Методологический анализ причин и условий, способствующих вовлечению в террористическую деятельность. Почему подростки становятся террористами? Завлечение подростков в террористические организации

Террористы все чаще используют детей и подростков для своих страшных дел. В некоторых странах, где существуют их действующие ячейки, детей просто похищают. Их бьют, запугивают, натаскивают как смертников, привлекают к массовым казням, "промывают мозги". В более развитых странах, где прямой контакт невозможен, террористы ищут потенциальных жертв в соцсетях. Процесс занимает больше времени, дети из благополучных семей часто не идут на контакт, но трагедии бывают. Детский и подростковый психолог Психологического центра на Волхонке Максим Прохоров рассказал , почему юные любители соцсетей попадают под негативное влияние, что об этом стоит знать родителям и как предупредить беду.

Почему подростки "ведутся" на сомнительные группировки?

Дело в том, что подростку очень важно состоять в группе и иметь какую-то идеологию. Пока ребенок маленький, родители говорят ему, что и как нужно делать. Позднее, в подростковом периоде, они начинают задаваться вопросами и иногда выступать против родителей. "Начинается бунт. Именно в такие моменты подростку бывает не на что опереться, тогда и активизируются тоталитарные секты и другие противоправные организации. Они предлагают четкую идеологию, определяют место подростка в группе. Там ребенок снова понимает, кто главный, что будет дальше, что делать, кто его враг", — пояснил Максим Прохоров.

По словам психолога, "защищенность" подростка в такой в ситуации зависит от того, насколько он нашел свое место, насколько доверительные отношения в его семье, чувствует ли он стабильность в своей жизни. Если вышеперечисленные факторы отсутствуют, то риск попасть не в ту компанию выше. "Такие вещи не происходят внезапно. Если ребенок подался "не туда", скорее всего, перед этим он прошел путь неблагоприятных отношений в семье", — отметил он.

Осторожно, опасность!

Вербовщики часто ищут "кандидатов" и осуществляют их первичный отбор по информации на страницах в соцсетях. Максим Прохоров подчеркивает, что на страничке подростка в Интернете ни в коем случае не должно быть информации о том, где он живет, где работают его родители. Нельзя отвечать на такие вопросы незнакомым людям. Объяснить, почему это важно - задача родителей.

Что стоит знать родителям

Зачастую родители не являются активными пользователями соцсетей. Однако им стоит знать о полезных опциях большинства сайтов, например, о "черном списке", возможности пожаловаться администратору и т.д. "Опция "черный список" позволяет заблокировать любого человека, который досаждает какими-то вопросами. После этого он никак не сможет связаться с ребенком. Это необходимо объяснить ребенку, показать, как это делается, разобраться самим", — пояснил Прохоров.

Пресечь общение на корню

"Часто вербовщики, которые хорошо разбираются в психологии, предлагают ребенку то, чего ему не хватает: любовь, поддержку, ощущение силы или причастности к чему-то большему. Поэтому отказать им подростку бывает очень тяжело", — объяснил . В таком случае психолог посоветовал обучить подростка правилу "общения с назойливыми торговцами". На любые вопросы научиться отвечать "Нет, спасибо, я в этом не заинтересован". Задача заключается в том, чтобы вообще не входить в диалог с человеком, если он не нравится, предлагает что-то сомнительное или не вызывает доверия. При этом специалист пояснил: подросткам часто сложно отказать посторонним людям, потому что они с детства привыкли к авторитету взрослых. Им мешает установка "взрослые всегда правы, они лучше знают, как и что". В результате подросткам кажется, что говорить взрослым "нет" или сопротивляться - нехорошо. Многие родители с самого детства учат детей именно этому, напомнил он.

Как предупредить

Приучать мыслить самостоятельно. Психолог советует с самого детства развивать самостоятельное мышление ребенка: когда он что-то спрашивает, можно спросить в ответ: "А как ты сам думаешь?". Добиться этого можно также чтением и обсуждением книг, просмотром кинофильмов и т.д.

Наладить доверительные отношения. Родителям имеет смысл как-то работать со своим подростком, даже если он бунтует, закрывается в комнате и так далее.

Расширить круг доверия. По словам Прохорова, если ребенок не уверен, что какое-то общение безопасно, то с этим вопросом ему лучше обратиться к взрослым, которым он доверяет. "Необходимо, чтобы у ребенка были не только родители, но и другие взрослые, которым он мог бы доверять: бабушки, дедушки, спортивный тренер и т.д. Они должны помочь ребенку понять, что происходит", — подчеркнул эксперт.

Рассказать об опасности. Желательно рассказать подростку, чем может быть чревато общение с незнакомцами в Сети. Однако психолог предостерег родителей от "запугивания", когда детям и подросткам начинает казаться, что за каждым углом их поджидают террористы и сектанты.

В заключении психолог отметил, что в школах нужно ввести какую-то профилактику. "Психологи могли бы выявлять детей из группы риска и работать с ними", — подытожил он.

Когда стоит бить тревогу

Стоит обращать внимание на странности в поведении подростка и не стесняться обращаться к психологам. "Если у родителей есть подозрения, что ребенок попал под негативное влияние какой-то группировки, то при доверительных отношениях стоит вывести его на откровенный разговор. Если таких отношений нет, ребенка нужно изолировать от Интернета, чтобы разобраться в происходящем", — отметил он. По словам психолога, без доверия подростка сложно чего-то добиться, если нет взаимопонимания между родителями и детьми, работать с ним должен специалист.

Что побуждает человека заниматься террористической деятельностью, какие мотивы толкают его в члены террористической организации? Ответ на этот вопрос следует искать в глубинах его психологии. Конечно, безусловно, существуют социальные, политические, экономические и многие другие причины, порождающие терроризм, но все они преломляются в личности и наличие определенных личностных факторов, психологических механизмов, личностной предрасположенности, в конце концов, приводят человека в ряды террористов.

Нельзя не согласиться с мнением известного специалиста в области психологии терроризма профессора Д.В.Ольшанского, который считает, что терроризм это оружие слабых. Либо физически, материально слабых - либо духовно, психологически.

Психологи выделяют ряд личностных предрасположенностей, которые часто становятся побудительными мотивами вступления индивидов на путь терроризма: сверхсосредоточенность на защите своего "Я" путем проекции с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью; недостаточная личная идентичность, низкие самооценки, элементы расщепления личности; сильная потребность в присоединении к группе, т. е. в групповой идентификации или принадлежности; переживание большой степени социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы. При этом нельзя сказать, что приведенный набор этих характеристик является каким-то обобщенным психологическим профилем личности террориста. Важное значение в ряде случаев имеют политико-идеологические мотивы вступления в террористическую группу. Но они чаще являются формой рационализации более глубинных личностных мотивов - стремления к укреплению личностной идентичности и, что особенно важно, потребности принадлежности к группе.

Террористическая группа в психологическом смысле снимает у индивида неполноту или расщепленность психосоциальной идентичности. Она становится для него стабилизирующим психологическим основанием, позволяющим чувствовать себя целостной личностью, важным компонентом его самосознания и обретения смысла жизни, мощным механизмом духовной, ценностной и поведенческой стереотипизации.

Для личности террориста характерно негативное мироощущение, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Это противоречие с идеалом трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности; в результате для личности террориста характерна позиция “ Я хороший, мир плохой”. Эта позиция становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать любые деструктивные действия. Таким образом деятельность террористов принимает характер деструктивной самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная концепция уверенности в своей правоте, которая сводит на минимум возможности позитивного воздействия на террористическую группу и отдельного террориста.

Понятно, что терроризм вызывается комплексом факторов. Будущие террористы вступают на этот путь под влиянием общества, семьи и средств массовой информации - в наибольшей степени на них влияют модные в данной среде идеи. Религиозная принадлежность здесь является лишь одним, хотя и достаточно важным фактором. Религиозные взгляды позволяют лидерам террористических организаций легче рекрутировать новых сторонников и подводить под их действия идеологическую базу. Но, при этом, каждая террористическая группа преследует конкретные политические цели. Совмещение сакральных религиозных заповедей и сиюминутных политических целей по сути своей абсурдно, но адептов террористической идеологии это противоречие не смущает.

Терроризм силен, потому что террористам, как правило, нечего терять. В подавляющем большинстве случаев, они находятся под влиянием религии или иных идеологий, прославляющих мученичество и самопожертвование.

Помимо личностных факторов выделяют и ряд социально-психологических факторы, обеспечивающих вовлеченность в террористическую деятельность. Среди них можно выделить следующие:

  • · использование различного рода психотехнологий, направленных на «промывание мозгов» (внушающее воздействие, идеологическая обработка, зомбирование и т.д.);
  • · механизм групповой идентификации, обеспечивающий людям с ущербной самооценкой возможность почувствовать себя полноценной личностью, приобщаясь к числу «избранных, призванных к исправлению мира»;
  • · деиндивидуализация психики - возникает «групповая мысль», содержание которой без критики и какой-либо попытки самостоятельности разделяется членами группы. Конфронтация определяет главное содержание этой мысли. Весь мир делится на «наших» и «не наших». Все, что исходит о «наших», любые их высказывания и действия, безраздельно одобряются. Все, что исходит от «не наших», априорно осуждается и объявляется порочным. Любая информация противоречащая такой железной установке, блокируется и не воспринимается.
  • · конфликтные ситуации, особенно конфронтации с органами правопорядка, довольно часто криминальный и асоциальный опыт;
  • · личные связи с членами террористических организаций.

Особенно важно проведение такой профилактической работы в отношении молодежи, так как именно молодое поколение из-за различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем.

Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, слабое регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийный возможности.

Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов.

Что делать если вам предлагают заняться экстремистской деятельность?

Главное не соглашаться, ни какие доводы и уговоры не должны зародить в вас сомнения.

Обязательно запомните данные того человека от которого поступило предложение, если нет конкретных данных (ФИО), т.к. чаще всего пользуются псевдонимами или подставными именами, то запишите электронный адрес или любые данные полученными от человека.

Что делать если вам угрожают по телефону?

Снимая трубку, не называйте себя и не повторяйте ваш номер;

Никогда не рассказывайте ничего о себе и не говорите, что вы единственный, кто находится в помещении (квартире);

Если у вас установлен автоответчик, не записывайте своего имени и номера телефона и не говорите, что вас нет дома или что вы в отпуске. Автоответчик должен сообщать только то, что в данный момент вы не можете подойти к телефону;

Если звонящий спрашивает ваше имя и номер телефона, спросите, кто именно и какой номер телефона его интересует, а в ответ скажите - туда или не туда он попал;

Позаботьтесь о том, чтобы и другие члены вашей семьи придерживались этого порядка;

Постарайтесь записать разговор. Запись угрозы может быть представлена правоохранительным органам для проведения необходимых по защите мероприятий;

Прежде всего, следует выяснить причины и мотивы угрозы, уяснить, чем вас конкретно пытаются шантажировать: в начале разговора и в последующем стремитесь показать, что сообщаемые звонящим сведения воспринимаются как недоразумение и вас не волнуют. В таком случае звонящий может коснуться, содержания, источников получения информации и т.д.

По каким признакам можно распознать террориста в толпе?

Первое – это неадекватное поведение. Оно может выражаться в том, что люди ведут себя нервозно или, наоборот, заторможено, слишком сосредоточены, молчат все время, бездействуют. Посмотрите, у каждой толпы есть признаки, все куда-то идут, а один идет медленнее остальных или вообще стоит на ходу, мешает всем. Люди, которые попадают в мегаполис, а не живут в нем, железно выпадают из его ритма, даже если их ведут за руку. Местный не должен себя так вести. Обратите внимание на глаза, руки: куда смотрит, что в руках.

Внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой - то посторонний предмет). Несоответствие общепринятым городским (дешевые, мешковатые куртки) или сезонным стандартам. Хотя это сейчас выявить трудно, но обращать внимание надо. А когда потеплеет еще больше, это сразу будет бросаться в глаза.

В качестве маскировки для взрывных устройств террористами могут использоваться обычные бытовые предметы: коробки, сумки, портфели, сигаретные пачки, мобильные телефоны, игрушки.

Специалист по работе с молодежью Штри М.И.

Исследование понятия терроризма является одной из сложнейших проблем мировой науки и практики. В настоящее время существует около двухсот определений терроризма, и ни одно из них не является общепризнанным. Это говорит о многогранности, сложности и многоликости этого явления.

Актуальная задача изучения сложнейшего процесса вовлечения людей в террористическую деятельность состоит в разработке фундаментальной концептуальной базы, опираясь на которую исследователи получили бы возможность эффективно соотносить и координировать различные подходы к проблеме. Необходимо создавать все более адекватную теорию изучаемого явления. А в практическом плане следует предложить способы научной идентификации значимых моментов изучаемого процесса, что существенно способствовало бы совершенствованию всей системы контртеррористических мероприятий.

В проводимых исследованиях мы опираемся на определение терроризма, которое представлено в Федеральном законе РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ, где терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

Согласно статье 3, пункту 4 этого закона, противодействие терроризму представляет собой «деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».

Для создания эффективной и обоснованной государственной системы предупреждения терроризма необходимо провести анализ и классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, и разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия. Для конкретной реализации этой задачи необходимо:

1) построить классификацию причин и условий, установить ее структуру, иерархию и региональное распределение;
2) выявить причины и условия, требующие приоритетного воздействия;
3) разработать рекомендации по влиянию на эти причины и условия, указать возможные индикаторы эффективности воздействия.

Предлагаемая нами классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, ориентирована, прежде всего, на практическое построение научно обоснованной и действенной государственной системы противодействия терроризму.

Классификация причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность должна опираться на системный подход в понимании терроризма. Это значит, что терроризм рассматривается как определенное социальное явление, представляющее из себя сложнейшую систему из множества взаимодействующих между собой элементов и совокупности отношений и связей между этими элементами. Такой подход является самым эффективным из всех возможных, так как он позволяет не упустить ни один важный фактор и/или взаимодействие факторов в структуре терроризма как явления, и, в конечном итоге, создать адекватную (а значит, и практичную) модель соответствующих причин и условий.
Прежде всего, следует отметить, что создаваемая модель причин и условий является конкретно-историчной, т.е. описывает не причины и условия вовлечения граждан в террористическую деятельность вообще, а именно граждан современной России. В истории цивилизации терроризм возникал и раньше, и в России, и в других странах, однако его сущность могла сильно отличаться от современного терроризма, который мы наблюдаем в России. Однако, понимая терроризм в конкретно-историческом аспекте, мы рассматриваем его и как часть современного общечеловеческого явления, от которого тяжело страдают и многие другие страны. Именно такое, вытекающее из системного подхода, сочетание конкретно-национального и общечеловеческого в изучении терроризма позволяет синтезировать опыт отечественных и иностранных социологов, политологов, философов психологов и других специалистов.
Еще одно предварительное замечание касается роли психологии для решения поставленной цели. Психология в настоящий момент является ведущей социальной наукой, она приобретает все большую и большую практическую силу и, что очень важно, создает научно обоснованную идеологию позитивного преобразования общества, конструирования новых социальных реальностей. В частности, именно психология во многом ответственна за разработку научной «контридеологии» к идеологии террористического насилия и создание социально-психологических технологий внедрения такой «контридеологии».

Важно проанализировать сущность, структуру, виды и формы терроризма. Основными отличительными чертами терроризма являются:

1. Высокая общественная опасность террористической деятельности.
2. Публичность осуществления террористической деятельности.
3. Преднамеренное создание обстановки страха, подавленности и напряженности как средства воздействия на лиц, принимающих решения и вынуждения их к действиям в интересах террористов.
4. Жертвы террористического акта являются средством для воздействия на общественное мнение и властные структуры.
5. Готовность террористов в процессе совершения террористического акта к самопожертвованию.
6. Неоднозначность оценки террористической деятельности с позиций разных социальных групп.

Зарубежные и отечественные философы, политологи, историки, юристы, социологи, психологи выдвигают различные критерии для классификации видов терроризма. Однако при всем многообразии и несовместимости подходов все-таки можно выделить пять общепризнанных форм терроризма: социальный, политический, идеологический, информационный, экономический. В юридической литературе также можно встретить понятие суицидный терроризм, который определяют как готовность пожертвовать своей жизнью в интересах достижения определенной политической цели. В последнее время выделяют и технологический терроризм, под которым понимают незаконное использование ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия или его компонентов для достижения политических, экономических и иных целей.

Классификацию причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, возможно проводить по многим разным основаниям.
Большую часть важнейших причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, предварительно можно разделить на несколько крупных таксономических групп с последующей детализацией.

Существуют объективные условия и субъективные причины, способствующие всплеску в обществе террористической деятельности. Базовым объективным условием роста террористической деятельности в нашей стране явились сложные процессы политического, экономического и социального порядка, связанные с преобразованием российского государства, с процессами глобализации и информационных противостояний в мире.

В результате проведенных исследований были выделены следующие причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность (первый уровень):

1) идеологические;
2) политические;
3) экономические;
4) социальные;
5) этнические;
6) конфессионально-религиозные;
7) административно-территориальные и региональные;
8) психологические;
9) ситуативно-критичные.

Внутри этих классов условий структурно выделяются иерархически подчиненные подклассы разного уровня. Для каждого из этих классов существует региональное распределение и специфичность/неспецифичность входящих в подклассы причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.
Необходимо подчеркнуть, что указанный перечень является предварительным и в последующем будет доработан, уточнен и детализирован.

Важно отметить, что все эти условия в конечном итоге действуют на индивидуальное и групповое сознание граждан, и поэтому требуют тщательного психологического анализа.
Идеология понимается как набор важнейших ценностей (аксиология), важнейших смыслов (в том числе смысла жизни), декларируемых идеалов. Идеология насилия связана с субъективной ролью насилия как приемлемого, и, более того, необходимого инструмента достижения целей (в основном политически-сепаратистских и/или религиозно-фанатических), причем инструмент (насилие) часто приобретает самостоятельную ценность и мотивирующую силу. Формирование идеологии насилия (которая потом часто толкает человека на занятие террористической деятельностью) изучается психологией и не может быть понято в отрыве от других психологических процессов. Соответственно, для научного описания идеологии насилия в аспекте провоцирования терроризма следует рассматривать психологические факторы вовлечения в терроризм (а также и все другие, прежде всего религиозные и этнические), и во взаимодействии с ними и анализировать механизмы такого идеологического вовлечения в терроризм.

Группа внешнеполитических условий связана с фактом финансирования российских террористов рядом зарубежных негосударственных организаций и фондов и недостаточной борьбой зарубежных спецслужб с этим явлением. Соответственно, эти деньги при поступлении их в Россию тратятся на пропаганду терроризма и вербовку новых членов. Перекрытие этих каналов является важным аспектом профилактики вовлечения граждан в террористическую деятельность. Вторая группа условий связана с внутрирегиональными политическими процессами, способствующими вовлечению граждан в террористическую деятельность. Одной их причин повышенной террористической активности являются внутриполитические процессы в определенных регионах, связанных не только с террористическим оппонированием федеральному центру, но и с внутренней борьбой локальных элит и кланов. Такого рода причины и условия очень активно способствуют вовлечению граждан в террористическую деятельность на одной из сторон. Третья группа факторов связана с проблемой коррупции и неудовлетворительного качества госуправления на региональном и муниципальных уровнях. Слабые и неэффективные институты власти не борются с терроризмом, попустительствуют ему. Террористы могут подкупать должностных лиц, подкупом доставать оружие, коррумпированные чиновники могут просто преступно бездействовать и не препятствовать пропаганде терроризма, что приводит к вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.

Отношения между обществом, в т. ч. муниципальной, региональной и федеральной администрациями и терроризмом могут рассматриваться как коммуникативный акт, подчиняющий законам человеческой коммуникации. В этом случае для более глубокого понимания психологической природы терроризма террористический акт может быть представлен в рамках модели коммуникативного акта, включающего ряд взаимосвязанных элементов.

В случае нарушения коммуникации между обществом и властью власть доводит до общества свои желания, а народ, в силу коррумпированности власти (особенно на самом низком, муниципальном уровне) не может довести до власти свои желания и нужды, т. е. обратная связь не работает. Под таким углом зрения теракт может рассматриваться как попытка определенных групп все-таки довести до власти свою точку зрения, пусть и таким противозаконным путем, т. е. теракт — это способ восстановить двуна-правленность коммуникации между чиновниками и населением и привлечь внимание к своим проблемам.

Следует отметить неспецифичность экономического фактора самого по себе, т. е. экономические проблемы приводят ко многим видам преступной деятельности и социальных напряжений, в том числе и терроризму. Террористическая группа —это определенный «работодатель», возможно, гораздо более привлекательный с точки зрения оплаты, чем легальный работодатель, если таковой вообще есть в данной местности. В ситуации экономической депрессии и безработицы есть два незаконных выхода — или вступить в организованную преступную группу, или стать членом террористической ячейки. Вторую группу провоцирующих терроризм экономических факторов («структура промышленности, современность региональной экономики»), удобнее всего анализировать через региональное распределение. Рассматривая группу регионов Южного Федерального округа (ЮФО) с повышенной террористической активностью, можно увидеть, что в связи с резкой деиндустриализацией Чеченской республики в 1990-е годы и массовым исходом квалифицированной образованной рабочей силы из этого региона (а также из Ингушетии и Дагестана) резко снизился технологический уровень промышленности и, соответственно, уровень образованности населения, что, скорее всего, снизило иммунитет к пропаганде террористов. Экономика этих регионов стала архаичной, ее структура стала неблагоприятной и нетребовательной к уровню образованности, т. е. произошли массовые процессы обратного развития экономики.

Таким образом, современность региональной экономики и промышленности, связанная с образованной и квалифицированной рабочей силой, служит профилактическим заграждением от пропаганды терроризма и других экстремистских и радикальных идей, а архаичность региональной экономики и промышленности провоцирует население к занятию террористической деятельностью.

Наиболее важными демографическими характеристиками, связанными со вступлением в террористическую организацию, являются пол и возраст. Существует связь между этими факторами и людьми, приходящими в террористическую организацию. Большинство — это молодые люди; под молодыми в данном случае следует понимать тинэйджеров и тех, кому от 20 до 30 лет; большинство из них —мужчины.

Порождаемый терроризмом эффект распространяется с помощью механизмов психологического воздействия через СМИ. Главное средство терроризма — воздействие на чувства больших масс людей, устрашение населения, создание страха, утрата людьми таких базовых понятий, как «цель жизни», «смысл жизни», «жизненные ценности».

Образовательные факторы в их негативном варианте —в виде необразованности — очень важны в структуре провоцирующих терроризм причин и условий. Необразованный человек не получает культурно-образовательной прививки от пропаганды терроризма и становится к ней уязвим.

В ситуации получения подростками и молодежью меньшего внимания и худшего воспитания и со стороны и родителей, и со стороны государства, происходит их дезориентировка в плане идеологии и духовных ценностей. Эти факторы влияют на уязвимость современной молодежи к пропаганде терроризма.

Терроризм произрастает в питательной маргинализированной экстремистской среде. Такие социальные проблемы, как алкоголизм и наркомания, маргинализируют человека, повышают его агрессивность и часто толкают его в эту криминальную и экстремистскую среду, откуда он может быть рекрутирован в качестве террориста-исполнителя.

Сепаратистские силы представлены постоянно нарождающимися элитами полиэтнических государств и государственных образований в рамках федераций, ищущих доступ к самостоятельной политической власти и экономическим ресурсам. Активность этим силам придает стремление к материальному обогащению.

Конфессионально-религиозные причины и условия, способствующие вовлечению граждан в террористическую деятельность, являются одними из самых мощных и непосредственно действующих. Существует четкая тенденция усиления именно религиозного, а не национально-сепаратистского типа терроризма, причем число жертв гораздо больше при религиозно мотивированных терактах.

Административно-территориальные и региональные причины и условия, способствующие вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, в основном рассматриваются нами как региональный аспект всех других типов нашей классификации. Коррупция, низкий уровень государственного администрирования и слабая обратная связь от населения к местным властям являются общероссийскими проблемами.

Кроме того, существует еще фактор пограничности регионов, связанный с тем, что наиболее проблемные в плане терроризма субъекты ЮФО находятся на южной границе РФ. Слабые госграницы способствуют проникновению в эти регионы агентов международного терроризма (а также смешанного криминально-террористического капитала), развертыванию ими соответствующей агитации и вовлечению российских граждан в террористическую деятельность.

Ключевым вопросом среди психологов, исследующих феномен терроризма, является вопрос о том, что приводит того или иного человека в террористическую организацию; почему некоторые предпочитают оставить карьеру и развитие в обычном обществе ради зачастую опасного для жизни членства в незаконной группировке, призывающей к насилию.
Главная предпосылка заключается в том, что терроризм лучше всего будет понят сквозь призму психологической интерпретации материальных условий и возможностей преодолеть кажущуюся несправедливость, особенно несправедливость в процессах принятия решений.

Исследователи, интересующиеся глубинной мотивацией террористов, указывают на большое значение положительной привлекательности ощущения принадлежности к тайной могущественной организации, способствующее успешному решению задачи самоидентификации при сохранении самого высокого уровня самооценки. При рассмотрении подобных глубинных мотивационных основ вовлечения в террор нередко используется понятие «соблазн». Именно соблазны следует рассматривать как основные источники субъективной привлекательности терроризма. Они могут быть многочисленными и в какой-то степени индивидуализированными, но имеют единую психологическую сущность — когнитивно простое, быстрое и эффективное решение обычно труднорешаемых жизненных задач.

Под ситуативно-критичными причинами и следствиями, способствующими вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, нами понимаются такие факторы, которые имеют не фундаментальную, постоянно действующую природу, а временную, связанную с каким-то важным, но преходящем событием в жизни региона или всей России. Одним из ключевых факторов такого рода стали военные действия на юге России. Военные действия, которые масштабно велись в Южном федеральном округе во время контртеррористических операций 90-х и начала 2000-х годов стали важным фактором, который сформировал определенный провоцирующий вовлечение в терроризм социальный фон.

Создание классификации причин и условий, способствующих вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, позволит не только лучше понять само это явление, но и выработать систему рекомендаций по оказанию эффективного влияния на эти причины и условия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!