каждом случае, когда либеральные принципы свободы рынка и ценообразования в силу тех или иных факторов чреваты катастрофическими последствиями для господства капитала.

Антисоциальный характер буржуазного государства в полной мере проявляется в те моменты, когда по завершении полосы усиленного госрегулирования приходится отменять нормы и карточки. Так, зимой 1945-1946 года западные зоны побеждённой Германии по вине союбзников потерпели самую настоящую гуманиторную катастрофу, когда от голода и холода погибли десятки тысяч мирных жителей - стариков, женщин и детей. Полуголодное существование влачили в эти годы и жители рядва другиз периферийных стран, например, Норвегии. Помощь, предоставленная впоследствии по , имела на этом фоне значительный пропагандистский эффект и позволила мировому империализму удержать в своей орбите страны, население которых в годы мировой войны стало объективно склоняться к социализму.

Гипотетическая возможность получения кредитов Советским Союзом по этой линии, о которой рассуждают некоторые публицисты, была блефом. Реальный объём инвестиционных ресурсов и товарной массы, которые могли предоставить США другим странам по окончании войны, были внушительны, но не безграничны. Для СССР с учётом масштабов разрушений и численности населения требовалось едва ли не больше, чем континентальной Западной Европе - США чисто физически не смогли бы предоставить Советскому Союзу такие средства. Поэтому «кабальные условия» предоставления средств служили дополнительной гарантией тому, что СССР не спутает все карты, формально запросив у Запада кредиты под машины, оборудование и товары массового спроса.

Цены на товары оставались выше предвоенных, и поэтому после денежной реформы и вплоть до 1954 г. ежегодно проводилось их снижение. В 1954 г. цены составляли уже 43% от уровня 1947 г., но ещё превышали предвоенные. Ежегодное снижение розничных цен служило инструментом повышения благосостояния одновременно всего населения, при этом в наибольшем выигрыше оказывались наименее оплачиваемые слои населения, в том числе крестьянство.

Чтобы предотвратить ажиотажную скупку товаров, перед отменой карточек был предварительно накоплен товарный запас на сумму 1,7 млрд. руб. После отмены карточек, с переходом к единым розничным ценам резерв был «разбронирован» и поступил в торговые сети городов (1,1 млрд.руб.) и сёл (0,6 млрд руб.).

Некоторые итоги пятилетки

За 4-ю пятилетку было восстановлены и введены в действие 6,2 тыс., или практически все крупные промышленные объекты. Капиталовложения в народное хозяйство составили 48 млрд. руб. Был восстановлен Днепрогэс, металлургия, заводы Юга и шахты Донбасса. К концу 1948 г. промышленность вышла на довоенный уровень. В городах и посёлках восстановили и построили 201 млн.м² общей площади, в т.ч. 2,7 млн. индивидуальных домов на селе. Всё жильё государство предоставляло, как и прежде, бесплатно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!